Новости Государственного Совета

Разиль Валеев: «Опыт работы по сохранению и развитию языков будет учтен при разработке новой программы»

21 марта 2013, 17:16

20 марта в Набережных Челнах состоялось выездное совместное заседание Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и Комиссии по контролю за реализацией национального проекта «Образование». На нем рассмотрены итоги выполнения программы по сохранению, изучению и развитию государственных языков и других языков в РТ на 2004 – 2013 годы, озвучено сообщение о начале разработки аналогичной программы на следующие десять лет. В работе заседания приняла участие заместитель Председателя ГС РТ Римма Ратникова.

По приезде в город, в котором, по словам председателя парламентского комитета и комиссии Разиля Валеева, отражается национальный состав республики, депутаты Государственого Совета посетили ряд учреждений образования автограда, где ознакомились с состоянием обучения татарскому языку на основе современных педагогических технологий и методов.

О деятельности одной из самых передовых и инновационных школ республики – лицея-интерната №84 имени Гали Аккыша – членам парламентского комитета и комиссии рассказал ее директор Шамиль Закиров. В учреждении образования учится более 400 детей, около 70 из которых проживают в интернате. Здесь созданы все условия для учебы и воспитания, гармоничного развития личности.

В дестком саду №104 парламентариям были представлены уроки татарского языка для детей из русских семей, нацеленные на развитие коммуникативных способностей дошкольников для овладения эелементарными основами татарской разговорной речи. Ребята показали свои знания, участвуя в ролевых играх. По словам депутатов, демонстрация умения пятилетних детей считать по-татарски до десяти, составлять простейшие диалоги позволила увидеть явные преимущества метода обучения разговорному языку в отличие от преподавания детям чисто теоретического предмета, основанного на заучивании грамматики.

Посещение лицея №78 имени А.С. Пушкина, известного своими достижениями, также дало участникам выездного заседания серьезный материал для использования в работе по подготовке предложений в разрабатываемую программу. Эта школа, в которой в нынешнем учебном году обучается 1136 учащихся, ежегодно занимает первое место в Челнах по результатам предметных олимпиад. А из 78 педагогов лицея двое являются кандидатами наук, 45 - имеют высшую квалификационную категорию.

Затем участников заседания приветствовали на разных языках в Доме дружбы народов «Родник». Представители украинского, марийского, удмуртского, чувашского, башкирского, кряшенского и других национально-культурных общественных организаций рассказали об условиях, созданных для развития их языков и культур.

Совместное выездное заседание комитета и комиссии состоялось в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов. Кроме депутатов Государственного Совета РТ в его работе приняли участие представители Кабинета Министров, Министерства образования и науки, Аппарата Государственного Совета, управлений образования городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамска и ряда районов Закамского региона.

Открывая заседание, председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев отметил, что местом подведения предварительных итогов выполнения Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы в образовательных учреждениях Набережные Челны выбраны неслучайно. «Здесь все органы муниципальной власти всегда работали на результат, – сказал он. – И сегодня мы воочию убедились, что совместные усилия городских властей с руководителями и педагогическими коллективами учреждений образования от детского сада до ВУЗа дают реальные плоды. Чувствуется серьезное продвижение вперед».

Говоря о ходе выполнения программы, Разиль Валеев напомнил о том, какое значение приобрел вопрос о государственных языках в 90-е годы, связанные с возрождением государственности Татарстана. «После принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана, – отметил он, – перед республикой встали три принципиальных вопроса: о государственном статусе, о гражданстве Республики Татарстан, о государственных языках. Третий из них оказался самым сложным, трудноразрешимым. Процесс подготовки законодательной базы, разработки и принятия программы по языкам затянулся на два года. Но мы нашли оптимальные решения, приняли такую программу, которая доказала нашу историческую правоту. Конечно, и первая программа 1994-2004 годов, и вторая (2004-2013 годы) выполнены не по всем показателям, как того нам хотелось бы. И поэтому в ходе разработки следующей программы нам необходимо учесть имеющийся опыт работы в этом направлении. В условиях, когда со всех сторон предпринимаются попытки расшатать федеративные устои нападками на статус национальных республик в составе Российской Федерации, на их конституционные права на получение образования на родном языке, мы должны принять еще более содержательную, конкретизированную программу с назначением ответственности за срыв выполнения каждого пункта».

Затем Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов выступил с отчетным докладом о работе ведомства по реализации программы в учреждениях образования республики. Он отметил, что основные принципы программы предполагают развитие и гармоничное взаимодействие языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Татарстана, всех граждан, независимо от их этнической или языковой принадлежности. Перечислив успехи и достижения в ходе реализации программы, министр обратил внимание участников заседания на то, что необходимо добиваться реальных результатов, а не положительных оценок в дневнике ученика, который не понимает смысла прочитанного слова. По мнению министра, одной из основных проблем на пути к достижению реального двуязычия в республике является слабая мотивация к изучению татарского языка. Решение ситуации с языком ЕГЭ, со сложностью программного материала при изучении татарского языка, стимулированием работников, применяющих в своей работе оба государственных языка и другие вопросы также требуют включения в программу.

С большим интересом собравшиеся выслушали также выступления заместителя мэра Набережных Челнов Флеры Андреевой, заместителя руководителя исполкома – начальника управления образования и по делам молодежи Рамиля Халимова, ректора института социально-педагогических технологий и ресурсов Файрузы Мустафиной, главного редактора журнала «Майдан» Вахита Имамова и писателя Айдара Халима, которые озвучили свои предложения в разрабатываемую программу.

Подведя итоги обсуждения темы, Разиль Валеев призвал ответственных работников сферы образования, руководителей школ, детских садов и ВУЗов принять активное участие в пропаганде целей программы. «Ежедневная и кропотливая работа по сохранению и гармоничному развитию языков является для нас важной политической задачей, – подчеркнул депутат. – Многонациональная страна, каковой является Россия, не может оставаться единым и сильным государством без учета национальных, в том числе и языковых, интересов и потребностей живущих в ней народов».

В завершение заседания к участникам обратилась заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова. Поблагодарив руководство города и дирекцию института за созданные условия для проведения мероприятия на высоком уровне, она выразила надежду, что в новой программе будут учтены все предложения и замечания участников.

Жаудат Юнусов, отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