Новости Государственного Совета

Фото с события

Государственный Совет вышел с законодательной инициативой о расширении полномочий прокуратуры

28 мая 2012, 16:00

Государственный Совет вышел с законодательной инициативой о расширении полномочий прокуратуры
Сегодня депутаты Государственного Совета приняли решение направить в Государственную Думу ФС РФ в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект значительно расширяет полномочия прокуратуры.

«В последнее время наблюдается увеличение количества жалоб граждан на нарушение их и прав и законных интересов, - отметил в своем выступлении автор законопроекта, заместитель председателя Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Хафиз Миргалимов, - на этом фоне возникла необходимость принятия законодательных мер по усилению, в том числе полномочий органов прокуратуры, в связи с чем предлагаю внести в Государственную Думу данную законодательную инициативу». «Аналогичное законодательное предложение ранее было внесено Правительством Республики Татарстан, - напомнил Хафиз Миргалимов, - однако доработка предлагаемого им законопроекта затянулась, таким образом, с учетом актуальности проблемы и необходимости срочного ее разрешения, предлагаю вашему вниманию свой вариант проекта федерального закона».

Разработанный законопроект направлен на совершенствование законодательства в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина и вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» для повышения эффективности правовых институтов и механизмов прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. Предлагается восстановить существовавшие ранее (и отмененные изменениями федерального законодательства) полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и направлению его для расследования в уполномоченный орган. По мнению автора законопроекта, это послужит определенной гарантией необходимого реагирования в случаях вынесения незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также в случаях, когда в результате проверки исполнения законов, выявлены нарушения, имеющие признаки состава преступления.

На усиление гарантии соблюдения прав граждан при осуществлении уголовного судопроизводства направлены также изменения, согласно которым расширяются надзорные полномочия прокурора при принятии решения о законности заключения лица под стражу. Сейчас предусмотрено, что постановление и материалы в обоснование необходимости заключения под стражу следователь предоставляет в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания. При этом следователи не обязаны предоставлять прокуратуре экземпляр такого ходатайства и материалы по делу. Прокурор фактически приступает к исполнению надзорных полномочий за законностью заключения лица под стражу лишь в суде. Сейчас предлагается законодательно закрепить положение, согласно которому при необходимости избрания меры пресечения заключения под стражу соответствующее ходатайство согласовывается у прокурора. Отказ прокурора в согласовании ходатайства должен повлечь прекращение процедуры заключения лица под стражу и обусловливать избрание иной меры пресечения. Также прокурору предоставляется право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Упрощается процедура изменения квалификации преступления в сторону смягчения обвинения в части предоставления права прокурору при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении.

Законопроектом предусмотрено также внесение изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, направленное на своевременное принятие мер прокурорского реагирования по соблюдению конституционных прав граждан, в отношении которых применена такая мера пресечения как административное задержание.

«Частичное восстановление ранее существовавших прокурорских полномочий ни в коей мере не должно быть расценено как отказ от мероприятий по реформированию правоохранительной системы, а только как необходимое совершенствование деятельности органов прокуратуры, вызванное, как показывает практика, недостаточной степенью правовой защиты граждан, в том числе со стороны прокуратуры», - заключил Хафиз Миргалимов.

Ольга Благодарова, отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ,
фото Ильдара Мухаметзянова