на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 15 декабря 2024
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...

статья 87 Конституции Республики Татарстан
Деятельность
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Фотогалерея событий
08 октября 2015
XLIV заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Стенографический отчет одиннадцатого заседания Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва от 28 сентября 2015 года



Здание Государственного Большого концертного зала им. С. Сайдашева

28 сентября 2015 года,

10 часов

 

Председательствует Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин

 

Председательствующий. Хәерле иртә, хөрмәтле Дәүләт Советы депутатлары, бүгенге утырышта катнашучылар!

Доброе утро, уважаемые депутаты Государственного Совета, участники заседания!

По установившейся традиции в заседании парламента, на котором оглашается ежегодное послание Президента, участвуют наряду с депутатами Государственного Совета руководители органов государственной власти и местного самоуправления, представители широкой общественности республики.

В работе одиннадцатого заседания Государственного Совета принимают участие Президент Республики Татарстан, Государственный Советник Республики Татарстан, Премьер-министр Республики Татарстан, члены Правительства, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители судебных органов, территориальных органов государственного управления Российской Федерации по Республике Татарстан, Председатель и аудиторы Счетной палаты республики, главы, председатели советов муниципальных образований, руководители исполнительных комитетов, представители республиканского Совета муниципальных образований, руководители предприятий промышленности, транспорта, строительства, банков, предприятий малого и среднего бизнеса, руководители вузов и других образовательных учреждений, представители науки, творческой интеллигенции, спорта, учреждений здравоохранения и агропромышленного комплекса, представители политических партий и общественных объединений, представители религиозных конфессий, ветераны, работники аппаратов Президента, Государственного Совета и Кабинета Министров, представители средств массовой информации.

Уважаемые участники заседания! Принимая во внимание общественную значимость сегодняшнего заседания, Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принял решение об организации прямой теле- и радиотрансляции одиннадцатого заседания Государственного Совета. Для пользователей сети «Интернет» онлайн-трансляция доступна на официальном сайте парламента республики.

В соответствии с результатами регистрации кворум для начала работы заседания имеется.

Одиннадцатое заседание Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва объявляю открытым.

 

(Звучит Государственный гимн Республики Татарстан.)

 

Уважаемые депутаты Государственного Совета, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан внесено предложение включить в повестку дня одиннадцатого заседания один вопрос «Ежегодное послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан о внутреннем и внешнем положении республики».

Будут ли возражения у депутатов? Нет.

Тогда позвольте считать повестку дня утвержденной. Приступая к рассмотрению этого вопроса, разрешите предоставить слово Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову.

Минниханов Р.Н., Президент Республики Татарстан.

Хөрмәтле депутатлар, хөрмәтле ватандашлар!

Уважаемые депутаты и приглашенные! Уважаемые татарстанцы!

Успешное проведение чемпионата мира по водным видам спорта, победа за право принять мировое первенство по профессиональному мастерству WorldSkills, итоги выборов Президента республики и выборов в представительные органы местного самоуправления продемонстрировали высокий уровень развития Татарстана, его признание в России и в мире, а также поддержку татарстанцами политики, направленной на повышение экономического потенциала, качества жизни и консолидацию общества. Все это – результат большой, кропотливой работы и верности курса, выбранного четверть века назад.

За два с половиной десятилетия новой государственности республике удалось создать современную экономическую систему, заложить основы благополучия людей, сохранив при этом мощный потенциал, сформированный предыдущими поколениями.

Сегодня Татарстан – самобытный и самодостаточный российский регион. Мы стали ведущим центром внедрения новаторских подходов и современных технологий, прежде всего в нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии, машиностроении и IT-сфере. Введены и набирают обороты крупные производства, на карте страны появился новый город Иннополис, Казань прочно закрепила за собой звание спортивной столицы России.

Серьезные шаги сделаны в сфере возрождения историко-культурного наследия.

Сами за себя говорят и цифры:

- валовой региональный продукт превысил уровень 1,6 трлн. рублей;

- произошли существенные изменения в структуре экономики, доля обрабатывающих производств в промышленности достигла 70 процентов, а доля сырьевого сегмента снизилась до 22 процентов;

- объем переработки нефти вырос более чем в два раза;

- за пять лет в рамках реализации порядка тридцати республиканских и федеральных программ построено свыше тысячи социально-культурных объектов.

Главным результатом нашей социальной политики являются положительная динамика в демографии и увеличение продолжительности жизни.

Успешной реализации важнейших проектов и программ способствовала всесторонняя поддержка наших инициатив Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и Правительством страны.

Татарстан, являясь одним из опорных субъектов Российской Федерации, последовательно поддерживает курс руководства страны на укрепление ее государственности, строительство сильной России.

Безусловно, достижения республики результат труда всех татарстанцев. Хочу поблагодарить всех вас! Бик зур рәхмәт сезгә! (Аплодисменты.)

Изменилась не только республика. Изменились все мы. Мы стали более сплоченными и сильными, опытными и амбициозными.

Сегодня, опираясь на достигнутое, мы ставим перед собой еще более масштабные задачи. Крайне важно видеть перспективу, думать о будущем и быть на шаг впереди.

Законом Республики Татарстан утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Ее приоритетными направлениями стали:

- формирование и приумножение человеческого капитала;

- создание условий, при которых он востребован и может успешно функционировать;

- обустройство комфортного пространства.

Реализация Стратегии будет способствовать укреплению позиций Татарстана как региона, привлекательного для жизни и ведения бизнеса, а также позволит республике занять достойное место среди глобально конкурентоспособных территорий. Стратегией мы не просто заглядываем в свое будущее, мы формируем его, учитывая мировые тренды, специфику региона, его уникальное историко-культурное наследие.

Самые сложные задачи выполнимы, если сохраняются социально-политическая стабильность и общественное согласие.

Прошедшие выборы Президента Татарстана и в представительные органы местного самоуправления показали, что жители республики одобряют выбранный нами курс.

На муниципальном уровне увеличилось представительство политических партий, прежде всего парламентских. Среди депутатов много новых людей с активной гражданской позицией. Безусловно, это должно способствовать повышению эффективности работы муниципалитетов.

Следует провести системный анализ всех замечаний и предложений, прозвучавших в ходе предвыборной кампании, и разработать меры по их реализации.

Рассматриваю итоги выборов как оценку всей системы власти в республике и наказ продолжить начатые преобразования.

Позвольте еще раз выразить искреннюю признательность всем татарстанцам! (Аплодисменты.)

Уважаемые депутаты! Хөрмәтле депутатлар!

Высшей ценностью и одним из наших главных достижений являются межнациональный и межрелигиозный мир и согласие. Уважение культурно-исторических традиций, конструктивное взаимодействие представителей всех проживающих в республике народов стали неотъемлемой частью современного Татарстана. Позитивный характер данных отношений был неоднократно отмечен Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным.

Многонациональное движение в республике становится все более активным и представительным. Этому способствует полномасштабная реализация программных мер государственной национальной политики. Особое внимание уделяется Всемирному конгрессу татар, Русскому национально-культурному объединению, Ассамблее народов Татарстана.

В республике совершенствуется инфраструктура многонационального движения. Действуют дома дружбы народов в Казани, Набережных Челнах, Тетюшах, Нижнекамске, Менделеевске и Нурлате, готовятся к открытию в Лениногорске и Елабуге. Это пример вдумчивого отношения глав муниципальных образований к формированию ресурсной базы этнокультурной работы и эффективного взаимодействия с национальными общественными объединениями.

Нам необходимо активнее использовать потенциал созданного Федерального агентства по делам национальностей для участия в общефедеральных проектах.

Безнең өчен тагын бер бик мөһим сорау – милли белем бирүне киңәйтү, милли мәдәниятләргә ярдәм итү, туган телне саклау һәм үстерү. Моңа аеруча игътибар бирергә, бу өлкәдә эшләвебезне киләчәктә дә дәвам итәргә кирәк. Тел милләтне берләштерә, халыкның бөтен рухи байлыгын туплый, аның тарихи хәтерен ныгыта.

Неотъемлемым условием поступательного развития республики является выверенная политика в сфере культуры.

В рамках Года литературы мы провели большое количество творческих мероприятий, завершили реставрацию и обновление экспозиции крупных музеев Боратынского и Горького. Все наши музеи, театры, клубы должны быть востребованы населением. Очень важно, чтобы молодежь прониклась уважением и любовью к историко-культурному наследию, стала его носителем и продолжателем. Прорывным в данном вопросе призван стать проект по созданию Музейно-образовательного центра имени Льва Толстого.

Новые формы работы должны активизировать деятельность мемориальных комплексов и музеев Габдуллы Тукая, Назиба Жиганова, Галии Кайбицкой, Хасана Туфана и других видных деятелей.

Кроме того, культурные бренды Татарстана, произведения наших авторов еще недостаточно узнаваемы за пределами республики. Мы должны быть максимально интегрированы в мировое культурное пространство. Такие проекты, как «Жемчужины татарской музыки», следует реализовать в литературном творчестве и изобразительном искусстве. Это задача как учреждений культуры, так и творческих союзов.

Важным фактором общественного развития Татарстана является духовное возрождение. В республике восстанавливаются и строятся новые культовые объекты, находят широкую поддержку социально-культурные проекты, такие как «Изге Болгар жыены», фестивали «Алексеевские перезвоны» и «Музыка веры»; стали ежегодными форумы татарских религиозных деятелей и православной общественности; широкий позитивный резонанс получили мероприятия иудейской общины, посвященные 100-летию Казанской синагоги. Большим созидательным потенциалом обладает принятая в Булгаре основными мусульманскими организациями страны доктрина социального служения.

Широкие возможности для сотрудничества открываются в связи с возобновлением деятельности Группы стратегического видения «Россия –исламский мир», которую мне доверено возглавить.

Мы заинтересованы в дальнейшем совершенствовании отечественного религиозного образования. Ключевую роль в этом призвана сыграть созданная по поручению Президента страны Владимира Владимировича Путина Булгарская исламская академия. Вместе с тем мы должны активизировать работу по воссозданию Казанской духовной академии.

