Деятельность |
|
|
Медиа-материалы |
|
Фотогалерея событий |
|
Депутатский корпус |
|
Сотрудничество |
|
|
Парламентский урок для учащихся 3 – 4 классов Тема: «Где рождаются законы»
Петрова Ирина Вадимовна, учитель 1 квалификационной категории МОУ «Гимназия № 9» Московского района г. Казани
Цели и задачи урока:
- Формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином; о главе государства, парламенте и его работе.
- Закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций.
- Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.
- Развивать творческий потенциал школьников.
Оборудование:
- Электронная презентация.
- Виртуальная экскурсия по Государственному Совету Республики Татарстан.
- Карточки для работы в группах, словари.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- У каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких уголков и состоит наша большая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. (Слайд № 2, 3).
- В какой стране вы живёте? (В России).
- Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация).
- Российская Федерация в переводе с латинского означает «союз», «объединение». Посмотрите на физическую карту нашей страны. Как много рек, лесов в нашей стране!
- Какие реки протекают в России? (Слайд № 4). (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур…).
- А теперь посмотрите на политическую карту нашей страны. Назовите столицу России. (Слайд № 5). (Москва).
- Вот перед вами карты нашей республики. Как она велика! В какой республике мы живём? (Слайд № 6, 7). (Татарстан).
- А какие реки протекают в нашей республике? (Волга, Кама, притоки Камы — Вятка, Белая).
- Какие реки протекают через наш город? (Волга, Казанка).
- Какие города нашей страны вы знаете? (Санкт-Петербург, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск, Нижний Новгород, Астрахань…).
- Что вы можете рассказать про свой родной город? (Слайд № 8). (Мы живём в Казани, в городе, стоящем на левом берегу Волги. Казань – один из древнейших городов России. В 2005 году ей исполнилось 1000 лет. Казань – столица Татарстана.)
- Казань – это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы.
II. Новая тема.
- Вот живёте вы. В школу ходите, на коньках катаетесь. И кажется, что вам никакие законы не нужны. А ведь на самом деле и вы, и ваши друзья живут по правилам. Без правил ни по дорогам ездить, ни даже в игры играть нельзя. Потому что правила устанавливают порядок. Вы только представьте, что исчезнут правила дорожного движения. Что произойдёт? (Ответы детей). Вернём всё на свои места. Сразу же установится порядок на дороге. Правила начинают работать. А законы – это те же правила. Только они устанавливают правила не на дорогах, а в стране. Они определяют, сколько лет вам учиться в школе, где строить дороги, когда проводить выборы.
- Итак, что такое законы? (Правила, которые все должны выполнять).
- Нужны ли людям законы? Где рождаются законы? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти сегодня на уроке.
- Кто знает, как называется основной закон страны? (Слайд 9,10). (Конституция).
- Когда наша страна отмечает День Конституции? (12 декабря).
- А когда День Конституции отмечает наша республика? (6 ноября).
- В главном законе страны записаны основные права и обязанности человека.
Ребята сейчас вам предстоит поработать в группах. I и II группы подумают и ответят, какие права и обязанности имеет каждый из вас. III группа поразмышляет, о нарушении или торжестве каких прав человека идёт речь в известных вам сказках.
1. По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
- Все ли герои сказки «Гадкий утёнок» относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои сказки иметь равные права независимо от рождения?
- Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
2. По мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
- право на жизнь,
- право на получение образования,
- право на владение имуществом.
Чьи права были нарушены в этой сказке?
3. По мотивам сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница».
Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
- право на свободное передвижение,
- право на получение образования,
- право на труд.
Кто помог лягушке воспользоваться её правом?
|
- Сделаем вывод: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту законом. Быть гражданином – это значит исполнять законы, иметь права и обязанности.
- Ещё одно право, которое имеют наши граждане, это право участвовать в управлении страной. Вы знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого они выбирают? (Президента страны, депутатов в Государственную Думу, Государственный Совет Республики Татарстан).
- Можете ли вы пойти на выборы и принять участие в голосовании? (Нет, нам нет ещё 18 лет).
- А кто такой президент? (Глава нашего государства).
- Кто является Президентом России? (Дмитрий Анатольевич Медведев). (Слайд № 11).
- Кто является Президентом Татарстана? (Слайд № 12). (Минтимер Шарипович Шаймиев).
- А кто такие депутаты? (Ответы детей).
- Депутаты – это умные, деловые, энергичные, уважаемые люди, избранные народом в парламент.
- Парламент – это новое для вас слово, наверное, не совсем понятное. Попробуем найти значение этого слова в словарях.
Работа в группах.
I группа и II группа даст нам определение парламента и расскажет, как называется парламент в разных странах, III группа расскажет, когда впервые был образован парламент.
I и II группа обращается к Большому юридическому словарю.
Большой юридический словарь
ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament от фр. parler — говорить) — название высшего законодательного органа в демократических государствах. В этом смысле термин ПАРЛАМЕНТ употребляется в конституциях России, Украины.
Парламент как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Беларуси, Бельгии, Великобритании, Греции, Грузии, Франции и других странах, в США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Российской Федерации – Федеральным Собранием, в Литве, в Латвии, в Финляндии — сеймом. (Слайд № 13, 14, 15).
III группа обращается к Большой советской энциклопедии.
Большая советская энциклопедия
Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler — говорить), в государствах высшее представительное учреждение. Впервые был образован в Англии в 13 веке.
Работая со словарями, вы выяснили, что парламент есть во многих странах. Именно в парламенте и рождаются законы.
Каким же по структуре является парламент России? (Слайд № 16). Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их. Если Совет Федерации одобрил закон, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.
- Ребята, как вы думаете, есть ли парламент в Татарстане? (Ответы детей).
- В нашей республике, конечно, тоже есть парламент. Парламентом Республики Татарстан является Государственный Совет. Он является постоянно действующим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан. Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на 5 лет, состоит из 100 депутатов. Кто может стать депутатом Государственного Совета Республики Татарстан? (Слайд № 17).
- Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Но главное, конечно, не возраст. Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственного Совета? (Ответы детей).
- В депутатской работе очень важно умение видеть и понимать проблемы жителей республики. Чтобы стать хорошим депутатом, нужно много работать: изучать законы, встречаться с гражданами и помнить, что главная задача – защищать интересы жителей республики. Депутаты работают и делают всё возможное, чтобы наш край стал краше и лучше, а людям жилось легко, комфортно.
- Возглавляется Государственный Совет республики Председателем Мухаметшиным Фаридом Хайрулловичем. (Слайд № 18, 19, 20).
- Мухаметшин Фарид Хайруллович с мая 1998 года по настоящее время уже четвертый созыв избирается Председателем Государственного Совета Республики Татарстан.
- В настоящее время в Республике Татарстан действуют около 700 республиканских законов. В числе наиболее значимых можно назвать:
- Конституцию Республики Татарстан;
- Избирательный кодекс Республики Татарстан;
- Экологический кодекс Республики Татарстан;
- Семейный кодекс Республики Татарстан;
- Закон «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы» и мн.др. (Слайд № 24).
- Законы принимаются в трёх чтениях. В первом чтении принимается за основу концепция закона, во втором чтении вносятся поправки, в третьем чтении закон принимается в целом. Затем его направляют на подпись Президенту. Если закон хороший, правильный, то Президент его подписывает, затем закон публикуется в средствах массовой информации на двух государственных языках, и только после этого он вступает в силу. Если Президент закон не подписывает, то он дорабатывается депутатами.
- Ребята, мне выдалась возможность 7 и 8 июля 2009 г. побывать в Государственном Совете. 8 июля проходило заседание нашего парламента. В его работе принял участие и Президент Минтимер Шарипович Шаймиев. Надо отметить Президент принимает участие практически во всех сессиях Государственного Совета. Заседание 8 июля было открыто исполнением Государственного гимна Республики Татарстан. Затем Мухаметшин Фарид Хайруллович поприветствовал депутатов, гостей, и депутаты перешли к обсуждению повестки дня своего заседания. С докладом о финансовой политике на 2010 год выступил Президент. В своём выступлении он затронул много вопросов, обратился к депутатам с предложением разработать меры по сдерживанию цен на лекарства. Далее рассматривались вопросы повестки дня. В перерыве мы с учителями совершили экскурсию по Государственному Совету. Хотите и вы отправиться на такую экскурсию?
III. Виртуальная экскурсия по Государственному Совету.
Эту экскурсию специально для вас подготовили в Государственном Совете. Вы побываете в залах заседаний, увидите рабочее место депутата, и кто знает, может, через некоторое время, когда вы станете взрослыми, авторитетными, грамотными гражданами, кого-то из вас изберут депутатом и он будет создавать законы, делая нашу жизнь лучше.
IV. Закрепление.
- Наш урок подходит к концу. Подведём итог нашей работы.
- Как называется наш общий дом? ( Россия или Российская Федерация, Республика Татарстан).
- Кем мы являемся? (Гражданами России).
- Что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).
- Кого выбирают граждане России? (Президента, депутатов).
- Что такое парламент? (Высший законодательный орган в демократических государствах).
- Как называется парламент в нашей стране, в республике? (Федеральное Собрание, в Татарстане – Государственный Совет).
- Из каких палат состоит Федеральное Собрание? (Из Совета Федерации и Государственной Думы).
- Чем они занимаются? (Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их).
- Что вы узнали о парламенте Татарстана? (Ответы детей).
- Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович).
- Какие наиболее значимые законы Республики Татарстан, приняты Государственным Советом?
- Конституция Республики Татарстан;
- Избирательный кодекс Республики Татарстан;
- Экологический кодекс Республики Татарстан;
- Семейный кодекс Республики Татарстан;
- Закон «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы»).
- Ребята, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан предлагают вам принять участие в конкурсе рисунков «Моя любимая республика», «Это правильный поступок», желают вам удачи и успехов.
Закрепление материала учитель может провести, организовав работу в группах. Предложить игру «Какая группа быстро и правильно ответит на вопросы». (Вопросы можно предложить и в виде тестов).
V. Итог урока.
Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней!
- Вы маленькие граждане большого государства, имя которому Россия. В наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Мы гордимся тем, что живём в России, в Татарстане.
В заключение урока звучит стихотворение Сибгата Хакима «Мы с Волги, из Казани»
Мы c Волги, из Казани
Спросите нас: – Откуда вы? – Мы с Волги, из Казани. Поит нас волжская вода, Мы хлеб растим, пасем стада, Качаем нефть, грузим суда В свободном Татарстане. Спросите нас: – Откуда вы? – Мы родом из Казани, Где белокаменный свой кряж Над Волгой поднял город наш, Где пел Сайдаш, писал Такташ О милом Татарстане. Спросите нас: – Откуда вы? – Мы вольные волжане, Из края, где избыто зло, Где солнце светит светло На веки-вечные взошло В свободном Татарстане.
|
Трибуна депутата |
|
Ссылки |
|
Календарь событий |
| пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
01 |
|
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
|
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
|
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
|
30 |
31 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
|
|
Новое на сайте |
24 октября 2019 |
|
24 октября 2019 |
|
24 октября 2019 |
|
24 октября 2019 |
|
24 октября 2019 |
|
|
Подписка на новости |
|
Опрос на сайте |
|
Ссылки |
|
|