на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 13 апреля 2021
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

статья 68 Конституции Республики Татарстан
Деятельность
Схема законодательного процесса
Итоги законотворческой деятельности
Примерный план законопроектной работы на год
Обсуждение законопроектов
Законы РТ, вступающие в силу в текущем месяце
Источники официального опубликования
Законодательная карта
Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов, принятых Государственным Советом
Бюллетень мероприятий на текущую неделю
Календарный план работы на текущий месяц
План мероприятий по организации работы на год
План мероприятий Государственного Совета РТ по реализации предложений Президента Республики Татарстан, содержащихся в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету РТ
Международная деятельность
Межрегиональная деятельность
План сотрудничества
Парламентский урок - 2018
Парламентский урок - 2017
Парламентский урок - 2016
Парламентский урок - 2013
Парламентский урок - 2012
Парламентский урок - 2011
Парламентский урок - 2010
Парламентский урок - 2009
Депутатские запросы
Поступление на службу
Прохождение службы
Нормативно-правовые акты и иные документы
Система стажировочных площадок
Председатель
Сайт Председателя Государственного Совета РТ
Интернет приемная
с 21 октября 2019 года прием писем через форму "Интернет приемная" на данном сайте не осуществляется, направить обращение можно на новом сайте www.gossov.tatarstan.ru
ФИО
E-mail
Текст письма
Файл, <3Mb
Введите код с картинки
Я даю согласие на обработку, хранение и направление моих персональных данных в целях рассмотрения обращения.
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
17 апреля 2010
Депутаты и сотрудники Аппарата Госсовета навели порядок в Лядском садике
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края



 Внеклассное мероприятие
Тема: «Где рождаются законы»

Протащук Ирина Юрьевна,
учитель истории высшей квалификационной
категории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 39
с углубленным изучением английского языка»
Вахитовского района г. Казани

«Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Клеманс Меттерних (1773 – 1859), Канцлер Австрийской империи).

Возрастная категория: 9 – 11 классы общеобразовательного учреждения.

 

Основные цели мероприятия:

  • способствовать закреплению информационного материала, связанного с вопросами общей политико-правовой культуры учащегося;
  • способствовать закреплению информационного материала, связанного с историей становления системы российского федерализма;
  • продолжить формирование у учащегося системы понятий, касающихся прав и полномочий регионального законодательного органа власти, его структуры и порядка функционирования;
  • развивать аналитические умения учащегося, умения строить рассуждения, делать выводы, анализировать;
  • повышать интерес к обучению за счет придания результатам образования социально и личностно значимого характера.

Форма – комбинированная.

План:

  1. организационный момент;
  2. вступительное слово учителя, посвященное вопросам, касающимся истории российского федерализма и парламентаризма;
  3. демонстрация видеофильма о Государственном Совете Республики Татарстан;
  4. повторение и закрепление пройденного материала в форме командной игры «Брейн-ринг» на тему «Взаимодействие ветвей власти в региональном законотворческом процессе»;
  5. организация домашнего задания.

Ключевые понятия и названия: парламентаризм, федерация, субъект федерации, Государственный Совет, органы власти субъекта федерации, законотворчество, законодательная инициатива, предмет ведения, согласительная комиссия, принцип разделения властей, избирательная система.
Оборудование: Конституция Российской Федерации; Конституция Республики Татарстан, «Обществознание» (учебник для 9–11 классов общеобразовательных учреждений), рабочая тетрадь.

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
Россия как многонациональное государство в своей многовековой истории прошла сложный путь эволюции государственного устройства. Во времена империи многочисленные народы, населявшие ее просторы, были лишены возможности участия в законотворческом процессе, так как вся полнота власти в государстве сосредотачивалась в руках самодержавного монарха.

Надежды представителей национальных меньшинств на изменение своего политико-правового статуса в государстве связывались с процессом демократизации всей политической системы Российской империи, началом которого явилась эпоха «Александровских реформ» (60 – 70 гг. XIX в.).

Манифест 17 октября 1905 г., даровавший российскому народу гражданские свободы и первое в российской истории представительное учреждение – Государственную Думу, означал начало эры российского парламентаризма.

За 11 лет существования (1906 – 1917 гг.) Государственной Думой было принято 3,5 тысячи законов, многие из которых имели судьбоносное для страны значение. Принципиально важную роль играли одобренные Думой законопроекты, направленные на улучшение правового и социального положения российских граждан, развитие образования, науки и культуры, укрепление обороноспособности страны, реформирование аграрного сектора.

К сожалению, Государственной Думе за столь короткий срок существования не удалось решить вопросы, связанные с реформированием национально-государственной системы. Все попытки думских фракций, объединяющих нерусские народы империи, решить в стенах Думы национальный вопрос, даже в рамках национально-культурной автономии, натыкались на сильнейшее противодействие со стороны имперских властей. Отказ Государственной Думы в 1915 г. принять закон, обеспечивающий равноправие всех граждан независимо от религиозной и национальной принадлежности, во многом подтолкнул разрушительные процессы в государстве, завершившиеся революционным взрывом 1917 г., изменившим вектор развития России.

С позиции современной науки, десятилетия советского народовластия были далеки от современного понимания принципов демократического правления и роли и места органов законодательной власти в политической системе общества. Однако не следует забывать, что революция 1917 г. и советская власть привели к установлению в России республиканской формы правления и федерального государственного устройства, разрешившего по сути проблемы ликвидации национального неравенства народов бывшей Российской империи. Башкиры, татары, мордва и мн. др. народы Советской России получили государственную автономию, позволившую им принять свои республиканские конституции и создать органы республиканской власти. Совет Национальностей в Верховном Совете СССР, обладающем функциями органа законодательной власти в перерывах между съездами народных депутатов СССР, успешно отстаивал национальные интересы народов Советского Союза, в том числе и татар.

Съезды народных депутатов в перестроечное время (80 – 90 гг. XX в.) заложили основы перехода от советской модели законодательной власти к парламентской демократии.

Приход к власти после распада СССР (1991 г.) новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет, при поддержке соответствующей политической практики в других союзных республиках. Все это не могло не оказать влияния на внутренние процессы в России, которая сама являлась сложным государством. Государственное единство не могло оставаться стабильным в условиях происходивших событий. Особенно драматично развивались события в Чеченской Республике, выделившейся из Чечено-Ингушской в эти годы. Здесь был установлен террористический криминальный политический режим.

Политическое руководство в других субъектах Российской Федерации, несмотря на политическую напряженность, сумело сохранить в республиках стабильность.

Отражением поступательного процесса становления суверенной государственности в эти годы в Республике Татарстан явилось принятие 30 августа 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, учреждение Института президентства (выборы Президента Республики Татарстан – 1991 г.), утверждение государственных символов республики: государственного флага (ноябрь 1991 г.), государственного герба (февраль 1992 г.) и государственного гимна (август 1993 г.).

Накануне 1992 г. в печати для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции Республики Татарстан. Через два месяца Верховный Совет республики назначил на 21 марта 1992 г. референдум по вопросу ее государственного статуса.

21 марта на референдум пришло подавляющее большинство граждан, поддержав курс на углубление процесса суверенизации республики.

Следующим важным шагом по пути укрепления суверенитета явилось принятие 6 ноября 1992 г. Конституции Республики Татарстан.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, определившая статус органов законодательной власти субъектов федерации и полномочия Совета Федерации как верхней палаты российского парламента, призванной обеспечить учет региональных интересов при принятии федеральных законов. Согласно Конституции в состав России входят субъекты федерации: по национальному принципу – республики (21) и по территориальному принципу – края, области, округа. Ряд республик регламентируют свои взаимоотношения с федеральным центром на договорной основе. Так, 15 февраля 1994 г. подписан Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Договор признавал земли, недра, всю собственность Татарстана достоянием его многонационального народа, право республики осуществлять самостоятельную международную экономическую деятельность, вступать в международные отношения, устанавливать связи с иностранными государствами, заключать с ними договоры и соглашения.

