Президенту Республики Татарстан
Р.Н. Минниханову

О нарушении прав и законных интересов
граждан незаконной сдачей в аренду участков рек


Уважаемый Рустам Нургалиевич!


Ко мне, как депутату Государственного Совета, обратились жители г. Нижнекамска с жалобой на нарушение их прав и законных интересов незаконной сдачей в аренду участков водных объектов.
В соответствии с п. 2. ст. 36 Конституции Российской Федерации «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г.) «Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи».
П.2 ст. 10 указанного закона «Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности».
Таким образом, рыба в реках – федеральная собственность.
В соответствии с п. 1. ст. 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г.) «Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона».
В соответствии с п. 7. ст. 24 указанного выше закона «При утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыбопромысловых участков, установленного статьей 18 настоящего Федерального закона, необходимо обеспечить предусмотренные частью 1 настоящей статьи права граждан».
В соответствии с п. 1. ст. 12 Водного Кодекса Российской Федерации «По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату».
Ничего криминального в этом нет, если водный объект имеет четкие границы, например, пруд, озеро и, если имело место выяснение мнения населения, но когда в аренду сдается часть реки – общенародного достояния, то возникают вполне обоснованные претензии со стороны граждан. Очевидно, что река имеет более или менее четкие границы лишь с двух сторон (вдоль своего русла), а потому выделить какую-либо ее часть возможно лишь теоретически, а проконтролировать вклад арендатора в поддержании биоресурсов такой части водного объекта в нормативном состоянии вообще невозможно.
Как результат части рек сдаются в аренду, арендатор устанавливает плату за пользование данным водным объектом и преспокойно получает доходы, не неся никаких расходов. Если, арендуя пруд (водный объект с четко ограниченной территорией) с целью продажи права на рыбную ловлю, арендатор вынужден вкладывать средства, запускать рыбу, то, арендуя участок реки с целью продажи права на рыбную ловлю, арендатор уверен, что рыба всегда придет по реке и на его часть водной территории.
Как указывают заявители, в прошлом году все реки, озера и водохранилища были разделены на участки, которые этим летом были сданы в аренду сроком на 20 лет. В Татарстане таким образом 12 водных участков обрели своих хозяев.
В начале сентября нижнекамских рыбаков поставили перед фактом: теперь самые рыбные места доступны только за деньги. Людям непонятно, почему они за спортивную рыбалку должны платить? В Нижнекамском районе билеты на рыбную ловлю реализует «Нижнекамская нефтебаза». Это предприятие получило в аренду рыбопромысловый участок Камы со всеми заливами, затонами и протоками. Тариф на рыбалку собственник устанавливает на свое усмотрение. Так, суточная путевка на Камполянский участок стоит 150 руб., а на Мензелинском –50. Рыбалка в субботу-воскресенье на участке в Тетюшском районе обойдется в 500 руб., а недельный абонемент в Камполянской зоне стоит 300 руб. За две тысячи здесь можно рыбачить до конца этого года.
Очевидно, что такими действиями органов исполнительной власти грубо нарушаются права и законные интересы граждан – любителей рыбной ловли и активного отдыха (например, сплав по реке на плавсредствах).
Вопреки гарантиям п. 1. ст. 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" наши граждане лишены права свободно пользоваться реками и бесплатно рыбачить. Учитывая, что власти имеют намерения сдать в аренду и береговую зону, то рядовые граждане будут вынуждены или платить за отдых у реки, либо обходить реки стороной. Более того, такого рода решения органов исполнительной власти приводят к тому, что граждане фактически лишены возможности беспрепятственно, не боясь нарваться на арендованный участок реки, сплавляться по рекам.
Не исключено, что власти руководствовались благими намерениями, в расчете на то, что частники очистят арендованные участки рек, приведут в порядок прибрежную зону, будут бороться с браконьерством и т.д. Но указанные благие намерения приводят к обратному результату. Наши граждане, являясь налогоплательщиками, вправе ожидать, что их налоговые поступления будут использоваться Государством рационально с учетом установленных Конституцией гарантий: на охрану природу, на профессиональную работу надзорных органов, на природоохранные мероприятия. Однако, власти фактически расписываются в своем бездействии, уверяя граждан, что реки сдаются в аренду частникам, так как власть беспомощна и не может обеспечить надлежащую борьбу с браконьерами, с нарушителями, оставляющими после себя мусор в акватории рек, принятие природоохранных мер и.т.д.
Очевидно, что частник не вправе задерживать браконьера, а может лишь сообщить в соответствующий орган и столь же очевидно, что частник, оплачивающий аренду части реки, не будет работать себе в убыток, и не менее очевидно, что проверить какие природоохранные мероприятия им проводятся, делается ли им что-либо для восстановления биоресурсов, невозможно.
Фактически народные богатства отдаются на откуп определенным коммерсантам, создавая им благоприятные условия для весьма доходного и практически беззатратного бизнеса.
Допускаю, что пруды и озера, можно сдать в аренду, но и то при условии, что жители того населенного пункта, где находятся указанные водные объекты, не возражают. А ведь доходит до того, что озеро, находящееся в центре деревни, становиться частным, либо сдается в аренду частнику, который тут же его огораживает и делает платным.
Исходя из вышеизложенного прошу Вас, уважаемый Рустам Нургалиевич, принять меры, направленные на обеспечение права граждан Республики Татарстан свободно и бесплатно (в соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") осуществлять спортивное и любительское рыболовство, беспрепятственно передвигаться по рекам Республики Татарстан на незапрещенных плавсредствах, а также дать указание проверить работу надзорных органов (в том числе нижнекамского рыбнадзора), которые не в состоянии, если верить печатным материалам (газета «Ваша газета» № 39 от 29.09.2010 г.), надлежаще исполнять свои обязанности, а потому нуждаются в привлечении к своей работе частников.


С уважением,
Руководитель фракции КПРФ,
Депутат Государственного Совета Х.Г. Миргалимов



Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 1 декабря 2010 года № 1359-IV ГС "О запросе депутата Государственного Совета Республики Татарстан Х.Г. Миргалимова"

Ответ № M/21109/7 от 11 января 2011 года >>>