Новости Государственного Совета

Фото с события

Доклад Уполномоченного по правам человека в РТ С.Х. Сабурской «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан»

14 февраля 2014, 10:57

Доклад Уполномоченного по правам человека в РТ С.Х. Сабурской «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина  в Республике Татарстан»
С докладом о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан Сария Сабурская выступила на сессии Госсовета РТ 13 февраля.


Хәерле көн, хөрмәтле Рустам Нургалеевич, Фарид Хайруллович, халык депутатлары, чакырылган катнашучылар! Уважаемые депутаты и приглашенные. Ежегодный доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Республики Татарстан в 2013 году подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» № 95 от 3 марта 2000 года. В текущем докладе анализируется положение дел в республике по соблюдению прав человека в трудовой сфере, в сфере жилищных правоотношений, в сфере здравоохранения и иных сферах. Также приведены примеры проблемных ситуаций по реализации прав человека на благоприятную окружающую среду. Дана оценка обстановки соблюдения прав отдельных категорий граждан, инвалидов, мигрантов, лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Отдельный раздел доклада посвящен работе Уполномоченного, его Аппарата содействия в правовом просвещении, а также деятельности по международному и межрегиональному сотрудничеству в области защиты прав человека и гражданина. Учитывая цель подготовки доклада, постараюсь обратить ваше внимание на основные острые проблемы, которые были выявлены в 2013 году. Одним из важнейших источников информации о соблюдении прав и свобод человека на территории республики, конечно же, является работа с обращениями граждан, число которых ежегодно растет. По итогам 2013 года – около 3 тысяч обращений, как в устном, так и в письменном виде поступило в Аппарат Уполномоченного. Приняты меры по восстановлению нарушенных прав по 189 жалобам. 1022 гражданина были приняты на личном приеме. Не каждое обращение является сигналом ненадлежащей работы государственных органов и органов местного самоуправления. Вместе с тем, именно жалобы граждан и иные источники свидетельствуют о наличии широкого спектра проблем, прежде всего, в сферах трудовых правоотношений. Это задолженность по заработной плате, которая на 1 января составила 119,8 млн. рублей перед 4 742 работниками. Это огромные цифры, которые отчасти были и связаны с крупными долгами наших предприятий ОАО «Ак барс-Аэро», Авиакомпания «Татарстан», на слайде их задолженность вы видите. Остается напряженной и ситуация в сфере охраны труда. По данным Государственной Инспекции труда в Республике Татарстан в прошедшем году произошло 77 несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, в результате которых погибло 99 человек. Неизменна, к сожалению, и ситуация по сокрытию несчастных случаев на производстве. Один только пример – в Альметьевском муниципальном районе за прошлый год государственными инспекторами труда было выявлено 6 случаев сокрытия несчастных случаев на производстве. Считаем, что необходимо усилить и работу по преодолению дискриминации в сфере труда, в частности, с июля 2013 года, введен запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащих сведения дискриминационного характера. Проведенный нами в декабре анализ текстов объявлений о приеме на работу, размещенных в специализированных печатных изданиях, таких как «1000 вакансий», «Есть работа. Казань» и «Работа для Вас», показал, что по истечении нескольких месяцев на территории республики закон, к сожалению, не выполняется безукоризненно. Еще одна проблема в сфере трудовых правоотношений – это непередача документов по личному составу в архивы (государственный или муниципальный) организациями, которые прекратили свою деятельность. В результате, бывшие работники таких организаций не имеют возможности получить справки о заработной плате или о месте работе, чтобы, встать на учет, например, в центр занятости или представить справки для начисления пенсии или льготного обеспечения. В прошлом году общее количество отрицательных ответов Государственного архива Республики и 46 муниципальных архивов на запросы граждан и органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в связи с непередачей документов по личному составу ликвидированных организаций составило 4 664, это значит, что около 5 тысяч человек сегодня не имели возможность представить документы о зарплате, а это значит, уровень и пенсионных обеспечений, конечно, значительно ниже, чем могло бы быть.

В связи с этим предлагаем более активное действие со стороны Государственного архива и муниципальных архивов как по получению документов по личному составу Республики Татарстан, так и по сбору полной информации о ликвидационных комиссиях, то есть по отношению к конкурсным управляющим и ликвидационным комиссиям, уклоняющимся от передачи документов в архив. На фоне высоких темпов строительства, исполнения федеральных и республиканских жилищных программ, вопросы связанные с реализацией прав человека на обеспечение жилым помещением также, к сожалению, не теряют своей остроты. В республике есть проблемы перевода жилых домов и земельных участков из федеральной собственности в муниципальную. В результате создаются препятствия для переселения граждан из аварийного жилищного фонда или проведения капитального ремонта жилых домов.

Приведу один пример: так, в 2002 году дом, расположенный по адресу г. Казань, ул. Октябрьский городок, был признан аварийным и непригодным для проживания, а в 2007 году распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан № 467-р включен в перечень домов, подлежащих безвозмездной передаче в собственность муниципального образования города Казани. Однако муниципалитет до настоящего времени не принял дом на свой баланс, и жильцы аварийного дома вынуждены в судебном порядке добиваться реализации своего права на расселение из аварийного дома. В прошлом году и уже в январе мы выступали в качестве третьего лица по исковому заявлению граждан, проживающих в данных домах.

Еще одна проблема – это несоблюдение жилищных прав граждан, которым временно было предоставлено помещение нежилого фонда по месту работы. Приведу пример семьи, которая проживала на территории бывшей пожарной части № 74, Набережные Челны, их проблема дважды рассматривалась на сессии, такие примеры, к сожалению, не единичные. Мы можем привести пример по г. Чистополи, или по Казани, по ул. Хлебозоводская, бывшие здания нежилых помещений, принадлежащие ВАМИН и т.д.

В 2013 году Уполномоченный выступал в качестве третьего лица по исковому заявлению одного из жителей указанного дома. По вопросу капитального ремонта обратились жильцы дома № 75 Фермы-2 г. Казани. Ремонт не проводился в доме с 1964 года, с момента ввода его в эксплуатацию. В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что дом находится на земельном участке в федеральной собственности, в связи с чем в адресную программу капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не может быть включен. Перевод земли из федеральной в муниципальную собственность Исполнительный комитет г. Казани обязался выполнить только к концу 2015 года, вследствие чего жителям дома еще долгое время предстоит жить с прогнившими полами, трубами и потолочными перекрытиями, протекающей крышей, изношенной электропроводкой трубами, а это, в свою очередь, несет угрозу их жизни и здоровью.

Представляется, что органам местного самоуправления необходимо более эффективно работать по вопросу принятия федерального имущества в муниципальную собственность и в разумные сроки организовывать работу по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, переданных в муниципальную собственность.

Еще одна проблема – соблюдение жилищных прав граждан, которым временно были предоставлены помещения нежилого фонда по месту работы.
Так, семье, проживающей в г. Чистополи, более десяти лет назад было предоставлено нежилое помещение, находящееся на балансе федерального учреждения, при этом износ здания составляет 74 процента, отсутствуют элементарные удобства, здание находится в аварийном состоянии. Учитывая, что здание относится к нежилому фонду, оснований для включения указанной семьи в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, в соответствии с действующим законодательством не имеется.

В тяжелой ситуации оказалась семья, проживающая на территории бывшей пожарной части № 74 г. Набережные Челны. В занимаемое помещение семья была вселена на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Брежневского городского совета в 1989 году, однако в 1997 году постановлением мэрии г. Набережные Челны квартиры были исключены из числа служебных. В свою очередь, проживающие в указанных помещениях граждане в установленном законодательством порядке переселены не были, а в настоящее время оснований для переселения из аварийного жилищного фонда, как и семье из г. Чистополя, не имеется.

Фактически граждане, не имеющие ни одного квадратного метра на праве найма или в собственности, не имеют и перспектив получения жилого помещения в обозримом будущем. При этом сам факт проживания в нежилом здании несет в себе угрозу для жизни и здоровья проживающих там людей, в том числе несовершеннолетних детей. В свою очередь, предложить временное благоустроенное жилье органы местного самоуправления до настоящего времени не смогли.

Представляется целесообразным Кабинету Министров Республики Татарстан рассмотреть возможность о приравнивании жильцов нежилых помещений, вселенных в них на основании решений полномочных органов, к статусу жильцов аварийных домов с обеспечением их жилищными целевыми сертификатами, которые данные граждане смогут реализовать исключительно на приобретение жилого помещения. При этом исполнительным комитетам муниципальных образований республики необходимо предварительно провести соответствующую работу по выявлению и учету количества подобных нежилых зданий и числа проживающих в них граждан.

Поэтому предлагаем исполнительным комитетам муниципальных образований провести работу по выявлению и учету количества подобных нежилых зданий, в которых проживают наши граждане. Прежде всего, именно с наличием ордеров и документов, на основании которых они были вселены в эти помещения. Для дальнейшего решения их жилищных проблем.

Злободневной темой для многих татарстанцев по-прежнему остается сфера оказания жилищно-коммунальных услуг. В прошлом году были проведены проверки по вопросам раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, соответствия договоров управления многоквартирным домом действующему законодательству, соблюдения порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдению порядка отключения или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также организации работы управляющей компании с обращениями граждан.

По результатам проверок в деятельности управляющих организаций выявлены нарушения по каждому из рассматриваемых вопросов. С трибуны органов публичной власти и площадок институтов гражданского общества часто говорится о необходимости повышения прозрачности работы управляющих организаций, которая должна достигаться в том числе открытостью информации о деятельности управляющих организаций а также понятным и доступным механизмом работы с населением. И органы государственного жилищного надзора и муниципального контроля должны способствовать этому процессу.

Здоровье населения называется стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. В свою очередь к нам продолжают поступать жалобы о нарушениях в оказании первичной медицинской помощи и охраны здоровья. Проверки по ним, а также сведения из других источников, из средств массовой информации, в очередной раз обращают внимание на проблемы соблюдения прав человек в сфере здравоохранения.

Поток обращений в прошлом году поступил и в государственную информационную систему Республики Татарстан «Народный контроль». Жители республики не довольны состоянием помещений, территорий медицинских учреждений, нехваткой врачей, неудовлетворительным обслуживанием и так далее. С целью обеспечения качества и стандартов оказания медицинской помощи, соблюдения дисциплины предлагаем введение в рейтинг медицинских учреждений специальных показателей врачебной доброжелательности, разработанных Всемирной организацией здравоохранения.

Проблемными вопросами в прошлом году были и обеспечение граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами, необходимыми им по медицинским показаниям.

В связи с этим нами было инициировано обращение Уполномоченных по правам человека в субъектах Приволжского федерального округа к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Ольге Юрьевне Голодец по вопросу о возможности выделения регионам дополнительных денежных средств из федерального бюджета, а также расширении перечня централизованно закупаемых лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета. До решения этого вопроса на федеральном уровне было принято распоряжение Правительства Республики о выделении дополнительных средств на приобретение лекарственного препарата Солирис для обеспечения граждан в прошлом году. Вместе с тем представляется также необходимым учитывать и положение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, которые требуют дорогостоящего лечения иными препаратами.

Так, к нам в прошлом году обратилась жительница г. Казани, страдающая миеломной болезнью, в связи с необеспечением ее лекарственным препаратом, стоимость годового курса лечения которого составляет 6 млн. рублей. Тем самым даже при желании приобрести лекарственный препарат необходимо пожизненное показание за счет личных средств. Заявительница, конечно же, не имела возможности. Обеспечивая первичную медицинскую помощь большинству населения, не сосредотачивая основные ресурсы на первом этапе оказания медицинской помощи, государство гарантирует право большинства своих сограждан на сохранение здоровья. В свою очередь, проблемы граждан, страдающих редкими заболеваниями, также не должны оставаться без внимания.

По данным социологических исследований, проведенных Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан, каждый четвертый житель республики считает одним из главных публичных приоритетов решение экологических проблем. Обращения, связанные с сохранением благоприятной окружающей среды поступают и в государственно-информационную систему «Народный контроль». В истекшем году чаще всего жителей республики волновали вопросы использования и охраны земель, загрязнения почв, несанкционированные свалки, мусора, ненадлежащее санитарное состояние домов и территорий. По итогам работы с данными обращениями приходится констатировать, что деятельность муниципальных образований по решению указанных проблем дифференцирована. В отдельных случаях, действительно, принимаются все меры для решения данных проблем, в других случаях просто даются отписки. Во исполнение конституционного права на благоприятную окружающую среду Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечение устойчивого развития» предусмотрено и обеспечение населения качественной питьевой водой. Мы знаем, что в республике реализуется программа «Чистая вода». Ежегодно предусматривается средства для реализации данной программы. В то же время по информации Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Татарстан, водой отвечающей требованиям безопасности в городах, пользуются 100 процентов жителей, а в сельской местности только 78 процентов. В целом полагаем, что в сфере соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду имеется ряд проблем, решение которых требует усиления работы со стороны органов МСУ, контрольно-надзорных органов и обслуживающих организаций. Несмотря на большую проводимую работу по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями, проблема инвалидов связанная с интеграцией их в социальную среду, по-прежнему остается очевидной. В частности, в рамках государственно-информационной системы также поступали обращения, было около 400 заявок, которые поддержали 7,5 тыс. зарегистрированных пользователей портала. Это отсутствие съезда для маломобильных групп населения на вновь отремонтированных объектах улично-дорожной сети, отсутствие пандусов, неработающих лифтовых подъемников на пешеходных переходах города Казани и другие. Требуются и новые подходы к обучению и трудоустройству инвалидов. Во исполнение Закона Республики Татарстан о квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, были трудоустроены 318 человек при квоте 344 инвалида. При этом за данный период 379 человек из числа инвалидов имели возможность пройти профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. С целью более эффективного использования квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях Республики Татарстан и трудоустройства инвалидов, представляется целесообразным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами создать полноценный банк данных о рабочей силе из числа инвалидов с оценкой их профессиональных и потенциальных возможностей, а также банк данных доступности рабочих мест инвалидам с различными функциональными нарушениями.

Уважаемые депутаты и приглашенные! Сегодняшнее выступление не подразумевает констатации факта о неблагополучной обстановке в области соблюдения и защиты прав свобод человека и гражданина на территории Республики. Проводимая работа по улучшению качества жизни населения, к которому стремится Татарстан, неразделимо связана с верховенством прав и свобод человека. Вместе с тем, названные нарушения должны рассматриваться с позиции «Не ошибается тот – кто ничего не делает», или «Затем дело встало, что денег мало». За каждым обращением стоят горечь, обида, отчаяние человека, который ищет поддержки со стороны государственных органов или органов местного самоуправления. В связи с этим надеюсь на выводы и предложения на практике. Благодарю за внимание!

 

Постановление Государственного Совета Республики Татарстан №3351-IV ГС от 13 февраля 2014 года "О докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2013 году"