Российско-татарстанская модель взаимоотношений стала фактором федеративного строительства, предметом пристального интереса в мире. Она получила международное признание в силу присущего ей курса на компромисс, мирное разрешение споров, сотрудничество, поиск баланса интересов. Во внутренней политике «модель Татарстана» означала уважение и поддержку национального и культурного разнообразия как условия согласия и единства.

В марте 1995 г. прошли выборы в постоянно действующий высший представительный, законодательный орган государственной власти Республики Татарстан – Государственный Совет (преемник Верховного Совета Республики Татарстан), и он начал свою законотворческую деятельность.

В Татарстане действуют в настоящее время около 700 республиканских законов, принятых Государственным Советом за прошедшие годы. В их числе можно отметить Конституцию Республики Татарстан; кодексы Республики Татарстан: Земельный, Бюджетный, Экологический, Семейный, Избирательный, Об административных правонарушениях; государственные и республиканские целевые программы: социально-экономического развития Республики Татарстан, по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, развития республиканского топливно-энергетического комплекса, поддержки малого предпринимательства; законы: об образовании, о языках народов Республики Татарстан, о ее административно-территориальном устройстве, об исполнительных органах государственной власти, о местном самоуправлении, о Конституционном суде, о мировых судьях, об Уполномоченном по правам человека, о Счетной палате, об Общественной палате, о противодействии коррупции, об охране окружающей среды, о культуре и мн. др.

Действующий состав Государственного Совета Республики Татарстан в количестве 100 человек избран по пропорционально-мажоритарной избирательной системе (50% - по партийным спискам, 50 % - по территориальным округам) 1 марта 2009 года сроком на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.

3. Демонстрация видеофильма о Государственном Совете Республики Татарстан.

4. Командная игра «Брейн-ринг» на тему «Взаимодействие ветвей власти в региональном законотворческом процессе».

Подготовка игры: учащиеся класса делятся на три команды, выбираются капитаны в каждой команде, члены жюри. Ведущий (учитель) объявляет командам сценарий и правила игры: каждый правильный ответ команды в первых двух турах оценивается в один балл, максимальная оценка творческого задания - пять баллов, конкурс капитанов оценивается максимум в три балла, победителем игры станет команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов.

Сценарий игры: команды последовательно проходят три тура, условия которых объясняет ведущий игры. После прохождения командами очередного тура идет предварительный подсчет командных баллов членами жюри. Председатель жюри может снимать баллы со счета команды, если она нарушает правила игры.

I тур включает ответы на вопросы, связанные с понятиями «разделение властей», «ветви власти», «органы власти Республики Татарстан», «полномочия органов власти Республики Татарстан».

  1. В политологии существуют понятия: «вертикаль власти», «горизонталь власти». Что означают эти понятия? (Вертикаль власти – разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня, горизонталь власти – распределение властных полномочий между ветвями власти).
  2. Назовите три ветви власти (Законодательная, исполнительная, судебная).
  3. Какими государственными органами представлены в Татарстане три ветви власти? (Законодательная – Государственным Советом Республики Татарстан, исполнительная – Президентом Республики Татарстан и Правительством Республики Татарстан, судебная – Конституционным судом Республики Татарстан, Верховным судом Республики Татарстан и другими федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан, мировыми судьями).
  4. Какими полномочиями обладает законодательная ветвь власти? (совокупностью полномочий по принятию Конституции Республики Татарстан, внесению в нее изменений и дополнений, принятию республиканских законов, утверждению бюджета, участию в определении внутренней политики и направлений внешней деятельности Республики Татарстан, установлению системы исполнительных органов власти и т.д.).
  5. Входят ли в систему органов государственной власти Республики Татарстан органы местного самоуправления? (Нет, они самостоятельны).
  6. Сколько в Татарстане муниципальных образований на сегодня? (999).
II тур включает ответы на вопросы, связанные с участием ветвей власти в процедуре подготовки и принятия законопроектов в Республике Татарстан.
  1. Кому принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан? (Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения).
  2. В каких формах внесения в Государственный Совет осуществляется право законодательной инициативы? (В форме законопроектов; законопроектов о внесении изменений в законы Республики Татарстан либо предложений о признании этих актов утратившими силу; поправок к законопроектам; проектов постановлений Государственного Совета; проектов федеральных законов для внесения Государственным Советом в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации).
  3. Какому органу государственной власти Республики Татарстан принадлежит исключительное право ежегодно представлять парламенту на рассмотрение проект закона о бюджете республики? (Президенту Республики Татарстан).
  4. В течение какого срока Президент Республики Татарстан в соответствии с Конституцией республики подписывает и обнародует закон или отклоняет его? (В четырнадцатидневный срок).
  5. Каким количеством голосов Государственный Совет может одобрить закон, отклоненный Президентом РТ? (Не менее двух третей голосов от установленного Конституцией числа депутатов парламента республики).
  6. Какие меры принимаются для устранения возникших разногласий в отдельных положениях закона, отклоненного Президентом республики? (Создается согласительная комиссия, состав которой формируется Председателем Государственного Совета из депутатов Государственного Совета – представителей головного комитета, Правового управления Аппарата Государственного Совета, Государственно-правового управления Президента РТ, субъекта права законодательной инициативы и разработчиков законопроекта).
  7. Какой орган государственной власти республики избирает Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан? (Госсовет РТ).
  8. В назначении на какие должности членов Правительства республики принимает участие Государственный Совет? (Государственный Совет утверждает по представлению Президента республики кандидатуру Премьер-министра; дает согласие на предложения Президента о назначении заместителей Премьер-министра).
  9. В чем заключается основная функция Конституционного суда Республики Татарстан? (Устанавливать соответствие правовых актов Конституции республики).
III тур состоит из творческого конкурса и конкурса капитанов.

Творческий конкурс. Ведущий называет каждой команде один из комитетов Государственного Совета и предлагает придумать команде законопроект (наименование, цель), соответствующий компетенции данного комитета. Жюри конкурса учитывает актуальность названного законопроекта и умение команды четко сформулировать его цель. Также жюри должно учесть соответствие названного командой законопроекта предмету ведения парламента.
Предлагаемые командам названия комитетов:

  1. Комитет по экологии, природопользованию и аграрным вопросам.
  2. Комитет по социальной политике.
  3. Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Конкурс капитанов. Конкурс заключается в ответе капитанов на три предложенных им вопроса.
Вопросы капитану I команды:
  1. Кто является действующим Президентом Республики Татарстан? (М.Ш. Шаймиев).
  2. На сколько лет избирается парламент Республики Татарстан? (На пять лет).
  3. Самая многочисленная партийная фракция Государственного Совета четвертого созыва? (Фракция «Единая Россия», составляющая парламентское большинство – 76 депутатов).
Вопросы капитану II команды:
  1. Назовите Премьер-министра республики. (Р.Н. Минниханов).
  2. С какого возраста можно стать депутатом Государственного Совета Республики Татарстан? (С 21 года).
  3. Какими партийными фракциями и группами представлен состав Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва? (Фракциями – «Единая Россия», «КПРФ» и депутатской группой – «Татарстан – Новый век»).
Вопросы капитану III команды:
  1. Назовите Председателя Государственного Совета Республики Татарстан. (Ф.Х. Мухаметшин).
  2. Сколько комитетов в Госсовете Республики Татарстан? (Семь).
  3. На скольких языках принимаются и публикуются республиканские законы? (На двух государственных – татарском и русском).
Игра завершается подсчетом баллов и объявлением председателем жюри команды-победителя и имени лучшего игрока.

4. Организация задания: учащемуся предлагается выбрать одну из предлагаемых учителем тем и написать в рабочей тетради эссе.

Темы эссе:
  1. «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе» (Джон Локк).
  2. «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства» (Томас Гоббс).
  3. «Один из способов, с помощью которого можно удерживать власть в новом государстве и либо укрепить колеблющихся, либо сохранить в них состояние нерешительности и неизвестности, это держит их постоянно в ожидании, возбуждая в людях желание узнать, чем закончатся новые предприятия и начинания» (Никколо Макиавелли).
  4. «Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я отдам жизнь за Ваше право высказать его» (Франсуа Вольтер).
  5. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» (Шарль Монтескье).


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта