Премьер-министру Республики Татарстан
И.Ш. Халикову

О нарушениях при реализации Программы социальной ипотеки и несогласии с ответом № М-17491/652 от 24.11.2011 г. за подписью премьер-министра Республики Татарстан И.Ш. Халикова на мой депутатский запрос


Уважаемый Ильдар Шафкатович!

Фракция КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан неоднократно поднимала проблемы обеспечения жильем наших граждан в рамках Программы социальной ипотеки.
В очередной раз данная проблема была поднята в депутатском запросе на Ваше имя на двадцать третьей сессии Государственного Совета Республики Татарстан.

На мой депутатский запрос пришла информация за подписью Премьер-министра Республики Татарстан И.Ш. Халикова (ответ № М-17491/652 от 24.11.2011 г.)

Ответом я не удовлетворен.

В своем депутатском запросе я указал, что «жилье строится без учета спроса, а именно, строятся нестандартные квартиры. Ликвидные стандартные квартиры, площадь которых не превышает нормативную, разбираются в первую очередь, а крупногабаритные квартиры требуют оплаты сверхнормативной площади по сверхнормативной цене, что многим участникам Программы социальной ипотеки не по карману. В итоге Программа социальной ипотеки становится вместо социальной ориентации нацелена на извлечение максимальной коммерческой выгоды».

Не предоставлен ответ в части массового строительства нестандартных квартир (со сверхнормативной площадью, оплачиваемой по сверхнормативной цене и без рассрочки).

Не предоставлен ответ в части мер, принятых по фактам превышения трехгодичного срока ожидания.

На сайте Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан 15.09.2011 г. размещено следующее объявление: «В 2010 году семьи, у которых наступил 3-х годичный срок ожидания, не выбрали 265 квартир. Фонд располагает достаточным количеством квартир для обеспечения семей, у которых наступит 3-х годичный срок ожидания. На 15.09.11г. таких семей 1248. Из них 243 семьи не принимали участия в выборе, 181 семья кроме того не осуществила накопления до 10% от стоимости квартиры. На сайте Фонда выставлено 1647 квартир для различных категорий граждан, из которых 1248 квартир для семей, у которых наступил 3-х годичный период ожидания. До конца года будет выставлено на выбор дополнительно более 650 квартир. Невыполнение условий по договорам осложняет ход реализации программы в связи с чем, Фонд внес в правительство Республики Татарстан проект Постановления, о том, что семьи, у которых наступил 3-х годичный период ожидания, не воспользовавшиеся правом выбора и не выбрали квартиры, утратят право на приоритетный выбор и будут участвовать в бюджетной квоте на общих основаниях». Однако, участники Программы указывают, что зачастую выбор ограничен нестандартными крупногабаритными квартирами, оплатить стоимость которых (учитывая, что сверхнормативная площадь должна быть оплачена предварительно (не в рассрочку) да еще и с повышающим коэффициентом) не каждой семье посильно.

Не решен вопрос о фиксации стоимости квадратных метров с учетом даты внесения денежных сумм (если внес гражданин 300 тыс. рублей, когда метр стоил 20 тыс., то он фактически выкупил 15 кв.м., а пролежат эти деньги 5 лет, поднимется цена кв.м. и выкупит он лишь 8-10 кв.м., не считая того, что он мог положить их в банк и получить проценты). И здесь с учетом удорожания стоимости квадратного потери не 2-3%, как указывается в ответе, а 30 и более %. По сути, Программа не стимулирует граждан на максимально-возможное вложение денежных средств в Программу в первый год постановки на учет в качестве Участника Программы.

Участники ряда Программ не могут рассчитывать на то, что их денежные средства хотя бы не обесценятся.

Фактически одни платят проценты за полученные в банке деньги, а другие пользуются этими деньгами (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан), не давая каких-либо гарантий, в том числе и гарантии того, что не будет удорожания на те квадратные метры, которые фактически оплачены семьей.

В частности, в ответе содержится информация «В случае привлечения кредитов банка на цели строительства жилья стоимость последнего вырастает не менее чем на 15 процентов, что повлечет за собой необходимость повышения ставки по кредитам участникам социальной ипотеки до уровня ставок по кредитам, предоставляемым коммерчески банкам. Это подорвет саму суть социальной ипотеки». Именно это я и пытался донести до Вас. Многие семьи, не располагая денежными средствами, вынуждены брать в банках кредиты, чтобы внести необходимую сумму на свой счет в Государственном Жилищном фонде при Президенте Республики Татарстан. Вот эти 200-300 тысяч рублей приводят к тому, что процентная ставка за социальное жилье для них отнюдь не 7%. Зачастую кредит приходится брать как раз для того, что оплатить сверхнормативную площадь. В результате квадратный метр становится отнюдь не социальным (сверхнормативная площадь предоставляется с повышающим коэффициентом плюс оплата кредита в банк).

В частности решением Попечительского Совета некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» от 13.09.2011 г. установлена цена для ряда ипотечных домов в 29 000 руб/кв.м., сверхлимитная площадь оплачивается с коэффициентом 1,3, т.е. по 37 700 руб/кв.м. Для ипотечных домов иных районов 27 000 руб/кв.м и 35 100 руб/кв.м. соответственно.

Стоимость квадратного метра фактически приближена к рыночной.

Я не оспариваю сам факт нужности Программы социальной ипотеки и ее положительные стороны. Однако, ситуация далека от радужной. Сейчас на конкурс выставляются квартиру, которые будут построены в 2012 году, т.е. квартиры виртуальные, поскольку не секрет, что сроки сдачи домов не соблюдаются.

В итоге Программа социальной ипотеки становится вместо социальной ориентации нацелена на извлечение максимальной коммерческой выгоды.

Плюс ко всему заявители, приводят нехитрые расчеты, из которых становится видно, что Программа социальной ипотеки достаточно выгодна, если даже не сказать сверхдоходна, в коммерческом плане для той организации, которая ведет строительство жилья по данной Программе.

Изучая рынок недвижимости по г. Казани, я обратил внимание, что рынок жилья довольно обширен и наверняка многие строительные фирмы будут рады продать свои квартиры семьям по установленной для этой программы цене. Однако, в предоставленном ответе данная возможность категорически отметается. Но в тоже время указывается, что «При этом стоимость квадратного метра жилья по социальной ипотеке ниже складывающихся цен на рынке в связи с оказанием государственной поддержки при отводе земельных участков, строительстве инженерных коммуникаций и осуществлении контроля за ценобразованием при строительстве жилья».

Так почему бы не разработать механизм обеспечения жильем семей и иных участников социальной ипотеки жильем, которое уже есть на рынке и с нетерпением ждет новоселов, предоставив те же льготы, что и Государственному жилищному фонду при Президенте Республики Татарстан?

Отмечу, что на рынке недвижимости таунхаусы реализуются по 26000-28000 рублей за квадратный метр при этом в стоимость входит и земельный участок порядка 1,5 соток. И такая цена обеспечивается без государственной поддержки и с учетом того, что застройщик не может обеспечить одновременную продажу и заселение построенных домов. То есть реальная цена был бы еще ниже, а уж с государственной поддержкой стала бы еще и действительно доступной.

Фактически на данный момент в нашей республике монополия на рынке строительства жилья по государственным программам, нет конкуренции, а потому нет стимула построить жилье быстрее, дешевле и качественнее.

Также мне непонятны выводы о нецелесообразности привлечения иных застройщиков к участию в Программе. Кто, когда и с кем из застройщиков обсуждал данный вопрос, какие условия им предлагались?

Очевидно, что никто себе в убыток работать не будет и если Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан может себе позволить ипотеку по 7%, то это не благодаря тому, что нашелся такой меценат, который покрывает убыток из личных средств. Программа вполне самодостаточна.

Уверен также, что застройщики при государственном заказе и государственной поддержке могут значительно снизить стоимость квадратных метров.

Да, Татарстану, есть чем гордиться. Но останавливаться на достигнутом не стоит. Если есть возможность создать лучшие условия для участников Программы социальной ипотеки, то надо этой возможностью воспользоваться.

В связи с вышеизложенным прошу Вас, уважаемый Ильдар Шафкатович, усилить контроль за сроками сдачи жилья по Программе; принять меры, направленные на строительство стандартного (в пределах нормативной площади) жилья (с учетом реального спроса); рассмотреть возможность фиксации стоимости квадратного метра на момент внесения денежных сумм; дать поручение рассмотреть возможность централизованного приобретения квартир, выставленных на продажу застройщиками, не вовлеченными в указанную Программу, либо разработать механизм привлечения к участию в Программе фирм-застройщиков, хорошо себя зарекомендовавших на рынке строительства жилья.

Также с учетом предоставления многодетным семьям земельного участка (на третьего ребенка) под индивидуальное жилищное строительство, либо садово-дачное строительство прошу дать поручение разработать Программу малоэтажного строительства в Республике Татарстан.


С уважением,

Руководитель фракции КПРФ,
Депутат Государственного Совета                                                                                       Х.Г. Миргалимов



Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 29 декабря 2011 года № 1995-IV ГС "О запросе депутата Государственного Совета Республики Татарстан Х.Г. Миргалимова" >>>



Ответ № M-23746/42 от 19 января 2012 года >>>