Новости Государственного Совета

Фото с события









Комитет рекомендует распространить повсеместно опыт передовых детских садов по обучению детей государственным языкам республики

18 декабря 2013, 17:35

Комитет рекомендует распространить повсеместно опыт передовых детских садов по обучению детей государственным языкам республики
18 декабря состоялось совместное заседание Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и Комиссии по контролю за реализацией государственных проектов и программ в сфере образования. На нем депутаты рассмотрели вопросы об использовании государственных языков республики в дошкольных образовательных учреждениях и об индивидуальных платных образовательных услугах в сфере образования, а также республиканский и федеральные законопроекты.

В первой половине дня депутаты посетили детский сад №60 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения Советского района и Центр развития ребенка – детский сад №396 Приволжского района, где ознакомились с передовыми методиками и педагогическими технологиями в сфере развития двуязычия. Уроки и занятия, на которых они побывали, дали им возможность убедиться в эффективности современных программ и методик в этом направлении. Общаясь с воспитателями и руководителями учреждений, парламентарии интересовались условиями работы, уровнем заработной платы, имеющимися проблемами.

Открыв совместное заседание, председатель парламентских комитета и комиссии Разиль Валеев отметил, что на примере этих учреждений отчетливо видны как успехи в реализации республиканских программ по развитию государственных языков Татарстана, так и трудности, с которыми сталкиваются работники детских дошкольных учреждений, районные и городские органы управления образования. По его словам, республиканская программа развития языков на 2004-2013 годы всегда оставалась в центре внимания комитета, а вопрос о применении государственных языков Татарстана в детских садах является одной из важнейших разделов этой огромной работы. «Овладевший родным языком в шесть лет не забудет его в шестьдесят», - напомнил Разиль Валеев татарскую пословицу. В то же время, заявил он, огромное значение имеют достаточная подготовленность самих воспитателей и педагогов, обеспеченность учреждений методическими пособиями и техническими средствами, работа с родителями.

Выступивший с докладом о ходе исполнения республиканского Закона «О государственных языках РТ и других языках РТ» в части использования государственных языков РТ в дошкольных образовательных организациях заместитель Премьер-министра – Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов отметил, что в республике создана целостная система изучения родного языка, истории и культуры народа, получения образования и воспитания на родном языке. По словам министра, в республике работает 1951 дошкольная образовательная организация, в которых воспитываются более 190 тысяч детей. На татарском языке воспитание и обучение ведутся в 823 учреждениях, в них воспитываются более 40 тысяч детей. В республике также имеются 54 учреждения с чувашским, 9 с марийским, 13 с удмуртским этнокультурным компонентом в программах воспитания. В сфере дошкольного образования трудятся 20 тысяч педагогов, в том числе 16 тысяч воспитателей. Министр с сожалением отметил, что 38 процентов всех воспитателей детских садов республики не владеют двумя государственными языками. Перечислив ряд других проблем, с которыми пришлось сталкиваться республиканским и муниципальным органам исполнительной власти в ходе реализации вышеназванной программы, Энгель Фаттахов представил вниманию участников заседания предложения по совершенствованию механизма реализации аналогичной программы на перспективу.

Начальник Управления образования г. Казани Ильсур Хадиуллин рассказал депутатам Государственного Совета о выполнении программы развития государственных языков в столице Татарстана. Самыми большими проблемами он назвал комплектование татарских детских садов и групп в системе «Электронный детский сад», подготовку компетентных кадров и узких специалистов для работы в национальных учреждениях, оснащение игрушками и театрализованными играми с национальной тематикой, текучесть кадров из-за низкой оплаты труда, особенно младшего персонала, отсутствие надбавки за работу на двух языках.

В итоге обсуждения темы комитет принял постановление, которым правительству республики, Министерству образования и науки и муниципалитетам рекомендуется выполнить ряд мер по повышению эффективности реализации республиканской программы развития государственных языков Татарстана.

Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов также представил информацию о повышении качества образования в образовательных организациях и об индивидуальных платных услугах в сфере образования.

В постановлении, принятом после обсуждения данной информации, комитет в частности отметил, что в республике проводится большая работа по повышению статуса педагога в обществе, значительно увеличена заработная плата, возрастают и требования к качеству образования. Необходимо обеспечить качество работы педагогов адекватно росту вознаграждения за труд. Образовательная организация должна в полном объеме обеспечивать реализацию образовательных программ и соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям. Индивидуальные платные образовательные услуги не должны заменять урочную деятельность, их навязывание со стороны педагогов недопустимо. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» оказанием платных образовательных услуг могут заниматься образовательные организации, к которым приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Нормы Федерального закона направлены на легализацию деятельности педагогов, осуществляющих репетиторство, и введение этой деятельности в правовое поле.

Отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