|
|
Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе. Задачи урока:
Подготовка к уроку:Учащиеся заранее знакомы с темой урока, они получили индивидуальные творческие задания в соответствии со своими способностями, степенью заинтересованности данной проблематикой. Творческие задания могут быть представлены на уроке в виде презентаций и сообщений, вопросы для обсуждения и самоконтроля учащиеся получают по ходу урока.Эпиграф урока:«Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа» Ход урока:1. Актуализация знаний учащихся по теме урока (2 – 3 мин.).Вступительное слово учителя с обозначением цели и задач урока, в ходе выступления учителя может использоваться эвристическая беседа с учащимися:Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом. Парламент (от фр. рarler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII – XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 году, был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII – XIX в. Вплоть до ХХ в. преобладали двухпалатные парламенты, в ХХ в. большинство парламентов состоят из одной палаты. Какой общепринятый способ формирования представительных органов государственной власти? (Выборы). Почему именно выборы? (Учащиеся говорят о развитии демократии, которая предусматривает выборы представителей граждан страны в качестве уполномоченных от их имени участвовать в управлении государством). Верхние палаты могут формироваться и иным способом в соответствии с традициями различных стран, например, путем назначения или наследования. Они обладают меньшим объемом прав по сравнению с нижними палатами, состав которых определяется волеизъявлением избирателей. 2. Расширение и закрепление знаний учащихся по проблеме первого российского парламента (10 – 15 мин.).Проблема появления первого российского, а также советского парламента начала ХХ в. может быть представлена презентацией учащихся (5 – 7 мин.), которая структурирована в соответствии с двумя этапами: досоветский (издание Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка») и советский.Так же может быть представлена презентация учащихся (5 – 7 мин.) о представителях первой Государственной Думы (1906 – 1917 гг.) из числа татар Казанской губернии. Учащимся предлагается вспомнить главную функцию парламента (разработка и принятие законодательства). Можно вспомнить с учащимися, какие вопросы требовали неотложного разрешения в начале ХХ в. 3. Закрепление основных понятий (3 – 5 мин.).В длительном процессе развития и совершенствования представительной власти возникло такое политико-правовое явление как парламентаризм. Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, для которых характерно четкое разделение законодательной и исполнительной власти при ведущем положении парламента.Одним из важнейших принципов деятельности органов государства является законность. Законность – важнейшая сторона демократического политического режима, выражается в том, что все субъекты права строго и неуклонно реализуют правовые требования. Закон – нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения. Определения могут записываться в тетрадь. 4. Отработка навыков логического мышления и изложения при обсуждении отдельных изречений (5 – 7 мин.).Как вы понимаете следующие высказывания:
5. Просмотр фильма, включающего в себя информацию о Государственном Совете Республики Татарстан.6. Отработка навыков работы с текстом документа устно или в виде письменной лабораторной работы по вопросам, работа так же может быть организована по вариантам или творческим группам (10 – 20 мин. в зависимости от формы работы).Работа с текстами Конституции Российской Федерации (ст. 94 – 109) и Конституции Республики Татарстан (ст.67 – 77).
Парламент Российской Федерации
Парламент Республики Татарстан
7. Углубление знаний учащихся по теме урока (10 – 20 мин.).Процедура принятия закона в Российской Федерации и Республике Татарстан может быть представлена сообщением или презентацией.Вопрос о роли президента в законодательной процедуре можно рассмотреть в форме презентации, сообщения или организовать работу с текстом Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан по вопросам:
8. Закрепление нового материала можно организовать в виде составления схемы основных стадий законодательной процедуры в Республике Татарстан, а так же теста (7 – 10 мин.).9. Итог урока. Подводя итог, учитель обращается к эпиграфу урока и отмечает, что парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде, он является закономерным этапом в развитии государства и индикатором демократии.ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯЗаконодательная техникаПравовая сфера государственной и общественной жизни наполнена многими явлениями и процессами. В ней действует множество юридических лиц и граждан. Усилия властей направлены преимущественно на принятие законов и соблюдение законности. Законодательная техника – это система правил, используемых для подготовки текста закона. Ряд специалистов выделяют несколько взаимосвязанных элементов этих правил: А - познавательно-юридический; А. Познавательно-юридический элемент означает оценку права и закона как способа познания и отражения общественной жизни. Здесь происходит выбор и анализ процессов и отношений, которые могут быть объектом законодательного воздействия. Не все отношения должны быть предметом закона, поскольку существуют и используются другие регуляторы – подзаконные акты и способы саморегулирования. Поэтому при выборе регулируемых законом отношений исходят из следующих принципов: а) высокое значение для общества, государства и граждан; Б. Правовая логика для юристов является абсолютно необходимым знанием. Использование формальной логики позволяет избежать многозначности в законе и других нарушений. В. Язык закона – это особый логико-лексический строй речи, что означает: а) использование юридического языка как средства выражения и изложения нормативных предписаний; Следует строго соблюдать «языковые запреты» – избегать метафор и образных выражений, архаизмов, иностранных слов и терминов, упрощенных и условных словосочетаний. Г. Структура закона служит своего рода несущей конструкцией всего правового материала. Это дробление закона на составные части, переход от более общих к более конкретным положениям. Соблюдение определенных требований к оформлению текста закона имеет особое значение. К таким правилам относят: а) четкий заголовок (название закона); Д. Соблюдение процедурных правил подготовки законопроекта включает в себя: а) подготовку первоначального текста; Таковы общие правила, которые следует соблюдать в процессе принятия и изменения законов. Отступление от них приводит к юридическим ошибкам.
Вето ПрезидентаОтклонение главой государства принятых парламентом законов предусмотрено конституциями многих государств. Считается, что, используя право отклонять принятые законодательным органом законы, глава государства получает возможность отстаивать интересы исполнительной власти.Значение права отклонения главой государства принятых органом государственной власти законов настолько значительно, что в современном конституционном праве оно обычно рассматривается как особый правовой институт. В юридической литературе, публицистике, политическом обиходе этот институт часто называют вето ( от лат. слова «veto», что значит «запрещаю»). Практика законотворчества большинства стран показывает, что право вето является мощным средством воздействия исполнительной власти на власть законодательную. Понятие «вето президента» трактуется в юридической литературе как его право отклонять закон, принятый парламентом, но не вступивший в силу. Как правило, вето не является абсолютным, т.е. непреодолимым. Парламент имеет возможность предопределять его путем повторного рассмотрения и принятия соответствующего закона простым или квалифицированным большинством голосов. Даже при жестком разделении властей по американскому типу практика президентского вето тесно связывает президента и парламент, нацеливая их на сотрудничество. Как показывает исторический опыт, сама угроза применения вето отрезвляюще действует на депутатов, побуждая их к поиску оптимальных согласованных решений, заставляет активно сотрудничать с президентом. В то же время президент не должен злоупотреблять этим институтом, ибо парламент, в свою очередь, может торпедировать президентские или правительственные инициативы, в том числе путем включения в их законопроекты многочисленных поправок. При цивилизованных отношениях президента и парламента, последовательной роли конституционного суда трудности преодоления вето не имеют принципиального значения. Право вето всегда обладает реальной силой, если президент является подлинным авторитетом как глава государства и для общественного сознания, и для государственных структур. В Российской Федерации конституционные законы подлежат обязательному подписанию главой государства (ст. 108 Конституции РФ) – он не вправе отклонять их как обычные федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Президентское вето в Российской Федерации применялось довольно часто в середине 1990-х годов. Президент Б.Н. Ельцин обосновывал это низким юридическим качеством принимаемых законов, противоречием их Конституции, Гражданскому кодексу, другим действующим федеральным законам, а также отсутствием заключений Правительства по законопроектам, требующим дополнительных ассигнований из федерального бюджета. «Все это, отмечал Президент, – вынуждало меня принять президентское вето в качестве инструмента юридического контроля». (Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Россия, за которую мы в ответе» от 23.03.1996 г.). По мотивам низкого юридического качества сегодня уже гораздо меньше отклоняется законов. Но принцип – пусть лучше некачественный закон, чем его отсутствие, как отмечал В. Путин, для нас неприемлем. Правовой порядок крепнет не числом законов, а их качеством. Вето президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение имеющихся коллизий и дефектов. Социальный портрет действующего состава Государственного Совета Республики Татарстан1 марта 2009 года в Татарстане состоялись выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва. Было избрано 100 депутатов сроком на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права: 50 – по партийным спискам, 50 – по одномандатным округам.Возрастные группы депутатов: до 30 лет – 6 депутатов; от 30 до 40 лет – 8 депутатов; от 40 до 50 лет – 27; от 50 до 60 лет – 37 и свыше 60 лет 21 депутат. Национальный состав парламента: татары – 65 депутатов, русские – 32 депутата, мордва и чуваши по 1 депутату. Образовательный уровень депутатов парламента: 98 депутатов имеют высшее образование, 1 депутат среднее специальное образование. 9 депутатов являются докторами наук, 29 депутатов – кандидаты наук. Половой состав депутатов: 14 женщин, 85 мужчин. Профессиональный состав депутатов: медики, работники культуры, просвещения, юристы, журналисты, ученые, предприниматели. Руководители и работники различных отраслей промышленности, транспорта, связи, строительной сферы и даже временно не работающие. 20 депутатов избраны для работы в парламенте на постоянной основе, остальные совмещают депутатские обязанности с основной работой. Образованы депутатские объединения: фракция партии «Единая Россия» составляет парламентское большинство, фракция КПРФ – 6 депутатов, «Татарстан – Новый Век» – 15 депутатов. Образовано 7 профильных комитетов для ведения законопроектной работы и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета. Органом Государственного Совета Республики Татарстан, обеспечивающим организацию его работы является Президиум, в который входят 13 депутатов. Тест для усвоения учащимися изученного материала1. Государственную власть в России осуществляют (выбери несколько вариантов ответа):
2. Закончи предложение, выбрав один из трех вариантов:Суть разделения властей состоит в том, что:...А. когда действует одна власть, другие приостанавливают свою деятельность;
3. Из каких двух палат состоит российский парламент – Федеральное Собрание:А. Совет союза;Б. Совет национальностей; В. Совет Федерации; Г. Государственная Дума; Д. Сенат; Е. Совет Министров. 4. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы Российской Федерации?А. С 18 лет;Б. С 21 года; В. С 30 лет. 5. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан?А. С 18 лет;Б. С 21 года; В. С 30 лет. 6. Высшей юридической силой среди нормативно-правовых актов обладает:А. Указ Президента;Б. Постановление Правительства России; В. Приказ Министра обороны; Г. Конституция Российской Федерации. 7. Установи соответствие между ветвями государственной власти и их полномочиями:
8. Законотворческий процесс не включает в себя:А. Выявление потребностей в создании законов;Б. Проект закона; В. Принятие закона Государственной Думой; Г. Направление закона в Совет Федерации; Д. Подписание закона Президентом; Е. Внесение проекта на рассмотрение в Государственную Думу; Ж. Опубликование проекта закона в СМИ. 9. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются:А. На татарском языке;Б. На русском языке; В. На татарском и русском языках. 10. Кому в Российской Федерации и Республике Татарстан принадлежит право отклонять закон:А. Совету Федерации;Б. Государственной Думе; В. Президенту; Г. Государственному Совету. 10. Политическая система, при которой согласно конституции парламенту принадлежит ведущая роль в системе государственных органов, называется...Источники и литература для подготовки к уроку
|
|
Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
|