Стенографический отчет торжественного собрания, посвященного 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана от 30 мая 2015 года

Здание Государственного Большого

концертного зала им. С. Сайдашева

30 мая 2015 года,

11 часов

 

Председательствует Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин

 

Председательствующий. Хөрмәтле коллегалар! Кадерле дуслар! Тантаналы утырышта катнашучылар!

Уважаемые участники торжественного собрания!

Сегодня мы собрались по случаю важного события в истории становления новой государственности Республики Татарстан. 25 лет назад в условиях демократизации общества впервые на альтернативной основе был избран Верховный Совет ТАССР 12-го созыва. Это событие стало поистине поворотным рубежом в новейшей истории нашего многонационального народа.

На протяжении более двух десятилетий парламент Татарстана нарабатывал опыт законотворчества, искал и находил решения сложнейших вопросов перестройки народно-хозяйственного комплекса на основе рыночных отношений, адаптации населения к новым условиям, сохранения культурного и исторического наследия.

Усилиями республиканских законодателей, органов государственной и муниципальной власти начинает создаваться собственная правовая среда для обеспечения достойных условий жизни граждан, созидательного развития экономики, социально-культурной сферы и духовной жизни многонационального народа нашей республики. За это время проделана большая работа по формированию и совершенствованию современного свода регионального законодательства.

Демонстрируя самостоятельность и твердость подходов в отстаивании интересов жителей республики, сегодня наш парламент активно взаимодействует с Федеральным Собранием Российской Федерации, авторитетными межрегиональными и международными организациями.

Уважаемые участники торжественного собрания!

В зале присутствуют депутаты Верховного Совета Татарской АССР 12-го созыва, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан всех пяти последующих созывов.

Позвольте также приветствовать и высказать слова признательности Федеральному Собранию Российской Федерации в лице Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко и первого заместителя Председателя Государственной Думы Александра Дмитриевича Жукова за внимание и участие в собрании.

Разрешите приветствовать парламентские делегации Туркменистана во главе с Председателем Комитета Меджлиса по экономическим вопросам Шариповым Юлдашем Халлыевичем, Республики Казахстан во главе с Председателем Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по конституционному строительству, судебной системе и правоохранительным органам Акылбаем Сериком Байсеитулы, делегацию Кыргызской Республики во главе с депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Таалайбеком Омукеевичем Ибраевым.

В работе собрания участвуют дипломатические представители зарубежных государств, аккредитованные в городе Казани (Исламской Республики Иран, Турецкой Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Венгрии).

Позвольте приветствовать руководителей парламентов субъектов Приволжского федерального округа, делегацию Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), делегацию Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.

В собрании принимают участие временно исполняющий обязанности Президента Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов, Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев, члены Правительства Республики Татарстан, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители судебных и правоохранительных органов, федеральных и республиканских ведомств, главы муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, представители религиозных конфессий, представители общественных организаций, ветераны органов государственной власти и управлений нашей республики.

Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан принято решение о прямой теле- и радиотрансляции нашего собрания.

Я искренне благодарен всем, кто смог принять участие в собрании. Позвольте поздравить всех участников мероприятия и жителей республики, наших избирателей со знаменательным событием – 25-летием становления парламентаризма в современной истории Татарстана.

Уважаемые коллеги, торжественное собрание, посвященное этой знаменательной дате, объявляю открытым.

 

(Звучит Государственный гимн Российской Федерации.)

(Звучит Государственный гимн Республики Татарстан.)

 

Слово для выступления предоставляется Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентине Ивановне Матвиенко.

Матвиенко В.И., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Глубокоуважаемые Рустам Нургалиевич, Фарид Хайруллович, Минтимер Шарипович!

Уважаемые дамы и господа, дорогие друзья, гости!

Кадерле дуслар, исәнмесез!

Здравствуйте! Я очень рада у вас побывать! плодисменты.)

Разрешите мне от имени Совета Федерации поздравить всех вас с 25-летним юбилеем становления парламентаризма в Республике Татарстан. Это, несомненно, замечательная дата, которая обозначает новую главу в истории вашей республики.

Недавно в Санкт-Петербурге мы отмечали день российского парламентаризма. В этот день, 27 апреля, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с членами Совета законодателей. Глава государства особенно подчеркнул, что от эффективности законодательной власти прямо зависит укрепление страны, рост благосостояния наших граждан, решение острых социальных проблем. Такая оценка – это свидетельство возросшей политической роли законодательных (представительных) органов власти не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации.

Говоря о современном Татарстане, мы всегда четко осознаем, что это регион опережающего развития. Темпы, которыми республика развивается в последние годы, сделают честь любому региону Российской Федерации. Татарстан неизменно входит в число субъектов Российской Федерации – лидеров новой России.

В 2014 году Татарстан вновь, причем в пятый раз подряд, подтвердил это лидерство. При этом республика заняла первое место по уровню развития экономики и третье – по уровню развития социальной сферы. Все это – наглядный результат работы тружеников Татарстана, эффективного руководства Президента Республики, руководства республики. И, конечно же, это результат работы законодателей, результат профессионализма Государственного Совета.

Мы все хорошо знаем, что основы для устойчивого экономического, социального развития Татарстана, для достижения межнационального согласия были заложены выдающимся государственным деятелем, национальным лидером Татарстана, его первым Президентом – Минтимером Шариповичем Шаймиевым, который сделал многое не только для Татарстана, но и для всей России. (Аплодисменты.)

 Очень приятно, что обеспечена такая цивилизованная преемственность передачи власти. Сегодня новая, дружная, профессиональная команда руководителей Татарстана под руководством Президента Рустама Нургалиевича Минниханова успешно, по-новому, современно двигает республику только вперед.

Я уже сказала о результатах и оценках, которые заслуживает Татарстан. Действительно, сегодня и Казань, и в целом республика с каждым днем меняются, развиваются, строятся. Успешно развиваются инновационные проекты и многое другое. Поэтому искренне хочется поблагодарить и руководство Татарстана, и Государственный Совет, который обеспечивает законодательное регулирование всех вопросов, за такие потрясающие результаты. (Аплодисменты.)

Всем особенно импонирует давняя четкая направленность вашей креативной экономической политики на реальный сектор: направленность не на какие-то финансовые пузыри, не на хитрые банковские схемы, а на производство реальных продуктов (авиалайнеров, вертолетов, мощных грузовиков, нефти, зерна). Ведь только это может обеспечить будущее людей, процветание республики, а также всей России.

Общеизвестны успехи республики в сфере культуры. Богатство историко-культурного наследия и насыщенность многонациональной культурной жизни республики по праву выдвигают ее в ряд культурных столиц России. 2014 год, который был объявлен в России Годом культуры, прошел в Татарстане с успехом. Он был отмечен особым, можно сказать, уникальным событием: Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. (Аплодисменты.)

Татарстан достиг убедительных результатов в такой тонкой и чувствительной сфере, как обеспечение общенародного единства в межнациональных отношениях. Люди разных религий, разных жизненных укладов хранят и развивают на славной земле Татарстана многовековые традиции конструктивного сотрудничества, дружбы и добрососедства.

Мы часто говорим о том, что формирование демократических институтов в России происходило в общем контексте мировых и европейских тенденций. Это правильно. Но при этом не нужно забывать, что у нас есть и собственный, не менее значимый опыт демократии и парламентаризма.

История парламентских органов в нашей стране началась далеко не сегодня. Корни народоправства (как говорили в древности) лежат в тысячелетних вечевых устоях Древней Руси, а в Татарстане – еще и в обычаях древнейшей Волжской Булгарии.

Ключевое значение имели преобразования начала XX века. В апреле 1906 года начала заседать первая выборная Государственная Дума. Синхронно с ее заседаниями начались также заседания обновленного Государственного Совета.

Сегодня его исторический преемник – Совет Федерации – является верхней палатой Федерального Собрания России. Основная функция Совета Федерации – это обеспечение прямого представительства регионов на федеральном уровне. Это реальная палата регионов. Созданный при Федеральном Собрании Совет законодателей сегодня стал очень эффективной, я бы сказала, ключевой площадкой для обсуждения выработки решений по законодательному обеспечению основных направлений государственной политики. Очень важно, что он стал центром координации действий федеральных органов законодательной власти и региональных парламентов. В Совет законодателей с момента его создания поступило около 300 проектов региональных законодательных инициатив, которые мы активно продвигаем на федеральном уровне, чтобы они обрели статус федеральных законов.

Я хочу поблагодарить депутатов Государственного Совета Республики Татарстан за их активную законотворческую деятельность и за те законодательные инициативы, которые они вносят в Федеральное Собрание. Некоторые из них уже стали федеральными законами.

Для эффективного законотворчества очень важен мониторинг правоприменительной практики, охватывающий все пространство политической и социальной жизни страны. Именно Совет Федерации в свое время стоял у истоков формирования системы такого мониторинга.

Одной из главных составляющих работы, которую мы проводим совместно с субъектами Российской Федерации, стала подготовка ежегодных докладов о состоянии законодательства. В позапрошлом году мы перешли на новый формат работы: теперь ежегодно составляется отчет о состоянии российского законодательства. Главное изменение в том, что над отчетом работают сразу обе палаты Федерального Собрания: Государственная Дума и Совет Федерации. Методологические подходы к формированию отчета были существенно обновлены.

Хочу специально отметить, что к нынешнему юбилею Государственный Совет Республики Татарстан подготовил фундаментальный Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан в 1990 – 2014 годах. Это региональный сегмент мониторинга законодательства и правоприменительной практики за четверть века. Это действительно фундаментальный документ и он не менее важен, чем федеральный. Он содержит поистине бесценный опыт становления парламентаризма в одном из крупнейших регионов страны.

В завершение, коллеги, разрешите от себя лично, от имени Совета Федерации еще раз сердечно поздравить вас с 25-летним юбилеем парламентаризма в республике и пожелать плодотворных трудов на благо нашей родины. Как мудро гласит татарская пословица, терпеливый добьется цели. плодисменты.)

И еще об одном я не могу сегодня не сказать. Я хочу выразить огромную благодарность Председателю Государственного Совета Республики Татарстан Фариду Хайрулловичу Мухаметшину за его многолетнюю парламентскую деятельность. плодисменты.)

С 1991 по 1995 год он был Председателем Верховного Совета республики, членом Совета Федерации первого созыва, а с 1998 года является неизменным Председателем Государственного Совета республики. Сегодня он уверенно ведет этот сложный корабль, как вел его и в непростые годы. Ему доверяет руководство республики, ему доверяют жители Татарстана – это, конечно, дорогого стоит.

Он известный в парламентарий не только в Татарстане, но и в России, и на международном уровне.

Фарид Хайруллович – один из немногих, кто избран в руководящие органы в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. В конкурентной борьбе с англичанином в последний раз он все-таки победил и стал Председателем Комитета по актуальным вопросам. плодисменты.)

А вчера Фарид Хайруллович (честно скажу, не знала, что он такой карьерист) избран координатором Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа, с чем мы его еще раз поздравляем. (Аплодисменты.)

 Уважаемый Фарид Хайруллович, я еще раз хочу вас искренне поблагодарить за все, что вы сделали для развития парламентаризма в нашей стране. Вы уже имеете все возможные и невозможные награды Совета Федерации, но все-таки в этот день я хочу вам вручить нашу благодарность.

Сау булыгыз! (Аплодисменты.)

Председательствующий. Слово предоставляется Рустаму Нургалиевичу Минниханову.

Минниханов Р.Н., Президент Республики Татарстан.

Хөрмәтле депутатлар, мөхтәрәм чакырылган иптәшләр!

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня мы подводим итоги важному этапу развития республики. Он был наполнен бурными общественно-политическими событиями и социально-экономическими достижениями. В эти 25 лет сформировался и фактически добился больших успехов новый Татарстан.

Отсчет новейшей истории республики начался в непростых условиях. В те годы расшатались многие механизмы управления, упала вера в прежние идеалы. Многие полагали, что важнейшие вопросы общественного развития можно решать на улице. Тем не менее Верховный Совет республики принял на себя всю полноту ответственности, одобрил решения, которые были поддержаны абсолютным большинством татарстанцев.

Особую роль в новейшей истории республики сыграли Декларация о Государственном суверенитете Татарстана, введение поста Президента и Конституция, принятая по результатам общереспубликанского референдума. Последний состав Верховного Совета, основываясь на Декларации о суверенитете, учредил государственные символы Республики Татарстан и принял более 120 основополагающих законов. Данные документы обеспечили политическую, социальную стабильность и межнациональное согласие.

Многие важные традиции парламентской работы были заложены в период, когда во главе стоял Минтимер Шарипович Шаймиев. Он руководил заседаниями Верховного Совета с достоинством, компетентно, уважительно относился ко всем мнениям. Это оказало огромное влияние на дальнейшую работу парламента. Отрадно, что эти традиции продолжаются и сегодня.

Главной особенностью государственного строительства республики в последние четверть века стало единство действий всех уровней и ветвей власти. Такая консолидация позволила республике избежать многих проблем. В Татарстане сложился конструктивный диалог законодательной и исполнительной власти. В самых непростых ситуациях мы находили правильные и сбалансированные решения. Без взаимопонимания и сотрудничества обеих ветвей власти невозможно поступательное движение вперед.

Принципиально важно, что мы вышли на новый уровень отношений с федеральным центром. Договоры 1994 и 2007 годов стали их прочной правовой базой. Разносторонняя поддержка руководства страны помогает нам в реализации важнейших проектов и программ социально-экономического развития.

Татарстан сегодня – один из наиболее динамично развивающихся и опорных регионов Российской Федерации. Государственный Совет вносит свою лепту в развитие федерального законодательства, он стал все чаще пользоваться правом законодательной инициативы. Отрадно, что накопленный опыт законотворческой деятельности востребован и мы ощущаем поддержку федерального законодателя.

Уважаемые участники заседания!

Безусловно, особую роль в новейшей истории нашей республики сыграли институты гражданского общества. 5,5 тысяч общественных объединений разного типа – это живой, постоянно обновляющийся организм. У каждого из них своя история, свои лидеры, достижения и проблемы. Невозможно представить ни одно крупное событие в жизни республики без деятельного участия Ассамблеи народов Татарстана и Общественной палаты, Всемирного конгресса татар и русского этнокультурного объединения, без профессиональных и творческих союзов, партий и общественных движений, без ветеранов и молодежи, а также без наших многочисленных СМИ.

За 25 лет изменился и социальный облик татарстанцев. Появились новые профессии и социальные группы, расширились наши представления об окружающем мире, в целом мы все стали опытнее и смелее.

Мы по праву гордимся, что Татарстан сейчас известен далеко за пределами России. Нас ценят за высокие темпы экономического роста, общественно-политическую стабильность, бережное отношение к историко-культурному наследию, развитие духовности и искреннее гостеприимство. Международное признание республики предоставляет новые возможности для инвестиций и реализации самых перспективных проектов.

Очевидно, что судьбоносный выбор 25-летней давности стал фундаментом всех наших сегодняшних достижений и успехов. Именно поэтому мы с уверенностью смотрим в будущее и ставим перед собой новые серьезные задачи. И по-прежнему нашими главными приоритетами остаются процветание родной республики и благополучие татарстанцев.

Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хочу выразить депутатам всех созывов искреннюю благодарность за ваш огромный созидательный труд на благо многонационального народа Татарстана.

Барыгызга да бик зур рәхмәт. Барыгызга да исәнлек-саулык, уңышлар.

Огромное спасибо всем! Бик зур рәхмәт! (Аплодисменты.)

 

Председательствует Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев

 

Председательствующий. Слово для доклада предоставляется Фариду Хайрулловичу Мухаметшину, нашему бессменному Председателю Государственного Совета Республики Татарстан. (Аплодисменты.)

Мухаметшин Ф.Х., Председатель Государственного Совета Республики Татарстан.  

Хөрмәтле Президиум! Мөхтәрәм җыелышта катнашучы депутатлар! Хөрмәтле республика кунаклары, татарстанлылар!

Уважаемый Президиум! Уважаемые коллеги и приглашенные! Дорогие гости! Уважаемые татарстанцы!

В калейдоскопе ярких событий и праздничных дат, в историческом развитии Татарстана особое место занимают вехи становления современной государственности республики, отмечающей в этом году свой 25-летний юбилей.

Казалось бы, четверть века – срок небольшой по сравнению с тысячелетней летописью нашего Отечества. Однако его начало совпало с проведением масштабных социально-политических преобразований и экономических реформ. «Шоковая терапия», «приватизация», «рынок» – все эти и многие другие явления были неизведанным полем законотворчества, на которое вступил наш парламент и в целом общество в начале 1990-х годов.

Естественно, историю становления Татарстана невозможно рассматривать в отрыве от политического процесса всей страны. Тот период был связан с ростом демократических настроений, социальной активности населения. Появились благоприятные условия для становления полноценной федерации.

Именно в это время республикой были сделаны решительные шаги по повышению ее конституционно-правового статуса: сформирована отвечающая высоким стандартам система органов власти, реализован вариант мягкого вхождения в рынок, заложен фундамент общественного консенсуса и межнационального согласия, признанные как «модель Татарстана».

На протяжении более двух десятилетий реальным участником этих процессов, а порой и их инициатором выступал парламент Татарстана. Неважно, в форме ли Верховного Совета ТАССР 12-го созыва или его правопреемника Государственного Совета, – высший представительный, законодательный орган республики стал одним из столпов нашей зарождающейся государственности.

Нынешний этап развития Российской Федерации характеризуется восприятием парламентаризма как наиболее демократической системы организации общества. Парламент в такой системе выступает как собиратель и выразитель интересов большинства населения.

Безусловно, за прошедшие годы российский парламентаризм совершил настоящий прорыв в построении правового государства и гражданского общества. Один лишь факт: законодательными собраниями субъектов за это время было принято свыше 160 тысяч региональных законов!

Осмысливая сегодня 25-летний период развития Татарстана, есть все основания утверждать, что реальный парламентаризм появляется у нас именно на рубеже 1990-х годов. И связано это, прежде всего, с повышением статуса республики и обретением ею государственности.

Все эти годы важнейшими характеристиками нашего парламента были и остаются открытость, профессионализм, тесное взаимодействие с избирателями, институтами гражданского общества, всеми ветвями и органами власти. Мы активно работаем с Федеральным Собранием, авторитетными межрегиональными и международными организациями. Парламент республики состоялся как в правовом, так и в политическом смысле.

За четверть века мы проделали путь, насыщенный как радостными, так и тревожными, а порой и трагическими событиями. Однако всегда неизменными оставались наши приоритеты – законотворчество во имя созидания, социальная направленность бюджетного процесса, эффективное государственное и муниципальное управление, укрепление межнационального согласия, сохранение исторического наследия, развитие языка и духовного потенциала татарского народа, представителей других наций и народов, проживающих в республике.

От хаотичного, во многом стихийного принятия законов мы постепенно перешли к системному законотворчеству, к принятию программ развития на десятилетия. Но все это время мы сохраняли преемственность лучших традиций татарстанского парламентаризма: это культура дискуссии, уважение к оппоненту. Только так мы смогли построить мост доверия между депутатами и избирателями.

Хөрмәтле коллегалар!

1990 нчы еллар башында юнәлеш алган яңа сәяси курс гражданнар активлыгына, халыкларның милли үзаңы үсешенә куәтле этәргеч бирде. Нәкъ шул чорда милли республикаларда, беренче чиратта Татарстанда, мөстәкыйльлеккә омтылыш башланды. Һәм менә нәкъ республика парламенты шул чакта нәтиҗәле эшләүче закон чыгару органы, дәүләтчелек өлкәсендә башланган үзгәрешләрнең гаранты булды.

Сегодня, говоря о значении Верховного Совета 1990 – 1995 годов, нужно дать высокую оценку работе депутатов. В те годы начал формироваться прочный каркас парламентаризма. И огромная заслуга в его становлении, в воспитании гибкости политического мышления принадлежит первому Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Его роль в тех процессах (а он, напомню, в 1990 – 1991 годах возглавлял Верховный Совет) трудно переоценить. Минтимер Шарипович стоял у истоков государственности республики.

Верховный Совет 12-го созыва прошел сложный и ответственный путь. Им было принято более 120 законов, среди них: об основах народовластия, о собственности, о языках Республики Татарстан, о государственной символике.

В числе особо значимых решений следует также назвать принятие Декларации о Государственном суверенитете, введение института президентства, проведение референдума о статусе республики, принятие Конституции республики, участие нашей делегации в работе Конституционного совещания Российской Федерации.

Принятые решения стали политической точкой отсчета в определении приоритетов республики, ее места в системе федеративных отношений. Шел поиск новых форм сотрудничества на межрегиональном и общероссийском уровнях. Отрабатывались механизмы сдержек и противовесов во взаимодействии ветвей власти самой республики.

В пылу горячих дискуссий депутатских групп мы, что называется, «с колес» осваивали неведомый тогда плюрализм, закладывали основы многопартийности. Многие из участников депутатских объединений тех лет – «Народовластие», «Согласие», «Суверенитет», «Татарстан», «Бердәмлек», «Яңарыш» и других – присутствуют сегодня в этом зале.

Выступая за упрочение самостоятельности, Татарстан последовательно отстаивал принципы демократического государственного устройства и федерализма, стал первопроходцем в освоении конституционно-договорной практики.

Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий 1994 года позволил сохранить особый статус республики, реализовать программы газификации и переработки нефти, адресной социальной защиты, ликвидации ветхого жилья. Все это означало рост занятости, стабилизацию экономики, повышение уровня жизни населения.

Заключенный в 2007 году новый Договор о разграничении полномочий дополнил и развил идеи, продекларированные в 1994 году. Этот документ уже в статусе федерального закона, подписанного Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, стал закономерным итогом большой работы по закреплению изменившихся за полтора десятилетия реалий развития страны и республики, инструментом согласования интересов сторон и учета национально-исторической специфики нашей республики.

Мы всегда искали и находили политические компромиссы в согласовании позиций с федеральным центром. Защищать наши подходы приходилось не только в Казани, но и в Москве, в самых различных инстанциях и институтах власти того периода.

Сегодня мы гордимся, что многие наши законотворческие новации позднее получили статус модельных в федеральных законах. Но и цена такого новаторства была очень высокой. Был период, когда практически на каждом заседании Государственного Совета приходилось рассматривать протесты и представления Прокурора, вносить изменения в законы. Это серьезно осложняло работу, сдерживало инициативы депутатского корпуса. С другой стороны, мы и сами неоднократно использовали право обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

Изменившаяся к середине 1990-х годов общественно-политическая ситуация в республике и Российской Федерации потребовала внесения корректив в правовые основы деятельности парламента. Изменились конституционный статус, название и принципы формирования института представительной власти. Парламент был «переформатирован» в Государственный Совет.

На сегодняшний день Государственный Совет занял достойное место в политической системе республики. Как отметил Президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов, он сформирован единственным источником власти – многонациональным народом Татарстана. Именно Государственному Совету была предопределена историческая миссия – взрастить семена гражданского общества, посеянные его предшественником Верховным Советом.

Уважаемые участники торжественного заседания!

За прошедшие годы депутатский корпус республики внес весомый вклад в становление татарстанского парламентаризма, а если смотреть глубже, то и российского федерализма в целом.

Новое качество получил процесс создания адекватной времени правовой базы. Практикой стали кодификация законов и их мониторинг, парламентские слушания, общественная экспертиза законопроектов, в том числе антикоррупционная. Все это, несомненно, способствует повышению эффективности законотворчества. Больше доверия стало к тем законам, которые принимаются Государственным Советом и подписываются Президентом Республики Татарстан.

В области государственного строительства важнейшее значение имело принятие новой редакции Конституции Республики Татарстан в 2002 году и подписание обновленного Договора в 2007 году, наделение в 2010 году полномочиями Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова, принятие блока законов, регулирующих избирательное право, законодательное обеспечение федеральных и республиканских программ на нашей территории.

Весомый вклад в осуществление контрольных полномочий парламента внесли Комитет конституционного надзора и Комитет парламентского контроля, действовавший до 2004 года. Затем, с учетом мировой практики, функции внешнего финансового контроля были переданы созданной законом Счетной палате. Неотъемлемым атрибутом нашей государственности стал действующий Конституционный суд Республики Татарстан. Роль этих органов в построении современного, цивилизованного, правового Татарстана сегодня сложно переоценить.

В качестве значимых элементов в политическую систему республики инкорпорированы институты Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка, омбудсмена по делам предпринимателей. Депутатами заложена правовая основа формирования института мировых судей, образована Общественная палата. При Государственном Совете создана Общественная молодежная палата.

Реагируя на вызовы времени, не раз собирались экстренные заседания Государственного Совета, посвященные косовским событиям, противодействию национально-религиозному экстремизму, выработке позиции по ситуации на Крымском полуострове.

Тагын шуны әйтәсем килә: узган еллар парламентаризмны һәрьяклап үстерү һәм республикада сәяси-хокукый мәдәниятне формалаштыру чоры булды. Татарстанның яңа тарихында Дәүләт Советы төрле социаль-һөнәри төркемнәрнең, төрле милләт вәкилләренең мәнфәгатьләрен чагылдыра торган абруйлы орган һәм мөһим институт буларак танылды.

Залогом успешной работы парламента стал конституционно выверенный баланс властей. И сегодня Государственный Совет развивает самое тесное взаимодействие с Президентом и Правительством Татарстана, субъектами права законодательной инициативы.

Наглядным примером такого сотрудничества является регулярное участие в работе сессий Президента Республики Татарстан. Развивая традицию, заложенную Минтимером Шариповичем Шаймиевым, Рустам Нургалиевич Минниханов всегда оперативно реагирует на происходящее, зачастую кардинально влияя на процессы обсуждения и принятия решений. Кроме того, ежегодные послания Президента Государственному Совету, а также отчеты исполнительных органов власти выступают важным ориентиром для всех депутатов.

Практика свидетельствует, что доверительные и вместе с тем требовательные отношения между Президентом, парламентом и Правительством всегда были гарантией сохранения в республике социально-политической стабильности и динамики реформ.

В итоге за шесть созывов фактически была написана новейшая политико-правовая история республики. Начиная с 1990 года парламентом Татарстана проведено около 350 заседаний, в ходе которых рассмотрено свыше 8 700 вопросов. Принято 1 693 закона Республики Татарстан, в том числе 747 базовых. Возросшая интенсивность правотворческого процесса обусловлена масштабом и сложностью задач, происходящими инновационными процессами.

Уже не раз проведенные выборы депутатов Государственного Совета доказали нашу правоту относительно пропорционально-мажоритарной избирательной системы, принятой нами изначально за основу. Вопреки преходящей политической моде на тот или иной тип избирательной системы (на чисто пропорциональную или мажоритарную) мы сохранили сбалансированное представительство политических партий и выдвиженцев из одномандатных избирательных округов.

В Государственном Совете пятого созыва образованы две фракции: «Единая Россия» и КПРФ. Своего представителя имеет ЛДПР. С положительной стороны зарекомендовали себя объединение «Татарстан – новый век» и женская депутатская группа «Мәрхәмәт – Милосердие».

Все увереннее в политическую жизнь республики входят элементы многопартийности. По данным Минюста России на конец мая текущего года в стране зарегистрировано 76 политических партий. 67 из них создали свои отделения в Татарстане.

В соответствии с федеральным законодательством начиная с четвертого созыва ежегодно трибуна Государственного Совета предоставляется представителям непарламентских партий. И своим правом, хочу заметить, они пользуются весьма конструктивно.

Наличие такого ресурса при подготовке законов обеспечивает необходимый в интересах граждан плюрализм мнений, что идет в русле задачи, поставленной Президентом республики в послании Государственному Совету в 2014 году: «Больше внимания уделять гражданским инициативам и учету общественного мнения при принятии важных социально-политических решений».

Традиционным направлением в работе Государственного Совета выступает законодательное сопровождение муниципального развития. Наличие собственных наработок позволило Татарстану одному из первых успешно реализовать муниципальную реформу, инициированную известным 131-м Федеральным законом. В сентябре этого года татарстанцы будут в третий раз участвовать в формировании представительных органов местного самоуправления. Предстоит избрать более 7 700 депутатов в 956 муниципальных образованиях. Уверен, вновь избранные структуры реального народовластия сохранят преемственность, составят вместе с парламентом республики единую систему представительных органов власти, гармонизируя правовое поле Татарстана.

Нет сомнений, что мощным стимулом к дальнейшему продвижению по пути демократии станет возврат в этом году к всенародному избранию высшего должностного лица – Президента Республики Татарстан.

Важным инструментом реализации государственных приоритетов выступает бюджетный процесс. Одними из первых в стране мы перешли к трехлетнему бюджетному планированию и, несмотря на порой непростые обстоятельства, выдерживали максимально полное исполнение социальных обязательств республики. А чтобы бюджет не превращался в зарплатную ведомость, депутаты совместно с Президентом, Правительством и бизнес-сообществом участвовали в конструировании современной инновационной инфраструктуры и формировании благоприятного инвестиционного климата.

Наиболее близким примером такого сознательного планирования выступает Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, проект которой прошел обсуждение в министерствах и ведомствах, муниципальных образованиях, на общественных площадках. В ближайшее время он будет утвержден Государственным Советом и приобретет статус закона.

Значительно возросла активность республики в реализации федеральных инвестиционных программ. В контакте с депутатами Государственной Думы от Татарстана наши парламентарии успешно отстаивают интересы бюджетообразующих предприятий и отраслей экономики.

В соответствии с актуальными вызовами Государственный Совет концентрирует усилия на законодательных актах, призванных обеспечить экологическую и продовольственную безопасность, стимулировать импортозамещение. Важное место в повестке дня занимают вопросы укрепления технологического потенциала АПК Татарстана, решения проблем социального переустройства села.

Парламентта республика халыкларының милли яңарышы һәм мәдәният, телләрне үстерү, рухи кыйммәтләрне баету мәсьәләләре һәрвакытта да игътибар үзәгендә булды. Татарстан Республикасы Президенты Рөстәм Нургали улы Миңнеханов һәм Дәүләт Советы депутатлары катнашында Татарстанның тарихи-мәдәни мирасын саклап калу буенча зур эш башлап җибәрелде. Республикада милләтара һәм конфессияара мөнәсәбәтләрне камилләштерүгә юнәлгән дәүләт программаларын раслау зур вакыйга булды.

Значительно укрепился авторитет республики в межпарламентских и международных контактах. Сегодня Государственный Совет узнаваем как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Заключены и работают соглашения о сотрудничестве с законодательными собраниями 33 субъектов, два соглашения с Федеральным Собранием, семь соглашений и протоколов с зарубежными партнерами.

В условиях известного охлаждения международных связей Российской Федерации важную роль играет наше участие в работе площадок, о чем Валентина Ивановна упомянула, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, Ассамблеи регионов Европы.

В законодательном сопровождении всех этих вопросов парламент никогда не занимал выжидательных позиций. Инновационные подходы в законотворчестве способствовали поддержанию в Татарстане высокого уровня жизни населения, наращиванию темпов экономического развития.

Дорогие друзья!

Путь к становлению современного парламентского института в Татарстане, безусловно, не был простым. Однако и сегодня, считаю, мы движемся по нему весьма достойно. В этом огромная заслуга депутатов всех шести созывов. При вашем непосредственном участии создавалась надежная законодательная база, состоялось становление парламентаризма как фундаментальной основы государственности республики.

Слова особой признательности первопроходцам регионального законотворчества – народным избранникам первых созывов. Именно вы заложили традиции, следуя которым Государственный Совет приобрел высокий авторитет и доверие татарстанцев.

Всех нас объединяло и объединяет стремление соответствовать высокому предназначению – служить интересам республики и ее многонациональному народу. Поэтому определяющую роль в парламенте всегда играли профессиональные и нравственные качества, высочайшая компетенция, безупречная репутация и лидерские позиции.

В республике действительно сформирован дееспособный институт представительной власти. Наработан уникальный массив законов. Все это открывает широкие возможности для дальнейшего упрочения в Татарстане правового государства и гражданского общества, повышения его международного престижа.

Однако это не означает, что у нас не осталось проблем. Государственному Совету и в дальнейшем предстоит большая работа по развитию концептуально осмысленной правовой базы.

Как никогда актуальна задача дальнейшего упрочения федеративной составляющей отечественного парламентаризма. И укрепление его регионального уровня, на наш взгляд, должно стать одним из механизмов совершенствования Российской Федерации. Необходимо последовательно усиливать степень перераспределения полномочий между законодателями, опираясь на общепринятые принципы децентрализации и субсидиарности. По-прежнему остро стоят вопросы бюджетного федерализма. Без соответствующей правовой базы нам не создать по-настоящему благоприятного инвестиционного климата.

Решению данной проблемы в перспективе может помочь согласованная позиция субъектов Российской Федерации, направленная на принятие на федеральном уровне более адекватных законов, формирование гармонизированного, демократического общероссийского правового пространства. Этой задаче в немалой степени призван способствовать Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации.

В том, что сегодня эта межпарламентская площадка активно действует, объединяя усилия представителей двух палат российского парламента и региональных законодательных собраний, велика заслуга присутствующей на нашем торжественном собрании Валентины Ивановны Матвиенко, за что мы ей очень признательны. Спасибо. (Аплодисменты.)

Уважаемые коллеги!

Естественно, перечисленными проблемами перечень задач, стоящих перед парламентом республики, не исчерпывается, как верно и то, что в одночасье их не решить. Успех, я считаю, будет зависеть от скоординированности наших действий. Ведь все мы в равной степени ответственны перед многонациональным народом Татарстана за наше общее будущее в наступившем XXI веке, с его вызовами и возможностями, как и все мы ответственны за нашу общую Родину – Российскую Федерацию!

Государственный Совет всегда был фактором стабильности. Поэтому мы и впредь должны исходить из необходимости правового обеспечения законности, гарантий прав и свобод граждан, незыблемости ценностей федерализма.

Татар халкында әйтем бар: «Нигезе нык булса, төзегәнең җимерелмәс» («Крепкий фундамент – надежный дом»). Бу нисбәттә республикада сәясәткә һәм законнар базасына тотрыклы нигез салынган, төзелеш темпы да билгеләнгән, ә нәтиҗәгә килгәндә исә, ул безнең һәркайсыбыздан тора.

Будущее создается сегодня каждым и всеми нами.

Я искренне благодарен всем, кто смог принять участие в нашем собрании. Позвольте еще раз поздравить народных депутатов Верховного Совета 12-го созыва, депутатов Государственного Совета пяти созывов и всех участников мероприятия, общественность республики и избирателей со знаменательным событием – 25-летием становления парламентаризма в современной истории Татарстана.

Очень надеюсь, что этот юбилей станет точкой отсчета нового периода в развитии нашего парламентаризма и сильного, процветающего, опирающегося на право и законы Татарстана во имя сильной, крепкой и единой Российской Федерации.

Благодарю за внимание!

Игътибарыгыз өчен зур рәхмәт! (Аплодисменты.)

Спасибо, что терпеливо выслушали.

 

Председательствует Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин

 

Председательствующий. Слово для приветствия предоставляется Первому заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александру Дмитриевичу Жукову.

Жуков А.Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые Рустам Нургалиевич, Фарид Хайруллович, Минтимер Шарипович!

Дорогие друзья, участники торжественного собрания!

Прежде всего разрешите огласить вам приветствие Председателя Государственной Думы Российской Федерации Сергея Евгеньевича Нарышкина.

«Реформирование института народного представительства на демократических принципах стало важной основой дальнейшего развития республики.

Татарстан сегодня – технологически развитый, инновационный регион, сохраняющий лучшие национальные традиции. В этих успехах есть и немалая заслуга Государственного Совета республики, развивающего ценности современного парламентаризма.

Уверен, сложившаяся система взаимодействия институтов власти и гражданского общества республики будет и в дальнейшем служить залогом благополучия Татарстана.

Желаю вам больших успехов в работе на благо Республики Татарстан и всей России.

Председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин». (Аплодисменты.)

Дорогие друзья, я думаю, вы очень правильно поступили, что собрали здесь депутатов всех созывов Государственного Совета Республики Татарстан. Мне кажется, что эта 25-летняя история содержит в себе множество замечательных событий. На протяжении всего этого времени депутаты Государственного Совета очень тесно сотрудничали и с депутатами Государственной Думы, и с членами Совета Федерации.

Недавно мы обменивались впечатлениями, вспомнили еще об одном юбилее: 20 лет назад впервые по инициативе депутатов Государственного Совета Республики Татарстан при обсуждении бюджета в Государственной Думе был поставлен вопрос о строительстве метро в Казани. Сейчас мы видим результаты тех обсуждений.

Я должен сказать, что и в законотворческом процессе, и в бюджетном процессе депутаты Государственного Совета Татарстана, представители республики в Государственной Думе, в Совете Федерации всегда очень настойчиво, убедительно, в то же время очень корректно отстаивают интересы республики и народа Татарстана. Это проявляется в том, что при рассмотрении практически всех федеральных законов голос Татарстана слышен и очень важен. Он принимается во внимание, многие законы были поправлены именно по инициативе Татарстана. И это совершенно справедливо.

Я знаю, что Госсовет всегда рассматривает самые актуальные вопросы с учетом вызова времени, формируя собственную законодательную базу, одну из передовых в Российской Федерации. Это дает свои результаты.

Сегодня в докладах уже отмечалась, что Республика Татарстан передавая в области развития новых технологий, создания технопарков, абсолютно новых производств. Могу добаваить к этому, что за последние годы наблюдается развитие здравоохранения, строятся самые современные больницы, клиники. Все это и многие другие достижения в социальной сфере, безусловно, заслуга Правительства Татарстана, руководства республики, а также депутатов, которые принимают самое активное участие во всех этих процессах, как законотворческих, так и бюджетных.

Конечно, не могу не отметить и то, что Татарстан является одной из мировых столиц спорта. Соревнования, которые здесь прошли или будут проходить (универсиада, одно из важнейших соревнований в мире; чемпионат мира по водным видам спорта, который будет этим летом; чемпионат мира по футболу в 2018 году) потребовали принципиально нового развития республики. Мы видим, как изменилась Казань и в целом республика. В этом тоже большая заслуга депутатов.

Я думаю, существующая в Татарстане общность государственной власти, депутатов и местного самоуправления, их  умение совмещать усилия и интересы являются, безусловно, одним из лучших примеров в целом для нашей страны. Это формирует благоприятный инвестиционный климат и служит развитию Татарстана как передовой республики в составе Российской Федерации.

Хочу еще раз поздравить всех с 25-летием становления парламентаризма в современной истории Татарстана. Желаю вам здоровья, удачи, процветания республики!

Бик зур рәхмәт игътибарыгыз өчен!

Спасибо большое! (Аплодисменты.)

Но у меня еще есть почетная миссия.

Во-первых, я бы хотел выполнить поручение Государственной Думы и за существенный вклад в развитие законодательства Российской Федерации и парламентаризма в Российской Федерации наградить почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рустама Нургалиевича Минниханова. (Аплодисменты.)

Во-вторых, дорогие друзья, благодарность Председателя Государственной Думы объявляется Государственному Совету Республики Татарстан за развитие законодательства Российской Федерации и парламентаризма в Российской Федерации. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо!

Слово для оглашения приветствия полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе предоставляется Валерию Александровичу Савину, помощнику полномочного представителя Президента. (Аплодисменты.)

Савин В.А., помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Спасибо.

Уважаемые Валентина Ивановна, Александр Дмитриевич, Рустам Нургалиевич, Фарид Хайруллович, Минтимер Шарипович!

Разрешите мне поздравить вас и огласить приветствие полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Викторовича Бабича в честь 25-летия становления парламентаризма в Республике Татарстан.

«Уважаемые депутаты Государственного Совета! Уважаемые жители Республики Татарстан!

Отмечая знаменательную дату, 25-летие парламентаризма в Республике Татарстан, мы с уверенностью можем сказать, что для развития и процветания региона сделано очень многое.

За 25 лет республика прошла долгий насыщенный путь, который сопровождался серьезными изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Татарстан одним из первых субъектов Российской Федерации стал эффективно и ответственно использовать ресурсы регионального законодательства на благо жителей республики.

Государственный Совет стал локомотивом всех важнейших политических и социальных преобразований в Татарстане. В стенах республиканского парламента обсуждались и принимались новаторские законодательные инициативы. При этом депутаты Государственного Совета и его руководство всегда отличались взвешенным подходом и умением грамотно сочетать прежний опыт с инновациями.

Результатами совместной работы органов власти и общества стали неоспоримые достижения Республики Татарстан в экономической, социальной, культурной сферах. Высокие темпы экономического развития, грамотная инвестиционная политика, лидирующие позиции в стране по объемам промышленного производства и сельскому  хозяйству – все это  характеристики сегодняшнего Татарстана. В последние десятилетия благодаря крупным международным мероприятиям республика стала известна во всем мире как культурный и спортивный  центр. Роль региональной законодательной власти в этих успехах также очень высока.

Убежден, что региональный парламентаризм обладаем мощным потенциалом развития, является одним из факторов дальнейшего поступательного развития нашей родины – России. Построение демократического, социально ответственного и правового государства немыслимо без эффективного института парламента. Сегодня законодательная власть выступает как выразитель интересов всех слоев российского общества и является эффективным инструментом защиты прав граждан.

Поздравляю вас со знаменательной датой и желаю всем жителям Республики Татарстан и депутатам Государственного Совета новых успехов в работе ради благополучия и процветания российского общества!

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Викторович Бабич». (Аплодисменты.)

С праздником вас, дорогие друзья! Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Уважаемые участники собрания, в адрес руководства республики и в адрес нашего собрания поступают поздравительные телеграммы. Я коротко доведу их до вас.

В своем поздравительном послании Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что сегодня региональный парламент выдвигает и принимает важнейшие законодательные инициативы, направленные на долгосрочное развитие республики, модернизацию ее экономики, социальной сферы, призванные защищать интересы и права граждан. В этом залог поступательного и уверенного развития всей нашей страны. Он пожелал нам больших успехов в связи с 25-летием становления парламентаризма. Спасибо ему. (Аплодисменты.)

Поступила телеграмма от Главы Республики Ингушетия Евкурова Юнус-Бека Баматгиреевича. Он обратил внимание на наше событие и пожелал нам успешного осуществления новых созидательных замыслов и планов на благо республики и всей России. Спасибо за поздравление. (Аплодисменты.)

Председатель Законодательного Собрания Омской области, руководитель российской делегации в Палате регионов Конгресса местных и  региональных властей Совета Европы Варнавский Владимир Алексеевич прислал очень теплую телеграмму, пожелал нам творческих успехов, мира, согласия и всего наилучшего. Спасибо. (Аплодисменты.)

Позвольте предоставить слово Председателю Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по конституционному строительству, судебной системе и правоохранительным органам Серику Байсеитулы Акылбаеву.

Акылбаев С.Б., Председатель Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по конституционному строительству, судебной системе и правоохранительным органам.

(Приветствие на казахском языке.)

(Аплодисменты.)

Безусловно, эта знаменательная дата важна не только для Татарстана, но и для нас, ваших соседей. Поэтому в самом начале моего выступления разрешите поздравить вас с этой юбилейной датой, пожелать участникам заседания творческих успехов, достижения поставленных целей.

Примечательно, что 2015 год является и для Казахстана знаменательным. В 2015 году исполняется 20 лет нашей новой Конституции, 20 лет Ассамблее народов Казахстана. Мы тоже празднуем эти даты.

Уважаемые коллеги, по историческим меркам 20 лет – это совсем незначительный период, может быть, миг во всей истории развития человечества. Но успехи, достигнутые Татарстаном, впечатляют. Мы, казахстанцы, радуемся вашему успеху, так как мы имеем общие этнические корни, общую культуру. ( Аплодисменты.)

Мне бы хотелось вкратце рассказать о некоторых новшествах, которые в последнее время появились в нашей республике.

Разработанная под руководством главы государства, лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева и принятая 30 августа 1995 года на всеобщем республиканском референдуме Конституция заложила магистральное направление в развитии нашего государства, в том числе основы современного казахстанского парламентаризма. Институт парламентаризма в Казахстане прошел не простой, но насыщенный яркими событиями путь от народного представительства Казахского ханства на Курултае-собрании до профессионального двухпалатного парламента. Конституция определила Парламент Казахстана как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции, состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса.

Сегодня в Парламенте представлены общереспубликанские и региональные интересы.

Под руководством главы государства за прошедшие годы в Казахстане были проведены масштабные реформы. Преобразования во всех сферах жизни общества направлены на реализацию положений основного закона, поэтому Парламентом была проведена колоссальная работа по законодательному обеспечению проводимых в республике реформ. Этот курс обрел еще большую динамику в связи с планируемым проведением в Астане Международной выставки «ЭКСПО – 2017», которая призвана демонстрировать современные подходы к развитию глобальной экономики.

При этом следует отметить уникальность казахстанской государственности, где, несмотря на этническое, культурное, религиозное многообразие, сохраняются мир и стабильность.

Благодаря работе Ассамблеи народов Казахстана (это уникальный орган, в который входят свыше 130 представителей всех этнических групп Казахстана) страна превратилась в центр глобального межконфессионального диалога. Представители Ассамблеи также имеют девять мандатов в нижней палате Парламента.

В этом году мы традиционно проводим уже пятый Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Благодаря правильной, четкой и выверенной конституционной политике Казахстана республика достигла впечатляющих результатов во всех сферах. Это позволило Казахстану войти в число 50 наиболее развитых конкурентоспособных стран мира и получить высокое мировое признание.

Поэтому мы можем с полной ответственностью говорить, что Конституция Казахстана в повседневной жизни каждого гражданина играет роль гранта его прав и свобод, обеспечивает все необходимые условия для гармоничного развития многонационального государства.

Сегодня казахстанское общество работает над достижением главной цели стратегии Президента Республики Казахстан «Казахстан – 2050»: войти в число 30 наиболее развитых стран мира. В условиях складывающейся в мире политической и экономической обстановки это непростая задача. Поэтому главой государства утверждена новая экономическая политика, которая называется «Нур жол».

На XVI съезде партии «Нур Отан» выдвинуто пять институциональных реформ, которые являются ответом нашей государственности на глобальные вызовы. Определены новые приоритеты, в соответствии с которыми страна должна развиваться для достижения поставленных целей. Это формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация экономического роста, становление нации единого будущего и создание транспарентного подотчетного государства. Для реализации пяти институциональных реформ Президентом Казахстана определены 100 конкретных шагов, которые описывают весь путь, всю программу развития Казахстана на ближайшее время.

Поэтому сегодня перед парламентариями стоят сложные задачи по законодательному обеспечению проводимых в стране реформ. Нам предстоит рассмотреть проекты гражданского процессуального кодекса в новой редакции, предпринимательского кодекса, административно-процессуального кодекса, закона о государственной службе и многих других законов. Все эти реформы направлены на достижение реальной цели развития нашей страны – высокого уровня и качества жизни.

Уважаемые коллеги, наш Президент однажды сказал: «Государство – это лодка, которая движется по реке. Если приостановить эту лодку, то другие могут ее догнать». Поэтому позвольте пожелать Татарстану, чтобы ваша лодка всегда шла впереди.

Рәхмәт! ( Аплодисменты.)

Председательствующий. Бик зур рәхмәт.

Слово предоставляется депутату кыргызского парламента Таалайбеку Омукеевичу Ибраеву.

Ибраев Т.О., депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

(Приветствие на кыргызском языке.)

 (Аплодисменты.)

Уважаемый Фарид Хайруллович, от имени депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и от себя лично поздравляю вас и депутатов Государственного Совета Республики Татарстан с 25-летием становления парламентаризма в современной истории Татарстана! (Аплодисменты.)

Нас искренне радует, что Татарстан в последние годы достиг впечатляющих результатов. Мы гордимся, что в этом есть огромный вклад наших коллег-депутатов, народных избранников Татарстана.  (Аплодисменты.)

Мы знаем, что за четверть века своей деятельности Государственный Совет Республики Татарстан достиг значительных успехов в создании гармоничного правового пространства и укреплении законодательной базы республики.

Богатый опыт народных избранников Татарстана послужит дальнейшему развитию нашего взаимовыгодного сотрудничества.

Укрепление и расширение связей с Государственным Советом Республики Татарстан является важным направлением межпарламентской деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Наши дружеские и партнерские взаимоотношения вносят весомый вклад в устойчивое развитие взаимовыгодного сотрудничества Кыргызстана и Российской Федерации, содействуют двустороннему экономическому взаимодействию, в том числе в рамках евразийской интеграции.

Желаю вам,  уважаемый Фарид Хайруллович, и депутатам Государственного Совета Республики Татарстан новых успехов в работе по развитию законодательства Республики Татарстан на благо Российской Федерации. (Аплодисменты.)

Уважаемый Фарид Хайруллович, разрешите вручить послание спикера Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асылбека Шариповича Жээнбекова. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Күрше Башкортостан Республикасының парламент җитәкчесе Константин Борис улы Толкачевка сүз бирелә.

Толкачев К.Б., Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.

Уважаемые Валентина Ивановна, Александр Дмитриевич, Рустам Нургалиевич, Минтимер Шарипович, Фарид Хайруллович!

Позвольте мне выступить с почетной миссией и от имени членов Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа поздравить Государственный Совет республики со знаменательной датой – 25-летием становления парламентаризма в республике. (Аплодисменты.)

В Татарстане в конце 80-х – начале 90-х годов происходили бурные политические процессы.  Впервые в истории Верховный Совет  ТАССР 12-го созыва был сформирован на демократической альтернативной основе. Его площадка превратилась в место острых политических дискуссий по злободневным вопросам развития республики, определения ее статуса в составе Российской Федерации, вариантов проведения экономических реформ, моделей приватизации. Парламент Татарстана стал настоящим локомотивом социально-экономических и политических преобразований, проводимых в республике. В его стенах принимались исторические решения, определившие судьбу региона, а правовая система Татарстана получила мощный импульс для поступательного развития.

Депутаты, оперативно  реагируя на общественные запросы и требования времени, многие нормативные правовые акты принимали в порядке опережающего законотворчества. Причем идеи, заложенные в них, впоследствии находили признание на федеральном уровне, получали распространение среди субъектов Российской Федерации.

Все это говорит о высоком профессиональном уровне депутатского корпуса. Во многих преобразованиях Татарстан шел особым курсом, нередко смягчая болезненные последствия политики «шоковой терапии».

Сегодня Государственный Совет Татарстана вносит достойный вклад в обеспечение стабильного социально-экономического развития республики, совершенствование российского законодательства, углубление федеративных отношений. Достигнутые успехи оказались возможными благодаря согласованной работе депутатов всех созывов парламента, конструктивному взаимодействию с органами исполнительной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества.

Отдельные слова благодарности хотелось бы высказать в адрес уважаемого Председателя Государственного Совета, нашего давнего друга Фарида Хайрулловича Мухаметшина. Его глубокие знания, умение формировать команду единомышленников, несомненные лидерские качества сыграли немаловажную роль в том, что парламент Татарстана является одним из наиболее авторитетных и эффективно работающих региональных парламентов страны.

Важным условием успешного решения стоящих перед законодательной властью задач является межпарламентское взаимодействие. Государственный Совет – активный участник Совета законодателей при Федеральном Собрании, в котором руководитель парламента Татарстана возглавляет Комиссию по проблемам международного сотрудничества.

Заметную роль играют парламентарии республики и в Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального  округа. Пользуясь случаем, хочу выразить особую благодарность парламенту за высокий уровень организации заседания Ассоциации, которое прошло накануне в столице республики.

Парламент Татарстана развивает благотворные контакты со всеми законодательными органами Приволжского федерального округа. Ярким примером является тесное межпарламентское сотрудничество Башкортостана и Татарстана, народы которых близки исторически по языку, традициям, культуре. Законодатели наших республик координируют усилия по различным аспектам двусторонних отношений, проводят совместные парламентские слушания, выездные заседания комитетов, обмениваются делегациями.

 Уважаемые коллеги! В этот знаменательный день позвольте пожелать всему депутатскому корпусу Государственного Совета Республики Татарстан крепкого здоровья, осуществления всех созидательных планов, достижения новых высот в законотворческой работе во имя процветания родного края и всей Российской Федерации.

Благодарю за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Константин Борисович.

Вот руководители, законодатели Приволжского федерального округа. Давайте поаплодируем. Спасибо большое, коллеги. (Аплодисменты.)

Поступило еще несколько телеграмм, о которых невозможно не объявить, не довести до участников нашего собрания.

Президент Ассамблеи регионов Европы госпожа Ханде Озсан Бозатлы высоко оценивает деятельность Государственного Совета Республики Татарстан. Подчеркивает, что усилия депутатов парламента Татарстана, направленные на развитие демократических принципов, защиту прав человека и обеспечение верховенства закона, внесли огромный вклад в правовое развитие нашей республики, и поздравляет нас с этой датой – 25-летием становления парламентаризма. (Аплодисменты.) Я являюсь у них членом Бюро Ассамблеи регионов Европы.

Председатель Государственного Совета Республики Словения (Рустам Нургалиевич, вы недавно были с визитом в этой стране) господин Митя Бервар поздравляет депутатский корпус и всех татарстанцев с этой знаменательной датой, отмечает дружбу между нами и наши совместные усилия, направленные на развитие наших взаимоотношений в будущем. Спасибо ему. (Аплодисменты.)

Недавно посетившая Республику Татарстан большая делегация Великого Национального Собрания Турецкой Республики во главе с Председателем Джемилем Чичеком направила в адрес нашего собрания теплую поздравительную телеграмму с пожеланиями больших успехов и укрепления дружбы и сотрудничества в дальнейшем. Спасибо ему. (Аплодисменты.)

 Слово для выступления предоставляется нашему коллеге, Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александру Николаевичу Жиркову.

Прошу укладываться в Регламент.

Жирков А.Н., Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).  

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Александр Дмитриевич!

Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемый Фарид Хайруллович! Уважаемый Минтимер Шарипович!

Уважаемый Государственный Совет Республики Татарстан!

Уважаемые работники Аппарата и все собравшиеся в этом зале!

Уважаемые  ветераны  парламента,  Верховный  Совет  Татарстана 12-го созыва!

Разрешите всех вас от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поздравить со знаменательной датой – 25-летием парламентаризма в новейшей истории Татарстана. (Аплодисменты.)

В 1998 году парламент Республики Саха (Якутия) впервые в новом качестве посетил город Казань, был в гостях в Государственном Совете Татарстана. Мы тогда подписали соглашение о совместной деятельности в области законотворческой работы. В 2012 году наша вторая делегация подписала второе соглашение с Государственным Советом Татарстана.

Как участник первой делегации, я хочу особо подчеркнуть, что межпарламентские связи не только сближают депутатов, субъекты Российской Федерации, но и позволяют вырабатывать совместные линии развития, сверять уровень проработанности тех или иных вопросов как на региональном, так и на федеральном уровне. Они позволяют консолидировать усилия для того, чтобы голос регионов был лучше и четче услышан в стенах Федерального Собрания Российской Федерации.

В этой работе всегда одни из пионерных, иногда подвижнических, иногда даже неординарных предложений, новаций мы почти всегда получаем от Госсовета Татарстана. Говорят, что у якутского парламента можно учиться, но и якутскому парламенту тоже есть, у кого учиться. Мы все друг у друга учимся, друг у друга обогащаемся. В этом плане, по-моему, один из самых богатых и в законодательном, и в законотворческом, и человеческом плане – это Госсовет Татарстана.

Даже ваше здание в 1998 году произвело на меня большое впечатление. Я сегодня специально обошел все залы, в которых был почти 18 лет назад, и был приятно удивлен тем, что малый зал сохранил свою историческую теплоту, оттуда веет аурой тех баталий, оттуда веет мудростью.

Сегодня мы, три представителя парламента Республики Саха (Якутия), приехали к вам. Мои коллеги здесь в зале. Мы, северные люди, без подарков в такие дни не ходим. (Аплодисменты.) Вручать я его не буду, я его опишу. (Смех в зале, аплодисменты.) Потому что подарок мы уже вручили по адресу в очень надежные и теплые руки.

Мы привезли зуб мудрости мамонта. (Смех в зале, аплодисменты.) Парламент Татарстана достоин такого подарка. Сам мамонт – это мудрое, сильное животное. А его зуб мудрости еще мудрее, еще крепче. (Аплодисменты.) Это наше достояние. Зуб мудрости мамонта мы водрузили на кап северной березы. Северная якутская береза самая выносливая, самая крепкая, самая устойчивая к различным температурным, погодным условиям, экономическим, экологическим и так далее… (Аплодисменты.) К тому же она во всем мире славится своей красотой, красотой своего неповторимого узора, придуманного и сделанного самой природой. И каждый березовый кап неповторим. И мы скрепили их якутским железом. Якуты – это потомки курумчинских кузнецов. Они издревле возделывали железо, и это искусство позволило им освоить суровый север. Ничего не нашего, не внутреннего, не родного в этом подарке нет. Это все из якутской земли, от чистого сердца. И он, Фарид Хайруллович, у вас в надежном месте.

Татарстан Республикасы алга барсын! (Аплодисменты.)

Председательствующий. Александр Николаевич, спасибо большое!

Вы напомнили мне один момент из нашей парламентской жизни. Перед подписанием большого союзного договора Минтимер Шарипович, первый Президент Татарстана, звонит мне рано утром из Москвы, когда я был в машине. А у меня в этот день флюс, зуб разболелся. Я в шесть часов выехал в больницу на улицу Чехова, чтобы подремонтировать зуб. Звонок в машину, снимаю трубку. «Син кайда?» – ди. Мин әйтәм: «Больницага барам, теш алдырырга. Зубы заболели, вырвать хочу». Он говорит: «Слушай, сейчас, по-моему, такие времена, что зубы вставлять надо! Ты давай-ка на работу. Татарча гына сөйләшик әле синең белән», ди. Вот это было время. Так что теперь подкрепили парламент еще и зубом мудрости. Спасибо! (Аплодисменты.)

Слово  предоставляется  народному  депутату  Верховного Совета 12-го созыва и всех последующих созывов, бессменному председателю Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разилю Исмагиловичу Валееву. (Аплодисменты.)

Разиль Исмагилович, пять минут.

Валеев Р.И., депутат Государственного Совета Республики Татарстан.

Фәрит Хәйруллович, минем ике вариант: сигез минут һәм биш минут. Димәк, биш минут.

Хөрмәтле депутатлар! Кадерле кунаклар!

Уважаемые депутаты! Дорогие гости!

Бу мәһабәт залга керер алдыннан Ирек мәйданы аша узганда, моннан 25 ел элек булган вакыйгаларны яңадан кичергән кебек булдым. Ул көннәрне Ирек мәйданы гаять зур сәяси казанга әверелеп, көне-төне кайный, аның авазы, аның кайнарлыгы тора-бара бөтен Татарстанга, Россиянең башка төбәкләренә, Советлар берлегенә тарала иде. Мәйдан бездән, Югары Совет депутатларыннан, мөстәкыйльлек турында Декларация кабул итүебезне даулый. Мәйдандагы кайнарлык калын диварлар аша парламент залларына да үтеп керә. Депутатлар, берничә төркемгә бүленеп, ярсый-ярсый бәхәсләшә, һәркем үз фикерен генә иң дөресе дип саный, Декларациянең бер-берсенә капма-каршы булган төрле вариантлары тәкъдим ителә. Бүген бу залда әлеге тарихи вакыйгаларның эчендә кайнаган Югары Совет депутатлары утыра.

Шушындый катлаулы җәмгыятьтә үзара уртак тел табып, мәйдан таләпләренә дә колак салып, Татарстан һәм Россия халкын зур бәлаләрдән йолып калган өчен әйдәгез аларга зурлап рәхмәт әйтик! Ә рәхмәтнең иң зурысы әлеге тарихи көннәрдә сәяси каһарманга әверелгән Югары Совет Рәисе Минтимер Шәрип улы Шәймиевкә һәм аның көрәштәшләренә, фикердәшләренә тиеш. Шулай ук иҗтимагый хәрәкәт җитәкчеләренең, халыкның киләчәген кайгыртып мәйданга чыккан милләтпәрвәрләрнең дә бу уртак җиңүдә өлешләре гаять зур. Чөнки ул көннәрнең иң зур казанышы – халыкның уртак максат тирәсенә туплануы, халык белән җитәкчелек арасында үзара аңлашу, уртак тел таба алу булгандыр.

Әлеге тарихи вакыйгалардан соң чирек гасыр вакыт үтеп тә киткән. Шул вакыт эчендә без ниләр эшләргә өлгердек соң?

«Үзеңнең хәлеңне, ничек яшәвеңне беләсең килсә, күршеңнән кереп сора», – диләр безнең халыкта. Ә Татарстанны бүген икътисади, мәдәни, фәнни яктан алга киткән, көчле, куәтле республика буларак Россия төбәкләрендә генә түгел, чит илләрдә дә яхшы беләләр.

 Гуманитар даирә вәкиле буларак, мине бигрәк тә мәдәният, мәгариф, фән өлкәсендәге казанышларыбыз куандыра. Элек күрше өлкәләрдән ары китмәгән театрларыбыз хәзер Европа, Азия, хәтта Америка кыйтгаларына гастрольләргә йөри, галимнәребез халыкара форумнарда даими катнаша, язучыларыбызның әсәрләре дөнья телләренә тәрҗемә ителә, шәһәр һәм авылларда йөзләгән балалар бакчалары, мәктәпләр, мәдәният йортлары салына, искеләре ремонтлана. Ничәмә-ничә гасырлар игътибар күрмичә ярымташландык хәлгә килгән борынгы Болгарыбыз, тарихи Зөя каласы, Казан Кремле халкыбыз хәзинәсенә, халыкара әһәмияткә ия тарихи-мәдәни ядкарь дәрәҗәсенә җиткерелеп рәтләнә, төзәтелә. Бөтен Россиядә тиңе булмаган спорт сарайлары, әкияти курчак театры төзелә. Инде чиратта Милли китапханәгә яңа бина төзү мәсьәләсе карала. Болар исә моннан 25 ел элек Татарстан Югары Советы кабул иткән Декларациянең, 1992 елда гамәлгә кергән Конституциябезнең, парламент раслаган йөзләрчә кануннарыбызның тормышка ашуы уңышларыбызның кайбер мисаллары гына.

Узган 25 елда Татарстан парламентының дәүләт һәм муниципаль оешмалары белән бергәләп ирешкән иң зур казанышларның берсе – төрле милләт һәм дин вәкилләренең үзара аңлашып, килешеп яшәвенә ирешү булгандыр. «Гаугалы йортка кот кунмас», – диләр татарда. Әгәр халыклар дус-тату яшәмәсә, республика икътисады да уңышларга ирешә алмас, социаль мәсьәләләрне дә тиешенчә хәл итеп булмас иде.

 Милли мәсьәләләр буенча безнең парламент кабул иткән кануннарның һәм карарларның нигезенә һәрвакыт тигез хокуклылык һәм тигез мөмкинлек принциплары салынды. Милли мәсьәләдә саксыз кылануның нинди зур фаҗигаларга китерергә мөмкинлеген без бик яхшы аңлыйбыз. Аның мисаллары барыбызның да күз алдыбызда. Ә бүгенге санкцияләр чолганышында калган кризис чорында җәмгыятьтәге бердәмлек, татулык, халкыбызның рухи ныклыгы аеруча мөһим. Без – авырлыкларны күп кичергән халык, бу икътисади кризисны да, һичшиксез, җиңеп чыгарбыз. Иң куркынычы исә – рухи кризис. Өметсезлеккә бирелгән, кыйбласын югалткан кешенең кулы эшкә ятмый башлый.

 Аллага шөкер, республикада бүген кулында дилбегәне нык тотучы гайяр рухлы Президентыбыз, зур эшләргә сәләтле хөкүмәтебез, бу катлаулы елларда чыныгу алган тәҗрибәле парламентыбыз һәм, иң мөһиме, дус-тату яшәүче булдыклы һәм эшчән халкыбыз бар. (Аплодисменты.)

 Атаклы шагыйребез Хәсән Туфан сүзләрен бераз үзгәртеп әйтсәк,

Гасырларны кичте, исән калды

«Туган илем» дигән бу алмаз.

Чабаталы чакта югалмады,

Татарстанлы чакта югалмас!

Президентлы чакта югалмас!

Парламентлы чакта югалмас,

Югалмас! (Аплодисменты.)

Председательствующий. Рәхмәт.

Слово представляется народнму депутату Верховного Совета ТАССР двенадцатого созыва Ивану Дмитриевичу Грачеву.

Грачев И.Д., депутат Верховного Совета Татарской АССР 12-го созыва.

Уважаемые коллеги! Уважаемый Президиум!

Волнующее ощущение праздника, поразительное для меня. Я прежде всего поздравляю вас с 25-летием становления парламентаризма.

Я отработал только в первом парламенте, в юном парламенте Татарстана, следовательно, мои суждения неизбежно смещенные. Пришел я в группу народовластия как физик, как выпускник Казанского университета.

Я и тогда был уверен, и сейчас абсолютно уверен, что парламент – это не искусственная вещь, не выдумка каких-то очень умных людей, отцов-основателей. Это мощнейший, может быть, единственный механизм поиска меры, свойственной всему живому, между холодной смертью полного порядка и горячей смертью полного хаоса. Это инструмент, при помощи которого миллионы индивидуальных свободных воль организуют упорядоченное движение в будущее, в прогресс. И он должен соответствовать как минимум трем условиям.

Прежде всего, должна быть эффективная выборка из народа. Я думаю, что первый парламент этому критерию соответствовал, то есть действительно было чрезвычайно много талантливых, ярких, умных людей, представляющих самые разные группы. Во-вторых, я думаю, парламент должен быстро выработать такую процедуру принятия решений, которая делает его не только местом дискуссий, но и местом корректировки решений, если они поступили в парламент не совсем точными и верными. Эту функцию, на мой взгляд, первый парламент научился выполнять в высшей степени эффективно и быстро. В-третьих, парламент, безусловно, должен быть стабилизирован, потому что ошибки неизбежны. Для того чтобы эти ошибки систему не разбалтывали, должны быть встроены стабилизаторы. На мой взгляд, и в первом парламенте, и нынче уровень стабилизации избыточен, стабилизация слишком жесткая. Я не буду это аргументировать. Но изменения, которые сейчас вносятся в федеральное законодательство, на мой взгляд, как ответ на эту проблему, то есть на федеральном уровне осознание существования проблемы есть. Я надеюсь, что на уровне республики это также будет осознано.

В своем первом выступлении я фиксировал, что проблем много. Но судьбу республики и судьбу России в целом определят темпы их экономического роста. Следовательно, в первую очередь надо заниматься экономическим законодательством, хозяйственным законодательством.

Первый парламент вовсе не был каким-то компилятором чужих, пусть и очень хороших, европейских или чьих-то еще законов. Я приведу два примера, которые показывали, каким богатым творческим потенциалом он обладал.

Первый пример – ипотека. Прежде чем я ее провел в Российской Федерации, в довольно приличном виде, она обсуждалась здесь, в парламенте Татарстана, в рамках нашего проекта рыночных реформ республики. Я думаю, закон получился успешным в значительной степени благодаря этому обсуждению.

Второй пример, который касается моей нынешней профессии, немножко смешной, правда, не такой, как зуб мамонта. 25 лет назад это уже обсуждалось здесь. Когда мы обсуждали базовое законодательство о собственности, затем конституцию, была мысль, что энергия наряду с информацией – это совершенно особая форма собственности. Понятно, что тогда это невозможно было провести. Но сейчас в мире с появлением сверхмощных аккумуляторов оказывается, что юристы, энергетики начинают обсуждать эту проблему. Это означает, что в ту пору некоторые решения, которые парламент вырабатывал или, по крайней мере, обсуждал, опережали не только российскую, но и мировую практику на достаточно серьезные сроки.

Резюме будет простым. 25 лет – это подходящий срок, чтобы  обобщить опыт. Мне кажется, что опыт первого парламента был чрезвычайно важен и интересен в части степени свободы, творчества этого парламента. Соответственно, надо внести некоторые изменения в действующее законодательство, чтобы в будущие годы парламент работал еще успешнее на благо народа республики и всей России. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо.

Уважаемые участники собрания!

В апреле текущего года решением парламента Татарстана был учрежден почетный знак Государственного Совета Республики Татарстан «За вклад в развитие парламентаризма», которым награждаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, внесшие особый вклад в развитие законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, парламентаризма, гражданского общества, демократии, межпарламентских связей и укрепление законности, а также за активную общественно-политическую деятельность, многолетнюю плодотворную работу в законодательных органах.

Президиум Государственного Совета принял решение о первых награждениях почетным знаком. Разрешите в этой торжественной обстановке вручить эти награды. (Аплодисменты.)

 

Решением Президиума Государственного Совета Республики Татарстан почетным знаком Государственного Совета Республики Татарстан «За вклад в развитие парламентаризма» награждаются:

Шаймиев Минтимер Шарипович – Государственный Советник Республики Татарстан; (Аплодисменты.)

Матвиенко Валентина Ивановна – Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; (Аплодисменты.)

Минниханов Рустам Нургалиевич – временно исполняющий обязанности Президента Республики Татарстан; (Аплодисменты.)

Тагиров Индус Ризакович – профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, депутат Государственного Совета Республики Татарстан двух созывов; (Аплодисменты.)

Липужина Валентина Николаевна – депутат Верховного Совета и Государственного Совета шести созывов. (Аплодисменты.)

Валеев Разиль Исмагилович – председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, депутат Верховного Совета и Государственного Совета шести созывов. (Аплодисменты.)

 

Председательствующий. Дружными аплодисментами еще раз от души поздравим первых награжденных этой учрежденной памятной медалью нашего парламента! Спасибо вам всем за вклад, за работу, за стойкость. (Аплодисменты.)

Я хотел бы в заключение сказать несколько слов. Подготовился.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

В завершение, подводя итоги прошедшим 25 годам развития парламентаризма, хочется сказать: это годы поиска решений совершенно новых, непростых задач развития Республики Татарстан в новой России, ее роли и места, формы отношений с федеральным центром. Это годы непростых решений законодательного перевода экономики республики на условия рыночных отношений, поиска и решения национальных и межконфессиональных проблем в условиях демократизации общества, многопартийности, либерализма, открытости деятельности властей перед обществом. Остро стоявшие вопросы о собственности, о земле в новых экономических условиях потребовали огромных усилий в поиске оптимальных решений от Президента, парламента и Правительства Республики Татарстан с непременным условием сохранения традиционных отраслей народно-хозяйственного комплекса и его потенциала.

Вся эта работа велась в борьбе подходов и тяжелых, порой бескомпромиссных дискуссий, которые в итоге было необходимо положить на законодательные рельсы для реализации обществом и правоприменителями. Это были годы самостоятельного поиска тактических и стратегических решений, которые были найдены как в Конституции Республики Татарстан, так и в последующих законах.

На базе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, договоров о разграничении полномочий при полном понимании и поддержке федерального центра были найдены пути преодоления естественных сложностей смены одной политической системы на другую: построение нового, федеративного, правового государства со зрелым гражданским обществом и устойчивым рынком.

Значительная часть этого пути нами пройдена. Достигли ли мы всего того, о чем мечтали? Я думаю, нет. Впереди большая, ответственная, настойчивая, умная, созидательная работа всех ветвей власти нашей республики и, безусловно, самого парламента. Но могу уверенно сказать, как уже прозвучало в выступлениях наших гостей, Татарстан – один из успешных субъектов Российской Федерации в социально-экономическом развитии, выбравший путь инноваций во всех сферах общества. В этом, безусловно, большая заслуга депутатского корпуса всех созывов.

Уважаемые участники торжественного собрания!

Позвольте поблагодарить всех выступивших за добрые слова, высокую оценку нашей работы и еще раз поздравить вас со знаменательными датами: 25-летием становления парламентаризма в современной истории Татарстана и 95-летием со дня образования Татарской АССР, которые мы отмечаем в этом году. Желаю всем творческих и трудовых успехов во благо процветания родного Татарстана!

Торжественное собрание, посвященное 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана, объявляю закрытым.

Всем большое спасибо! До новых встреч!

Бик зур рәхмәт!

До свидания! (Аплодисменты.)