1 декабря продолжилась работа четырнадцатого заседания Государственного Совета РТ четвертого созыва
01 декабря
2010, 17:40
В связи с поэтапным переходом парламента к работе с электронными документами, депутаты начали работать с материалами повестки дня заседания на планшетных компьютерах.
Президиум внес на рассмотрение 73 дополнительных вопроса. С предложениями включить в повестку дня новые вопросы выступили депутаты Мурад Гадыльшин, Валентина Липужина, Хафиз Миргалимов.
Таким образом, было принято решение рассмотреть на заседании 78 дополнительных вопросов.
До начала работы по повестке дня Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин представил участникам заседания вновь назначенного министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ирека Файзуллина, ранее работавшего заместителем министра – генеральным директором научно-производственной фирмы "Татинвестгражданпроект".
Также был представлен вновь назначенный министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров, ранее работавший заместителем начальника Управления по работе с территориями Президента РТ.
Начальником управления по работе с территориями Президента РТ – заместителем Руководителя Аппарата Президента РТ назначен Ильнур Гарипов, ранее работавший заместителем начальника этого же управления.
Депутатами были рассмотрены и одобрены 36 кандидатур для избрания мировыми судьями РТ, внесенных Президентом РТ (представила их начальник Государственно-правового управления Президента РТ Фарида Волкова). Таким образом, мировыми судьями сроком на пять лет были избраны: Дания Галлямова (по Авиастроительному району города Казани - судебный участок № 4), Нэля Камалеева (по Агрызскому району - судебный участок № 1), Фанзиля Фахуртдинова и Рафиля Сафина (по Аксубаевскому району - судебный участок № 1 и судебный участок № 2 соответственно), Хамит Янгиров (по Актанышскому району - судебный участок № 1), Гульнара Галимова (по Алькеевскому району - судебный участок № 1), Любовь Французова (по Альметьевскому району и городу Альметьевску - судебный участок № 3), Эльвира Нигматзянова (по Апастовскому району - судебный участок № 1), Зухра Мухаметзянова и Афзал Хайруллин (по Балтасинскому району - судебный участок № 1 и судебный участок № 2 соответственно), Татьяна Савина (по Бугульминскому району и городу Бугульме - судебный участок № 1), Ренат Тухватуллин (по Буинскому району и городу Буинску - судебный участок № 1), Люция Зарипова (по Высокогорскому району - судебный участок № 1), Ольга Макарчева (по Заинскому району и городу Заинску - судебный участок № 2), Мария Соколова, Людмила Загитова и Аделина Касимова (по Зеленодольскому району и городу Зеленодольску - судебный участок № 1, судебный участок № 2 – Загитову Людмилу Валентиновну; судебный участок № 4 соответственно), Наталия Бортникова и Любовь Босова (по Лениногорскому району и городу Лениногорску - судебный участок № 1 и судебный участок № 3 соответственно), Раиса Иванова и Ринат Сайфутдинов (по Мамадышскому району - судебный участок № 1 и судебный участок № 2 соответственно), Лилия Касимова и Земфира Замалетдинова (по городу Набережные Челны - судебный участок № 2 - судебный участок № 18 соотвтственно), Марина Анастасьева, Зульфия Миннигулова, Екатерина Пыпина и Лейсан Сахапова (по Нижнекамскому району и городу Нижнекамску - судебный участок № 2, судебный участок № 4, судебный участок № 6, и судебный участок № 8 соответственно), Алсу Сахабиева (по Новошешминскому району - судебный участок № 1), Венера Ефремова (по Нурлатскому району и городу Нурлату - судебный участок № 2), Фарида Газизуллина (по Пестречинскому району - судебный участок № 1), Сергей Новосельцев и Рафаэль Хисматуллин (по Приволжскому району города Казани - судебный участок № 4 и судебный участок № 6 соответственно), Рустем Ханипов (по Сармановскому району - судебный участок № 1Фазыл Батыршин (по Спасскому району - судебный участок № 1Елена Гебель (по Тукаевскому району - судебный участок № 1), Айрат Гарипов (по Тюлячинскому району - судебный участок № 1). Внесенный депутатами Лилией Мавриной и Рафилом Нугумановым проект закона "О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Татарстан "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" прошел процедуру первого, второго и третьего чтений. Законопроектом предлагается закрепить полномочие по согласованию программы реабилитации несовершеннолетних и планов мероприятий по их реализации в сельских поселениях за главой муниципального образования, а в городских поселениях и городских округах - за главой местной администрации или уполномоченным им лицом.
Депутат Рафил Нугуманов и Кирилл Пузырьков внесли в парламент законопроект «О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», который был рассмотрен и принят в первом чтении.
Рафил Нугуманов, выступивший с представлением законопроекта напомнил, что согласно федеральному закону, органы местного самоуправления в порядке, устанавливаемом субъектами РФ, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
«По данным Роспотребнадзора, в России более 28 млн. человек вовлечены в пьянство. А из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво, - констатировал депутат. - Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое употребляют спиртные напитки. Пьющие дети сегодня - это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки, но и обычные мальчики и девочки из благополучных семей. По данным Росстата, в 2007 году смертность от употребления алкоголя составила 75,2 тыс. человек».
По данным Национальной алкогольной ассоциации, на начало 2008 года официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей. Реальное число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, по мнению разработчиков законопроекта, намного больше. Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, согласно последним социологическим опросам, - самые покупаемые напитки среди детей от 13 до 17 лет.
Проектом закона предлагается установить порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа пива.
В нем прописаны полномочия Комиссии по выработке предложений по определению мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Положения законопроекта также регламентируют порядок утверждения, ведения, пересмотра и обнародования перечня мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа пива.
Поправки к законопроекту принимаются до 15 декабря. В числе принятых в первом чтении - проект закона "О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Татарстан "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
Законопроект разработан в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вводящим понятие «лица, осуществляющие привлечение денежных средств граждан для строительства».
Обсудив проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О профессиональных союзах", парламентарии приняли его в первом чтении. Он разработан в развитие Федерального закона «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которым отдельные положения Федерального закона признаны утратившими силу как не соответствующие Конституции РФ и в соответствии с решениями Конституционного Суда РФ. Срок внесения поправок установлен до 10 декабря.
Принятым в первом чтении проектом закона "О внесении изменения в статью 52 Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" предусматривается, что правовое регулирование вопросов занятия медицинской и фармацевтической деятельностью относится к ведению федерального центра. Законопроект разработан в целях приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным.
Первое чтение прошел проект закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Республики Татарстан", который направлен на совершенствование законодательства в области социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С представлением проекта закона выступил министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству могут исполняться на безвозмездной или возмездной основе. Приемная семья рассматривается как форма опеки или попечительства на возмездной основе. Учитывая, что согласно федеральному законодательству приемная семья рассматривается как форма опеки или попечительства на возмездной основе, предлагается правовые нормы выплаты вознаграждения, предусмотренные в статье 146 Семейного кодекса РТ, распространить на опекунов или попечителей, выполняющих обязанности на возмездной основе.
В целях исключения дублирования, предлагается ограничиться отсылочной нормой, так как сроки действия договоров, заключенных ранее с приемными родителями, ограничены переходным периодом.
Альберт Гильмутдинов также ответил на вопросы депутатов Николая Рыбушкина, Евгения Ефимова, Файрузы Мустафиной, Альберта Бикмуллина, касающиеся размеров вознаграждений опекунам, социального статуса претендентов на опекунство, условий проживания детей в приемных семьях.
С содокладом по вопросу выступила депутат Гульнара Табакчи.
Далее председатель Комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин выступил с представлением кандидатов для избрания членами квалификационной комиссии Адвокатской палаты РТ – представителей Государственного Совета РТ. Ими повторно были утверждены Наиль Газетдинов и Роберт Шаймарданов.
Принят к сведению отчет о работе Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству с марта 2009 года по октябрь 2010 года.
В составе Комитета с начала созыва работало 15 депутатов, а с 22 апреля 2010 года работают 14 депутатов, двое из них – на постоянной основе.
По словам главы комитета, в рамках своих полномочий главные усилия комитет сосредоточил на законопроектной работе, контроле за выполнением принятых республиканских целевых программ, принятых законами, поручений Президиума Государственного Совета РТ и Председателя Государственного Совета РТ, а также в работе ряда утвержденных по согласованию межведомственных комиссий исполнительной власти. За истекший период было проведено 10 заседаний комитета, на которых было рассмотрено 48 вопросов и по всем приняты решения.
Практика заслушивания на заседаниях парламента отчетов о деятельности комитетов будет продолжена. Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин призвал глав комитетов при представлении отчетов акцентировать внимание на работе отдельных депутатов в составе комитетов, их роли в законотворческой и контрольной деятельности, также на организационных вопросах.
Рассмотрен проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2010 год". «Изменения в закон вносятся с целью отражения в бюджете ФОМС поступлений из Федерального фонда ОМС, также поступлений от работодателей в части единого социального налога и средств бюджета республики на обязательной медицинское страхование неработающего населения, - пояснила исполнительный директор госучреждения «Фонд обязательного медицинского страхования» Алсу Мифтахова. – Также уточняется расходная часть бюджета. Предлагается увеличить расходы на финансирование национального проекта «Здоровье» в части дополнительной диспансеризации работающих граждан и детей-сирот, финансирование межтерриториальных расчетов и завершение расчетов по обязательствам 2009 года за счет остатка средств на 1 января текущего года».
С учетом вносимых изменений доходы Фонда составят 18 605,5 млн. рублей, расходы – 18 821,3 млн. рублей.
Законопроект был принят в первом чтении, а после рассмотрения профильным комитетом в перерыве заседания, его приняли во втором и третьем чтениях.
Далее парламентарии приступили к рассмотрению поправок к проекту закона "О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Представил их глава Комитета по бюджету, налогам и финансам Мурад Гадыльшин. По его словам, всего к законопроекту поступило более 190 поправок: от Правительства РТ, парламентских комитетов и депутатов Госсовета РТ. В ходе работы в комитетах 17 поправок было снято, 2 поправки были объединены.
Таким образом, профильный комитет рекомендовал к принятию 131 поправку, 46 поправок рекомендовано к отклонению.
Первый блок правительственных поправок связан с распределением федеральных средств, передаваемых бюджету республики. Общий объем передаваемых средств в 2011 году составит 12,9 млрд. рублей, в 2012 году - 404 млн. рублей, в 2013 году – 400 млн. рублей.
Второй блок касается софинансирования федеральных программ и выделения ассигнований на вновь разработанные республиканские программы в области культуры, молодежной политики и спорта, социальной защиты.
Еще один блок поправок связан с перераспределением по главным распределителям ранее централизованных средств по программе развития языков, ассигнований по занятости населения, также комплектованию книжных фондов муниципальных библиотек.
Отдельным блоком правительственных поправок предлагается уточнить объем взносов в фонд ОМС на неработающее население, одноканальное финансирование, содержание министерства энергетики и прочие мероприятия.
Две поправки были внесены депутатом Александром Гусевым. Одной из них предлагается увеличить расходы на одноканальное финансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи на 225 млн. рублей. Другая поправки предусматривает увеличение расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 53 млн. 300 тыс. рублей.
Аналогичная поправка была внесена и депутатом Хафизом Миргалимовым. Большинством голосов данные поправки были приняты Среди принятых – и поправка председателя Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиля Валеева, предусматривающая увеличение финансирования деятельности Ассамблеи народов Татарстана на 700 тыс. рублей.
16 поправок, внесенных профильным комитетом, также были одобрены парламентариями. Часть поправок касается перераспределения средств, не требующих источника финансирования. Согласно им, государственные коррекционные общеобразовательные учреждения и учреждения санаторного типа предлагается финансировать через Министерство образования и науки РТ. Это связано с недостатком специалистов на муниципальном уровне и, как следствие, снижением качества образования в коррекционных школах.
Отдельными поправками предлагается уточнить суммы на конкретные мероприятия по поддержке сельского хозяйства (в части финансирования расходов на приобретение дизельного топлива; субсидирование процентных ставок; приобретение сельскохозяйственной и мелиоративной техники; поддержку животноводства; на коренное улучшение земель; создание защитных лесных насаждений). Далее были рассмотрены поправки, рекомендованные Комитетом по бюджету, налогам и финансам к отклонению. Поправки депутатов Хафиза Миргалимова, Рафаила Нурутдинова, Леонида Иванова, Валентина Кострина, Артема Прокофьева, в частности, касались увеличения доходной части бюджета за счет увеличения поступлений налога на прибыль, уменьшения объемов резервного фонда Правительства РТ, выделения средств на создание маневренного жилого фонда и строительство социального жилья, увеличения средств на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. В итоге проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» прошел процедуру второго и третьего чтений.
Таким образом, в 2011 году доходы составят 92 млрд. 658 млн. 222,4 тыс. рублей, расходы - 103 млрд. 446 млн. 714,8 тыс. рублей, дефицит бюджета – 10 млрд. 788 млн. 492,4 тыс. рублей. На 2012 год доходы бюджета запланированы в сумме 81 млрд. 852 млн. 411,2 тыс. рублей, расходы - 90 млрд. 879 млн. 499,2 тыс. рублей, дефицит бюджета - 9 млрд. 027 млн. 88,0 тыс. рублей.
В 2013 году доходы бюджета составят 84 млрд. 051 млн. 527,7 тыс. рублей; расходы - 93 млрд. 557 млн. 318,6 тыс. рублей, дефицит бюджета – 9 млрд. 505 млн. 790,9 тыс. рублей.
Далее Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин представил парламентариям делегацию Великого Национального Собрания Турции, прибывшую в Казань с официальным визитом. С приветственной речью перед депутатами татарстанского парламента и приглашенными выступил руководитель делегации - председатель Комиссии по внешним связям Национального Собрания Мурат Мерджан (см. «Парламент Татарстана посетила делегация Великого Национального Собрания Турции»).
Процедуру принятия во втором и третьем чтениях прошел законопроект «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
К нему поступило 13 поправок, 10 – от Кабинета Министров РТ , 3 - от депутата Александра Гусева.
Правительственные поправки, в частности, направлены на увеличение доходной части бюджета ОМС за счет дотаций из федерального Фонда ОМС.
Поправки заместитель Председателя Государственного Совета РТ Александра Гусева предусматривают увеличение межбюджетных трансфертов, направляемых республиканским бюджетом на одноканальное финансирование медицинских учреждений в доход ФОМС в размере 225 млн. рублей. Данные средства планируется направить на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по Закамской больнице скорой медицинской помощи города Набережные Челны.
Так, в 2011 году доходы составят 20 млрд. 771 млн. 040 тыс. рублей, расходы составят 20 млрд. 807 млн. 468,8 тыс. рублей. В 2012 году доходы составят 21 млрд. 503 млн. 746 тыс. рублей, расходы - 21 млрд. 553 млн. 897,2 тыс. рублей. На 2013 год доходы утверждены в сумме 22 млрд. 042 млн. 889,9 тыс. рублей, расходы - 22 млрд. 042 млн. 889,9 тыс. рублей. Далее министр финансов РТ Радик Гайзатуллин выступил с докладом по представлению проекта закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан и отдельные законодательные акты Республики Татарстан».
Необходимость внесения изменений в действующий кодекс обусловлена принятыми изменениями в федеральное законодательство.
Предлагается создавать резервный фонд республики в составе расходной части бюджета и утверждать его законом Республики Татарстан о бюджете на очередной финансовый год. При этом средства резервного фонда в первую очередь предлагается направлять на исполнение социальных обязательств по заработной плате, а также на исполнение других расходных обязательств при недостаточности доходов бюджета.
Законопроект был принят в первом чтении и в целом.
Вернувшись к процедуре второго чтения, депутаты приняли поправки к законопроекту "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан". Ими уточняются положения о документах территориального планирования республики, составе схем территориального планирования и порядке подготовки их проектов, порядке подготовки генеральных планов поселений, также объектах капитального строительства.
Проект закона был принят в целом.
После принятия уточняющих поправок, процедуру окончательного чтения прошел законопроект "О порядке согласования кандидатуры для назначения на должность Прокурора Республики Татарстан".
В числе принятых во втором и третьем чтении - проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан". Поправками, в частности, статья о прекращении эксплуатации и снятии с учета государственной системы дополнена пунктом о сроках хранения сведений об информационных системах, снятых с учета.
Законопроекты "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе", "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Заинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" и "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" также были рассмотрены и приняты во втором и третьем чтениях. Как доложила глава Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентина Липужина, после принятия в первом чтении к проекту закона "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" поправок не поступило. Законопроект был принят во втором чтении и в целом. Во втором чтении принят проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан". Поправками к нему были уточнены положения о языке и нормализации наименований административно-территориальных единиц республики, переименовании административно-территориальных единиц и составных частей населенных пунктов.
В результате возникновения дискуссии по обозначению наименований населенных пунктов на русском и татарском языках, рассмотрение законопроекта в третьем чтении было отложено на конец декабря.
Далее депутаты рассмотрели пакет законопроектов о границах судебных участков мировых судей РТ районов республики, принятых в первом чтении.
По итогам рассмотрения поправок уточняющего характера, проекты законов по установлению границ судебных участков мировых судей Агрызского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Заинского, Азнакаевского, Бугульминского, Мензелинского, Мамадышского, Аксубаевского, Актанышского, Нурлатского, Лениногорского, Бавлинского, Алексеевского, Сармановского, Кайбицкого, Дрожжановского, Пестречинского, Лаишевского, Ютазинского, Буинского, Кукморского, Высокогорского, Сабинского, Тюлячинского, Тетюшского, Апастовского, Алькеевского района, Черемшанского, Спасского, Новошешминского, Тукаевского, Рыбно-Слободского, Муслюмовского, Атнинского районов прошли процедуру принятия во втором чтении. Прокурор РТ Кафиль Амиров высказал замечания к законопроектам об установлении границ судебных участков мировых судей Нурлатского, Алексеевского, Дрожжановского, Кукморского, Тетюшского и Рыбно-Слободского районов. «Согласно федеральному законодательству, один судебный участок мирового судьи должен охватывать от 15 до 23 тыс. населения, - заявил он. – В данных проектах закона эта норма не соблюдена». В ответ министр юстиции РТ Мидхат Курманов и глава парламентского комитета Шакир Ягудин отметили, что такое разделение границ связано с выделением недостаточного количества штатных единиц мировых судей федеральным центром. По их словам, в данных случаях изменение границ судебных участков согласно прокурорским замечаниям приведет к тому, что часть населения останется неохваченным судебными участками.
«В этой связи я считаю целесообразным принять сегодня данные проекты законов во втором чтении, - подытожил обсуждение глава парламента Фарид Мухаметшин. – Вместе с тем, необходимо ставить задачу о выделении дополнительных штатных единиц мировых судей». Депутаты поддержали позицию Председателя Госсовета РТ.
Обсудив проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об обращениях граждан в Республике Татарстан", подготовленный депутатом Маратом Кагармановым в целях приведения действующего законодательства в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве, парламентарии приняли его в первом чтении.
Согласно действующему республиканскому закону, в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган в соответствии с его компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Законом срок направления уведомления о невозможности прочтения не установлен, поэтому ответ на такое обращение может направляться гражданину в течение 30 дней.
Представленным законопроектом, в частности, устанавливается семидневный срок, в течение которого должно быть направлено уведомление автору обращения о невозможности прочтения последнего.
Среди принятых в первом чтении – проект закона "О порядке создания специальных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации".
В связи с Поручением Президента РФ, которым высшим должностным лицам субъектов РФ предписано принять меры законодательного и организационно-распорядительного характера по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, распоряжением Председателя Государственного Совета РТ была создана рабочая группа по разработке данного проекта закона.
Им устанавливается порядок создания на территории республики специальных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации. Проектом закона определяются общие положения о таких учреждениях, регулируются вопросы финансирования их деятельности.
Законопроект предусматривает, что специальные учреждения создаются в форме государственных учреждений, а также реорганизуются и ликвидируются Кабинетом Министров РТ. Принятый в первом чтении проект закона "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан" подготовлен депутатами Рафилом Нугумановым и Светланой Захаровой в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в связи с необходимостью совершенствования мер по защите прав и охраняемых законом интересов, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Как сообщи в ходе представления законопроекта Рафил Нугуманов, проект закона состоит их 4 глав, 22 статей и устанавливает порядок образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан.
Согласно законопроекту, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими коллегиальными органами, осуществляющими предусмотренные законодательством меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Им также определяются правовое регулирование деятельности комиссий, основные задачи комиссий, принципы деятельности комиссий, порядок образования и состав комиссий, компетенция, срок полномочий комиссий и членов комиссий.
Необходимость разработки Правительством РТ проекта закона «О внесении изменений в статьи 5 и 22 Закона Республики Татарстан «Об охране труда в Республике Татарстан», принятого депутатами в первом чтении, обусловлена принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Им предлагается определить полномочия в сфере государственного управления охраной труда органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда.
Такого рода изменения, по мнению разработчиков, будет способствовать эффективному обеспечению реализации государственной политики в области охраны труда, позволит самостоятельно принимать решения по осуществлению данных полномочий, повысит ответственность за их надлежащее исполнение, также позволит активизировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением требований охраны труда.
«12 марта текущего года парламент принял постановление о поручении Счетной палате провести проверку целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на государственную поддержку сельского хозяйства в 2008 – 2009 годах, - напомнил далее Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин. - Председатель Счетной палаты обратился с просьбой отменить данное поручение в связи с чрезвычайными обстоятельствами, вызванными аномальными погодными условиями нынешнего лета и работой министерства в экстремальном режиме при реализации мер по преодолению последствий засухи».
Фарид Мухаметшин предложил парламентариям поддержать просьбу Председателя Счетной палаты РТ и признать утратившим силу соответствующего пункта постановления Госсовета РТ. Депутаты проголосовали за предложение главы парламента.
В связи с поступлением заявления от депутата Вадима Махеева с просьбой вывести его из состава Комиссии по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани в связи с нехваткой времени для участия в работе комиссии, парламент принял соответствующее постановление.
Госсовет РТ удовлетворил просьбу депутата Анастасии Исаевой о включении ее в состав Комиссии по контролю за реализацией национального проекта "Образование". Министр юстиции РТ Мидхат Курманов выступил с докладом по вопросу установления Дня профсоюзов Республики Татарстан. Профсоюзы республики уже несколько лет отмечают День профсоюзов. Исполком Федерации профсоюзов республики в 1995 году принял постановление о ежегодном праздновании этого дня 24 сентября, так как I съезд профсоюзов Татарии состоялся 22-24 сентября 1920 года. В этот день отраслевые республиканские профсоюзные органы, первичные организации проводят торжественные собрания и конференции, на которых подводятся итоги работы за год и намечаются задачи на предстоящий период. Люди связывают с этим днем свою причастность к профсоюзному движению Республики Татарстан. В связи со значимостью той общественной роли, которую играют профессиональные союзы в укреплении профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов, а также учитывая важное общественно-политическое значение профессиональных праздников и памятных дат в укреплении социально-экономического развития республики, Госсовет РТ принял постановление об установлении 24 сентября профессионального праздника «День профсоюзов Республики Татарстан».
Дискуссию вызвал вопрос об образовании населенного пункта – поселка Опушка на территории Тукаевского района Республики Татарстан. С такой инициативой вышло руководство Тукаевского муниципального района. Новый населенный пункт располагается на расстоянии 6 км от деревни Малая Шильна – центра Малошильнинского сельского поселения. Было отмечено, что наблюдаемый рост населения на территории населенного пункта свидетельствует о высокой вероятности его дальнейшего развития. К жилым домам здесь проложена дорога, проведена линия электропередач, водопровод, канализация, подведен газ, имеется возможность оказания жителям населенного пункта медицинской помощи и образовательных услуг.
Мнения парламентариев разделились в ходе обсуждения наименования населенного пункта в переводе на татарский язык. В этой связи по предложению Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина депутаты решили вернуться к рассмотрению проекта постановления в конце декабря.
Затем Госсовет РТ принял постановление о назначении членом ЦИК РТ Азата Ислаева. Далее был принят к сведению отчет ЦИК РТ о расходовании средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва по Заинскому одномандатному избирательному округу № 38, и сведениях о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов.
Парламент Татарстана решил обратиться к Президенту РФ Дмитрию Медведеву, Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, Председателю Совета Федерации ФС РФ Сергею Миронову и Председателю Государственной Думы ФС РФ Борису Грызлову о необходимости разработки ряда нормативных правовых актов, направленных на закрепление порядка и условий несения службы, а также обеспечение социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел РФ в связи с рассмотрением проекта федерального закона "О полиции".
«Не вызывает сомнений чрезвычайная важность и актуальность указанного законопроекта, его востребованность как для российского общества в целом, так и для самой системы органов внутренних дел, - заявляют депутаты Госсовета РТ. - Высокая активность, проявленная гражданами нашей страны в ходе публичного обсуждения данного законопроекта в средствах массовой информации, – яркое тому подтверждение».
Вместе с тем, татарстанские парламентарии полагают, что проект федерального закона «О полиции» необходимо рассматривать одновременно с нормативными актами, определяющими структуру полиции и в целом МВД РФ, порядок и условия прохождения государственной службы, устанавливающими нормы денежного довольствия и социальные гарантии для его сотрудников. Кроме того, важно оперативно выработать и реализовать комплекс дополнительных мер социальной защиты, действующих в «переходный» период (от милиции к полиции), в отношении состоящих на службе сотрудников органов внутренних дел и пенсионеров, считают депутаты Государственного Совета РТ.
В этой связи парламент Татарстана просит руководство страны ускорить рассмотрение вопроса о разработке и принятии пакета нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МВД РФ, включая его структуру, вопросы денежного довольствия и социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, а также Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Татарстанские парламентарии также приняли решение обратиться к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину о необходимости воссоздания системы принудительного лечения от алкоголизма и наркомании. По словам главы Комитета по законности и правопорядку Шакира Ягудина, решение депутатов подготовлено по многочисленным обращениям граждан.
Депутаты напоминают, что в 1993 году лечебно-трудовые профилактории МВД РФ были ликвидированы, а Федеральным законом от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» исключена норма о том, что лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
«В результате из существующего перечня заболеваний, указанного в части второй статьи 99 Уголовного кодекса РФ, при наличии которых законодательство допускает применение по решению суда принудительное лечение, были исключены такие серьезные расстройства, как хроническая наркомания и хронический алкоголизм, - отмечается в обращении. - Таким образом, ликвидация системы лечебно-трудовых профилакториев наряду с позитивными социальными и правозащитными результатами создала другую ощутимую проблему». Как показывает многолетняя медицинская и правоохранительная практика, на определенных стадиях развития этих заболеваний, являющихся разновидностью психических болезней, пациент утрачивает способность принимать объективные решения, в первую очередь о необходимости лечения. Одновременно у части больных развивается асоциальное поведение, ведущее к совершению административных правонарушений и уголовных преступлений. Такая категория больных становится опасной как для окружающих, так и для самих себя, подобно больным с тяжелыми психическими заболеваниями или особо опасными инфекциями. Проявление болезни в данном случае создает угрозу общественной безопасности, и таким гражданам необходимо оказывать медицинскую помощь, считают депутаты Госсовета РТ и указывают на необходимость решения вопроса о принудительном стационарном лечении граждан, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, на федеральном законодательном уровне. Учитывая общегосударственный характер рассматриваемой проблемы, а также многочисленные обращения граждан, депутаты просят главу Правительства РФ рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство, предусматривающих возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотическими средствами.
Принят к сведению протест Прокурора РТ на части 2 и 3 статьи 12 Закона "О Счетной палате Республики Татарстан". Работу над законом парламент продолжит с учетом окончательного рассмотрения проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Парламентарии приняли к сведению протест Прокурора РТ на отдельные положения Закона "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Прокурор указывает на противоречие республиканского закона федеральному законодательству в части положений, предусматривающих меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, при условии, если они являются пенсионерами или инвалидами.
Между тем, как было отмечено председателем Комитета по социальной политике Светланой Захаровой, по данному вопросу имеется Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 года «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». В нем отмечено, что федеральным законодателем определены как категории граждан, имеющих право на социальную поддержку, основания и обязательность предоставления мер социальной поддержки, так и минимальный (базовый) уровень их социальной поддержки (т.е. реально сложившийся уровень обеспечения дополнительными социальными выплатами, льготами, социальными услугами и преимуществами по состоянию на 31 декабря 2004 года), гарантируемый государством независимо от места проживания.
По смыслу статьи 153 Федерального закона о монетизации льгот в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подлежащих социальной защите, следует рассматривать объем предоставлявшихся по ранее действовавшему законодательству льгот, то есть предусматривавшихся статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года.
Согласно этому закону, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ за счет средств региональных бюджетов и субсидий, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Содержание статей республиканского закона учитывает нормы федеральных законов и не сужает круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, по сравнению с кругом лиц, определенным ранее действовавшим законодательством, считают депутаты. В связи с отрицательными заключениями Правительства РФ и комитетов Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам и по вопросам семьи, женщин и детей, комитет рекомендовал Госсовету РТ, принято решение отозвать из федерального парламента проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О персональных данных», в статью 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (по вопросу определения порядка действий всех участников информационного взаимодействия).
Депутаты поддержали 10 проектов федеральных законов, также одну законодательную инициативу Законодательного Собрания Пермского края по внесению в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации".
В «Разном» были озвучены депутатские запросы лидера фракции КПРФ Хафиза Миргалимова в адрес Президента РТ.
На этом четырнадцатое заседание Государственного Совета РТ четвертого созыва завершило свою работу. Вели заседание Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин и его заместитель Александр Гусев.
Гульнар Залялова, пресс-служба
|