В системе религиозного просвещения необходимо максимально учитывать этноконфессиональный состав населения. Татарстанцы, прежде всего дети, должны иметь представление обо всех традиционных религиях. Это основа для общественного согласия и выстраивания доверительных отношений. В то же время жестких мер реагирования следует ожидать тем, кто, прикрываясь религией, пытается привносить в республику радикальные взгляды, экстремистские действия.

С большим эмоциональным подъемом и со всенародным участием прошли торжества в честь 70-летия Великой Победы. Особое внимание было уделено поддержке наших ветеранов, прежде всего в части решения социально-медицинских, жилищно-бытовых вопросов.

Немало сделано для увековечения памяти героев войны и тружеников тыла: в каждом населенном пункте обновлены обелиски и памятные места; имена героев присвоены многим школам, в них созданы музеи; развернута поисковая деятельность. Мы обязательно продолжим эту работу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшая политическая, нравственная и культурная задача государства. Мы должны воспитывать подлинных патриотов своей малой родины, республики, многонациональной России.

Продолжается развитие общественного движения Татарстана. Третий форум социально ориентированных некоммерческих организаций продемонстрировал их растущий потенциал. Вручены первые президентские премии активистам и организациям за вклад в развитие институтов гражданского общества.

Следует и впредь расширить формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в рамках муниципальных программ и путем создания на местах ресурсных центров.

В соответствии с измененным законодательством и новыми полномочиями в ближайшее время нам предстоит сформировать новый состав Общественной палаты республики, ставшей основным представительным и координирующим центром общественного движения.

Эффективным механизмом взаимодействия власти и населения являются общественные советы при органах власти и территориальные общественные самоуправления. Необходимо развивать данные институты. Это уникальная возможность для каждого жителя внести личный вклад в решение таких насущных вопросов, как создание детских и спортивных площадок, обустройство парковок, освещение и озеленение прилегающих территорий, проведение различных мероприятий.

Проверенным и эффективным инструментом обратной связи с населением является система «Народный контроль». С текущего года здесь появилось новое направление «Противодействие коррупции». Заявляя о своей дальнейшей решимости противостоять всем коррупционным проявлениям, мы надеемся на непримиримую и принципиальную позицию каждого жителя нашей республики, всех руководителей органов государственной и муниципальной власти, надзорных и силовых структур.

Хөрмәтле депутатлар! Уважаемые депутаты!

Все более значимым становится развитие международных и межрегиональных связей. Татарстан открыт для всестороннего сотрудничества с международными организациями, транснациональными компаниями и другими странами, прежде всего в части трансферта новейших технологий. Сегодня успешно развиваются взаимовыгодные отношения с партнерами из более чем 140 стран.

На начало года объем внешнеторгового оборота превысил 22 млрд. долларов США. Объем привлеченных в экономику республики иностранных инвестиций за пять лет составляет примерно семь млрд. долларов США.

Вместе с тем нам следует активнее содействовать выходу татарстанских высокотехнологичных компаний на глобальные рынки и участию бизнеса в международной экономической кооперации. Мы также заинтересованы в том, чтобы иностранные компании при вхождении в Россию в качестве стартовой площадки для продвижения своего бизнеса, идей и технологий выбирали нашу республику.

Развивающееся сотрудничество открывает широкие возможности для проведения в Татарстане международных и всероссийских мероприятий в самых разных сферах. Наряду с богатым историко-культурным наследием и общепризнанными достижениями, это способствует росту туристического потока в республику. Здесь у нас большие резервы. В частности, недостаточно используются возможности музейных комплексов Булгара и Свияжска. Мы вправе ожидать от Государственного комитета по туризму более эффективного развития туристической индустрии.

Внешние связи Татарстана нельзя представить без взаимодействия с соотечественниками за рубежом и татарскими общественными организациями в России. Это наше конкурентное преимущество. Необходимо использовать его для продвижения интересов республики.

Эффективным механизмом организации межрегионального взаимодействия стала Ассоциация инновационных регионов. Вместе с тем нам нужно активнее развивать сотрудничество с субъектами Российской Федерации, используя имеющиеся договорные отношения.

Уважаемые депутаты! Хөрмәтле депутатлар!

Текущий год складывается в республике достаточно напряженным. Основные макроэкономические показатели пока не превышают уровень прошлого года. Вместе с тем на ближайшие пять лет стоит задача роста экономики в 1,2 раза.

Необходимо повышать инвестиционную активность, задействовать для этого все наши резервы. Одним из них является создание в границах Камской агломерации инновационно-производственного центра «Иннокам». Особое внимание здесь следует уделить инфраструктурным проектам, модернизации системообразующих отраслей, образованию и квалифицированным кадрам. В текущем году на уровне Правительства страны нужно утвердить концепцию развития «Иннокама».

В связи с тем, что сегодня моногорода имеют возможность создавать территории опережающего развития, в ближайшее время необходимо добиться этого статуса для Набережных Челнов и Зеленодольска. Это позволит привлечь дополнительные ресурсы и создать благоприятные условия для бизнеса и диверсифицировать моноструктурную экономику этих городов.

