на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 19 апреля 2024
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...

статья 87 Конституции Республики Татарстан
Деятельность
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
13 апреля 2016
XLVI заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Стенографический отчет продолжения тридцать третьего заседания Государственного Совета Республики Татарстан от 8 ноября 2017 года



Здание Государственного Совета

Республики Татарстан,

зал заседаний

8 ноября 2017 года,

10 часов

 

 

Председательствует Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин

 

 

Председательствующий. Хәерле иртә, доброе утро! У мобильных телефонов уберите звук, пожалуйста. Прошу подготовиться к регистрации. Коллеги, проверьте установку жетонов. Прошу включить режим регистрации.

Результаты регистрации

 

Всего депутатов                    100

Кворум                                   67

Зарегистрировано                  78

Не зарегистрировано               2

Результат: кворум есть

 

Зарегистрировалось 78 народных депутатов Государственного Совета. Кворум имеется. Продолжаем тридцать третье заседание Государственного Совета.

 Коллеги, позвольте объявить о том, что в сегодняшнем заседании принимают участие Президент Республики Татарстан, Государственный Советник Республики Татарстан, Премьер-министр республики и члены Правительства, Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного Суда, исполняющий обязанности Председателя Арбитражного суда, Прокурор Республики Татарстан, Председатель Счетной палаты республики, Председатель Центральной избирательной комиссии, Уполномоченных по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, председатель Общественной палаты, Председатель Совета муниципальных образований республики, руководители экспертных советов при комитетах Государственного Совета и сотрудники аппаратов органов государственной власти. На заседании присутствует ряд глав муниципальных образований, представители Общественной молодежной палаты при Государственном Совете. Работу освещают журналисты, аккредитованные при парламенте республики.

Уважаемые депутаты, с прошлого заседания, которое состоялось 26 октября 2017 года, у нас остались нерассмотренными четыре вопроса, в повестке дня это вопросы с 17-го по 20-й. В повестке сегодняшнего заседания вопросы, не рассмотренные на прошлом заседании, выделены жирным шрифтом. Начинаем работу по повестке дня.

17-й вопрос повестки дня «Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан». Докладчик – заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Юрий Зимелевич Камалтынов.

Камалтынов Ю.З., фракция «Единая Россия».

Уважаемый Президент! Уважаемый Председатель! Уважаемые депутаты и приглашенные! На рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан внесен Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан, подготовленный рабочей группой, образованной распоряжением Председателя Государственного Совета.

Доклад представляет собой развитие Доклада 2015 года о состоянии законодательства Республики Татарстан в 1990 – 2014 годах, учиты­вает изме­нения законодательства республики за период с сен­тября 2014 года по июль 2017 года и содержит ин­формацию о новых за­конах Республики Татарстан, приня­тых за эти годы.

Представленный доклад традиционно состоит из пяти разделов. Остановлюсь лишь на от­дельных его момен­тах.

В разделе I дан анализ законотворческой деятельности Государствен­ного Со­вета Республики Татарстан за рассматриваемый период.

Так, динамика принятия законов Республики Татарстан в пе­риод с сентября 2014 года по июль 2017 года отражает общероссийские законодательные тенденции. Значительная часть принятых законов направлена на совершенствование законодательства с учетом практики его применения, а также на приведение его в соответствие с федеральным законодательством. В то же время была продолжена работа по регламентации новых сфер общественных отношений. В рассматриваемый период Государственным Советом принято 356 законов, из них базовых – 92 (более четверти), о внесе­нии изменений – 264.

Приоритетными направлениями развития законодательства республики за рассматриваемый период оставались установление и решение стратегиче­ских задач социально-экономического развития Республики Татарстан, под­держка институтов гражданского общества, эффективная организация государственной власти и местного самоуправления, социальной защиты населения, образования и культуры.

Говоря об активности субъектов права законодательной инициативы в Государственном Совете, отмечу, что из принятых с сентября 2014 года по июль 2017 года законов Республики Татарстан в порядке законодательной инициативы внесено: Президентом республики – 4,5 процента, или 16, депутатами Государственного Совета – 33,4 процента (119), комитетами Государственного Совета – 11,2 процента (40), Кабинетом Министров – 45,5 процента (162), представителями органов местного самоуправления – 4,2 процента (15), Прокурором республики –два закона, Центральной избирательной комиссией Татарстана и Конституционным судом Республики Татарстан – по одному соответственно.

Инициативы депутатов и комитетов Государствен­ного Совета составляют около половины принятых законов.

Самым активным субъектом права законодательной инициативы законо­мерно остается Кабинет Министров Республики Татарстан. С одной стороны, это связано с тем, что именно Правительство республики и отраслевые органы исполнительной власти оперативно реагируют на изменения теку­щей социально-экономической ситуации. С другой стороны, хочется отме­тить положительную роль созданного Указом Президента Республики Татарстан от 19 июля 2004 года № УП-490 Межведомственного координационного ко­митета по правовым вопросам, к функциям которого отне­сено рассмотрение, коллективное обсуждение и выработка согласованных проектов законов Республики Татарстан, проектов федеральных законов, вно­симых Кабинетом Министров Республики Татарстан в Государственный Совет для последующего их внесения в Государственную Думу Федерального Соб­рания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы.

В соответствии со статьей 76 Конституции Респуб­лики Татарстан органам местного самоуправления предоставлено право за­ко­нодательной инициативы, которое, к сожалению, реализуется ими недостаточно активно. Основное количество законодатель­ных инициатив, вносимых органами местного самоуправления, касается вопросов муниципально-территориального устройства республики.

Поскольку формирование сбалансированного законодательства, учи­тывающего в равной степени государственные и муниципальные интересы, невозможно без активного участия органов местного самоуправления в зако­нотворческом процессе, необходимо найти формы активации муниципалитетов в разработке законопроектов, направленных на решение вопросов, возникающих на местном уровне.

Важными элементами совершенствования законодательной базы респуб­лики, а также контроля за соответствием запланированному результату право­вого регулирования являются мониторинг законов Республики Татарстан и оценка регулирующего воздействия.

Мониторинг законов Республики Татарстан проводится в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, определения эффективности действия законов Республики Татарстан. Постановлением Государственного Совета от 16 февраля 2017 года образована Комиссия Государственного Совета по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, основной миссией которой является анализ законодательства Республики Татарстан на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов, согласованности правовых норм, учета предложений правоприменителей по совершенствованию законодательства, а также координации работы по организации мониторинга федерального и республиканского законодательства и правоприменительной практики. Комиссия приступила к совей работе и к концу года доложит об итогах своей деятельности.

Должная организация в качестве законодательного процесса невозможна без сотрудничества с экспертным сообществом. В соответствии с постановлением Президиума Государственного Совета от декабря 2014 года образованы и активно работают экспертные советы при комитетах Государственного Совета. Вместе с тем, несмотря на остающееся неизменным высокое качество подготовки законопроектов, следует отметить, что единая практика соотношения собственного регионального нормотворчества и заимствования федеральных норм до сих пор не выработана. Во многом это обусловлено установленной Конституцией Российской Федерации моделью разграничения предметов ведения между Федерацией и субъектами, которая предопределяет значительный по своему объему и содержанию вес федерального законодательства. Практически по всем вопросам общественной, социальной, политической, экономической жизни страны приняты и вступили в силу единые федеральные нормативные акты. И законодатель субъекта остается в узком поле правового регулирования, вынужден принимать региональные правовые акты, частично или полностью дублируя федеральные нормы либо регламентируя только отдельные вопросы, непосредственно отнесенные к ведению субъекта. В связи с этим назревает необходимость выработки единой концепции, в которой были бы определены общие подходы к работе над республиканскими законодательными актами. Одновременно это позволит избежать излишнего дублирования федеральных норм. Отказ от конвейерного дублирования федеральных норм приведет к законодательной экономии, позволит свести к минимуму случаи неоднократного внесения изменений в одни и те же законы на протяжении года.

Одним из важнейших шагов в дальнейшем совершенствовании республиканского законодательства является отказ от чрезмерных отсылок к подзаконному правовому регулированию. В ряде случаев регламентные нормы, бес­спорно, должны быть закреплены в подзаконных актах органов исполнитель­ной власти. Разумная детализация нормативных пред­писаний на законодательном уровне может повысить значимость республиканских за­конов, создаст стабильность правового регулирования отношений, гарантиро­ванную уровнем такого акта, как закон.

Разделы со II по IV представленного вам доклада посвящены отраслям законода­тельства.

В частности, раздел II посвящен законодательству в области государственного строи­тельства, со­стоит из подразделов «Законодательство о государственном устройстве респуб­лики», «Законодательство о судебной системе, безопасности и охране обществен­ного по­рядка», «Законодательство о противодействии коррупции», «Законодательство о ме­стном самоуправле­нии».

Раздел III посвящен законодательству в области экономического развития, состоит из подразделов «Общие вопросы государственного управления в сфере эконо­мики», «Законодательство в области налогов и сборов», «Законодательство в об­ласти бюд­жетного устройства и бюджетного про­цесса», «Законодательство в об­ласти энерге­тики», «Жилищное законодатель­ство», «Законодательство в области зе­мельных отно­шений», «Законодательство в области охраны окружающей среды».

Раздел IV посвящен законодательству в области социального развития, со­стоит из под­раз­делов «Законодательство об охране здоровья граждан, физиче­ской культуре и спорте», «Законодательство о труде и социальной защите», «Законодательство о се­мейной и молодежной политике», «Законодательство о куль­туре, науке и образова­нии».

В разделе V дан анализ законодательным инициативам, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Государ­ственным Со­ветом за указанный период. Всего внесено 14 проектов феде­ральных законов и поправки к двум проектам феде­ральных законов.

По одному из них принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и статью 14.53 Кодекса Российской Федера­ции об административных правонарушениях», который направлен на совер­шенствование законодательства в сфере охраны здоровья населения от по­следствий потребления табачных изделий.

Восемь проектов, к сожалению, были отклонены, один проект воз­вращен. Четыре проекта федеральных законов в настоящее время находятся в Государственной Думе на различных стадиях рас­смотрения.

Уважаемые коллеги, таковы структура и содержание Доклада о состоянии законо­дательства Республики Татарстан за период с сентября 2014 года по июль 2017 года.

В сентябре текущего года доклад рассмотрен на заседании Комитета по законности и правопорядку, который его поддержал и рекомендовал Государственному Совету одобрить. Замечаний и предложений от других комитетов Государственного Совета не поступало.

Учитывая изложенное, прошу поддержать доклад и одобрить.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо большое, Юрий Зимелевич, за обстоятельный доклад.

Будут ли вопросы у депутатов по докладу? Нет. Все ясно.

Спасибо, садитесь, пожалуйста.

Какие суждения? Подготовлен проект постановления, надеюсь, вы ознакомились с ним. Одобрить доклад о состоянии законодательства. Направить в соответствующие инстанции и оформить издание в информационной, телекоммуникационной сети Интернет, доклад в виде брошюры выпустить. Не будет возражений?  Нет.

Ставлю на голосование подготовленный проект постановления Государственного Совета «О Докладе о состоянии законодательства Республики Татарстан».

Результаты голосования

 

Проголосовало за                   80

Проголосовало против             0

Воздержалось                         0

Результат: принято

 

Принято.

Следующий вопрос в повестке дня «Отчет о работе Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку». Докладчик – председатель Комитета по законности и правопорядку депутат Ягудин Шакир Шахмедович, пожалуйста.

Ягудин Ш.Ш., фракция «Единая Россия».

Хөрмәтле Рөстәм Нургалиевич! Хөрмәтле Минтимер Шарипович! Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович! Хөрмәтле депутатлар һәм чакырылган иптәшләр!

Уважаемые коллеги! У вас на руках полный текст отчета комитета. Если нет возражений, я бы остановился на его основных положениях.

Комитет Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку (далее – Комитет) образован и действует в составе 12 депутатов, двое из которых – председатель Комитета и заместитель председателя Комитета – работают на постоянной профессиональной основе.

За отчетный период с октября 2014 года по ноябрь 2017 года Комитетом проведены 55 заседа­ний, в т.ч. четыре выездных заседания в муниципальных городах Ка­зань и Набе­режные Челны, Кукморском и Лаишевском муниципальных районах, где рассмотрены вопросы, связанные с реализацией отдельных законов Республики Татарстан по предметам ведения Комитета.

На заседаниях Комитета за отчетный период рас­смотрены 483 вопроса, приняты 445 постановле­ний и 38 заключений.

Важнейшим направлением работы нашего Комитета, как и любого комитета Государственного Совета, является законопроектная работа, которая ведется на основе ежегодно утверждаемого Государственным Советом примерного плана законопроектной работы.

Комитет является про­фильным комитетом по формирова­нию указанного плана, в те­чение года отслеживает его вы­полнение. Так, в текущем году ход выполнения примерного плана рассматривался дважды, в апреле и сентябре текущего года.

Из 29 запланированных законопроектов 24 уже внесены, что составляет 83 процента, 18 стали зако­нами Республики Татарстан, остальные находятся на разных стадиях рассмотрения в Государственном Совете.

В настоящее время формируется примерный план на 2018 год на основе поступающих предложений от субъектов права законодательной инициативы в Государственном Совете. Поступило всего 34 предложения от 22 субъектов.

За отчетный период Комитетом по вопросам своего ведения рассмотрены 49 проектов законов Респуб­лики Татарстан, 483 про­екта постановлений Государственного Совета и 33 проекта постановления Кабинета Министров в рамках статьи 55 Бюджетного кодекса Республики Татар­стан по вопросам внесения изменений в государственные программы  Республики Татарстан.

Комитетом и членами Комитета разработаны и внесены в Государствен­ный Совет 21 проект за­кона Рес­публики Татарстан, все они стали законами Республики Татарстан. Также разработано и внесено практически 480 проектов поста­новлений Государственного Совета Респуб­лики Татарстан.

Среди законов, подготовленных Комитетом и его членами, – законы «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Татар­стан»; «О парламент­ском контроле в Рес­публике Татарстан»; «Об Общественной палате Республики Татарстан», «О регулировании отдельных во­просов осуществления общественного контроля в Республике Татарстан» и многие другие, связанные с внесением изменений в действующие законы Республики Татарстан. За отчетный период по профилю Комитета нет возвратных законов, не подписанных Президентом Республики Татарстан.

Комитет осуществляет мониторинг законов республики по профилю своей деятельности. Так, в текущем году Комитетом проводится мониторинг Закона Республики Татарстан «Об обращениях граждан в Республике Татарстан» и анализ применения восьми законов Республики Татарстан. По результатам мониторинга законов готовятся соответствующие рекомендации в адрес правоприменителей, а также предложения по совершенствованию законодательства. В частности, речь идет о совершенствовании законодательства по обращениям граждан, поступило несколько предложений, поправок к этому закону, которые сейчас находятся на стадии анализа и рассмотрения. Также вносится предложения по совершенствованию регламентных норм, порядка опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан и ряд других.

На каждом заседании нашего Комитета заслушивается и рассматривается по одному-два контрольных вопроса или сообщения. Всего за отчетный период было рассмотрено 30 контрольных вопросов и сообщений.

 При подготовке контрольных вопросов стало правилом выезжать на места не только специальным рабочим группам, но и самим депутатам проводить проверки положения дел по конкретному вопросу в своих избирательных округах и соответствующих закрепленных районах. Активно работают в этом направлении практически все члены Комитета. Так, при подготовке для рассмотрения в октябре т.г. контрольного вопроса «О ходе реализации законов Республики Татарстан «Об участии граждан в охране обществен­ного порядка в Республике Та­тарстан» и «Об общественных воспитателях несовершенно­летних» в Бугульминском муниципальном районе» в указанный район выезжали депутаты Государственного Совета и специалисты. В работе по реализации законов Республики Татарстан были выявлены серьезные недостатки, связанные с  недостаточной численностью дружинников и нарушениями графиков их выхода на дежурство, отсутствием надлежащего контроля со стороны исполнительного комитета района. По результатам рассмотрения данного вопроса принято решение о проведении в мае 2018 года выездного заседания Комитета по законности и правопорядку в Бугульминском муниципальном районе для рассмотрения контрольного вопроса о ходе реализации принятого постановления Комитета.

            Важным направлением работы Комитета является рассмотрение проектов федеральных законов и законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, а также подготовка предложений, поправок к проектам федеральных законов по вопросам ведения Комитета. За отчетный период Комитетом рассмот­рены 261 проект федеральных законов и 48 законодательных инициатив.

За отчетный период Государственным Советом Республики Татарстан на рас­смотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по предметам ведения Комитета внесены  пять законода­тельных инициатив, которые находятся на разных стадиях рассмотрения в Государственной Думе.

Комитетом подготовлены и направлены в Государственную Думу Россий­ской Федерации  поправки к четырем проектам  федеральных  законов, которые также находятся на разной стадии рассмотрения в нижней палате Федерального Собрания.

Одним из направлений работы Комитета является предварительное об­суждение установленных Конституцией Республики Татарстан, федераль­ными законами кандидатур, представляемых в Государственный Совет Рес­публики Татарстан для избрания, назначения, согласования или утверждения, и дача заключений по обсуждаемым кандидатурам. За отчетный период по предло­жению Комитета Государственным Советом избран 151 мировой судья Республики Татарстан, на 22 мировых судей в отставке возложено исполнение обя­занностей мировых судей Республики Татарстан,  избраны предста­вите­ли Государственного Совета Республики Татарстан на должности членов ква­лификационной комиссии Адвокатской палаты  Республики Татарстан, кандидатуры на должности представителей общественности в Квалификационную коллегию судей Республики Татарстан и две  кандидатуры на должно­сти судей Конституци­онного суда Республики Татарстан.

