на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 1 октября 2024
Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая,...

статьи 69 и 70 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
14 января 2011
Захарова Светлана Михайловна
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Новости Государственного Совета



Фото с события

Депутаты не поддержали федеральный законопроект о языках

27 сентября 2013, 9:41

Депутаты не поддержали федеральный законопроект о языках
На сорок четвертом заседании депутаты рассмотрели проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». С докладом выступил председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.

По словам депутата, федеральный законопроект декларирует формальное расширение сферы использования языков народов Российской Федерации, фактически резко снижает статус государственных языков республик в составе Российской Федерации. Депутат, в частности, отметил абзац третий подпункта «б» пункта 16 статьи 1 законопроекта, который устанавливает, что порядок использования языков народов России на территориях субъектов в официальном делопроизводстве определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В настоящее время, как подчеркнул Разиль Валеев, пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации» относит регулирование вопроса использования языков в указанной сфере только к законодательству субъектов Российской Федерации.

Депутат отметил, что в пункте 1 и 2 статьи 16 федерального закона, где речь идет об официальном делопроизводстве, текстах документов, вывесках в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, авторы законопроекта предлагают заменить слова «ведется» «оформляются» на государственных языках республик» на слова «могут оформляться», «может вестись» на государственных языках республик. Фактически законопроект предлагает статус государственных языков низвести на уровень «может», «может быть», - пояснил выступающий.

По мнению депутата, инициаторы законопроекта, широко рекламируя «принцип равноправия всех языков народов России», в то же время, вносят и иные предложения, противоречащие этому принципу и ограничивающие права языков, например, в пункте 2 статьи 18, где речь идет о судопроизводстве мировых судей и других судов субъектов Российской Федерации разработчики предлагают заменить фразу «ведется на государственном языке республики» на «может вестись на государственном языке республики», а в пункте 3 статьи 18 действующего закона предлагают исключить гарантированную возможность пользоваться родным языком лицам, участвующим в судопроизводстве или в делопроизводстве правоохранительных органов, не знающим языка судопроизводства, что является ограничением права использования родного языка в судопроизводстве.

Особую тревогу у депутата вызывает предложение разработчиков по новой трактовке статьи 20 действующего закона об использовании языков народов России в средствах массовой информации. Законопроект предусматривает ограничение языковой самостоятельности национальных СМИ: теле и радиовещания, газет и журналов всех уровней. Им вменяется в обязанность «идентичное» дублирование русскоязычных сообщений и публикаций, включая даже сохранения звуковой интонации при дублировании теле- и радиопередач.

«В предложенном законопроекте активно используются понятия «родной язык» в сочетаниях «родные языки из числа языков народов России», «родные языки народов Российской Федерации» без определения содержания и правового статуса, т.е. в неопределенной абстрактной форме», – продолжил депутат.

В нарушение Конституции Российской Федерации в преамбуле законопроекта вводится термин «российская нация», который не подразумевает многонациональный состав народа России. Депутат делает вывод, что, таким образом, вводимый термин практически отрицает фактическую национальную идентичность, т.е. принадлежность человека к определенной национальности как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей, в том числе и на базе общности языка.

Статус государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка во всех сферах жизни российского государства и общества. Таким образом, по словам докладчика, является лишним дополнение в статью 11 пункта следующего содержания: «5. Граждане Российской Федерации вправе обращаться в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке Российской Федерации». По мнению Разиля Валеева, как показывает практика, граждане знают о своем конституционном праве обращаться на русском языке, подавляющее большинство обращений так и оформляются. Наоборот, имеются проблемы, связанные с гарантированием права обращаться на родном языке или языках народов Российской Федерации, так как по общепринятой практике органы государственной власти часто отказывают в приеме обращений оформленных не на государственном языке Российской Федерации, ссылаясь на отсутствие переводчиков. По мнению депутата, было бы логичнее на федеральном уровне указать на возможность использования национальных языков при обращениях в органы государственной власти, что свидетельствовало бы о реальном равноправии языков, и было бы позитивным примером в деле сохранения, развития и функционирования национальных языков в Российской Федерации.

Таким образом, как сообщил выступающий, по общему мнению депутатов профильного Комитета, государственных органов, общественных организаций республики, от которых были получены одни лишь отрицательные заключения, представленный законопроект направлен на ограничение конституционных прав национальных языков Российской Федерации и государственных языков субъектов Российской Федерации.

Председатель Комитета считает принципиально важным сохранить сферу применения и статусы языков народов России, закрепленные в Конституции России: государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик Российской Федерации, родные языки.

Депутат предложил принять решение о не поддержке федерального законопроекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и направить соответствующее постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

По данному вопросу выступил депутат Государственной Думы ФС РФ Ильдар Гильмутдинов. Депутат сообщил, что на законопроект готовятся отрицательные заключения Правительства РФ, профильных федеральных министерств и ведомств. Ильдар Гильмутдинов выразил сомнение, что законопроект может дойти до стадии обсуждения в Госдуме. Скорее всего, он будет отозван инициаторами законопроекта.

«Мы не имеем никакого юридического и морального права поддерживать этот законопроект, двумя пунктами нарушающий статьи российской Конституции. Мы готовы поработать над новым вариантом по развитию русского языка, его преподавания и использования», – отметил Фарид Мухаметшин. Глава республиканского парламента выразил мнение о недопустимости создания напряжения и недоверия у населения через принятие данного законопроекта.

По итогам голосования федеральный законопроект депутатами не поддержан.


Дания Сафина, отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ
Фото Ильдара Мухаметзянова


Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта