I созыв

ПАРЛАМЕНТ ПЕРВОГО СОЗЫВА:
ЧЕТЫРЕ ГОДА ПО ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Свои конституционные полномочия Государственный Совет первого созыва начал в марте 1995 года. В его составе работали 130 депутатов, из них 39 - на постоянной основе. Это был первый в истории Татарстана постоянно действующий парламент, что, конечно же, сказалось на повышении эффективности работы высшего законодательного органа республики. Появилась возможность оперативного рассмотрения вносимых законопроектов и возникающих проблем, создания по мере необходимости рабочих групп по рассмотрению отдельных законопроектов и других материалов, поступающих в Государственный Совет.

Деятельность парламента, его Президиума, семи постоянных комиссий, Комитета парламентского контроля в течение всего созыва протекала в условиях коренных и социально-экономических преобразований, связанных с развитием рыночных отношений и последовательного преодоления кризисных явлений в экономике.

Это был период реализации ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН "О разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", а также межправительственных соглашений, заключенных в его рамках, и пролонгированных в марте 1999 года на следующий пятилетний срок.

Основой законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Татарстан в течение созыва являлась проводимая в республике внутренняя политика, которая строится на упрочении политической, социальной и экономической стабильности, сохранении межэтнического, межконфессионального и гражданского согласия, последовательной демократизации общества, а также дальнейшее развитие и совершенствование республиканского законодательства.

В "портфеле" парламента первого созыва находилось 353 законопроекта. Среди них:

В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА:

  • "О Комитете парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан";
  • "О государственных символах Республики Татарстан";
  • "О безопасности";
  • "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан";
  • Блок законов по совершенствованию избирательной системы в республике;
  • "О международных договорах Республики Татарстан" и др.

    В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:
     
  • "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан";
  • "О нефти и газе";
  • "О соглашениях о разделе продукции";
  • Земельный кодекс Республики Татарстан;
  • Водный кодекс Республики Татарстан и др.

    В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА:
     
  • "Об охране здоровья граждан";
  • "О свободе совести и о религиозных объединениях";
  • "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан";
  • "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики";
  • "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" и др.

    Из числа принятых Государственным Советом законов:
     
  • 26 законопроектов (18% от общего числа) внесены народными депутатами;
  • 79 законопроектов (55%) - Кабинетом Министров республики;
  • 17 законопроектов (12%) - постоянными комиссиями парламента;
  • 13 законопроектов (9%) - Президентом Республики Татарстан;
  • 5 законопроектов (3%) - представлено Президиумом Государственного Совета;
  • по одному законопроекту представили Прокурор Республики Татарстан, Республиканский Совет профессиональных союзов и Высший арбитражный суд Республики Татарстан.

    Депутаты Государственного Совета принимали участие и в формировании законодательной базы Российской Федерации. В порядке законодательной инициативы только в 1999 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации были внесены проекты федеральных законов "О внесении изменений в статью 329 Уголовного кодекса Российской Федерации" и "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков Республики Татарстан".

     

    Конструктивная деятельность Государственного Совета по укреплению правовой основы государственности Татарстана, развитию внешних политических связей, решению вопросов защиты социальных прав и законных интересов граждан стала заметным явлением общественной жизни не только нашей республики. Она вызвала интерес у парламентариев далеко за пределами Татарстана. Расширила границы межпарламентского сотрудничества.

    Многочисленные визиты парламентских делегаций и представителей стран как ближнего, так и дальнего зарубежья подтверждают это. Парламент стал инициатором и участником международных, всероссийских конференций и семинаров. Это позволило поднять деятельность парламента на новый международный научно-практический и теоретический уровень.

    В 1995 - 1999 годах Государственный Совет Республики Татарстан посетили парламентские делегации Франции, Канады, Турции, Венгрии, депутаты федеральной земли Бавария (ФРГ), делегация парламента Дании, делегации Китайской Народной Республики, Австралии и другие.

    ПО ИНИЦИАТИВЕ ГОССОВЕТА ТАТАРСТАНА СОСТОЯЛИСЬ:

  • научно-практическая конференция, посвященная 50-летию ООН - "Организация Объединенных Наций: настоящее и будущее";
  • Российско-Канадская конференция "Современный федерализм: опыт и перспективы" (в ней приняли участие 17 субъектов Российской Федерации);
  • заседание рабочей группы Конгресса местных и региональных властей Европы по вопросу "О состоянии демократии на местном и региональном уровнях в Российской Федерации";
  • международный парламентский семинар "Федерализм и создание условий для региональных экономических инвестиций";
  • международная научно-практическая конференция "Значение и роль Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и др.

    Руководители парламента и депутаты были участниками различных российских и региональных конференций, семинаров по обмену опытом, заседаний федеральных органов законодательной власти.
     
  • В течение всего созыва шел регулярный межрегиональный обмен парламентскими и правительственными делегациями, большой положительный эффект которого несомненен.

    В Государственном Совете побывали парламентские делегации почти всех республик - субъектов Российской Федерации, ряда областных Дум и Законодательных Собраний, с которыми заключены соглашения и протоколы о взаимном сотрудничестве. В этот период Государственным Советом были заключены 4 межпарламентских Соглашения, подписаны 14 протоколов о сотрудничестве с представительными (законодательными) органами власти.
     
  • Активно работали ПОСТОЯННЫЕ КОМИССИИ Государственного Совета. Ими проведено 441 заседание, рассмотрено 1589 вопросов, из них 178 - в порядке контроля за выполнением принятых законов и постановлений Государственного Совета.

    Весь период постоянные комиссии поддерживали связь с органами исполнительной власти и общественными организациями. Стали практиковаться совместные заседания комиссий. Большой резонанс получило проведение выездных заседаний постоянных комиссий парламента в районы, города и на предприятия республики.

    В арсенале работы постоянных комиссий появилась и такая эффективная форма обсуждения законопроектов, социально-экономических проблем жизни Татарстана как ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ. Широкий общественный резонанс вызвали парламентские слушания по проблемам положения детей в республике; об итогах выполнения Государственной Комплексной программы борьбы с преступностью на 1993-1995 годы; о положении инвалидов; о религиозных объединениях в Республике Татарстан; о состоянии водоснабжения города Нижнекамска.

    Обсуждение на парламентских слушаниях ежегодных бюджетных посланий, отдельных проектов законов позволило значительно ускорить процесс их принятия и учесть поступившие рекомендации.
     
  • КОМИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ Государственного Совета весь созыв осуществлял контроль за:
    - формированием и целевым использованием Республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
    - ходом выполнения законов и государственных (республиканских) программ;
    - деятельностью банков и иных кредитно-финансовых учреждений в части использования государственных кредитных ресурсов, выпуска государственных ценных бумаг;
    - управлением республиканской собственностью и поступлением в республиканский бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом;
    - выплатой заработной платы и пенсий, качественным оказанием жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению республики.

    Комитетом парламентского контроля проведено 236 проверок, рассмотрено 1420 писем и заявлений граждан, трудовых коллективов предприятий и организаций. На 50 заседаниях Комитета рассмотрены материалы 67 проверок. Принятые меры позволили вернуть в бюджет и внебюджетные фонды республики 219,5 млн. рублей.

    Результаты работы Комитета парламентского контроля нашли отражение в решении Президентского Совета по вопросам приватизации коммунальной собственности, Указе Президента Татарстана о малом предпринимательстве; в 12 постановлениях Кабинета Министров республики.
     
  • Укрепилось взаимодействие парламента с МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
    Были разработаны и приняты Законы Республики Татарстан:
    - "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления";
    - "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О статусе народных депутатов местных Советов и народных депутатов Республики Татарстан";
    - "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О местном самоуправлении";
    - "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан";
    - "О выборах должностных лиц и органов местного самоуправления в Республике Татарстан".

    Оказана практическая помощь в совершенствовании основной организационно-правовой формы работы местных Советов - их сессионной деятельности. В сессиях районных, объединенных Советов народных депутатов наряду с парламентариями участвовали руководители республиканских министерств и ведомств.

    В целях поддержки и дальнейшего развития системы органов местного самоуправления, их финансового обеспечения в республиканских законах о бюджетной системе Татарстана на 1999 и 2000 годы Государственным Советом законодательно закреплена норма о передаче местными Советами народных депутатов части налогов в распоряжение органов местного самоуправления.

    Образован и начал работать под руководством Председателя Государственного Совета Республиканский Совет по местному самоуправлению.
     
  • На базе Республиканских курсов по переподготовке и повышению квалификации работников представительных органов власти при Государственном Совете велась целенаправленная работа по совершенствованию знаний депутатского корпуса районных и объединенных Советов, работников аппаратов представительных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления.

    В 1995 - 1999 годах здесь прошли переподготовку более трех тысяч человек. Основными темами занятий оставалось изучение и практическая проработка основополагающих законодательных и нормативных документов Российской Федерации и Республики Татарстан, опыта работы местных Советов.

    Таковы основные итоги деятельности Государственного Совета первого созыва (март 1995 год - декабрь 1999 год). Они убеждают в том, что парламент достойно выполнил свой конституционный долг, активно влияя на общественную и социально-экономическую жизнь нашей многонациональной республики.