В соответствии с Положением о порядке выдачи удостоверения мирового судьи Республики Татарстан стало традицией вручение удостоверений мировым судьям Республики Татарстан Председателем Государственного Со­вета Республики Татарстан или по его поручению заместителями Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в торжественной обстановке. Всего за отчетный период проведено пять церемоний торжественного вручения таких удостоверений.

Кроме того, Председатель Верховного Суда Республики Татарстан ежегодно выступает с информацией по итогам работы мировой юстиции в Республике Татарстан. Последняя информация прозвучала в  сентябре текущего года, по результатам которой Комитет внес поправки в проект закона Республики Татарстан «О  бюджете Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 годов» о поэтапном укомплектовании штатов аппаратов мировых судей. В частности, на первом этапе в 2018 году Комитетом предложено из дополнительных финансовых источников учредить 33 должности работников аппарата мировых судей.

В течение всего периода Комитет осуществляет взаимодействие с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации по безопасности и противодействию коррупции, по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации, по государственному строительству и законодательству Государственной Думы.

 Тесное сотрудничество осуществляется с Правовым управлением Аппарата Государственного Совета, Государственно-правовым управлением Президента Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан, Верховным Судом, прокуратурой Республики Татарстан, Министерством юстиции, Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, Общественной палатой Республики Татарстан, Татарстанским отделением ассоциации юристов России, Общественной молодежной палатой. Представители указанных государственных и общественных органов и организаций участвуют в работе Комитета, им направляются на заключение проекты законов и постановлений Государственного Совета Высказанные замечания и предложения учитываются при доработке соответствующих документов.

Комитет активно взаимодействует со СМИ и специализированными юридическими изданиями, я не буду перечислять проведенные пресс-конференций, у вас на руках имеются эти данные. Также традицией  в Комитете стало проведение Дня открытых дверей. 13 апреля 2016 года проведен День открытых дверей в режиме видео­кон­ференции для представителей муниципальных образований по актуальным вопросам реализации законодательства рес­публики о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и деятельности аварийно-спасательных служб с участием пред­ставителей профильного министерства.

В апреле текущего года проведен День открытых дверей с председателями посто­янных комиссий представительных органов муниципальных районов и город­ских округов по вопросам местного значения в сфере законности и охраны общественного порядка.

В целях оказания содействия Комитету в реализации полномочий, в том числе при рассмотрении Комитетом проектов фе­деральных законов, проектов законов Республики Татарстан, контрольных во­просов постановлением Президиума Государственного Совета при Комитете образован Экс­пертный совет в составе девяти членов. За истекший период Экспертным советом проведено восемь заседаний, на которых были даны экспертные заключения по 50 вопросам, переданным на рассмотрение Комитета по законности и правопорядку. Среди этих вопросов есть и проблемные, по которым Экспертный совет высказался, и эти предложения были направлены в соответствующие структуры, в том числе в парламент Российской Федерации. Среди них, например, такие как «О критериях установления границ судебных участков мировых судей» и «Об учете работы педагогов, работников учреждений культуры и здравоохранения в качестве общественных воспитателей несовершеннолетних при присвоении им соответствующей категории по занимаемой должности».

В течение отчетного периода члены Комитета регулярно принимали уча­стие в работе сессий представительных органов муниципальных образований, коллегий профильных министерств и ведомств.

В целях воспитания активной гражданской позиции и формирования пат­риотизма, правового просвещения, углубления знаний учащихся о государст­ве и праве члены Комитета проводят в общеобразо­вательных организациях избирательного округа и закрепленных районах парламент­ские уроки.

В настоящее время в связи с 25-летием Конституции Республики Татарстан членами Комитета проводится активная работа по разъяснению положений республиканской Конституции.

Повседневной работой членов Комитета является рассмотрение письменных и устных (индивидуальных и коллективных) обращений граждан. Члены Комитета выезжают на места, проводят ежемесячные приемы избирателей, принимают активное участие в различных благотворительных акциях. Все заседания Комитета проходят при кворуме и активном участии членов Комитета в обсуждении вопросов повестки дня заседаний.

Уважаемые депутаты! Завершая свое выступление, хочу отметить, что Комитету есть еще над чем работать. Необходимо добиваться повышения качества и системности законопроектной работы, эффективности реализации законов по вопросам ведения Комитета. Необходимо также углублять мониторинг законов по всем направлениям, совершенствовать практику подготовки докладов о состоянии законодательства. К слову, очередной доклад, подготовленный с участием комитета, сегодня рассмотрен. Но самое главное – повышение активности, творческой инициативы и ответственности членов Комитета как в работе в Комитете, на заседаниях Государственного Совета, так и в избирательных округах.

Доклад окончен, спасибо за внимание! Игътибарыгыз өчен рәхмәт!

Председательствующий. Спасибо большое. Коллеги, какие будут вопросы по докладу председателя комитета? Нет вопросов.

Есть вопрос. Пожалуйста, включите микрофон Х.Г. Миргалимову.

Миргалимов Х.Г., фракция КПРФ.

Шакир Шахмедович, наверное, в будущем ваш комитет или мы должны выйти с инициативой внести изменения в закон о шествиях, демонстрациях, пикетированиях. Вчера работники полиции почти полчаса не пускали наших митингующих на место митинга. Я потом докладную напишу и министру, и, наверное, Президенту. Так дальше продолжаться не может. Не надо бояться своего народа в этом вопросе. Спасибо.

Ягудин Ш.Ш. Я отвечу таким образом. Неоднократно вы уже вносили предложения. Пожалуйста, если у вас будут существенные предложения, заслуживающие внимания, они будут рассмотрены. Вносите.

Председательствующий. Спасибо, больше вопросов нет. Садитесь, Шакир Шахмедович. Есть желающие выступить? Нет.

Я очень коротко. Пользуясь правом председательствующего и Председателя парламента, я инициировал в этом году отчеты профильных комитетов Государственного Совета перед Государственным Советом. Мы начали первый отчет с коллеги Ш.Ш. Ягудина. Надо сказать, что он подготовил обстоятельный доклад. Хочу обратить внимание, что он одним из первых выполнил требование, равно как и многие другие комитеты, по расширению круга участников подготовки законов, создав Экспертный совет при комитете Государственного Совета с привлечением туда специалистов: правоведов, юристов, практиков. И надо сказать, что это очень серьезно отразилось в деятельности комитета. С одной стороны, все большее количество участников участвует в подготовке законов, по которым живет общество, с другой стороны, члены Экспертного совета во многом способствуют разъяснению норм, проведенных и принятых комитетом, в котором они являются экспертами и участвуют в этой работе. Это очень важно для каждого комитета.

Я еще одну новацию хочу оттенить сегодня. Это наше решение, которое мы обсуждали на Президиуме, – ни одно заседание  комитетов не должно проходить без контрольного вопроса. Десятки, сотни законов приняты парламентом республики. Как они исполняются? Какие проблемы есть? Какие новации требуются к этому? И надо сказать, что комитет применительно к сегодняшнему докладу ни одного заседания не провел без кворума и без контрольного обсуждения того или иного законопроекта, который они или подготовили, или провели через свой комитет. Это очень важно. Мы должны следить за тем, как работают в нашей республике законы, принятые парламентом.

Проект постановления «Отчет о работе Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку с октября 2014 года по октябрь 2017 года» принять к сведению. Ставлю на голосование.

 

                                                      Результаты голосования

                                                      Проголосовало за                 80

                                                                     Проголосовало против           0

                                                                     Воздержалось                       0

                                                                     Результат: принято

Принято. Спасибо.

Следующий вопрос повестки дня «О внесении изменений в отдельные постановления Государственного Совета Республики Татарстан». Предложено мне выступить по этому вопросу.

Уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию проект постановления Государственного Совета Республики Татарстан подготовлен Правовым управлением Аппарата парламента в связи с изменениями должностей и мест работы отдельных членов Республиканской комиссии по изданию Свода законов Республики Татарстан  и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Вы знаете, у нас работают эти комиссии.

Кроме того, необходимо назначить полномочного представителя Государственного Совета в Конституционном суде Республики Татарстан. Есть предложение назначить Марата Баграмовича Сунгатуллина, начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета; членом советов учредителей газет «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан» предлагается Дамир Ильдусович Махмутов, заместитель начальника Управления – заведующий отделом социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета. Все эти изменения отражены в подготовленном и розданном вам проекте постановления.

Какие у вас будут вопросы и замечания? Согласиться?

Коллеги, тогда позвольте поставить на голосование проект постановления «О внесении изменений в отдельные постановления  Государственного Совета Республики Татарстан».

 

Результаты голосования

 

Проголосовало за                   80

Проголосовало против             0

Воздержалось                         0

Результат: принято

 

Принято.

И последний вопрос сегодняшней повестки дня «О преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан». Слово предоставляется докладчику заместителю Премьер-министра Республики Татарстан – министру образования и науки Республики Татарстан Энгелю Наваповичу Фаттахову.

Профильный комитет сегодня утром рассмотрел этапный доклад. Вам тоже подготовиться для короткой информации. Пожалуйста.

Фаттахов Э.Н., заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан.

Исәнмесез, хәерле көн барыгызга да! Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемый Минтимер Шарипович! Уважаемый Фарид Хайруллович! Уважаемые депутаты!

В течение 10 дней с 17 по 27 октября 2017 года в школах республики прошла совместная проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Напомню, что такое поручение Президента России было опубликовано    28 августа перед самым началом нового учебного года. В поручении Президента затрагиваются два вопроса: состояние, изучение и преподавание русского языка и добровольное изучение родных и государственных языков республик Российской Федерации.

Хотел бы доложить о тех мерах, которые приняты в республике для выполнения данного поручения. В последние годы обсуждение вопроса повышения качества преподавания русского языка, совершенствования школьных программ по русскому языку ведется довольно активно.

Экспертное сообщество республики приняло участие в разработке концепции преподавания русского языка и литературы. Здесь, на площадке Государственного Совета, прошли серьезные обсуждения проекта документа с участием президента Российского общества преподавателей русского языка и литературы, президента Российской академии образования Людмилы Алексеевны Вербицкой и председателя Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей  литературы и русского языка» Людмилы Васильевны Дудовой.

Обсуждение актуальных вопросов было продолжено на V конгрессе Российского общества преподавателей русского языка и литературы, который прошел осенью прошлого года в городе Казани и собрал более 800 русистов со всей страны, а также зарубежных гостей.

На прошлой неделе с участием представителей Республики Татарстан вопрос изучения русского языка в российской школе был рассмотрен на заседании Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации под председательством Ольги Юрьевны Голодец.

Активное участие представителей Республики Татарстан  в подобных мероприятиях, их авторитет в научном, экспертном сообществе говорит о высоком потенциале нашей лингвистической школы, которая по праву признана одной из лучших в стране.

В Республики Татарстан нет особых, свойственных только для нашего региона вопросов по изучению русского языка. Уже с детского сада все наши дети изучают русский язык и приходят подготовленными к школе. Для этого созданы необходимые учебно-методические и кадровые условия. Освоению русского языка с малых лет способствует языковая среда, в которой русский язык, несомненно, доминирует.

Наши учащиеся прекрасно усваивают государственный язык Российской Федерации. В 2017 году по результатам единого государственного экзамена результаты наших выпускников по русскому языку выше, чем в большинстве регионов Российской Федерации. На слайде вы видите, что разница с Москвой составляет всего лишь 0,07 балла. В текущем году по результатам ЕГЭ 51 выпускник является стобалльником. По двум или более предметам 100 баллов набрали четыре выпускника школ республики, трое из них набрали 100 баллов именно по русскому языку.

Во многом это заслуга учителей русского языка и литературы, которые демонстрируют высокий профессионализм в своей работе. Уровень их знаний и умений был признан лучшим в стране в рамках федеральной апробации новой модели оценки компетенции учителей в сентябре текущего года. Об этом объявил руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов и направил соответствующее письмо Президенту нашей республики.

Отмечу, что в рамках исполнения поручения Президента страны по решению Республиканской правительственной комиссии, которую возглавил Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Валерьевич Песошин, объемы изучения русского языка были доведены до рекомендуемых в примерных программах. В школах республики рекомендуемые объемы изучения русского языка были выдержаны в начальной школе и с 8-го по 11-й классы.

В российских примерных программах для начального общего образования есть вариант учебного плана для республик, в которых наряду с государственным языком Российской Федерации установлен государственный язык республики. Этот вариант учебного плана позволяет нам выполнять требования республиканского языкового законодательства.

В то же время для основной школы приемлемый для республик России вариант учебного плана на федеральном уровне разработан не был. Поэтому для выполнения требований республиканского законодательства о паритетном изучении государственных языков  школы республики пользовались учебными планами, разработанными нашим министерством в качестве методических рекомендаций. В них объемы русского языка в каждой параллели 5 – 7-х классов были на два часа меньше рекомендованных.

Между тем мы констатируем, что 75 процентов вариативной части учебных планов самих школ отводится на изучение русского языка, более 200 школ республики пользуются учебными планами с углубленным изучением русского языка и культуры. Кроме этого, в рамках дополнительного часа на изучение родных языков в школах республики, который по решению Президента республики финансируется за счет республиканского бюджета, в текущем году 72 процента учащихся выбрали русский язык. Поэтому реальный объем изучения русского языка выше.

Получилось, что республикой был реализован вариант учебного плана для основной школы, не представленный в примерных российских программах. В то же время было необходимо найти решение для исполнения требований законодательства республики о государственном двуязычии в условиях отсутствия утвержденного на федеральном уровне механизма.

Начиная со второй четверти этого учебного года родителям в школах республики предоставляется возможность выбора родного русского языка для изучения их детьми. Школьники республики, чьи родители выбрали родной русский язык, а таких у нас 30 процентов, в рамках школьного расписания будут изучать два самостоятельных предмета: «русский как государственный» и «русский как родной».

Общее количество занятий по русскому языку и литературе в школьном расписании может достигать 11 часов в неделю или по два урока в день. При этом сегодня по русскому языку как родному нет примерных рабочих программ и учебников. Подборку учебных материалов мы ведем сами. Это будут комбинации курсов риторики, мировой художественной литературы, культуры и углубленного изучения русского языка и литературы.

Второй вопрос, который вызвал обсуждение в обществе, связан с обеспечением добровольности изучения родных и государственных языков республик Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно высказывался о необходимости поддержки родных языков народов России. По статистике Министерства образования и науки Российской Федерации, в школах страны как учебный предмет изучаются 73 родных языка, на 24 родных языках организовано обучение. При этом за последние годы в федеральный перечень были включены учебники только по 10 родным языкам. По татарскому языку в федеральном перечне 64 учебника, а по остальным девяти родным языкам всего 39. При этом учебников для обучения на родных языках в национальных школах в федеральном перечне нет вообще.

Для изучения общеобразовательных предметов на татарском языке используются учебники из федерального перечня в переводе на татарский язык. Рособрнадзор выдвигает требования их повторного включения в федеральный перечень на языке перевода.

Сегодня мы особенно ощущаем, что сохранение и развитие родных языков требует государственной поддержки на федеральном и  региональном уровнях. Необходима дальнейшая модернизация региональной и федеральной нормативной правовой базы, которая не будет содержать­­­­­­­ коллизий, неотрегулированных зон, не будет допускать различных трактовок и при этом будет отвечать требованиям времени и потребностям обучающихся.

В своей работе школа руководствуется действующим федеральным и республиканским законодательством, федеральными государственными образовательными стандартами. В них предусмотрено обязательное изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации и родных языков из числа языков народов России. При этом в правоприменительной практике возникают сложности.

В федеральных государственных образовательных стандартах и примерных программах не до конца определены механизмы изучения татарского языка как государственного языка Республики Татарстан. Как я уже говорил, в стандартах и примерных программах изучение государственных языков республик Российской Федерации декларируется, но соответствующей предметной области или учебного предмета нет. В вариантах учебных планов примерных основных образовательных программ также нет учебного предмета «государственные языки республик Российской Федерации». По данным вопросам мы неоднократно обращались в федеральное министерство, вели консультации.

Официальная позиция Минобрнауки России заключалась в том, что изучение государственных языков республик Российской Федерации может быть организовано в рамках предметной области «родной язык и литература». В принципе, учитывая тот факт, что государственный язык республики – это есть родной язык, получивший особый правовой статус на определенной территории, то данный подход, согласованный с федеральным министерством, никогда не вызывал вопросов.

В настояәее время продолжаются консультации с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для переходного этапа мы предложили следующее.

Разработать варианты учебных планов для начального и основного общего образования, в которых в обязательной части учебного плана в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» будет возможность выбирать и изучать родной язык (русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский, мордовский и т.д.) в объеме 2-3 часов. В то же время будет изучаться государственный – татарский язык в объеме 2 часов всеми обучающимися.

В старшей школе, в 10-11 классах, изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан предлагается организовать на добровольной основе.

В сложившейся ситуации мы считаем, что данный подход мог бы стать компромиссным решением, который позволит:

– довести объемы изучения русского языка до рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации;

– обеспечить выбор родного языка по заявлению родителей в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»;

– сохранить возможность изучения татарского языка как государственного языка в обязательной части программы, но с  меньшими объемами;

– обеспечить добровольность изучения государственного татарского языка в старшем звене.

В последние дни руководство нашей республики находилось в активном диалоге с Администрацией Президента страны по поводу возможности принятия данного варианта. В ходе очередной встречи Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева вчера, 7 ноября,  подтвердила готовность согласовать данное компромиссное решение. Письмо от министерства мы ожидаем получить на следующей неделе.

Далее. Считаем необходимым организовать совместно с федеральным министерством работу по внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты с обязательным участием в этой работе представителей регионов.

Вчера в школах республики началась вторая четверть. По требованию надзорных органов школы поменяли учебные планы. С изменением учебных планов меняется и учебная нагрузка учителей. В настоящее время нашей основной задачей является недопущение сокращения учителей татарского языка и литературы в середине учебного года. На прошлой неделе с каждым муниципальным районом в министерстве проведены индивидуальные собеседования. Мы просили и просим каждый муниципалитет, каждого директора с максимальным вниманием подойти к своим учителям. В случае сокращения им должны быть предложены иные педагогические должности. Для части учителей будет организована переподготовка.

В настоящее время, по данным муниципалитетов, под сокращение могут попасть около 220 учителей. Мы ежедневно работаем над снижением их количества. Необходимо отметить, что при уменьшении учебной нагрузки учителя два месяца продолжат получать назначенную им в начале учебного года заработную плату.

Новые учебные планы влекут увеличение нагрузки на учителей русского языка. Общая потребность в учителях русского языка составляет около 219 человек.

Кроме того, уважаемые депутаты, министерство осуществляет работу по модернизации технологий преподавания татарского языка.

В последние годы большое внимание было уделено развитию национального образования. Подготовлена и утверждена Концепция развития национального образования в Республике Татарстан, одобрена Концепция преподавания татарского языка и литературы.

В ходе подготовки этих стратегических документов мы детально  разбирались с ситуацией, которая складывалась с преподаванием татарского языка с начала 90-х годов.

Да, нужно признать, что методика преподавания татарского языка далека от совершенства. В 90–е годы шел массовый переход на  всеобщее изучение татарского языка. Это требовало привлечения кадров, в том числе и за счет переподготовки непрофильных специалистов. Параллельно разрабатывались программы и учебники. К началу 90-х годов опыта преподавания татарского языка в иноязычной аудитории практически не было.

Основных проблем преподавания татарского языка две:

– первая и самая важная – недостаточная методическая подготовка  учителей для работы в иноязычной аудитории. Мы не вполне осознаем, что заходим в класс к детям, для которых татарский язык почти иностранный, хотя и государственный;

– вторая проблема – программы и учебники основаны на изучении структуры языка, теряется основополагающая цель языкового образования – коммуникация.

Исходя из анализа ситуации, мы начали работу в двух направлениях:

 – повышение профессионального мастерства педагогов;

– подготовка программ и учебников нового поколения.

Данная работа ведется в рамках реализации вышеназванных концепций совместно с учеными Академии наук Республики Татарстан, Казанского федерального университета и Института развития образования.

Второй год мы реализуем  подготовку учителей татарского языка и литературы по модернизированным программам в Казанском федеральном университете и Набережночелнинском государственном педагогическом университете.

Второй год реализуется проект методической сертификации  учителей татарского языка и литературы по передовым коммуникативным и игровым технологиям обучению языку в начальной школе. Мы готовим тьютеров, которые могли бы стать проводниками эффективных технологий для своих коллег. На первом и втором этапах проекта акцент сделан на городах республики.

В программы повышения квалификации учителей включаются модули по практикоориентированным аспектам изучения татарского языка в русскоязычной аудитории.

Начата работа по созданию учебников нового поколения для русскоязычных детей. Проведена апробация учебно-методических комплектов для первых классов, направленных, прежде всего, на развитие коммуникативных компетенций и практики разговорной речи. Новый учебник с 1 сентября используется в школах республики. Проходит апробацию учебник для 2-го класса, в текущем году будет завершена работа над учебниками для 3–4 классов, начнется их апробация. Новые учебники получают хорошие отзывы у родителей.

Будут пересмотрены мероприятия по татарскому языку в рамках республиканской системы оценки качества образования. В частности, претерпит изменения единое республиканское тестирование в 9-м классе.

Процесс перестройки системы обучения языку не может быть  быстрым, мы все это понимаем. Однако, не превращая это в кампанейщину, которая может носить формальный характер, мы постараемся поэтапно и планомерно внедрять новые подходы в обучении татарскому языку в школах Республики Татарстан с упором на раннем языковом образовании.

И несколько слов о системе управления образовательным процессом в школах республики.

Уважаемые депутаты! Отчитываясь перед вами в рамках своего ежегодного декабрьского доклада о состоянии системы образования в республике, я неизменно подчеркивал эффективность его развития.

Это подтверждается регулярными высокими результатами наших школьников в рамках ежегодных олимпиад и экзаменов.

В текущем году успех сопутствовал также нашим учителям и директорам. В прошлую пятницу завершился финал Всероссийского конкурса «Лучший директор школы 2017 года», в котором директор школы № 85 г. Казани Ренат Хайбуллин стал абсолютным победителем. Впервые лучший директор школы года в России – из Татарстана. Кроме того, в текущем году учитель математики лицея №2 г. Казани вошел в число пяти лучших учителей России в конкурсе «Учитель года».

Всего этого сложно было бы достичь, если бы в Татарстане не была создана грамотная и эффективная система управления образовательным процессом в школах.

В республике действует отлаженная модель взаимодействия министерства с муниципалитетами, основанная на соответствующем регламенте, соглашениях, а также рейтингах по приоритетным направлениям работы. Модель стала возможной в результате решений, принятых на Совете безопасности республики в 2015 году по вопросам развития общего образования. Она позволяет сохранить преимущества муниципального учредительства школ и избежать трудностей, которые в настоящее время активно обсуждаются на федеральном уровне, связанных со снижением уровня управляемости школьной системы образования.

Уверен, совместными усилиями мы продолжим поступательное развитие нашей системы образования.

Спасибо. Игътибарыгыз өчен бик зур рәхмәт.

Председательствующий. Спасибо большое, Энгель Навапович.    

Коллеги, если не возражаете,  есть предложение мнение и доклад профильного комитета рассмотреть. Энгель Навапович, вы пока садитесь. Почему? Потому что, если вы обратили внимание, это этапное сообщение, этапная информация. Работа ведется интенсивно, по всем направлениям.

Я предоставляю слово председателю Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Р.И. Валееву.

Валеев Р.И., депутатская группа «ТНВ».

Хөрмәтле Президент! Хөрмәтле Дәүләт Киңәшчесе! Хөрмәтле Дәүләт Советы Рәисе! Хөрмәтле депутатлар һәм чакырылган кешеләр!

Минем докладым бик кыска булыр. Я буду очень короток.

Мы подробно рассмотрели данный вопрос сегодня на заседании Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

В республике проведена большая работа по инициативе Ассамблеи народов Татарстана. Состоялось представительное собрание по вопросам совершенствования языковой политики, проходят различные мероприятия, «круглые столы». Например,  6 ноября в Академии наук Республики Татарстан состоялся «круглый стол» на тему «Конституция: права и гарантии изучения родных и государственных языков» с участием ученых и руководителей общественных организаций.

Министерством образования и науки Республики Татарстан подготовлены методические рекомендации с примерными учебными планами.

Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Республики Татарстан Фаттахов Энгель Навапович доложил нам только что, что вчера состоялась встреча с Министром образования и науки Российской Федерации Васильевой Ольгой Юрьевной. Она положительно отнеслась к предложениям нашего министерства. Достигнуты договоренности по вопросу преподавания государственных языков и родных языков. Но еще необходимо провести дальнейшие согласительные процедуры на федеральном уровне до принятия окончательных решений.

Мы сегодня на Комитете обсудили ситуацию и приняли решение рекомендовать Правительству Республики Татарстан продолжить работу по согласованию с федеральными органами государственной власти вопросов обязательного преподавания и изучения государственных языков Республики Татарстан.

Уважаемые депутаты! Предлагаю не закрывать сегодня тридцать третье заседание Государственного Совета Республики Татарстан и продолжить рассмотрение данного вопроса позднее.

Председательствующий. Благодарю вас, садитесь, пожалуйста.

Коллеги, Рустам Нургалиевич, наш Президент, также плотно занимался этим вопросом. Я думаю, он тоже свое мнение сейчас выскажет, после этого примем решение, проголосуем.

Пожалуйста, Рустам Нургалиевич.

Минниханов Р.Н., Президент Республики Татарстан.

Я тоже хотел высказаться, уважаемые депутаты.

На самом деле, большой путь прошли. Много изменений, много эмоций, много ошибок, много высказываний было в адрес друг друга, и, конечно, это не улучшает ту ситуацию, которая есть. Тем не менее мы подготовили вариант, который учитывает все нормы федерального законодательства и закона нашей республики. Он предварительно согласован со специалистами Министерства образования и науки Российской Федерации, этот документ внесен.

Мы эту тему неоднократно обсуждали. Вчера вот наш министр встретился с Ольгой Юрьевной, подтверждение есть.

Учебная четверть начата. Мы заверяем,  нами принято решение, что ни один преподаватель не будет уволен, мы предпримем все необходимые меры для того, чтобы было достаточное количество преподавателей русского языка, для этого у нас есть резервы, наработанный план тоже есть. И в то же время ни один учитель татарского языка в период учебного года не будет уволен. Мы это отработаем, у нас уже есть «дорожные карты» персонально по каждой школе: или переподготовка, или что-то другое. Поэтому люди должны быть спокойны, в школах должно быть спокойствие. Никаких противоправных, противозаконных шагов с нашей стороны не будет. Мы ждем нового федерального стандарта, где государственный язык республики будет преподаваться два часа в неделю. И я уверен, что эту работу мы доведем до конца. Я также с Администрацией вел переговоры по этому вопросу, понимание тоже есть. Я очень надеюсь, что  в ближайшее время мы эту  тему должны «разрулить».

В то же время я хочу обратиться в адрес прокурора республики, Ильдус Саитович, Вас, – много эмоций как с той, так и с этой стороны, и татар, и русских,  национальные чувства не надо трогать. Данный вопрос  найдет решение, а любые вот эти высказывания имеют тяжелые последствия. Поэтому, кто бы ни был, если это не соответствует той ситуации, которая у нас есть, вы тоже должны  на эти вещи очень оперативно реагировать.

В целом, я думаю, понимание есть: и с Комитетом Государственного Совета, и с Министерством образования и науки Российской Федерации, и с Администрацией. Я уверен, что в ближайшее время мы должны эту тему завершить, чтобы дальше уже в созидательном плане работать.

Я полностью согласен с Энгелем Наваповичем, это наша недоработка по методике преподавания, в том числе и татарского языка. Как мы видим, сегодня у нас очень большие пробелы по учебной программе русского языка. Все эти вопросы в ближайшее время будут наработаны, согласованы. Я считаю, что к системе образования нашей республики никаких вопросов быть не должно. Мы должны  четко соответствовать Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, законам, а также  нормативным актам, которые издает Министерство образования и науки Российской Федерации. Вот этот путь надо пройти. Монда гәеп атта да, тәртәдә дә бар. Если искать  виновного в том, что не было в федеральном стандарте изучения государственного языка республики, это породило вот такие шаги, когда за счет родного языка нагрузка для учеников, – все эти вопросы сегодня сбалансированы. Это могут подтвердить и специалисты, я думаю, и прокуратура может подтвердить, что все эти стандарты соответствуют требованиям. Поэтому, уважаемые депутаты, сегодня я бы не хотел еще раз обсуждать важность и серьезность этой задачи, мы все это понимаем, давайте, пусть наши коллеги отработают всю эту процедуру с Министерством образования и науки Российской Федерации, после этого мы в окончательной форме доложим парламенту о проделанной работе.

Председательствующий. Спасибо, Рустам Нургалиевич.

Коллеги, это вполне разумно, наверное. Я вношу предложение, поддерживая предложение профильного комитета о том, чтобы сегодня не открывать прения, поскольку этапная информация  была нужна парламенту, мы ее получили, ограничиться сегодня этими сообщениями. Вопрос с повестки дня тридцать третьего заседания Государственного Совета не снимать, в работе объявить перерыв. О продолжении  заседания дополнительно вам будет всем сообщено по мере готовности согласительных процедур с Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.

Коллеги, кто за данное предложение? Прошу голосовать.

 

Результаты голосования

 

Проголосовало за                   79

Проголосовало против             1

Воздержалось                         0

Результат: принято

 

Принято.

Объявляю перерыв в работе тридцать третьего заседания  Государственного Совета. Работа на этом завершена.

Спасибо большое за участие. Всего доброго, до свидания.

______________

Скачать (*.doc)

 




Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта