Внеклассное занятие для учащихся 3 – 4 классов по теме:
«Государственные символы России и Татарстана»

Харитонова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 6»
Приволжского района г. Казани

Цель и задачи занятия:

  • закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан;
  • воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу;
  • прививать учащимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (работать в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других её членов).

Оборудование:

  • электронная презентация с достопримечательностями России и Москвы, Татарстана и Казани; музыкой гимнов Российской Федерации и Республики Татарстан (Microsoft Office PowerPoint);
  • наглядные пособия: государственные символы Российской Федерации и Республики Татарстан;
  • политическая карта мира, карты Российской Федерации, Республики Татарстан;
  • выставка книг о России, Татарстане;
  • фотовыставка работ учащихся класса «Ты край родимый, Татарстан»;
  • дидактический материал: карточки с заданиями;
  • грамоты для награждения команд.

Форма проведения занятия: дидактическая игра.

Этапы дидактической игры:

  1. Разминка.
  2. Конкурс «Знаете ли вы карту?».
  3. Конкурс «Я знаю государственную символику».
  4. Конкурс «Знаете ли вы государственные праздники?».
  5. Конкурс «Памятные места».
  6. Конкурс на лучшую фотографию: «Ты край родимый, Татарстан».
  7. Конкурс капитанов команд.
  8. Конкурс пословиц и поговорок «Я люблю тебя, моя Родина».
  9. Конкурс «Главная песня».
Итог занятия, награждение победителей.

Ход игры

Звучит фрагмент песни «Я люблю тебя, Россия».

Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.

- Добрый день, уважаемые ребята и гости нашей игры. Сегодня у нас особое занятие, мы говорим о государственных символах России и Татарстана, а это и история страны, и её сегодняшний день. Государственные символы отражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Проявление уважения граждан к символам государства свидетельствует об уважении к политике государства, своему народу, любви к своей Родине и гордости за нее.
  • в игре принимают участие две команды. Каждая в ходе игры будет работать как над общими для всех заданиями, так и над специальными, объединёнными общей темой;
  • в ходе игры идёт работа по обобщению и повторению темы: «Государственные символы России, Татарстана»;
  • выявляется победитель игры;
  • жюри подводит итоги по десятибалльной системе за каждое задание, в конце игры награждает победителя.

Состав жюри игры:

  • родители учеников класса;
  • учитель истории;
  • одноклассники.

Этапы игры

1. Конкурс «Разминка» (Каждая команда вытягивает конверт с заданием).

Задание А: прочитать наизусть стихи о России, Москве.
Задание Б: прочитать стихи о Татарстане, Казани.

Например:

 

Казань моя

Гараева Лейсан, 9Т класс, гимназия № 6

Родимая моя земля,
Милее и роднее края,
Прекраснее не знаю я!
Вот гордо башня Сююмбеки
Стоит, легендами полна,
От вековых воспоминаний
Печальна, чуть наклонена…
Любимый Кремль в белом фраке
Хранит наш сон и наш покой,
Чтобы народы Татарстана
Дружили долго меж собой.
Ода Казани

Лало Екатерина, 11А класс, гимназия № 6

Казань! О город наш любимый,
Смотрю на улочки твои,
На Кремль могучий, нерушимый,
На башен стройных грозный вид.
Твои дома, твои проспекты
На нас историей дохнут,
И на вопросы все ответы
Они нам с гордостью дадут.
Тысячелетие… немало
Прошло веков, и лет, и дней.
Казань теперь обширней стала,
Мы каждый скверик любим в ней.
И пусть летят тысячелетья,
Казани нам дороже нет.
Мы пронесём через столетья
Её родной и добрый след!

2. Конкурс «Знаете ли вы карту?» (Каждая команда вытягивает конверт с заданием).

Задание А: Покажите на карте территорию Российской Федерации. Назовите и покажите столицу государства.
Задание Б: Покажите на карте территорию Республики Татарстан. Назовите и покажите столицу республики.

3. Конкурс «Я знаю государственную символику» (Каждая команда получает по два конверта).

Задание А: Из пазлов собрать флаг и герб России.
Задание Б: Из пазлов собрать флаг и герб Татарстана.

4. Конкурс «Знаете ли вы государственные праздники?» (Общее задание обеим командам, учитывается правильность и скорость).

Соотнесите названия государственных праздников с их датами, вставив в окошечко нужную букву:
1 Новый год А 23 февраля
2 День Конституции Республики Татарстан Б 1 января
3 День защитника Отечества В 9 мая
4 День Конституции России Г 6 ноября
5 День Победы Д 4 ноября
6 День народного единства Ж 12 декабря
7 День независимости России З 30 августа
8 День Республики Татарстан И 12 июня
9 День Знаний К 29 ноября
10 День матери России Л 1 сентября

5. Конкурс «Памятные места» (Каждая команда вытягивает конверт с заданием).

Задание А: Назовите памятные места города Москвы.
Задание Б: Назовите памятные места города Казани.

6. Конкурс на лучшую фотографию: «Ты край родимый, Татарстан». (Каждая команда к внеклассному занятию готовит выставку своих фотографий (желательно формата А-4, с этикеткой, на которой указаны автор и название фотографии). Члены жюри выбирают лучшие от каждой команды).

7. Конкурс капитанов команд. Капитаны вытягивают заранее приготовленные билетики и по очереди отвечают на вопросы:

  1. Одно из названий нашей страны в древние времена? (Русь).
  2. Одно из названий нашей республики в древние времена? (Волжская Булгария, Казанское Ханство).
  3. Что такое герб страны? (Слово «герб» происходит от немецкого слова «наследство» и обозначает символ города, страны).
  4. Что такое гимн страны? (Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы).
  5. Сколько цветов у российского флага и что они означают? (Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году. Цвета флага означают: белый – мир и чистота устремлений; синий – вера, верность и постоянство; красный – отвага, сила, кровь, пролитая за Отечество. 21 августа 1991 года – день возрождения Флага России).
  6. Сколько цветов у татарстанского флага и что они означают? (Трёхцветный флаг Татарстана является государственным символом Республики Татарстан, был утверждён постановлением Верховного Совета Республики Татарстан 29 ноября 1991 года. Цвета флага означают: зелёный – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь).
  7. Как называется главный закон нашего государства? (Конституция).
  8. Глава государства в современной России. (Президент).
  9. Назовите главу Российской Федерации. (Дмитрий Анатольевич Медведев).
  10. Назовите Президента Республики Татарстан. (Минтимер Шарипович Шаймиев).
  11. Столица России. (Москва).
  12. Столица Татарстана. (Казань).

8. Конкурс пословиц и поговорок «Я люблю тебя, моя Родина».

Общее задание командам:

 

  1. Отгадайте ребус (у каждой команды одинаковые листы с ребусом, на котором надо написать ответ):
      

(Родина мать, умей за неё постоять).

 

  1. Назовите пословицы и поговорки о Родине. (Отвечают попеременно участники каждой команды. Если кто-то не знает пословицы, ход переходит другой команде).
    Например:
    • Русский в словах горд, в делах твёрд. (русс.)
    • Если Родина живёт – и герой не пропадёт, если здравствует герой – край родной не пропадёт. (тат.)
    • Береги землю родимую, как мать любимую. (русс.)
    • Человек без Родины своей, что без песни соловей. (тат.)
    • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (русс.)
    • Родная сторона – золотая колыбель, чужая сторона – тараканья щель. (тат.)
    • Нет ничего краше, чем Родина наша. (русс.)
    • Без Родины милой – будешь птицей однокрылой. (тат.)
    • Кто за Родину горой, тот истинный герой. (русс.)
    • Чужая сторона серебра полна, а всё же дороже родная страна. (тат.)
    • Родина – мать, умей за неё постоять. (русс.)
    • Родная сторона – золотая колыбель. (тат.)
    • Всякому мила своя сторона. (русс.)
    • Без воды земля – пустырь, без Отчизны слаб богатырь. (тат.)

9. Конкурс «Главная песня». (Каждая команда вытягивает конверт с заданием).

Задание А: Назвать авторов гимна России (муз. Александра Александрова, сл. Сергея Михалкова).
Задание Б: Назвать автора гимна Татарстана (муз. Рустема Яхина).

Капитан первой команды вносит флаг России. Предлагается всем вместе прослушать гимн России (в это время демонстрируется электронная презентация со слайдами, на которых изображены достопримечательности России и Москвы).

Капитан второй команды вносит флаг Татарстана. (В это время демонстрируется электронная презентация со слайдами достопримечательностей Татарстана и Казани, музыкой гимна Республики Татарстан).

Жюри подводит итоги дидактической игры и награждает победителей.

 

Информация для учителя.

(Во время занятия учитель может уточнять знания ребят по теме, используя представленную ниже информацию.)

Государственный флаг Российской Федерации – её официальный государственный символ (наряду с гербом и гимном). Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.
 

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём змея.
 

Государственный гимн Российской Федерации написан композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова, был принят Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 года (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года).

Государственный флаг Республики Татарстан является государственным символом Республики Татарстан. Утвержден постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года № 1314-ХII. Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зелёного, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов. Зелёная полоса наверху.
 

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

  • зелёный – зелень весны, возрождение;
  • белый – цвет чистоты;
  • красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.
Государственный герб Республики Татарстан является государственным символом Республики Татарстан. Утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 7 февраля 1992 № 1415-ХII.

 

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана, имеет круглую форму.

Центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце – красного, барс, его крылья и розетка на щите – белого, обрамление – зелёного, щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» – золотистого цвета.

Цветок астры с чётным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный геральдический жест, подчёркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса – и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет – изящество, красота, богатство земли Татарстана; зелёный цвет – зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет – чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет – зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружбу между народами, мир и прогресс.

Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея) и художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение). 

Государственный гимн Республики Татарстан исполняется в точном соответствии с новой музыкальной редакцией гимна, утвержденной законом Республики Татарстан. Автором музыки Государственного гимна Республики Татарстан является выдающийся татарский композитор Р. Яхин.

Используемая литература, материал сайтов:

  1. Герб, флаг и гимн России. Методические рекомендации к изучению государственных символов Российской Федерации в школе. Сост. М.К.Антошин. – М: Айрис-пресс, 2003.
  2. Моя Родина – Россия. Учебное пособие для основной школы. Авт. Кол. Института военной истории Минобороны России. – М.: Триада-М, 2002.
  3. Соболева Н.А. Российская государственная символика. – М.: Владос, 2002.
  4. Ривина Е.К. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников с государственными символами России. – М.: АРКТИ, 2002.
  5. http://www.tatar.ru
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://kids.samgd.ru/province
  8. http://prm.ru
  9. http://www.gossov.tatarstan.ru
  10. http://www.gov.ru