на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 29 ноября 2024
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

статья 68 Конституции Республики Татарстан
Деятельность
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Фотогалерея событий
17 апреля 2010
Ягудин Шакир Шахмедович
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Стенографический отчет сорокового заседания Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва от 24 сентября 2018 года



Государственный Большой концертный зал им. С. Сайдашева

24 сентября 2018 года,
10 часов

 

Председательствует Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин

 

Председательствующий.  Хәерле иртә, хөрмәтле Дәүләт Советы депутатлары һәм утырышта катнашучылар! Доброе утро, уважаемые коллеги, депутаты Государственного Совета, уважаемые участники заседания!

По установившейся традиции в заседании парламента, на котором оглашается ежегодное послание Президента, наряду с депутатами Государственного Совета участвуют руководители органов государственной власти, местного самоуправления и представители широкой общественности республики.

На сороковое заседание Государственного Совета приглашены и принимают участие Президент Республики Татарстан, Государственный Советник республики, Премьер-министр Республики Татарстан и члены Правительства республики, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, постоянные представители Республики Татарстан за рубежом и в регионах Российской Федерации, руководители судебных органов, территориальных органов государственного управления Российской Федерации в Республике Татарстан, Председатель и аудиторы Счетной палаты республики, председатели Советов и руководители исполнительных комитетов муниципальных образований, представители Республиканского совета муниципальных образований, руководители предприятий промышленности, транспорта и строительства, банков, предприятий агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, руководители вузов и других образовательных учреждений, представители науки, творческой интеллигенции и спорта, учреждений здравоохранения, представители политических партий и общественных объединений, представители религиозных конфессий, ветераны, руководители дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованные в Казани, работники аппаратов Президента, Государственного Совета и Кабинета Министров Республики Татарстан, представители средств массовой информации.

Уважаемые участники заседания!

Принимая во внимание общественную значимость сегодняшнего заседания, Президиум Государственного Совета принял решение об организации прямой теле- и радиотрансляции сорокового заседания Государственного Совета. Для пользователей сети «Интернет» онлайн-трансляция доступна на официальном сайте парламента республики.

В соответствии с результатами регистрации кворум для начала работы заседания имеется.

Сороковое заседание Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва объявляю открытым.

 

(Звучит Государственный гимн Республики Татарстан.)

 

Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан внесено предложение включить в повестку дня сорокового заседания вопрос «Ежегодное послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан о внутреннем и  внешнем положении республики». Не будет возражений? Нет.

 Слово для доклада предоставляется  Президенту Республики Татарстан  Рустаму  Нургалиевичу  Минниханову. (Аплодисменты.)

Минниханов Р.Н., Президент Республики Татарстан.

Хөрмәтле депутатлар! Кадерле ватандашлар!

Уважаемые депутаты Государственного Совета Республики Татарстан и приглашенные!

Уважаемые татарстанцы!

В условиях внешних вызовов прошедший год для Татарстана сложился в целом благополучно. Высокий производственный и кадровый потенциал, общественно-политическая стабильность, межнациональный и межконфессиональный мир и согласие − наши важнейшие ценностные ориентиры − позволили обеспечить поступательное развитие республики и дальнейшее повышение качества жизни.

В основе всех наших достижений – следование богатым традициям предков, смелость, дух новаторства и созидания, опора на инициативу и творчество татарстанцев.

Мы любим нашу родную Республику Татарстан! Мы гордимся нашим Отечеством − Российской Федерацией! Мы − наследники великих побед! Мы сильны нашей верой, единством и устремленностью в будущее! (Аплодисменты.)

В последнее время мы все отчетливее осознаем, что бесконечные санкции и давление на Россию, шантаж и риторика угроз − вплоть до военных действий – не что иное, как попытка подчинить страну, подчинить нашу волю внешнему диктату.

Как бывало не раз в истории, такие действия привели к консолидации всех конструктивных сил общества вокруг национального лидера Владимира Владимировича Путина и его курса на укрепление могущества страны. При высокой явке 82 % избирателей Татарстана, пришедших на выборы 18 марта, проголосовали за кандидатуру действующего Президента Российской Федерации.

Поддержка большинства избирателей страны – важнейший мандат доверия на реализацию Владимиром Владимировичем заявленных национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года.

В этой многоплановой деятельности Татарстан выступает как один из ведущих регионов страны, которому доверяют и который способен выступать драйвером развития России.

Ярким, запоминающимся праздником спорта и гостеприимства стал чемпионат мира по футболу, с успехом прошедший в нашей стране, в том числе в столице республики.

Подтверждение тому ­– слова президента ФИФА Джанни Инфантино, который назвал чемпионат мира в России самым захватывающим и лучшим за всю его историю, а также поблагодарил команду Татарстана за оказанную поддержку и содействие.

Миллионы болельщиков со всего мира открыли для себя многоликую, дружелюбную, современную Россию. Для многих это стало приятной неожиданностью, разительно отличающейся от стереотипов, тиражируемых зарубежными изданиями.

За короткий срок проведения мундиаля в Казани побывали более 300 тыс. туристов. По многим показателям стадион «Казань Арена» и наша столица признаны одними из лучших. Это серьезный шаг в популяризации Татарстана как крупнейшего центра культуры, спорта и туризма. Гости вполне заслуженно сравнивают Казань с европейскими городами по уровню развития инфраструктуры и сервиса.

Мы еще раз доказали, что республике по силам проведение соревнований и форумов любого уровня и масштаба.

Хочу искренне поблагодарить всех, кто принял участие в подготовке и проведении футбольного первенства: спортсменов и тренеров, болельщиков и волонтеров, строителей и инвесторов, журналистов, организаторов и участников зрелищных мероприятий, сотрудников правоохранительных органов и технических служб и, безусловно, всех татарстанцев, создававших атмосферу доброжелательности и гостеприимства.

Бик зур рәхмәт сезгә!

Меньше года остается до мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills в Казани. Накопленный нами опыт, активное развитие в республике инфраструктуры движения WorldSkills, второе место татарстанской команды на всероссийском первенстве текущего года – хорошие предпосылки к успешному проведению чемпионата. Представители свыше 70 стран будут бороться по более чем 50 ведущим компетенциям.

Но ценным является не только чемпионат, но и тот мировой опыт, технологии и навыки, которые мы приобретаем, возможность привлечь внимание общества и бизнеса к востребованным профессиям будущего, повысить их популярность, создать условия для утверждения высоких профессиональных стандартов.

Именно поэтому 2019 год объявлен в республике Годом рабочих профессий!

Хөрмәтле депутатлар!

Уважаемые депутаты!

Наша республика традиционно отличается высоким уровнем взаимодействия различных уровней и ветвей власти, их общей нацеленностью на достижение высокого уровня жизни населения.

В будущем году Татарстан вступает в новый избирательный цикл, который станет испытанием на зрелость для всех уровней власти. Нам предстоит избрать новый состав республиканского парламента. Уже сегодня можно предположить, что предстоящая избирательная кампания будет активной, а дискуссии – принципиальными и жаркими.

Важно, чтобы в пылу полемики безусловные и знаковые достижения Татарстана не были заслонены проблемами и сложностями, которые порой возникают и, конечно же, требуют своего разрешения. Любая критика должна основываться на здравом смысле и объективной оценке пройденного пути.

Безусловно, будущий состав Государственного Совета должен сочетать в себе, с одной стороны, необходимое обновление, а с другой – преемственность, основанную на успешном опыте работы.

Одним из важнейших критериев эффективности власти являются ее открытость и вовлеченность граждан в процесс управления.

Этому способствуют реализуемые нами проекты, в том числе «Народный контроль», в который подано 176 тыс. заявок по различным вопросам, из них 85 % решены.

На Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан развивается система голосования. Широкий отклик получил опрос по проектам благоустройства общественных пространств. Около 3 тыс. электронных инициатив получено от населения по включению в Стратегию-2030.

В сентябре мы запустили пилотный проект по публичному формированию целей и задач ряда исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и общественному контролю за их исполнением. Теперь население будет принимать непосредственное участие в определении приоритетных задач ведомств, а также контролировать достижение их ключевых показателей.

Работа по формированию эффективных механизмов обратной связи, вовлеченности граждан в процессы принятия управленческих решений и их реализации будет продолжена. Прежде всего, в части развития электронных сервисов.

Весомую роль в этой деятельности должны играть Общественная палата Республики Татарстан, ведомственные и муниципальные общественные советы, средства массовой информации.

Наше развитие сопровождают определенные издержки, имеющие как объективный характер, так и упущения отдельных организаций и лиц. Мы их не скрываем. Это проблемы пострадавших вкладчиков банков, обманутых дольщиков, жителей аварийных домов и ряд других.

Практически по всем направлениям у органов власти есть видение путей решения, разработаны дорожные карты, и они реализуются.

Для этого нужно время и ресурсы. Мы действуем строго в рамках законодательства и с учетом имеющихся возможностей. Не всем нравится такой подход. Однако чудес не бывает.

Как правило, у всех проблем есть свои «авторы», и они известны. Но нагрузка по устранению таких ситуаций ложится на органы власти и бюджет республики.

Правоохранительным и надзорным органам следует на ранних стадиях и более принципиально принимать меры к конкретным юридическим и должностным лицам для недопущения разрастания возникающих проблем.

Обилие противоречивой информации значительно усложняет понимание людьми происходящих процессов. Недостаточное и слабо аргументированное официальное освещение развития республики порой приводит к сомнительным формулировкам. Видно, что пишут и тиражируют информацию авторы, не владеющие предметом обсуждения, или те, кому выгодно дать свою трактовку происходящего.

В этих условиях серьезной задачей средств массовой информации становится распределение информационных потоков по целевым аудиториям, каналам и формам доставки.

Кратно возрастает ответственность средств массовой информации за качество распространяемых сведений, а также министерств, ведомств и муниципалитетов за своевременное реагирование при распространении недостоверной информации.

Поручаю Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» организовать соответствующую работу.

Традиционно особая роль в республике уделяется формированию гражданственности и патриотизма среди молодежи. Многое делается в рамках объявленного в России Года добровольца и волонтера, а также в ходе реализации целевых программ.

И все же те риски и вызовы, с которыми сталкивается подрастающее поколение в силу возрастных особенностей, весьма значительны. Поэтому нами принято решение об образовании самостоятельного Министерства по делам молодежи Республики Татарстан как центра ответственности за развитие этой важной сферы.

В целом молодежная политика носит межведомственный характер и должна быть нацелена на активное вовлечение молодежи в актуальную повестку развития республики.

Хөрмәтле депутатлар!

Татарстан үткәненә игътибарлы мөнәсәбәте белән аерылып тора. 1920 нче елда Татарстан Автономияле Совет Социалистик Республикасын төзү зур әһәмиятле тарихи вакыйга булды.

В апреле этого года издан Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 100-летия образования Республики Татарстан».

Предстоящий 2019 год должен стать основным этапом подготовки к памятной дате.

Это касается проведения ряда культурных мероприятий, в том числе на лучших площадках страны, и безусловного выполнения республиканского, муниципальных и ведомственных планов подготовки, включая ввод в строй в намеченные сроки знаковых объектов.

Хөкүмәт органнарына һәм иҗтимагый оешмаларга үз эшчәнлекләрендә Татарстан үсеше чагылган материалларны актив файдалану кирәк. Бу бигрәк тә яшьләр белән эшләүгә кагыла. Республика уңышларына өлеш керткән һәр исемне, һәр вакыйганы истә тоту бик мөһим.

Хочу также отметить предстоящее в будущем году 50-летие нашего автогиганта КАМАЗа. Уникальный завод и город, построенные трудом сотен тысяч добровольцев со всех уголков Советского Союза, являются воплощением самоотверженного труда.

Сегодня КАМАЗ – ведущее предприятие автопрома, один из брендов и предмет гордости Татарстана и России. Правительству республики, мэрии города Набережные Челны, дирекции предприятия совместно с федеральными органами власти следует принять план действий в связи с этой памятной датой.

Огромный нравственный и воспитательный потенциал несет в себе масштабная работа Республиканского фонда «Возрождение» по сохранению нашего историко-культурного наследия.

Недавний Казанский форум по межкультурному диалогу, прошедший под эгидой ЮНЕСКО, убедительно продемонстрировал признание мировым сообществом достижений республики и особую роль Минтимера Шариповича Шаймиева как Специального посланника ЮНЕСКО по межкультурному диалогу. (Аплодисменты.)

Дальнейшему совершенствованию работы по государственному управлению в сфере сохранения, использования и популяризации охраны объектов культурного наследия должен способствовать недавно созданный республиканский комитет.

Придавая большое значение нематериальному культурному наследию, в Год Льва Николаевича Толстого при активном участии литературной общественности нами проведено большое количество конференций, театрально-зрелищных мероприятий, выставок и кинопоказов.

Шиһабетдин Мәрҗани – татар дөньясының олы шәхесе. Аның тууына быел 200 ел тулды. Мәрҗани исемен йөрткән мәчет янында бөек галимгә һәйкәл ачылачак. Бу аның халкыбыз үсешенә керткән зур өлешен тану булачак.

Эстафету знаменательных дат в будущем году примет 220-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина. Уже в скором времени распахнет свои двери создаваемый Центр русской культуры имени великого поэта.

Большая содержательная работа предстоит в следующем году, объявленном в России Годом театра. Это хороший повод отметить преемственность традиций наших театров, известных на всю страну, – Татарского академического государственного театра оперы и балета им.  М.  Джалиля, Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала и Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.  Качалова, а также поддержать другие театральные коллективы в республике, особенно детские театры.

Уникальные формы театрального искусства следует максимально использовать для раскрытия духовного богатства, красоты классической литературы, русского и татарского языков, самобытных традиций национальных культур наших народов.

Как показывает время и мировой опыт, национальная и религиозная идентичности оказывают серьезное влияние на общественное сознание. В дальнейшем развитии нуждается проводимая республикой взвешенная политика по сохранению языков, культур, традиций представителей всех народов, культивированию межнационального мира и межрелигиозного согласия.

Большая роль в этом принадлежит Ассамблее народов республики, домам дружбы, культурным центрам и коллективам, этнокультурным, религиозным и другим общественным объединениям.

Недавнее общественное обсуждение законопроекта об изучении родных языков народов Российской Федерации выявило определенные точки напряжения и особое значение этой темы для будущего многонациональной культуры нашей страны.

Отрадно, что наши подходы и видение в целом были услышаны экспертами и федеральными органами власти. Принятый взвешенный вариант поправок в действующее законодательство создает необходимые условия для изучения родных языков народов России. Уверенности в этом придает высказывание Владимира Владимировича Путина на образовательном форуме «Машук», где он призвал возродить на новой основе программу сохранения национальных языков.

Вместе с тем обсуждение языкового вопроса должно стать серьезным уроком для нашей системы образования, для всех нас. То, что длительное время не решались вопросы совершенствования методик и технологий обучения татарскому языку, – наше серьезное упущение.

Министерству образования и науки Республики Татарстан во взаимодействии с федеральным министерством необходимо оперативно принять меры, направленные на исправление ситуации. Учебные планы и программы должны учитывать обязательность изучения родного языка. Следует продолжить работу по совершенствованию подходов к изучению предмета «государственный язык республики».

Кроме того, Министерству образования и науки Республики Татарстан следует проработать комплекс вопросов, касающихся развития всей инфраструктуры национального образования, и завершить совместно с КФУ создание Национального педагогического института.

Республикадан читтә яшәүче татарларга булышлык күрсәтү, тел, мәдәният һәм гореф-гадәтләрне саклап калу – Татарстанның конституцион бурычы. Үткән Бөтендөнья татар конгрессы съездлары әлеге сорауларның аеруча актуаль булуын күрсәтте.

Җаваплы булган хөкүмәт органнарына, Бөтендөнья татар конгрессына, Татар федераль милли-мәдәни оешмасына тиешле структуралар белән тыгыз элемтәдә тору, эшчәнлекнең төрле форматларын куллану, шул исәптән «Ана теле» челтәрен киңәйтү кирәк.

Татар халкы үсеше Стратегиясен кабул итүне сузу безне бер дә бизәми. Ул татарларны милли идентификация һәм халыкның үткәне, бүгенгесе һәм киләчәгенә уртак карашка нигезләнеп берләштерүче документ булырга тиеш. Искәртеп үтәм: бу эштә җаваплы үзәк – Бөтендөнья татар конгрессы.

Приоритет Татарстана на совершенствование государственно-религиозного и межконфессионального взаимодействия в целом позитивно сказывается на состоянии духовности и общественного развития.

Ведущую роль в этом играют Духовное управление мусульман и Татарстанская митрополия Русской православной церкви. Свидетельством поступательного развития мусульманской уммы и православной общины республики стали форумы мусульманских религиозных деятелей и православной общественности, увеличение паломничества по святым местам, расширение информационно-издательской деятельности, противодействие радикализму и экстремизму.

Этому способствуют развитие Болгарской исламской академии, где ведется учебная и научная деятельность, начало вещания мусульманского телеканала «Хузур ТВ», воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери.

Заметный вклад в гармонизацию межрелигиозного взаимодействия вносят также иудейская, старообрядческая и католическая общины.

Активизируется участие религиозных объединений в решении актуальных социальных задач. При этом важно, что особое внимание уделяется укреплению института семьи и брака, где опора на традиционные духовные ценности имеет основополагающее значение.

Без үзгәрешләр заманында яшибез: икътисад, социаль өлкә һәм тормыш рәвеше гел үзгәреп тора.

Җәмгыять үсешендә төрле карашлы, төрле милләт һәм дин кешеләренең гражданлык җаваплылыгы һәм социаль бердәмлеге зур роль уйный. Бу – ил һәм республика үсеше дәрәҗәсенең әһәмиятле күрсәткече. Алга таба да иҗтимагый мөнәсәбәтләрне ныгыту өстендә эшләргә кирәк.

Хөрмәтле депутатлар!

Уважаемые депутаты!

Все более весомым фактором, влияющим на развитие республики, становятся международные связи.

В этом году Татарстан с визитами посетили  президенты Казахстана и Туркменистана, Генеральный секретарь Организации Исламского сотрудничества, министры Турции, Франции, Бельгии, Португалии, Китая, Казахстана, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, послы нескольких десятков иностранных государств, более ста зарубежных делегаций.

В свою очередь, представители Татарстана с деловыми визитами посетили многие регионы и компании, крупнейшие форумы и выставки.

В республике проведены заседания межправительственных комиссий России с Китаем, Португалией, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами.

В рамках Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» развиваются связи с мусульманскими государствами и организациями.

Успешно прошел 10-й Международный экономический форум KazanSummit.

Неотъемлемой частью комплекса внешних связей являются международные культурные, научно-образовательные, спортивные, молодежные, туристические проекты. Следует активнее использовать в работе ресурсы федерального агентства «Россотрудничесто» и его зарубежных центров.

В тесной координации с Министерством иностранных дел Российской Федерации Татарстан осуществляет взаимодействие с соотечественниками, которое выступает одним из важнейших направлений внешних связей республики.

Нам необходимо развивать связи с партнерами из западных стран, активнее использовать пространства международной экономической кооперации, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.

Формирующиеся транспортные, логистические и торговые коридоры между Россией и Китаем дают стратегическую возможность выхода на новые рынки. Татарстан в этой программе мог бы выполнять роль одного из форпостов, аккумулируя основные инвестиции, притягивая таланты и технологии.

Следует продолжать налаживание прямого сотрудничества с регионами иностранных государств. Сегодня это наиболее короткий путь к передовым технологиям и потребителю.

В то же время нужно повышать эффективность участия представителей органов власти в российских и международных мероприятиях, более качественно прорабатывать предлагаемые инвестиционные проекты.

Также обращаю внимание на необходимость поддержки проектов муниципальных образований с привлечением Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан.

Хөрмәтле депутатлар!

Уважаемые депутаты!

Республика Татарстан по уровню социально-экономического развития является одним из лидеров среди российских регионов. Вместе с тем текущие темпы роста экономики нас не устраивают. Нужно задействовать все имеющиеся резервы, в том числе привлечение и реализацию крупных инвестиционных проектов, повышение эффективности производства и уровня деловой активности, расширение присутствия на товарных рынках.

Ключевым фактором здесь становится наша готовность к переходу на новый технологический уклад, который основан в том числе на глубокой цифровизации всех процессов.

Отмечу, цифровизация не самоцель. Она должна быть ориентирована на практические результаты, такие как сквозная цифровизация производственных и организационных процессов предприятий, учреждений, органов власти, оказание востребованных госуслуг в цифровом виде, встраивание цифровой грамотности в систему образования, цифровая аналитика и моделирование.

Основной точкой роста, надежным фундаментом экономики республики остается нефтегазохимический комплекс.

Татарстанда нефть чыгара башлауга быел 75 ел тулды. Шул вакыт эчендә җир астыннан 3 300 млн тонна кара алтын табылды. Бу ил һәм республика икътисады үсешендә әһәмиятле роль уйнады.

Сегодня Татарстан по-прежнему является одним из основных нефтедобывающих и перспективных по запасам нефтяных центров страны.

В январе текущего года при участии Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на «ТАНЕКО» были запущены два новых производства по выпуску высокооктановых, экологически чистых компонентов автобензинов. А в июле введены в строй еще два новых производства – мощностью 1 600 тыс. тонн дизельного топлива и более 500 тыс. тонн авиакеросина. Общая стоимость этих проектов составила 23 млрд рублей.

На «Нижнекамскнефтехиме» успешно завершается масштабная программа по модернизации и наращению мощностей по выпуску изопренового каучука. В частности, завершены два этапа стоимостью 18,5 млрд рублей, запущены новые производства формальдегида, изобутилена. Реализация третьего этапа до конца текущего года позволит увеличить выпуск изопренового каучука до 330 тыс. тонн.

Остается актуальной задача по укреплению позиции компании «Татнефть» в качестве одного из технологических лидеров нефтяной промышленности Российской Федерации. Это возможно в первую очередь за счет наращения добычи сверхвязких нефтей и повышения нефтеотдачи на действующих месторождениях, доведения коэффициента нефтеизвлечения до уровня лучших мировых практик.

Стратегическими задачами в нефтегазохимическом комплексе республики продолжают оставаться пуск на комплексе «ТАНЕКО» новой установки ЭЛОУ-АВТ-6 и доведение мощности по нефтепереработке до 14 млн тонн, начало производства автомобильных бензинов класса
«Евро-5», а также реализация проекта по строительству на «Нижнекамскнефтехиме» нового производства этилена мощностью 600 тыс. тонн и связанных производств.

Кроме того, до конца года необходимо завершить пусконаладочные работы и ввести в эксплуатацию комплекс по глубокой переработке тяжелых нефтяных остатков «ТАИФ-НК». Стоимость проекта составляет 1 700 млн долларов США.

На «Казаньоргсинтезе» стоит задача ввести в эксплуатацию новые печи пиролиза на заводе этилена.

На протяжении последних пяти лет предприятия нефтехимического комплекса республики сохраняют устойчивый темп роста инвестиций преимущественно в реализацию прорывных, высокотехнологичных инновационных проектов.

Важно сохранить эту положительную динамику.

В целом актуальной задачей является разработка и принятие новой программы развития нефтегазохимического комплекса Татарстана. Надо переходить от постановки целей и задач на ближайшие пять лет к более долгосрочной перспективе. Нужна отраслевая идеология формирования качественного рывка в развитии. Приоритетом должны стать проекты по использованию нефти как ценнейшего сырья для нефтехимии.

Несмотря на непростую ситуацию на отечественном и зарубежных рынках, устойчиво развивается машиностроительный комплекс.

КАМАЗ – компания № 1 на рынке грузовых автомобилей Российской Федерации и входит в топ-20 мировых производителей.

Автогигант реализует крупный проект по развитию модельного ряда автомобилей с объемом инвестиций более 100 млрд рублей. В его рамках заключен первый для республики специальный инвестиционный контракт.

Во втором квартале следующего года на заводе будет запущено серийное производство новых кабин и грузовиков семейства К5.

Зеленодольский завод имени А.М. Горького сегодня производит каждый третий военный корабль в стране. Новой задачей является расширение гражданского судостроения, в том числе в интересах развития туристического потенциала Татарстана.

Текущий год в жизни Казанского авиационного завода ознаменовался целым рядом событий, которые должны обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе: при Президенте Российской Федерации состоялся демонстрационный полет нового стратегического ракетоносца Ту-160 и заключен контракт на поставку 10 самолетов для нужд Министерства обороны Российской Федерации, также прошла торжественная церемония выкатки первого модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М.

Глубокую модернизацию проходит Казанский вертолетный завод. Заключен крупный контракт на поставку 104 вертолетов «Ансат» для нужд санитарной авиации. Для дальнейшего развития предприятия необходимо принятие новых стратегических и конструкторских решений.

Развивается малая авиация. Компания «МВЕН» в сотрудничестве с нашим стратегическим партнером − государственной корпорацией «Ростех» получила сертификат на воздушное судно для выполнения авиахимических работ. Это первый в истории современной России сертифицированный самолет сельскохозяйственного назначения.

На днях на ПОЗиСе открыт обновленный производственный комплекс. Внедрение здесь цифровых технологий позволит увеличить производительность труда на 20 %.

Компания «Бетар», помимо производства приборов учета, успешно осваивает востребованное в республике станкостроение: уже испытаны и внедрены в работу предприятия роботы-манипуляторы собственного производства. 

Активно развивается завод «Вакууммаш», который сегодня экспортирует более 40 % своей продукции.

Динамичное развитие республики требует соответствующего уровня энергообеспеченности.

«Татэнерго» реализованы два крупных проекта в рамках программы ДПМ по строительству парогазовых установок общей мощностью 450 мегаватт.

Ключевая задача компании сегодня – реализовать еще один крупный проект по модернизации Заинской ГРЭС, имеющий колоссальное экономическое и социальное значение. Правительству необходимо проработать вопрос включения объекта в новую федеральную программу модернизации тепловых станций.

Компания «ТАИФ» обеспечила ввод на Нижнекамской ТЭЦ-2 и Казанской ТЭЦ-3 новых мощностей на 738 мегаватт,  к 2021 году планирует ввести дополнительные мощности 495 мегаватт на «Нижнекамскнефтехиме».

В целом в энергосистеме республики активно внедряются передовые технологии с использованием современных средств автоматизации, диагностики, мониторинга и управления состоянием электрических сетей.

Стоит задача сформировать единую структуру цифровой энергетики республики, включающую генерацию, передачу и сбыт.

Кроме того, нужно продолжить работу по изучению возможности развития в республике альтернативных источников энергии, в частности ветровых электростанций.

Серьезные задачи по опережающему развитию мы ставим перед инфраструктурой поддержки бизнеса. Это четыре территории опережающего социально-экономического развития, две особые экономические зоны – «Алабуга», на чью долю приходится две трети выручки всех промышленных зон страны (на 2017 год выручка составила 77 млрд рублей), и «Иннополис», где уже работают 75 компаний. Хорошим потенциалом обладает вторая площадка зоны – в Лаишевском районе. Здесь уже успешно развивает свои проекты одна из крупнейших российских IT-компаний – ICL. На площадке работают свыше 1 300 человек.

Тем не менее потенциал Иннополиса пока недостаточно задействован. Он должен стать местом, где рождаются и внедряются в экономику новейшие информационные технологии и продукты. Иннополис должен оправдывать свое название.

В республике успешно развиваются технополис «Химград» (выручка в 2017 году составила 29,3 млрд рублей, здесь работают 285 компаний), крупнейший в Европе индустриальный парк «КИП Мастер» (выручка за 2017 год – 67,5 млрд рублей, 276 резидентов), две площадки IT-парка (выручка за 2017 год – 12 млрд рублей, 151 резидент).

Кроме того, в Набережных Челнах началось строительство индустриального парка «Хайер» с объемом заявленных инвестиций в 1 млрд долларов США.

В Татарстане мы создали уже 70 промышленных площадок муниципального уровня. Эта работа будет продолжена.

Необходимо активнее привлекать на промышленные площадки инвесторов, создавать благоприятные условия для бизнеса и новые рабочие места.

Мы еженедельно заслушиваем глав районов по развитию малого и среднего предпринимательства. Подчеркну, существующее положение дел в отдельных районах нас не устраивает. Мы и дальше будем держать данный вопрос на контроле.

Малый и средний бизнес – ключевой ресурс развития экономик муниципалитетов.

Отмечу, предпринимательству нужно учить начиная со школьной скамьи, в том числе в рамках специализированных кружков, кванториумов, центров молодежного инновационного творчества.

Кроме того, колледжам и вузам нужно стремиться к тому, чтобы выпускные квалификационные работы были направлены на создание и развитие собственного бизнеса.

Мы продолжаем реализацию различных образовательных программ для предпринимателей, в том числе запускаем новые проекты: «Проверенный бизнес», «Перезагрузка», «Ближе к делу», а также Дом предпринимателя.

Все они направлены на получение новых знаний и компетенций как для начинающих, так и уже опытных бизнесменов, в том числе в части взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Это является также действенным инструментом по профилактике коррупционных проявлений.

Сегодня у предпринимателей есть обоснованные претензии к муниципальным органам власти и контрольно-надзорным органам.

Отмечается избыточное административное давление, бюрократия и в целом непонимание некоторыми представителями органов власти роли бизнеса в развитии экономики.

Безнең бурыч – бизнесның хөкүмәткә ышанычын күтәрү, конструктив диалог алып бару. Бизнес-проектларны булдыру һәм үстерү өчен уңайлы шартлар тудыру мөһим.

Еще раз обращаюсь к руководителям контрольных и надзорных органов – необходимо меняться и применять новые подходы в работе. Это касается как профилактики нарушений и применения практики предупреждений, так и в целом коммуникативных навыков взаимодействия с бизнесом.

Актуальным остается вопрос по самозанятым. Татарстан вошел в список пилотных регионов, где будут тестироваться новые формы работы с этой категорией граждан. Необходимо проработать вопрос обеспечения гарантий и правовой защиты самозанятых, а также повышения их заинтересованности в легализации деятельности.

Хөрмәтле коллегалар!

Уважаемые коллеги!

Наша республика является одним из немногих регионов, агропромышленный комплекс которого полностью обеспечивает население основными видами продукции, поставляя при этом значительные объемы и за пределы республики.

Это − результат труда многотысячного коллектива наших сельчан.

Авыл хуҗалыгы – икътисадның бер өлкәсе генә түгел, тормыш рәвеше дә. Аның телне, мәдәниятне һәм гореф-гадәтләрне саклап калуда өлеше бик зур.

Без авылга һәрчак булышып килдек, аңа алга таба да ярдәм итәрбез. Күпләгән республика программасы шул максатка юнәлгән.

Необходимо повышать эффективность сельхозпроизводства. Сегодня близкие по возможностям районы и хозяйства имеют совершенно разные результаты.

Так, Лениногорский, Дрожжановский и Апастовский районы, имея примерно одинаковую площадь пашни с Кукморским и Балтасинским районами, имеют денежную выручку на один гектар почти в два раза меньше.

Или хозяйство имени Вахитова Кукморского района, где всего 2,5 тыс. коров, производит 77 тонн молока в сутки. Это больше, чем в целом Агрызском районе, где коров практически в два раза больше.

Компания «Продпрограмма» Мамадышского района производит 140 тонн молока в сутки, что больше, чем Бавлинский, Елабужский и Рыбно-Слободский районы вместе взятые.

Безусловно, можно найти множество оправданий и причин. Но результат говорит сам за себя.

Дальнейшее развитие отрасли АПК должно быть ориентировано на глубокую переработку.

Сегодня значительная часть нашей сельскохозяйственной продукции перерабатывается за пределами республики. А это – наша упущенная выгода.

Высоким остается спрос на продукцию, произведенную малыми формами хозяйства и личными подворьями. Человек, который держит огород и животных, занимается благим делом для себя и для других. Мы должны ценить и поддерживать таких людей. С этой целью только на повышение деловой активности малых форм хозяйствования на селе республика ежегодно выделяет 2 млрд рублей. Это около 20 различных мер поддержки.

Эффективным инструментом содействия развитию аграрной отрасли республики стали зональные семинары-совещания по повышению деловой активности сельчан, проводимые под руководством Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Мухаметшина Фарида Хайрулловича и заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Ахметова Марата Готовича. Важно продолжить эту работу.

Авыл хуҗалыгы кооперативларын һәм агропаркларны үстерү – актуаль сорау. Авылда бер кешегә сату базарына чыгу кыен, тулы бер система кирәк. Кулланучылар кооперациясе әлеге мәсьәләне чишә.

Инициативалы кешеләрне табу һәм аларга ярдәм итү – район һәм авыл җирлекләре башлыклары бурычы.

Татарстан Республикасы Авыл хуҗалыгы һәм азык-төлек министрлыгына Татарстан Республикасы Муниципаль берәмлекләре советы белән бергә чимал эшкәртү, продуктны кырдан кибет киштәләренә җиткерү өчен районнар арасында кооперацияне җайга салу шарт.

Одним из ключевых приоритетов работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также глав районов должно стать обеспечение полноты использования и сохранности сельскохозяйственных земель.

Сокращение в республике высокопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, а также наличие необрабатываемых земель диктует необходимость принятия исчерпывающих мер по предотвращению их выведения из сельскохозяйственного оборота.

В последнее время происходит интенсивный процесс включения сельскохозяйственных земель в границы населенных пунктов.

Только за последние четыре года в республике земли сельскохозяйственного назначения уменьшились на 6,5 тыс. га, из которых около 5 тыс. га – это перевод в земли населенных пунктов.

Прежде всего, это касается Лаишевского (2,7 тыс. га), Пестречинского (800 га), Высокогорского (500 га), Зеленодольского (500 га), Верхнеуслонского (300 га) и Тукаевского (300 га) муниципальных районов.

Однако зачастую изменение категорий земель не приводит к комплексному и устойчивому развитию населенных пунктов. Большинство участков остаются неосвоенными на протяжении длительного времени.

Это говорит об отсутствии должного контроля со стороны органов власти – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, главного архитектора республики, глав районов.

Не ведется даже элементарная работа по сбору информации в отношении переведенных земель!

Поручаю Правительству республики взять данную ситуацию на особый контроль! Нужно навести порядок в части межведомственного взаимодействия, четко определив обязанности каждого ответственного ведомства, а также муниципалитетов.

Следует принять действенные меры по вовлечению неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, применяя все доступные механизмы, в том числе увеличение ставки земельного налога, возврат земли обратно в категорию сельскохозяйственного назначения или их изъятие.

Еще раз повторю: земля должна работать!

Одним из инструментов повышения эффективности управления земельными ресурсами должно стать создание и внедрение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которая позволит выявить нарушения земельного и градостроительного законодательства в муниципальных районах и упорядочить включение земель в границы населенных пунктов.

Хөрмәтле коллегалар!

Уважаемые коллеги!

Дальнейшее развитие экономики и социальной сферы зависит от эффективности системы государственного и муниципального управления, которая на современном этапе требует усовершенствования.

Необходимо завершить анализ закрепления полномочий за органами государственного управления, а также обоснованности создания при них различного рода учреждений.

Нужно упорядочить систему разработки государственных и отраслевых программ в целях их взаимоувязки и недопущения дублирования мероприятий.

В целом нуждается в изменении и структура Правительства республики.

Сегодня в Татарстане применяется значительное количество информационных систем в различных сферах жизнедеятельности.

К сожалению, уровень их интеграции недопустимо низок, отсутствуют информационные шлюзы как между федеральными информационными системами, так и нашими.

При этом устранение имеющихся ошибок и недоработок ведется крайне медленными темпами. Это – зона ответственности Министерства информатизации и связи Республики Татарстан.

Требуется повышение эффективности системы местного самоуправления. Ее модель, используемая в республике более 10 лет, нуждается в совершенствовании.

Создание в отдельных муниципальных образованиях большого количества различного рода учреждений, наделенных муниципальными полномочиями, привело к необоснованному росту бюджетных расходов.

Имеются недостатки в организационной структуре самих органов местного самоуправления. Необходимо введение системных, единых подходов и требований к ее формированию.

Действующие законы дают возможность совершенствования структуры органов муниципального управления в разных направлениях. На практике должны быть реализованы наиболее эффективные варианты.

Поручаю Аппарату Президента Республики Татарстан совместно с Советом муниципальных образований Республики Татарстан разработать стандарт структуры органов местного самоуправления.

В целом необходимо совершенствовать кадровую работу. Прежде всего это касается проектов развития кадрового резерва и переподготовки специалистов с учетом передовых практик и современных тенденций.

По-прежнему актуальны вопросы реализации антикоррупционной политики. Многое делается в данном направлении. И эти меры мы будем только наращивать. Ни у кого не должно быть иллюзий.

Хөрмәтле коллегалар!

Уважаемые коллеги!

В центре всех наших действий – человек, со всеми его заботами и устремлениями. Качество жизни – в основе Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. При этом обеспечивается неукоснительная реализация стратегических установок Президента России.

Именно на это нацелены республиканские программы, комплексная реализация которых была начата нами более 10 лет назад.

За это время в новые квартиры переехали более 150 тыс. татарстанских семей. В их числе 19 тыс. ветеранов, 8 тыс. молодых и многодетных семей, 1,5 тыс. детей-сирот, по программе соципотеки новоселье отметили более 100 тыс. семей, из аварийного жилищного фонда расселено  20 тыс. граждан.

В рамках реализации программы капитального ремонта улучшились жилищные условия почти у половины татарстанцев. Это 10 тыс. многоквартирных домов.

По объектам образования: свои двери распахнули 52 новые школы для 21 тыс. учеников, отремонтированы 781 школа, 267 детских садов, более 30 тыс. малышей теперь ходят в новые современные детские сады. Построено 207 детских садов. Мы практически обеспечили дошкольными местами детей старше трех лет.

Следующим этапом станет увеличение ясельных мест. Планируется построить еще 29 детских садов на 6 тыс. мест, половина которых – для детей ясельного возраста. Это позволит молодым мамам при желании раньше выйти на работу.

Более 30 млрд рублей направлено на модернизацию учреждений здравоохранения. Это и строительство ФАПов, врачебных амбулаторий, станций скорой медицинской помощи.

Кроме того, в текущем году мы завершаем не имеющую аналогов в стране программу по ремонту и оснащению современным оборудованием всех 197 поликлиник Татарстана.

Проводимая работа позволяет значительно повысить доступность медицинской помощи для людей, увеличить объемы оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечить раннее выявление серьезных заболеваний.

Многое сделано в части создания спортивной инфраструктуры. По всей республике построено около тысячи универсальных спортивных площадок, 71 спортивный зал, 62 бассейна, 17 новых ледовых дворцов, 27 лыжных баз.

Это стало хорошим подспорьем в популяризации здорового образа жизни. Численность занимающихся физкультурой и спортом в республике практически удвоилась и превысила 43 %.

В целях повышения доступности культурных ценностей, обеспечения творческой самореализации граждан у нас построено 270 новых культурно-досуговых учреждений, 139 капитально отремонтировано. Среди них излюбленное место многих поколений татарстанцев – Казанский цирк.

Кроме того, отреставрирован 91 объект культурного наследия, в том числе 14 музеев.

Широкий положительный отклик у населения получила проводимая нами работа по развитию общественных пространств. Построено и приведено в порядок более 250 объектов. Обновленные парки, скверы, набережные стали любимыми местами отдыха и проведения досуга. Этому способствовало их функциональное наполнение – проведение в парках и скверах различного рода праздничных и тематических мероприятий.

Мы продолжим работу по развитию общественных пространств. В текущем году будет благоустроено еще 58 объектов.

Гражданнар иминлеген тәэмин итү безнең өчен мөһим бурыч булып кала. Моны хәл итүгә «Имин шәһәр» проекты һәм тәртип саклауда катнашучы муниципаль хезмәткәрләр санын арттыру ярдәм итәчәк.

Беспрецедентно большой объем работ осуществляется по развитию дорожной инфраструктуры. С 2010 года в республике построено и отремонтировано свыше 5 тыс. км автомобильных дорог, 124 моста, приведены в порядок дороги более чем в тысячи городских дворов, подъездами с твердым покрытием обеспечены 426 населенных пунктов, где проживают 62 тыс. сельчан.

В текущем году в дорожную сферу направлено 25,5 млрд рублей.

Благодаря реализуемым в республике программам улучшается качество жизни населения, развивается инфраструктура, меняется облик каждого муниципалитета и в целом республики.

Теперь в каждом районе есть свои современные социальные, культурные и спортивные объекты. (Аплодисменты.)

Безусловно, проделана огромная работа. Только в текущем году в республике реализуются 38 программ с общим объемом 44 млрд рублей.

Мы обязательно продолжим эту работу. Причем на системной основе с переходом на трехлетние пообъектные программы.

Особое внимание следует уделить качеству формирования программ, обеспечив при этом их синхронизацию между собой, а также рациональное использование самих объектов.

Руководители министерств и ведомств, главы районов несут персональную ответственность за формирование и реализацию программ капитальных вложений.

Наряду с развитием общественной инфраструктуры в республике в полном объеме выполнены майские указы Президента страны 2012 года, в том числе: зарплата врачей и воспитателей выросла более чем в два раза, зарплата учителей и других категорий работников бюджетной сферы – более чем в полтора раза, порядка 30 тыс. многодетных семей получили земельные участки, доля граждан, пользующихся электронными услугами, выросла с 20 до 80 %.

Майские указы получают логическое развитие в национальных проектах, разрабатываемых на основе нового указа Президента России – по сути, главного стратегического документа страны до 2024 года.

Хөрмәтле депутатлар!

Уважаемые депутаты!

Путь, пройденный республикой, наши достижения – результат труда всех татарстанцев. Нам есть чем гордиться, но и есть над чем работать.

Важной задачей является развитие и приумножение человеческого капитала через приобретение знаний, навыков, опыта, укрепление здоровья человека и формирование среды эффективной трудовой деятельности.

Ключевая роль здесь отводится сфере образования.

За последние восемь лет консолидированный бюджет отрасли вырос практически в три раза.

Безусловно, расходы на образование – это не просто социальные обязательства государства. Это инвестиции в будущее с высокой отдачей.

Наша задача – дать каждому жителю республики возможность развития с учетом его потенциала, помочь ребенку определиться, в каком направлении ему двигаться. Необходимо создать целостную систему по выявлению и развитию способностей и конкурентных преимуществ подрастающего поколения.

Ключевой темой для всех уровней системы образования должна быть грамотная профориентация начиная с детского сада и школы. Хорошим подспорьем здесь является институт наставничества, который следует активно развивать. Партнерами образовательных организаций должны стать вузы, научные коллективы и успешные компании.

В качестве положительного примера можно привести проект Агентства стратегических инициатив «Кадры будущего для регионов».

Иҗади, креатив яшьләр аерым игътибар сорый. Алар алда торган бурычларны стандарт булмаган алымнар белән хәл итә, яшь буын фикеренә йогынты ясый.

Необходимо и дальше развивать центры креативных индустрий, привлекать их представителей на существующую инфраструктуру культурных, образовательных и молодежных центров, поддерживать в создании и тиражировании новых творческих проектов.

В нашей республике много талантливых ребят.

Мы гордимся недавними победами татарстанских школьников на международных олимпиадах! Среди них Рамазан Рахматуллин, завоевавший золото по информатике, Кобелев Андрей, поднявшийся на высшую ступень пьедестала почета на олимпиаде по химии, Гайнутдинова Диана и Телешева Элина, ставшие лучшими на Европейской математической олимпиаде для девочек. (Аплодисменты.)

Необходимо всесторонне готовить детей и молодежь к будущей успешной жизни. Наряду с профессиональными качествами в системе образования серьезное внимание следует уделить формированию надпредметных компетенций, гармоничному развитию личности ребенка и его воспитанию.

Важно развивать в детях такие качества, как целеустремленность, коммуникативность, самостоятельность, умение брать на себя ответственность и решать задачи нестандартными методами, а также прививать им важнейшие жизненные ценности – патриотизм и взаимоуважение, честность и доброту, умение дружить и держать слово. (Аплодисменты.)

В целом все уровни системы образования должны быть четко ориентированы на потребности современной экономики.

Эффективным примером такого сотрудничества является создание ресурсных центров. Их в республике уже 31. Здесь сконцентрированы лучшие учебно-методические, кадровые и материально-технические ресурсы и ведется подготовка специалистов по высоким стандартам WorldSkills.

Благодаря планомерной работе востребованность ресурсных центров неуклонно растет. В следующем году будет создано еще шесть центров.

Важная роль в интеграции системы образования и экономики отводится нашим вузам и научным организациям, перед которыми стоит задача коммерциализации научной и исследовательской деятельности.

Впервые именно на такие прикладные исследования в текущем году сформирован государственный заказ для Академии наук республики.

Кроме того, кооперацию вузов, научных организаций с реальным сектором в части совместных технологий и разработок призван обеспечить недавно созданный ассоциацией «Иннокам» портал «Инноскоп». Татарстанским предприятиям и вузам следует активнее пользоваться возможностями данного ресурса.

Особого внимания требует вопрос формирования рынка труда. Количество предлагаемых работодателями вакансий сегодня увеличилось до 46 тыс. Каждая третья вакансия – это потребность в квалифицированных рабочих, специалистах среднего звена в производстве, сельском хозяйстве и строительстве.

Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан нужно учитывать это при формировании контрольных цифр приема студентов в организации профессионального образования.

В условиях изменений в пенсионном законодательстве серьезная работа предстоит в части решения вопросов занятости людей предпенсионного возраста, их переподготовки и оздоровления.

Федеральным законодательством ужесточается ответственность работодателей за сохранение рабочих мест для данной категории граждан и сохраняются федеральные льготы. Аналогичные льготы будут приняты и в Татарстане.

Сегодня Государственным Советом Республики Татарстан будет рассмотрен данный вопрос.

Важнейшим фактором развития человеческого капитала и неоспоримой ценностью каждого из нас является здоровье.

Для системы здравоохранения в ближайшие годы приоритетными будут задачи по увеличению продолжительности жизни населения (Президент страны озвучил задачу к 2024 году – 78 лет), снижению смертности от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований.

В этих целях в республике планируется создание еще двух первичных сосудистых центров, переоснащение оборудованием существующих 18 центров, реконструкция Республиканского онкологического диспансера, строительство двух его филиалов в Набережных Челнах и Альметьевске, а также Центра детской онкогематологии.

Кроме того, назрела необходимость создания специализированной медицинской помощи пожилым гражданам – гериатрической службы.

Прошу Министерство здравоохранения Республики Татарстан подготовить соответствующие предложения.

Сәламәтлек саклау өлкәсендә профилактика һәм диспансеризация төп рольне уйнарга тиеш. Ел саен бу максатка республика якынча 2 млрд сум бүлеп бирә.

Диспансеризация авыруны иртә ачыклауга, вакытында диспансер исәбенә куюга, квалификацияле дәвалауга юнәлгән булырга тиеш. Шуңа күрә аның сыйфатын күтәрү кирәк.

Кроме того, Правительству совместно с профсоюзами следует продолжить работу с предприятиями в части выполнения ими обязательств по проведению профилактических мероприятий для сохранения здоровья своих работников.

Для дальнейшего повышения доступности медицинских услуг следует активизировать работу по цифровизации отрасли.

Необходимо разработать систему формирования единой базы данных медицинских исследований медучреждений. Современный уровень технологий позволяет это сделать. Однако многие используемые сегодня информационные системы не интегрированы и разрознены.

Поручаю Правительству принять соответствующие меры по решению данной проблемы.

Хөрмәтле коллегалар!

Уважаемые коллеги!

Весь мировой опыт показывает, что лучшие профилактические мероприятия по сохранению здоровья – занятие физической культурой и спортом, здоровый образ жизни. Для этого в республике есть все.

Главное, чтобы созданная в республике спортивная инфраструктура эффективно работала и приносила результат. Причем как в развитии массового спорта, так и в спорте высших достижений.

Спортивные объекты должны быть доступны для всех жителей, включая воспитанников детско-юношеских спортивных школ, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Шул ук вакытта студентлар спортын үстерү дә игътибар таләп итә. Моңа югары уку йортларында спорт клублары булдыру, студент лигалары санын арттыру ярдәм итәчәк.

Популяризации спортивного движения в республике способствуют успехи татарстанских команд: хоккейный «Ак барс» порадовал своих болельщиков, в третий раз завоевав Кубок Гагарина, волейбольный «Зенит» стал десятикратным чемпионом страны! За один сезон наш клуб выиграл все турниры, в которых принимал участие, включая клубный чемпионат мира. Команда «Динамо-Казань» в 15-й раз стала чемпионом России по хоккею на траве. Ну и, конечно же, наша команда «КАМАЗ-Мастер». (Аплодисменты.)

Безусловно, для подрастающего поколения такие громкие победы – лучший мотиватор, чтобы начать заниматься спортом.

Создание благоприятных условий для достижения юными спортсменами высоких результатов – задача Министерства спорта Республики Татарстан. Здесь нужна планомерная, системная работа по их подготовке с самого раннего детства.

Мы должны стремиться к тому, чтобы в составе сборных команд страны как можно чаще звучали имена татарстанских воспитанников. (Аплодисменты.)

Отдельно хочу остановиться на вопросе летнего оздоровительного отдыха детей. Со следующего года мы запускаем новую трехлетнюю программу обновления детских загородных оздоровительных лагерей, которых в республике 146. Состояние многих из них оставляет желать лучшего. Реализация программы позволит создать современные, комфортные условия для отдыха подрастающего поколения.

В программу войдут капитальный ремонт и реконструкция имеющихся зданий, строительство современных многофункциональных модульных центров и корпусов, создание культурно-спортивных площадок, обновление коммунальных сетей, строительство и реконструкция внутренних и подъездных путей.

Особое внимание будет обращено на создание условий для занятия спортом, другими творческими и развивающими направлениями.

Подчеркну, оздоровление детей – комплексная задача. Мелочей в ней быть не должно. Речь идет о будущем наших детей, а значит, о будущем республики.

Хөрмәтле татарстанлылар!

Уважаемые татарстанцы!

В Год Льва Толстого хочу завершить свое выступление словами великого классика: «Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой».

Действительно, идеи, которые еще несколько лет назад казались такими амбициозными и недостижимыми, мы уже реализовали. Наши вчерашние мечты сегодня стали явью.

Уверен, что в скором будущем мы воплотим в жизнь свои самые смелые прорывные планы, о которых только начинаем задумываться. Главное – верить в себя, не бояться перемен и уверенно идти к цели!

Уңышка ирешү өчен без яңача фикер йөртергә, белемне камилләштерергә, кыю эш итәргә тиеш.

Максатыгызга ирешкәч, беркайчан да туктап калмагыз! Һәрвакыт алга барыгыз!

Все в наших руках! И мы справимся! Без булдырабыз! (Аплодисменты.)

Председательствующий. Бик зур рәхмәт! 

Хөрмәтле депутатлар, утырышта катнашучылар!

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Позвольте поблагодарить Президента Республики Татарстан за обстоятельный доклад. Вниманию депутатов Государственного Совета и общественности республики представлен цельный программно-политический документ, сочетающий скрупулезный обзор базовых индикаторов внутреннего и внешнего положения с содержательным анализом стратегических вызовов регионального развития.

Я прежде всего хочу подчеркнуть и уверен, вы меня поддержите: Татарстан под руководством Президента Минниханова Рустама Нургалиевича живет и развивается в созидательном режиме. На высоком уровне, как было сказано, проведены крупные спортивные мероприятия мирового значения. А это значит, еще больше людей познакомились с гостеприимством и уникальным культурным наследием нашей многонациональной республики.

Что важно, на фоне санкционного «прессинга», турбулентности на рынках сырья и капиталов, Татарстан сохраняет позитивную динамику социально-экономических показателей и активность в международных контактах. С успехом готовится к проведению мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills и 100-летию образования ТАССР. Мероприятия должны пройти не только на республиканском уровне, но и в каждом населенном пункте, в каждом муниципальном районе и городе.

Думаю, мало кто будет отрицать, что нормативно-правовой фундамент наших достижений во многом опирается на Конституцию Российской Федерации, 25-летие которой страна отметит в декабре этого года. Неукоснительно соблюдая Основной Закон, мы в то же время отмечаем, что его программный потенциал по-прежнему недооценен. Закрепленное Конституцией самостоятельное и ответственное решение государственных задач разными уровнями власти (принцип субсидиарности) становится значимым резервом дальнейшего регионального роста и саморазвития всего российского общества.

На уровне республики, как уже было сказано Президентом, такой выбор сделан. У нас законодательно утверждены и реализуются Стратегия-2030 и 43 сценария развития муниципальных образований республики. Анализ и четкие поручения в адрес всех органов власти в части Стратегии сегодня еще раз прозвучали. Оценку эффективности нашим действиям, по крайней мере в отношении парламента республики, татарстанцы дадут уже в следующем году, на выборах депутатов Государственного Совета республики шестого созыва.

Исходя из сложившейся практики для обеспечения взаимосогласованной работы по всем указанным направлениям Президиумом Государственного Совета и Правительством Татарстана будет принят комплексный план по реализации Послания. Рекомендовал бы внимательно изучить его положения в трудовых коллективах предприятий разных форм собственности. В этом в том числе видится немалый залог его успешной и полной реализации.

Вопрос повестки дня рассмотрен.

Сороковое заседание Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва объявляю закрытым.

 

(Звучит Государственный гимн Республики Татарстан.)

 

Благодарю за участие в работе заседания. 

 

_____________________

Скачать (*.doc)



Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта