на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 3 мая 2024
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

статья 68 Конституции Республики Татарстан
Председатель
Сайт Председателя Государственного Совета РТ
Интернет приемная
с 21 октября 2019 года прием писем через форму "Интернет приемная" на данном сайте не осуществляется, направить обращение можно на новом сайте gossov.tatarstan.ru
ФИО
E-mail
Текст письма
Файл, <3Mb
Введите код с картинки
Я даю согласие на обработку, хранение и направление моих персональных данных в целях рассмотрения обращения.
-->
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
17 апреля 2010
Ягудин Шакир Шахмедович
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Олег МОРОЗОВ: «Татарстан в те непростые годы шел особым курсом»



Автор: Ирина Мушкина
Республика Татарстан, 26/03/15


23 марта Владимир Путин подписал указ о назначении Татьяны Вороновой начальником управления Президента РФ по внутренней политике. Другим указом он освободил от этой должности Олега Морозова, который работал начальником управления с мая 2012 года.
Совпало так, что именно нашей газете Олег Викторович, прежде чем сложить служебные полномочия, буквально накануне дал интервью на тему, близкую ему как политику, ученому, человеку. Разговор шел о становлении парламентаризма в новой России, о бурных политических событиях 90-х годов в Татарстане, о государственной национальной политике и о многом другом…
Напомним: Олега Морозова, который в ближайшее время приступит к руководству центром в сфере подготовки управленческих кадров при МГУ имени М.В.Ломоносова, с Татарстаном связывают давние и крепкие отношения. Долгие годы наш земляк представлял интересы республики на федеральном уровне в качестве депутата Государственной Думы всех семи созывов от Татарстана, причем шести созывов – ее вице-спикера.

Журналисты «Республики Татарстан» считают Олега Морозова коллегой: в 1991–1993 годах он работал в нашей редакции, тогда газеты «Советская Татария», политическим обозревателем.
– Олег Викторович, в этом году в Татарстане отмечается 25-летие новой государственности Татарстана, точкой отсчета которой принято считать принятие 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете республики, положившей начало радикальным изменениям в том числе в деятельности ее парламента. По сути, начиналась новая история становления парламентаризма в Татарстане. Насколько, на ваш взгляд, эта дата актуальна сегодня? Что она собой символизирует?

– Парламентаризм, в том числе его развитие как на общероссийском поле, так и на татарстанском, – это часть очень большой, серьезной, сложной и неоднозначной темы. Она называется «новая Россия». Татарстан – тоже часть новой России. Сейчас можно много говорить, что было в эти 25 лет – с момента распада Советского Союза – и плохого, и хорошего, и тяжелого для значительной части нашего населения, особенно в период девяностых годов. На то время основное со знаком «минус» (с точки зрения нашего положения в мире) было то, что мы действительно чуть не потеряли себя как народ, заметно утратили уважение к себе, чувство причастности к большому государству, к его истории…

К счастью, постепенно ситуация менялась.

Отсюда, из Москвы, было видно, что практика татарстанского парламентаризма опережает подходы в этом других субъектов Российской Федерации.

А Татарстан здесь оказался в особой зоне, потому что, как и Россия, активно занялся своей историей. Появлялось много чего нового. Вспомните: в республике появилось исламское образование, что очень важно. До этого молодежь в данном направлении могла учиться только за рубежом, а потом приезжала обратно с неизвестно в какую сторону повернутой головой. Поэтому тот период России я бы назвал «путинским». Это было время возрождения наших коренных ценностей, подлинной многонациональности и многоконфессиональности, повышения самооценки, самоуважения народа. Вот мы с вами беседуем в годовщину крымских событий, а это яркий показатель консолидации общества вокруг Президента и показатель того, что Россия вернулась в большую мировую политику. Сегодня она не ведомая, а страна, которая сама отвечает за свои поступки и решения и показывает, что мир должен строиться на уважении прав каждого народа. Поэтому сейчас нужно внимательно отнестись к тем правилам, по которым должен строиться современный мир, современная цивилизация. И если Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство находится фактически на таком высоком духовном подъеме, то это, на мой взгляд, является позитивным фактором и для мира в целом!

– В начале девяностых годов, когда политический котел в Татарстане бурлил и переливался через край, вы уже работали в Москве. И не сомневаюсь, внимательно следили за событиями в родной Казани и республике. Какими они виделись из федерального центра?

– Взгляд из Москвы?.. Он, конечно, имел немножко своеобразный ракурс. Татарстан тогда шел особым курсом. Многие вещи, которые были очень болезненными в других субъектах Федерации, в Татарстане проходили иначе. Например, та же «ваучерная» приватизация. Здесь она была с «татарстанским уклоном». Республика с самого начала заявила о своей самостоятельной позиции по целому ряду вопросов – и федеративного устройства, и взаимоотношений с федеральным центром. Прямо скажу: здесь, в Москве, это воспринималось неоднозначно. Я как раз был свидетелем долгого и обстоятельного разговора между Президентом республики Минтимером Шариповичем Шаймиевым и только что назначенным исполняющим обязанности Президента страны Владимиром Владимировичем Путиным, которые обсуждали тему возвращения Татарстана в правовое поле России. И Минтимер Шарипович тогда сказал, что понимает, с одной стороны, неизбежность этого процесса, а с другой, представляет, что этот процесс крайне непростой. Именно тогда родилась идея пятилетней программы социально-экономического развития Татарстана. У нее были две стороны. За эти годы должны были быть созданы социально-экономическая, правовая и политическая базы для возвращения республики в конституционное правовое поле Российской Федерации. Одновременно необходимо было сохранить темпы социально-экономического развития региона, взятые в предыдущие годы, реализовать начатые проекты. Не надо напоминать, что Татарстан в силу ряда причин развивался по специфическим, скажем так, договорным правилам – в 1994 году был подписан Договор по разграничению полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республикой. Понятно, что отменить в одночасье этот механизм было бы просто губительно для экономики региона, и Путин прекрасно это понимал.

– В чем проявились особенности российского и в том числе татарстанского парламентаризма на начальном этапе?

– Нужно признать, что двадцать четыре года парламентаризма в нашей стране, если вести отсчет с момента, когда собственно появилась Российская Федерация в ее нынешнем виде, то есть новая Россия, – это сложнейший путь. Тогда пришлось писать российское законодательство, что называется, с чистого листа. Вы же понимаете, невозможно было взять и как готовые использовать законы бывшего Советского Союза. Я прекрасно помню, что, когда в 1994 году весной принимался бюджет страны (кажется, это был бюджет-93, который принимался задним числом, а потом и бюджет-94), это были несколько скрепленных машинописных страничек текста. Контрольные функции парламента за исполнением бюджета тогда были минимальные, и Правительство получало возможность в рамках этих базовых цифр совершенно свободно распоряжаться им. То есть бюджет как документ, в котором каждый рубль должен быть прозрачным и понятным, куда он уходит, в нынешнем виде просто не существовал. Сегодня бюджет, который поступает на рассмотрение в Госдуму, это, образно говоря, такая магазинная тележка, набитая доверху соответствующими документами. Он сформирован на основании Бюджетного, Налогового кодексов, другой правовой базы. Все это позволяет бюджету: «а» – быть полноценным финансовым документом и «б» – находиться под контролем парламента.
Татарстан формировал свою правовую базу, принимал свои законы, по которым собственно развивалась и экономика, и политическая жизнь республики. Отсюда, из Москвы, было видно, что практика татарстанского парламентаризма опережает подходы в этом других субъектов Российской Федерации. Хотя опять же было много вопросов, связанных с тем, что ряд законодательных актов республики расходился с федеральным законодательством. Поэтому велась большая, кропотливая, очень вдумчивая работа, чтобы в целом правовое поле России перестало быть лоскутным одеялом!

И если Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство находится фактически на таком высоком духовном подъеме, то это, на мой взгляд, является позитивным фактором и для мира в целом!

– Как вы полагаете, что позволяло Татарстану сохранять индивидуальность, не ссорясь, скажем так, с федеральным центром? Тем более в девяностые годы это было крайне непросто!

– Мне кажется, имею право с большим знанием дела говорить о конце восьмидесятых годов, когда я работал еще в обкоме партии, возглавлял идеологический отдел. Символично, что с площади Свободы в Казани, где располагалось здание обкома, было видно, как пробуждается в республике общественно-политическая жизнь, какая она сложная, противоречивая, неоднозначная, насколько высока общественная активность граждан Татарстана. Могу уверенно сказать: сохранить стабильность в республике позволило политическое искусство тогдашнего татарстанского руководства, прежде всего Минтимера Шариповича Шаймиева, который прошел все ступени регионального лидера – возглавлял обком партии, затем Верховный Совет ТАССР и был избран первым Президентом Татарстана. Это искусство позволило реализовать совершенно понятные желания многих татарстанцев. С одной стороны, например, обучать ребенка на родном языке, издавать новые литературно-художественные издания на татарском языке, чего раньше не было многие годы. С другой, консолидировать общество и получить максимальную поддержку у самых разных слоев населения, партий и общественно-политических организаций.

И если говорить о государственном устройстве нашей страны, то у меня сто-
процентная уверенность, что другого варианта, кроме как создание федеративного государства, история нам не оставила. Россия – многонациональная страна, в которой всегда был баланс между сильной федеральной властью и огромным разнообразием региональной жизни. Трудно представить, как из единого центра управлять такими разными и по национальному составу, и по климатическим, природным особенностям территориями.

Поэтому все-таки возможность развиваться самостоятельно, если речь идет о национальных республиках, иметь свои бюджеты – это то, что сегодня, на мой взгляд, не ослабляет, а укрепляет Российское государство.

– Олег Викторович, в заключение можно блицопрос? Вы скучаете по парламентской работе?

– Скучаю (отвечает, вздыхая).

– В родной Казани часто приходится бывать?

– Сейчас реже, к сожалению…

– У вас есть любимое место в нашем городе?

– Люблю бывать в старом центре, в районе, где я родился, к которому примыкают улицы Бутлерова, Ульянова-Ленина, Волкова, где живет моя мама. Вот это для меня настоящая Казань – одновременно и старая, и новая.

– Не тянет обратно к журналистскому перу?

– Если жизнь поменяется, почему бы и нет!

– Новости из Татарстана для вас значимы?

– А как же! Все, что касается Татарстана, для меня, во-первых, это люди, которых я знаю. Когда услышал о трагедии, которая произошла в торговом центре «Адмирал», содрогнулся. Ведь это же когда-то был мой избирательный округ в Кировском районе Казани. Я сразу связался с Ильсуром Метшиным, мэром города, выразил сочувствие пострадавшим. Любая новость из Татарстана для меня то, что волнует и радует, если позитивная, и тревожит, если это что-то , связанное с негативом. Все родное.

– Спасибо!




Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта