Парламентские слушания по проекту закона «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»



20 октября 2016 года в Государственном Совете прошли парламентские слушания по проекту закона «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, заместитель Председателя Государственного Совета Юрий Камалтынов, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований, представители судебной власти, общественных объединений, средств массовой информации. Вел парламентские слушания Председатель парламентского Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. 

Накануне парламентских слушаний проект бюджета республики на 2017 год был рассмотрен на заседаниях всех парламентских комитетов по профильным направлениям, с 22 октября начинаются зональные совещания, на которых бюджетные параметры рассмотрят в разрезе муниципалитетов. Бюджет республики – весомый документ даже в буквальном смысле, поскольку содержит 3 215 листов. 

В этом году Татарстан вновь вернулся к трехлетнему планированию своих расходов и доходов. В прошлом году бюджет республики был сверстан лишь на один год вследствие «высокой волатильности на мировых сырьевых и финансовых рынках». Сегодня ситуация стабилизировалась, и можно думать о 
долгосрочных планах. 

Прогноз социально-экономического развития Татарстана на предстоящие три года, как отметил министр экономики Артем Здунов, составлен на «основе сдержанного варианта макроэкономического прогноза». «Российская экономика частично адаптировалась к современным условиям, в Татарстане также наблюдается позитивная динамика основных макроэкономических показателей, однако геополитическая нестабильность будет сохраняться на протяжении нескольких лет», - объяснил Артем Здунов «сдержанность» прогноза. 

Минэкономразвития России (а именно на цифрах этого ведомства строится республиканский прогноз) ожидает в ближайшие три года умеренную динамику цен на нефть на уровне 40 долларов за баррель. Среднегодовой курс доллара в 2017 году прогнозируется на уровне 65,0 рублей, в 2019 году, согласно прогнозу, курс доллара составит 64,1 рублей за доллар США. Аналитики ждут умеренного замедления инфляции: в 2017 году – 104,9%, в 2018 году – 104,4%, в 2019 году – 104,1%. 

Рост валового регионального продукта в 2017 году, по прогнозу Минэкономики республики, составит 3,1%, в 2018 году – на 4,2%, в 2019 – на 3,1%. На 2019 год составлен прогноз по объему ВРП на уровне 2 трлн. 346 млрд. рублей. 

Объем промышленного производства в 2017 году, согласно прогнозу, составит 2081,1 млрд. рублей. Индекс промышленного производства в 2017 году прогнозируется на уровне 105,1%. Производство продукции сельского хозяйства - в объеме 247,7 млрд. рублей. 

В следующем году, как отметил Артем Здунов, в республике на запланированную мощность выходят ряд производств (Таиф НК, Танеко, КаМАЗ нарастит объемы), это и обусловит рост ИПП. Основная ставка в промышленности, как и прежде, делается на нефтегазохимический и машиностроительный комплексы. 

«А как решается задача импортозамещения?» - поинтересовался у министра Председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. «Импортозамещение – приоритет любой ведомственной программы, однако это не должно стать самоцелью, мы должны искать выход на внешние рынки», - ответил Артем Здунов и привел в качестве примера производство клюшек. Россия – хоккейная держава, а этот необходимый для игры инвентарь наша страна завозила извне, хотя все необходимое для производства было. Сегодня такое предприятие появилось, но если не будет выходы за пределы Татарстана, производство в конечном итоге станет нерентабельным. 

Объем инвестиций в основной капитал в следующем году составит, согласно прогнозу, 694,1 млрд. рублей. Доля инвестиций в ближайшие три года составит порядка 33,6%. 

Средняя заработная плата в следующем году вырастет на 4,7%, потребительские цены – на 4,9%. Заработная плата в реальном секторе экономики значительного роста не покажет, в бюджетной сфере индексация произойдет по ведомствам в соответствии с дорожными картами. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, Правительство не намерено отказываться от реализации «майских указов». С 1 сентября 2017 года на 4,9% повышаются и стипендии. 

Коммунальные услуги с 1 июля 2017 года вырастут на 6,1%. Этот факт обеспокоил Председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонида Якунина, который обратил внимание профильных ведомств на тот факт, что инфляция заложена в размере 4,9%. «Речь идет о тарифах монополистов, они в обязательном порядке должны будут обосновать свои цифры», - заверил собравшихся Артем Здунов. 

Консолидированный бюджет на 2017 год сверстан, исходя из следующих показателей: доходы - 203 млрд. 324 млн. 280 тыс. рублей, расходы - 210 млрд. 891 млн. 263 тыс. рублей, дефицит - 7 млрд. 566 млн. 983 тыс. рублей. Общий объем доходов бюджета Республики Татарстан на 2017 год - 166 млрд. 786 млн. 327 тыс. рублей, расходов - 174 млрд. 353 млн. 310 тыс. рублей, дефицит - 7 млрд. 566 млн. 983 тыс. рублей. 

Как отметил министр финансов Радик Гайзатуллин, доходная часть республиканской казны по-прежнему пополняется в основном за счет налога на прибыль организаций (38% от общей суммы доходов), налога на доходы физических лиц и акцизов. Кроме того, согласно прогнозам, в 2017 году в бюджет республики поступит налог на имущество организаций в размере 21 млрд. 515 млн. рублей, транспортный налог – в сумме 3 млрд. 521 млн. рублей. 

По сравнению с прошлым годом доходная часть бюджета выросла на 3,9%. Это ниже планируемого уровня инфляции. Но цифра, как подчеркнул Радик Гайзатуллин, четко выверена «вручную», путем встреч с руководителями предприятий и муниципалитетов. 

В следующем году в Татарстане года продолжат действовать пониженные ставки по налогу на прибыль и имущество предприятий, продлено действие пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы». 

Прогноз неналоговых доходов бюджета (от использования и продажи имущества, различные платежи, штрафные санкции и т.п.) составляет на 2017 год 3 млрд. 673 млн. рублей. 

«С 2014 года в республике появилось новое явление – самообложение граждан, - обратился к министру финансов заместитель Председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, - средства идут на благоустройство муниципалитетов, главное – меняется отношение людей. Будет ли продолжено софинансирование программы и в последующие годы?». Ответ Радика Гайзатуллина был однозначным – да, в бюджете на следующий год заложен 1 млрд. рублей. 

Расходная часть бюджета сверстана, исходя из задач, которые заявлены Стратегией – 2030. Традиционно Татарстан принимает социально-ориентированный бюджет, большая часть расходов связана с финансированием социальной сферы. В 2017 году 55% расходов республиканского бюджета (70,1% консолидированного бюджета) будет направлено на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт. Увеличены расходы на сферу ЖКХ и образование. 

Будут профинансированы все 30 президентских программ, работающих в республике. «Сегодня нужно не просто осваивать деньги по этим программам, а думать, насколько они эффективны», - подчеркнул Премьер-министр республики Ильдар Халиков. 

Фракция КПРФ (от имени фракции выступил Артем Прокофьев) посетовала на то, что принятый бюджет и его конечная редакция при исполнении – два разных документа. Парламентарии имели ввиду внесение изменений в бюджет текущего года, направленных на увеличение доходов и расходов. Как правило, в республику поступали дополнительные средства из федерального бюджета. Артем Прокофьев обратил внимание коллег на то, как допсредства расходуются. Например, на национальную экономику в 2014 – 2016 годах расходы (при уточнении бюджета) увеличивались практически вдвое ежегодно. «А на некоторые статьи расходы увеличивали в семь раз», - подчеркнул Артем Прокофьев, и это не статьи образования или социальная политика. 

«В течение 2015 – 2016 годов многие регионы сокращали тот бюджет, который принимался первоначально, - парировал Леонид Якунин, - мы же свой только увеличивали, поскольку каждый раз утверждаем надежный бюджет. Этот подход нужно выдержать». «Думаю, если уж придется вносить изменения в принятый бюджет, то пусть это будет в сторону увеличения доходов и расходов», - поддержал парламентария Ильдар Халиков. 

По разделу «Общегосударственные вопросы» прогнозный объем расходов республиканского бюджета на 2017 год составил 9 млрд. 385 млн. рублей. 1 млрд. 138 млн. рублей планируется направить на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. 

По разделу «Национальная экономика» прогнозный объем расходов на 2017 год составил 27 млрд. 181 млн. рублей с последующим снижением в 2018 – 2019 годах. На ЖКХ в следующем году будет направлено 12 млрд. 823 млн. рублей, охрану окружающей среды - 259,8 млн. рублей. 

Более 50 млрд. рублей в следующем году направят на образование. В последующие два года эти цифры будут только расти. Полностью будет профинансирована программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы» и еще 10 государственных программ в области образования. 

Сфера здравоохранения в следующем году получит 17 млрд. 410 млн. рублей. На социальную политику в 2017 году направят 33 млрд. 624 млн. рублей. По разделу «Физическая культура и спорт» бюджетные ассигнования запланированы в сумме 3 млрд. 097 млн. рублей. На развитие средств массовой информации из республиканского бюджета будет направлено 1 млрд. 179 млн. рублей. 

Верхний предел государственного долга Республики Татарстан на 2017 год установлен в пределах 103 млрд. 317 млн. 005 тыс. рублей (на 1 января 2018 года). Размер верхнего предела госдолга не планируется повышать на протяжении ближайших трех лет. 

Заключения всех комитетов Государственного Совета и рекомендации участников парламентских слушаний будут обобщены на заседании профильного комитета во вторник, 25 октября, а на ближайшем заседании Государственного Совета Основной финансовый закон республики будет рассмотрен в первом чтении. 

Ольга Благодарова, Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан, фото Андрея Данилова 

РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний в Государственном Совете Республики Татарстан по проекту закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»