Схема законодательного процесса

1. ВНЕСЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

1.1. Право законодательной инициативы в соответствии со статьей 76 Конституции Республики Татарстан принадлежит (далее - субъекты права законодательной инициативы):

1. Президенту Республики Татарстан;
2. депутатам Государственного Совета Республики Татарстан;
3. Президиуму Государственного Совета Республики Татарстан;
4. комитетам Государственного Совета Республики Татарстан;
5. Кабинету Министров Республики Татарстан;
6. Государственному Советнику Республики Татарстан;
7. Прокурору Республики Татарстан;
8. представительным органам местного самоуправления;
9. Конституционному суду Республики Татарстан (по вопросам его ведения);
10. Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан (по вопросам ее ведения);
11. Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан (по вопросам его ведения).
Право законодательной инициативы по внесению изменений в Конституцию Республики Татарстан принадлежит Президенту Республики Татарстан, не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан (далее – Государственный Совет), Президиуму Государственного Совета, Конституционному суду Республики Татарстан.

1.2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственный Совет (статья 83 Регламента):

- законопроектов;
- законопроектов о внесении изменений в законы Республики Татарстан либо о признании этих законов или их отдельных положений утратившими силу;
- поправок к законопроектам.

1.3. При внесении законопроекта в Государственный Совет субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены (статья 84 Регламента):

- текст законопроекта, в том числе на цифровом носителе, с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;
- пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
- перечень актов законодательства Республики Татарстан, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;
- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
- сравнительная таблица (в случае внесения законопроекта о внесении изменений в закон Республики Татарстан);
- документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством (по проектам законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан, исполнении бюджета Республики Татарстан);
- документы и материалы, подтверждающие согласие населения и соблюдение установленной федеральным законом процедуры при преобразовании, изменении границ муниципальных образований (по проектам законов Республики Татарстан о преобразовании, изменении границ муниципальных образований);
- документы и материалы, подтверждающие выполнение требований и соблюдение процедуры, установленных Законом Республики Татарстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан» (по проектам законов Республики Татарстан по вопросам изменения административно-территориального устройства Республики Татарстан).
При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом (Кабинетом Министров Республики Татарстан, Конституционным судом Республики Татарстан, представительными органами местного самоуправления и т.д.) должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственном Совете по данному законопроекту. При внесении законопроекта группой депутатов вместе с текстом законопроекта в Государственный Совет представляется предложение о депутате-докладчике по данному законопроекту.

Текст законопроекта, пояснительная записка, иные документы и материалы должны быть представлены на обоих государственных языках Республики Татарстан, за исключением решений, заключений, отзывов и иных документов, которые в соответствии с установленными в соответствующем органе правилами делопроизводства принимаются (оформляются) на одном из государственных языков Республики Татарстан. В этом случае субъект права законодательной инициативы представляет указанный документ на языке оригинала с приложением перевода данного документа на другом государственном языке Республики Татарстан.

2. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ЗАКОНА К РАССМОТРЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СОВЕТОМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

2.1. Председатель Государственного Совета направляет поступивший законопроект в:
- соответствующий комитет, комитет-соисполнитель (при необходимости) и депутатские объединения (часть 1 статьи 87 Регламента);
- Правовое управление Аппарата Государственного Совета (часть 2 статьи 87 Регламента).
2.2. Законопроект подлежит предварительному обсуждению на заседании ответственного комитета Государственного Совета, по результатам рассмотрения которого выносится одно из следующих решений (статья 92 Регламента):
- включить вопрос о законопроекте в повестку дня заседания Государственного Совета;
- направить законопроект на доработку, предложив инициатору доработать законопроект с возможным привлечением других органов и организаций;
- отклонить законопроект по мотивам несвоевременности, достаточности действующего законодательного регулирования либо невозможности его изменения.
2.3. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственным Советом в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Президиум Государственного Совета, который с учетом заключений депутатских объединений и комитетов, Правового управления Аппарата Государственного Совета решает вопрос о готовности проекта закона Республики Татарстан для включения его в повестку дня заседания Государственного Совета, либо направляет законопроект инициатору на доработку, либо отклоняет законопроект (части 2 и 5 статьи 92 Регламента).
2.4. До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право (часть 4 статьи 90):
1) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта;
2) по предложению ответственного комитета или по собственной инициативе отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

3. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

3.1. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы о законопроекте и содоклада ответственного комитета (статья 95 Регламента).
3.2. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатов, Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, Прокурора Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, представителей Правового управления Аппарата Государственного Совета, экспертов и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении (часть 5 статьи 95 Регламента).
При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, в обязательном порядке заслушивается заключение Президента Республики Татарстан (часть 6 статьи 95 Регламента).
3.4. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственный Совет принимает одно из следующих решений (статья 96 Регламента):
- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний, высказанных в виде поправок;
- принять законопроект в первом чтении и вынести его на народное обсуждение;
- отклонить законопроект.
3.5. Государственный Совет может принять решение о рассмотрении законопроекта в ходе одного заседания. В этом случае срок внесения поправок устанавливается в течение определенного времени дня заседания Государственного Совета либо, при отсутствии возражений депутатов, иных субъектов права законодательной инициативы или их представителей, участвующих в заседании Государственного Совета, Государственный Совет может принять решение о принятии законопроекта в двух чтениях - первом и третьем без перехода ко второму чтению при условии, что имеются положительные заключения юридической и лингвистической экспертиз (часть 6 статьи 96 Регламента).
3.6. Постановление Государственного Совета о принятии законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 76 Конституции Республики Татарстан (статья 97 Регламента).

4. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ

4.1. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в письменной форме в ответственный комитет. Срок внесения поправок составляет один месяц со дня принятия законопроекта в первом чтении, если иной срок внесения поправок не установлен Государственным Советом (статья 98 Регламента).
4.2. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции и законам Республики Татарстан. В случае, если комитет признает поправки противоречащими Конституции и законам Республики Татарстан, он сообщает об этом автору поправки. Автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете либо снять их с рассмотрения комитета (статья 99 Регламента).
4.3. Поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета (статья 99 Регламента).
4.4. Законопроект с таблицей поправок, рекомендованных к отклонению, и таблицей одобренных поправок после рассмотрения на заседании комитета направляется в Президиум Государственного Совета для включения в перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом во втором чтении (часть 5 статьи 99 Регламента).
4.5. При рассмотрении законопроекта во втором чтении председатель либо представитель ответственного комитета выступает с докладом по законопроекту. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках, заключениях и результатах их рассмотрения (статья 103 Регламента).
4.6. В случае, если не имеется возражений против поправок, одобренных ответственным комитетом и рекомендуемых им для внесения в текст законопроекта, на голосование ставится вопрос о принятии поправок в целом (часть 3 статьи 103 Регламента).
4.7. Рассмотрение таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, происходит отдельно по каждой поправке (статья 103 Регламента).
4.8. По окончании голосования по поправкам ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении (часть 8 статьи 103 Регламента).
4.9. После рассмотрения законопроекта во втором чтении с учетом принятых поправок Государственный Совет может принять одно из следующих решений (части 9-11 статьи 103 Регламента):
- о принятии законопроекта во втором чтении;
- о возвращении законопроекта в ответственный комитет (комиссию) на доработку, если по итогам голосования предложение о принятии закона во втором чтении не набрало необходимого числа голосов;
- об отклонении (если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов);
- о принятии закона в целом (только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что юридическая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены и имеются соответствующие положительные заключения).

5. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА В ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИИ

5.1. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения в устанавливаемый Государственным Советом срок с участием Правового управления Аппарата Государственного Совета возможных внутренних юридических противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении, в Управление документационного обеспечения Аппарата Государственного Совета на предмет проверки соответствия текста законопроекта лингвистическим требованиям и в Комиссию Государственного Совета по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках (статья 104 Регламента).
5.2. По завершении этой работы законопроект в течение 14 дней представляется в Президиум Государственного Совета для включения в перечень законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении (статья 104 Регламента).
5.3. Закон Республики Татарстан считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Татарстан. Решение о принятии закона оформляется соответствующим постановлением Государственного Совета без дополнительного голосования (часть 6 статьи 105 Регламента).

6. ПОДПИСАНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА В СИЛУ


6.1. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение 14 календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан (статья 79 Конституции Республики Татарстан, статья 106 Регламента).
6.2. Принятый Государственным Советом закон направляется Президенту Республики Татарстан только после получения заключения Комиссии Государственного Совета по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках (статья 106 Регламента).
6.3 Президент Республики Татарстан в течение 14 календарных дней с момента его поступления (статья 79 Конституции Республики Татарстан, часть 5 статьи 106 Регламента):
- подписывает и обнародует закон Республики Татарстан на русском и татарском языках;
- отклоняет закон.
6.4. Законы Республики Татарстан вступают в силу одновременно на всей территории Республики Татарстан со дня их официального опубликования в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», если в указанных актах не установлен иной порядок вступления их в силу (статья 6 Закона Республики Татарстан от 6 августа 2003 года № 27-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом»).
6.5. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен иной, более поздний, срок вступления их в силу (статья 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина»).


7. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

7.1. В случае отклонения Президентом Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (часть 6 статьи 106 Регламента).
7.2. Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Татарстан и подлежит подписанию и обнародованию в семидневный срок (часть 7 статьи 106 Регламента).
7.3. Для преодоления возникших разногласий в отдельных положениях закона создается согласительная комиссия, которая вносит закон не позднее чем в двухмесячный срок со дня ее образования в Президиум Государственного Совета для принятия решений (часть 8 статьи 106 Регламента).
7.4. При повторном рассмотрении закона Республики Татарстан, отклоненного Президентом Республики Татарстан, обсуждаются только предложения согласительной комиссии (часть 12 статьи 106 Регламента).
7.5. После этого на голосование ставится предложение о повторном принятии закона Республики Татарстан в редакции согласительной комиссии (часть 12 статьи 106 Регламента).
7.6. Повторно принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан направляется Президенту Республики Татарстан для подписания и обнародования (часть 13 статьи 106 Регламента).

 

Скачать схему законодательного процесса (*.doc)