Основной точкой роста экономики республики остается нефтегазохимический комплекс. Сегодня перед компаниями отрасли стоят серьезные задачи. Это реализация «Татнефтью» и малыми нефтяными компаниями проектов по добыче сверхвязкой и сланцевой нефти, дальнейшему внедрению инноваций в области разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.  Кроме того, перед группой «Татнефть» стоят задачи повышения эффективности шинного производства, строительства новой установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 на «ТАНЕКО», что позволит к 2018 году перерабатывать в республике до 22 млн. тонн нефти. При этом ввод в эксплуатацию двух новых комплексов глубокой переработки тяжелых остатков нефти на «ТАНЕКО» и «ТАИФ-НК» обеспечит глубину переработки нефти до 95 и 98 процентов соответственно.

Новый олефиновый комплекс «Нижнекамскнефтехима» мощностью 600 тыс. тонн этилена в год, а также связанные с ним производства обеспечат переработку продуктов пиролиза, в том числе позволят шире раскрыть технологический потенциал «Казаньоргсинтеза». В целом, актуальным вопросом для группы компаний «ТАИФ» является разработка стратегии дальнейшего развития «Казаньоргсинтеза».

Перспективные проекты есть и в машиностроении: проект по производству самолетов дальней авиации ТУ-160 на базе Казанского авиационного завода; проекты «КАМАЗа» по развитию модельного ряда автомобилей и двигателей, серийному выпуску электробусов, а также по созданию беспилотных транспортных средств. Также на Казанском вертолетном заводе обсуждается возможность поставки вертолетов для эксплуатации в зонах континентального шельфа, в том числе в условиях Арктики, совместно с «Казанским моторостроительным производственным объединением» идет работа по локализации в республике производства двигателей. На заводе имени Горького идет наращивание объемов строительства кораблей и продвижение продукции специального судостроения на внешний рынок.

В ближайшее время мы официально откроем комплекс «Аммоний» по выпуску аммиака, метанола и гранулированного карбамида, который обеспечит ежегодную глубокую переработку до 1 млрд. кубических метров природного газа. Он уже вышел на проектные показатели. Получены первые партии продукции. Назрела необходимость создания еще одного аналогичного газохимического комплекса.

Динамичное развитие республики невозможно без модернизации энергетического комплекса и обеспечения его энергонадежности. С этой целью в Татарстане реализуются крупные проекты: по обновлению мощностей на Казанской ТЭЦ-1 путем переноса второго объекта по ДПМ (в рамках подписанного на днях распоряжения Правительства страны – это дополнительно 230 МВт); по вводу новых мощностей на Казанской ТЭЦ-3 (это ТГК-16, дополнительная мощность 388 МВт); строительство воздушной линии Щелоков – Центральная. Данные мероприятия позволят снять вопрос энергодефицита Казанского энергетического узла.

До конца года «Татнефть» завершит инновационный проект по реконструкции Нижнекамской ТЭЦ (это плюс 350 МВт).

Кроме того, в ближайшее время планируется строительство воздушной линии Щелоков – Бегишево. Все это повысит надежность энергоснабжения наших предприятий.

Способствовать созданию новых видов бизнеса в республике, развитию связанных отраслей промышленности призваны также наши особые экономические зоны:

- В «Алабуге» уже действуют 19 производств. До конца текущего года откроются еще три завода. К 2020 году планируется привлечь 90 компаний-резидентов с заявленным объемом инвестиций 243 млрд. рублей.

- В «Иннополисе» одобрены проекты первых 15 резидентов. Требуется в оперативном порядке задействовать и Лаишевскую площадку данной зоны.

Кроме того, необходимо ускорить работу по формированию третьей особой экономической зоны на базе Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра.

Синергетический эффект от функционирования наших особых зон будет достигнут за счет объединения их управления в единый кластер. Это будет первый подобный опыт в России.

Реализации поставленных задач будет способствовать развитие транспортной инфраструктуры. Необходимо завершить реконструкцию дороги М-7, строительство платной автомагистрали «Шали – Бавлы». Стратегически важным является проект высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва Казань».

Хөрмәтле депутатлар! Уважаемые депутаты!

Повышение конкурентоспособности экономики возможно только за счет активного внедрения инновационных решений. Особая роль здесь отводится университетам. Важно, чтобы вузы сегодня были не просто образовательными организациями, но и партнерами наших предприятий по научному сопровождению производственных процессов.

У нас уже есть положительные примеры такого сотрудничества. Это совместные проекты «Нижнекамскнефтехима» и Казанского федерального университета (по разработке и промышленной реализации высокотехнологичных производств отечественных катализаторов), «КАМАЗа» и Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева (по созданию двигателя, работающего на природном газе), а также завода «Ак Барс Металл» с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом (по разработке и изготовлению уникального сооружения временного навеса для стадиона «Казань Арена»).

Активизации совместной работы вузов, Академии наук Татарстана и нефтяных компаний будут способствовать созданные в республике научные полигоны «Битум» и «Доманик» по разработке и внедрению инновационных технологий нефтедобычи.

Образование и наука должны быть ориентированы на производство также и в части подготовки прикладных выпускных, дипломных и диссертационных работ. Целесообразно ввести практику совместной подготовки междисциплинарных проектов студентами технических вузов с молодыми IT-специалистами. Такое взаимодействие существенно ускорит разработку и внедрение новых технологий в производство.

Необходимо также поддерживать и создавать инфраструктурные условия для высокотехнологичных разработок. Приоритетным направлением здесь является развитие инжиниринговых центров и центров прототипирования.

Важный фактор роста экономики развитие малого и среднего бизнеса, который наиболее чувствителен к изменениям в экономике, при этом способен быстрее адаптироваться к новым реалиям. Правительству и нашим муниципалитетам следует уделить особое внимание в своей работе развитию малого бизнеса.

Сегодня в данной сфере занята четверть населения республики. К 2020 году необходимо увеличить эту цифру до 30 процентов.  Наша задача – создавать благоприятную предпринимательскую среду.

Большой потенциал есть в наших муниципальных промышленных площадках. На сегодняшний день создано 45 площадок в 28 районах. Эффективной признана работа лишь половины из них.

Подчеркну, промплощадки нужно создавать во всех муниципалитетах. Более того, каждая из них должна давать конкретные результаты: увеличение числа резидентов и новых рабочих мест, рост выручки и налоговых отчислений.

Развитию малого и среднего предпринимательства в Закамской зоне будет способствовать расширение Камского индустриального парка «Мастер». За счет удвоения площадей и доведения их до 1 млн. 300 тыс. квадратных метров он станет крупнейшим в мире крытым промпарком.

Мы продолжим реализацию всех программ поддержки бизнеса. Необходимо в тесном взаимодействии с вновь созданной Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства проработать предложения по организации масштабного техперевооружения данного сектора экономики. Это позволит поднять конкурентоспособность нашего бизнеса, в том числе на рынках закупок крупных федеральных и региональных компаний.

Подспорьем в развитии малого и среднего бизнеса является его популяризация. Хорошим примером здесь послужил проект «Фабрика предпринимательства». Данный конкурс позволил начинающим предпринимателям поверить в себя и начать свое дело. Подобный положительный опыт нужно тиражировать во всех муниципалитетах.

Крайне важно вовлекать нашу молодежь в предпринимательскую деятельность. Будущих бизнесменов надо готовить уже со школьной скамьи. Поручаю Правительству организовать соответствующую работу.

Уважаемые депутаты! Хөрмәтле депутатлар!

Необходимо максимально задействовать резервы роста экономики в сфере АПК.

После введения продовольственного эмбарго мы успешно сработали по стабилизации цен на рынке продовольственных товаров. Этому способствовало проведение сельскохозяйственных ярмарок в наших городах. Хочу поблагодарить Министерство сельского хозяйства и наши муниципалитеты за достойную организацию и активное участие.

Мы продолжим реализацию республиканских программ, направленных на поддержку села.

Безнең бурыч – авыл кешеләренә тигез, лаеклы яшәү шартлары булдыру. Республика халкының дүрттән бер өлеше авылларда яши. Алар милләтебезнең гореф-гадәтләрен, иң күркәм сыйфатларын саклауга бик зур өлеш кертә.

Последние пять лет были непростыми для сельского хозяйства. Наряду с неблагоприятными погодными условиями на развитии отрасли серьезно сказались высокая закредитованность сельхоз-товаропроизводителей, недоступность кредитов для малых форм хозяйствования. Кроме того, дефицит перерабатывающих мощностей и логистики не позволяет формировать значительные объемы добавленной стоимости.

Несмотря на серьезную поддержку отрасли, эффективность производства сельхозпредприятий, работающих в примерно одинаковых условиях, отличается в несколько раз.

Так, на предприятиях «Цильна» и «Шаймурзинское» Дрожжановского района, имеющих сопоставимые по площади сельхозугодия и получающих равную государственную поддержку, выручка на одного работника отличается в три раза.

В Кукморском районе в сельхозкооперативе имени Вахитова, располагающего меньшей площадью сельхозугодий, чем агрофирма «Кукмара», выручка на одного работника в два раза больше.

Таких примеров немало. Кроме того, отсутствуют системный анализ и контроль эффективности использования государственных средств по программам поддержки АПК. Подтверждение тому банкротство наших отдельных агрокомплексов.

Наша главная задача в сфере АПК обеспечить рост эффективности вложенного рубля.

В целом, в агропромышленном комплексе необходимо:

- упорядочить земельные, имущественные и институциональные отношения между всеми участниками цепочки формирования добавленной стоимости (от сельхозпроизводителей до сбытовых сетей);

- в рамках импортозамещения проработать вопросы переработки, хранения и логистики производимой сельхозпродукции;

- внедрить эффективную систему контроля над сельхозпроизводителями и использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Прошу Правительство подготовить предложения по реализации данных мер. 

Уважаемые депутаты! Хөрмәтле депутатлар!

Рост экономики невозможен без сбалансированного развития трудовых ресурсов. Мы уже столкнулись с проблемой трудодефицитных производств при реализации крупных инвестиционных проектов.

Наряду с созданием благоприятных условий для привлечения высококлассных специалистов из других регионов и стран особое внимание необходимо уделить формированию собственного государственного заказа на обучение. Выпускники среднего и высшего профобразования должны знать о возможности будущего трудоустройства. Это задача наших центров занятости, которым следует пересмотреть подходы к своей работе и сконцентрировать внимание на профориентации.

Ключевая роль в подготовке квалифицированных кадров отводится ресурсным центрам. Пять из них уже действуют. До конца года будут открыты еще девять: в Нижнекамске и Лениногорске – совместно с компанией «Татнефть»; в Заинске – совместно с «Сетевой компанией»; в Зеленодольске – в кооперации с заводом имени Горького и компанией POZIS; в Лаишево – с международным аэропортом «Казань»; в Атнинском и Мамадышском районах будут работать два ресурсных центра аграрного профиля, в Казани – центр автотранспортной направленности.

Драйвером развития республиканской системы образования станет проведение в Казани чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills в 2019 году. Надо уже сейчас активно включиться в подготовку к этому мероприятию. Уверен, данный чемпионат внесет большой вклад в популяризацию рабочих профессий, станет мощным стимулом модернизации профессионального образования, выхода его на международные стандарты обучения. Стандарты такого же уровня следует внедрить и на производствах.

За последние годы большая работа проведена по укреплению материальной базы всей системы образования: от детских садов до вузов. В результате реализации майских указов Президента Российской Федерации заработная плата в сфере образования поднята на конкурентоспособный уровень. Мы вправе ждать конкретных результатов. Каждый урок, лекция и занятие должны быть интересными, воспитывающими и развивающими. Правительству и главам муниципалитетов следует обратить особое внимание на повышение уровня качества образования в школах.

Стимулировать рост призваны формируемые рейтинги школ, которые, в свою очередь, должны быть объективными, обоснованными и доступными.

Серьезные задачи стоят перед нашими вузами. В их числе:

- повышение качества образовательного процесса;

- регулярное обновление образовательных программ;

- кооперация с предприятиями;

- привлечение для преподавания ведущих ученых и практиков.

Кроме того, необходимо развивать внешкольную работу и систему дополнительного образования технической направленности. Здесь также следует сделать акцент на профориентацию.

Хорошим подспорьем в данном направлении станет создание в республике совместно с Агентством стратегических инициатив сети детских технопарков.

В целом, наша задача – создавать условия для жизни и работы талантливых людей, научиться выявлять и развивать таланты в каждом юном татарстанце. На это направлена государственная программа «Стратегическое управление талантами».

Привлечению в республику творческой молодежи будет способствовать создание креативных индустрий, которые, в свою очередь, станут драйвером малого бизнеса и мощным стимулом развития современных городов.

Уважаемые депутаты! Хөрмәтле депутатлар!

Основополагающими факторами обеспечения комфортной среды являются улучшение жилищных условий наших граждан, качество и доступность жилья.

Необходимо стимулировать коммерческое и индивидуальное жилищное строительство.

В рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» до 1 июля 2017 года планируется ввести в эксплуатацию 1,5 млн. квадратных метров жилья экономического класса.

Следует активнее использовать ресурсы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

Мы продолжим реализацию программ социальной ипотеки и арендного жилья. Особая роль здесь отводится Государственному жилищному фонду при Президенте Республики Татарстан.

Отдельно хочу обратиться к главам муниципальных образований.

В зоне вашей ответственности находятся вопросы долевого строительства. Отсутствие контроля со стороны муниципалитетов приводит к рискам потери средств дольщиков. Только по официальным данным их в республике 557 человек.

Аналогичная ситуация – в части незаконного строительства многоквартирных домов на участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. К примеру, в Казани более 120 таких объектов.

Самоустранение власти на местах в этих вопросах недопустимо! Кроме того, каждый факт нарушения закона в данной сфере должен стать предметом тщательного изучения контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Сегодня по республике 23 тыс. человек нуждаются в переселении из аварийного жилья. Особенно остро данный вопрос стоит в Казани, Зеленодольске и Чистополе.

Правительству и муниципалитетам необходимо обеспечить выполнение программы. Причем по каждому случаю переселения нужен индивидуальный подход. Важно довести до людей, что основным приоритетом является их безопасность.

Актуальной задачей остается обеспечение инфраструктурой земельных участков, выделяемых многодетным семьям. Некоторые районы находят механизмы для решения данной проблемы. К примеру, в Елабуге через программу Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Подобный положительный опыт следует взять на заметку руководству нашей столицы. Не стоит занимать выжидательную позицию, надеясь только на выделение федеральных и республиканских средств.

До 2020 года будет капитально отремонтировано 3,5 тыс. многоквартирных домов.

Нельзя забывать и о наведении порядка на придомовых территориях. Это зона солидарной ответственности муниципалитетов, управляющих компаний и самих жильцов. Необходимо проработать соответствующий финансовый механизм по привлечению средств и контролю за их целевым использованием.

В текущем году при активном, заинтересованном участии населения большая работа была проведена в рамках объявленного в республике Года парков и скверов. 82 из 140 объектов сданы и стали излюбленными местами отдыха наших граждан.

Серьезный вклад в их обустройство внесло бизнес-сообщество, в том числе компании: «Татнефть», «ТАИФ», «Газпром Трансгаз Казань», «Сетевая компания», Казанский вертолетный завод, «Ак Барс», «Нэфис» и многие другие. Благодаря им преобразились парк Горького, парк Победы и парк «Крылья Советов», «Сосновая роща», сад имени Кирова, скверы «Молодежный» и «Чишмяле», парки Альметьевска, Нижнекамска и других городов и районов.

Отрадно, что наряду с нашими крупными предприятиями активное участие в реализации программы приняли небольшие компании. К примеру, «Унистрой» оказал поддержку в реконструкции детского парка в Казани, компания «Профит» – парка «Сидоровский» в Набережных Челнах, фирмы «БЕТАР» и «Импульс» – объектов в Чистополе. Таких примеров много.

Хочу отметить, что мы не будем ограничиваться лишь благоустройством парков и скверов. Важно, чтобы у каждого объекта был свой хозяин. Их нужно содержать. Кроме того, здесь должна кипеть жизнь. Это зона совместной ответственности муниципалитетов и бизнеса, учреждений социально-культурной сферы и общественных объединений.

Мы продолжим работу по развитию комфортного общественного пространства и в последующие годы, увязав ее с обустройством водных объектов.

Вода занимает шесть процентов территории республики, общая протяженность прибрежных зон составляет более 30 тыс. километров. Важно, чтобы жители имели доступ и могли активно пользоваться этим уникальным ресурсом. В следующем году мы не только упорядочим землепользование, но и создадим новые прибрежные рекреационные зоны.

В дальнейшем мы планируем адресно подойти к таким темам, как городские лесопарки, обустройство объектов зимнего отдыха, создание пешеходной и велосипедной инфраструктуры и другим актуальным вопросам.

Все эти мероприятия позволят не только преобразить наши населенные пункты внешне, но и сформировать новую культуру общения и отдыха наших граждан. Соответствующие меры следует предусмотреть в рамках реализуемых нами программ.

Все большее значение для обеспечения комфортных условий для жизни приобретает здоровая окружающая среда. Приоритетная задача здесь – повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов. Ни один проект, который мы сегодня реализуем, не обходится без основательной экологической экспертизы.

Необходимо продолжить реализацию мероприятий, которые позволят последовательно снижать экологическую нагрузку.

Наиболее остро сегодня стоит проблема роста объемов различных категорий отходов. С каждым годом загруженность существующих полигонов увеличивается, при этом количество несанкционированных свалок не уменьшается. Следует уже сегодня создавать эффективную систему обращения с отходами.

Еще одной важной составляющей санитарного и экологического благополучия республики является надежная и эффективная работа очистных сооружений. Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ совместно с муниципалитетами необходимо разработать соответствующую программу, включающую, прежде всего, ремонт и реконструкцию существующих очистных сооружений.

Уважаемые депутаты! Хөрмәтле депутатлар!

Безусловно, залогом качественного человеческого капитала является здоровое население.

В республике проводится большая работа по развитию системы здравоохранения. Наряду со строительством высокотехнологичных медицинских центров и оснащением клиник современным оборудованием приоритетными направлениями остаются профилактика, диспансеризация, а также развитие системы первичной медицинской помощи, в том числе на селе.

Необходимо продолжить работу по развитию сети общеврачебных практик; обеспечению межрайонных центров мощной лабораторной и диагностической базой, квалифицированными специалистами; созданию консультативно-диагностических центров с возможностью проведения самых современных обследований, включая дорогостоящие технологии и дистанционное консультирование.

В том числе в этих целях будет создана университетская клиника Казанского федерального университета.

Ежегодно в Татарстане выполняется более 20 тыс. высокотехнологичных операций. Во многом их эффективность зависит от восстановительного лечения и реабилитации. Благодаря этому, к примеру, к привычному ритму жизни возвращаются 80 процентов больных, перенесших инфаркт миокарда. С учетом этого в республике должны заработать новые современные реабилитационные центры.

В настоящее время активно развивается негосударственный сектор здравоохранения. Министерству здравоохранения республики необходимо обеспечить сбалансированную работу частных и государственных медицинских организаций с учетом интересов граждан. При этом главными приоритетами в работе каждого медицинского работника должны стать качество предоставляемых услуг и пациентоориентированность.

В наши дни здоровье становится социальным свойством личности, обеспечивающим человеку его конкурентоспособность, профессиональное активное долголетие, и, в конечном счете, материальное благополучие.

Быть здоровым должно быть модно! Проведение в республике крупных международных и российских соревнований способствует популяризации здорового образа жизни. Крайне важно, чтобы созданная спортивная инфраструктура служила на благо развития массового спорта.

Наша задача – значительно увеличить численность населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом. С этой целью мы продолжим строительство новых спортивных объектов, прежде всего универсальных площадок в муниципальных районах, и активизируем работу по внедрению и популяризации комплекса ГТО.

Отдельно хочу остановиться на работе наших спортивных школ. На сегодняшний день в республике их 166. Для занятий в целом созданы хорошие условия. Мы ждем от наших воспитанников успехов в большом спорте.

 Необходимо ставить четкие задачи по воспитанию спортсменов высокого класса и определить индикаторы эффективности работы каждой спортивной школы.

Хөрмәтле депутатлар! Уважаемые депутаты!

Одной из важнейших государственных задач является укрепление института семьи.

Гаилә кешенең таяныр ноктасы, һәркем өчен кадерле урын. Беренче чиратта, ул кешене шәхес буларак формалаштыра, рухи һәм әхлакый тәрбия бирә, иң матур гореф-гадәтләрне сакларга һәм үстерергә ярдәм итә.

  Гаиләнең төп бурычы – балалар тәрбияләү. Чөнки бала туу аның нигезен ныгыта, ямь өсти.

Сегодня благодаря проводимой в республике планомерной работе и реализации различных социальных программ несколько лет подряд наблюдается рост рождаемости. Становится все больше семей с тремя, четырьмя и пятью детьми. Наша задача – максимально поддержать такие семьи.

Нас не может оставлять равнодушным тот факт, что 40 процентов вновь заключаемых браков распадаются. Необходимо предпринимать комплексные меры по сохранению семей, анализировать каждый случай подачи заявления на развод. Вместе с тем надо вести пропаганду крепкой семьи. Здесь важная роль отводится средствам массовой информации. Кроме того, следует на законодательном уровне исключить упрощенный порядок расторжения браков.

В целом, вопросам семейной политики нужно уделять особое внимание. Поручаю Правительству республики сформировать единый центр ответственности по данному вопросу.

По-прежнему актуальным остается вопрос повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Прежде всего, беспокойство вызывает большое количество отмененных нормативных правовых актов муниципалитетов. Это свидетельствует о низком уровне правовой грамотности сотрудников.

Правительству ежегодно необходимо предусматривать целевые группы по подготовке специалистов муниципальных образований правовой направленности, а также организовать соответствующие курсы повышения квалификации.

Кроме того, сохраняется тенденция, когда отдельные руководители министерств, ведомств видят свою задачу в координации деятельности только республиканского уровня. Это принципиальная ошибка. Исполнительный орган государственной власти является центром ответственности за управление профильной по функционалу сферой в целом.

Это важно учесть в системе оценки органов власти. Она должна позволить каждому сотруднику видеть перед собой, с одной стороны, четко сформулированные задачи и способы их достижения, а с другой – свой личный вклад в развитие республики.

Хөрмәтле ватандашлар! Уважаемые татарстанцы!

Мы ставим перед собой масштабные задачи, строим далеко идущие планы. Настоящее и будущее республики зависит от каждого из нас. Татарстан – территория возможностей. Все в наших руках!

Сегодня мы как никогда должны быть едины, работать в одной команде на благо республики.

Мы можем! Мы вместе!

Без бергә! Без булдырабыз!

Игътибарыгыз очен рәхмәт. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Уважаемые участники заседания!

Позвольте поблагодарить Президента Татарстана за представленный содержательный анализ ключевых индикаторов и долгосрочных трендов экономического, социально-культурного развития, общественно-политической ситуации в республике.

Сделано действительно немало. Ярким достижением считаем успешное проведение в Казани XVI чемпионата мира по водным видам спорта. Рекордное количество спортсменов, гостей и четырехмиллиардная телеаудитория способствовали дальнейшему укреплению имиджа Татарстана на международной арене, развитию инфраструктуры, массового спорта.

Прошедшие президентские и муниципальные выборы завершили очередной республиканский избирательный цикл, в ходе которого обновились все уровни власти. По сути, 13 сентября при высочайшей явке избирателей состоялся всенародный референдум о доверии Президенту Рустаму Нургалиевичу Минниханову, а также тому курсу, который под его руководством реализуют органы государственной власти и местного самоуправления во благо развития Татарстана.

Правительству республики, администрациям городов и районов, вновь избранному муниципальному депутатскому корпусу важно без потери темпов включиться в процесс управления социально-экономическим развитием территорий. Это особенно важно в нынешний непростой период, который характеризуется ростом международной напряженности, волатильностью валютных и нефтяных котировок, ограниченностью инвестиционных ресурсов, непредсказуемыми рисками для товаропроизводителей и населения республики.

Одним из важнейших антикризисных инструментов и ресурсов роста видится своевременное, поэтапное воплощение в жизнь Стратегии развития Татарстана до 2030 года, утвержденной Государственным Советом в качестве закона.

Ключевым ориентиром здесь выступает прозвучавшее сегодня послание Президента Республики Татарстан. Комплекс мер по его реализации в соответствии с установленным порядком будет в короткий срок разработан Президиумом Государственного Совета и Правительством Татарстана.

 В части парламентской деятельности хочу сказать, что перед нами стоит задача дальнейшего совершенствования законодательной базы, адекватной намеченным преобразованиям. Отвечая на вызовы времени, депутатам предстоит сконцентрировать усилия на законодательном сопровождении антикризисных мер. Первоочередного внимания потребуют стартовавший бюджетный процесс, поиск внутренних резервов развития, безусловное исполнение взятых на себя социальных обязательств.

Уважаемые депутаты Государственного Совета, вопрос повестки дня рассмотрен.

Одиннадцатое заседание Государственного Совета пятого созыва объявляю закрытым.

 

(Звучит Государственный гимн Республики Татарстан.)

 

Благодарю за участие в работе заседания. Всего доброго! До свидания!



Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта