на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 2 мая 2024
Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая,...

статьи 69 и 70 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
10 апреля 2010
Фотографии здания Государственного Совета Республики Татарстан
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Новости Государственного Совета



Cостоялось третье заседание Государственного Совета РТ четвертого созыва

28 мая 2009, 14:02

Cостоялось третье заседание Государственного Совета РТ четвертого созыва
Приняв за основу проект повестки дня из 50 вопросов, внесенную Президиумом, парламентарии решили ее расширить. С предложениями рассмотреть дополнительные вопросы выступили депутаты Разиль Валеев, Светлана Захарова, Валерий Васильев, Хафиз Миргалимов, Александр Таркаев, Николай Рыбушкин, Вадим Махеев. В частности, Николай Рыбушкин заявил о необходимости рассмотреть вопрос об информации Кабинета Министров РТ "О практике применения тарифов при начислении платы за электрическую энергию гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и мерах, направленных на стабилизацию цен за электроэнергию" не в «Разном», а отдельно, с принятием постановления о мерах по решению проблемы. В связи с тем, что необходимые документы для перенесения вопроса в повестку дня не были подготовлены, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин предложил оставить его в «Разном», а при необходимости в дальнейшем вернуться к его обсуждению. Парламентарии согласились с мнением главы парламента. В итоге обсуждения предложений депутатов, повестку дня утвердили с 60 вопросами.

По представлению Президента РТ, депутаты избрали мировыми судьями сроком на пять лет Светлану Гафурову (по Авиастроительному району города Казани - судебный участок ≤ 2), Дмитрия Россиева (по Камско-Устьинскому району - судебный участок ≤ 1),  Ильсияр Камалиеву (по Московскому району города Казани - судебный участок ≤ 5),  Анастасию Аксакову (по городу Набережные Челны  - судебный участок ≤ 5), Евгения Шишкина (по городу Набережные Челны  - судебный участок ≤ 8), Раифа Сайфутдинова (по Черемшанскому району - судебный участок ≤ 1).

Затем Президент РТ Минтимер Шаймиев, в соответствии с Законом РТ «О Счетной палате Республики Татарстан», внес предложение вновь назначить с 1 июля 2009 года на пять лет на должность Председателя Счетной палаты РТ Алексея Демидова. «За время работы руководителем Счетной палаты республики Алексей Иванович показал себя только с положительной стороны, он пользуется непререкаемым авторитетом в этой системе», - отметил Президент РТ. Депутаты поддержали кандидатуру Алексея Демидова.

Далее, попросив слово, Президент РТ Минтимер Шаймиев обратился к участникам заседания с призывом четче и внимательней относиться к обращениям и просьбам населения. «Времена непростые. Кризис отразился не только на экономике, но и на уровне жизни отдельных слоев населения. Некоторые наши граждане  оказались в растерянности, столкнувшись с определенными трудностями, - сказал Президент РТ. -  Наша с вами задача – внимательно отнестись к любому вопросу, вникнуть в суть проблемы и постараться дать четкий ответ».

Говоря о собравшихся перед зданием парламента пикетчиках, Минтимер Шаймиев отметил, что поднятые ими проблемы касаются всех уровней власти: и муниципальных, и республиканских, и федеральных. «Подойдите к пикетчикам, спросите, что именно их волнует и постарайтесь объяснить, ответить на их вопросы! – обратился он к депутатам Госсовета РТ и Госдумы ФС РФ. -  Безусловно, мы не можем удовлетворять любые капризы, но мы находим решения по многим вопросам.  Здесь у нас принципиальная позиция - справедливые требования будем изучать и удовлетворять. Но «торговаться»  по незаконным требованиям не будем, в том числе и по вопросам дольщиков.  Отвечать должен тот, кто обманул, кем бы он ни был Мы будем считаться  только с объективными сложностями, а не надуманными».

Президент РТ также обратил внимание на необходимость внесения актуальных проблем деятельности органов местного самоуправления в повестку дня предстоящего съезда муниципальных образований, остановился на вопросах регулирования тарифов естественных монополий. «С ошибочными счетами-фактурами, безусловно, надо разобраться и дать квалифицированный ответ по каждому случаю, - заявил он. – В целом же, проблема требует решения на самом высоком уровне. Необходимо снизить рост тарифов естественных монополий, оказав им государственную поддержку. Ведь именно тарифы являются основной причиной роста инфляции. В последнее время об этом говорится и на уровне Правительства России».

Президент РТ заявил, что руководство республики предпринимает все возможное для преодоления последствий кризиса. Коснувшись вопроса пересмотра республиканского бюджета, он подчеркнул, что расходы на социальные обязательства не будут подвергнуты оптимизации.  «Мы сохраняем расходы по многим социально значимым программам, включая  дорожное строительство. Принято решение найти пути финансирования программы профилактики наркотизации, - сообщил Минтимер Шаймиев. – Конечно, преодоление последствий кризиса будет болезненным, но мы сделаем так, чтобы на уровне жизни населения это отражалось как можно меньше.  Такая уверенность есть, а растерянности быть у нас не должно».

Заместитель Председателя Государственного Совета РТ Александр Гусев представил кандидатуры для назначения на должности аудиторов Счетной палаты РТ. Ими стали Сергей Колодников, Ильнур Мубараков и Азат Валеев.
Затем парламентарии приступили к обсуждению законопроектов, связанных как с наполняемостью бюджета, так и с расходными обязательствами. Из этого исходит необходимость их принятия до рассмотрения изменений в бюджет.

Министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев выступил с докладом о проекте закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества Республики Татарстан", который возлагает на Кабинет Министров РТ утверждение критериев для сохранения государственных унитарных предприятий и долей Республики Татарстан в уставных капиталах организаций. Этого требует порядок предоставления и распределения  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реформирование региональных финансов, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Законопроект был принят в первом, а после рассмотрения профильным комитетом в перерыве между заседаниями парламента, во втором и третьем чтениях.

Аналогичную процедуру рассмотрения прошел представленный министром финансов РТ Радиком Гайзатуллиным проект закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций". Дело в том, что с 1 января 2009 года была отменена льгота по налогу на имущество организаций в отношении бюджетных (автономных) учреждений, финансируемых из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов. Расходы на уплату указанного налога были предусмотрены в  бюджете Республики Татарстан и местных бюджетах при формировании бюджетов на 2009 год.

Однако в связи с кризисными явлениями в экономике наблюдается значительное сокращение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Татарстан.

В целях обеспечения адекватной экономической ситуации корректировки расходов бюджетов на основании анализа обоснованности и эффективности установления налоговых льгот  законопроектом предлагается предоставить льготу по налогу на имущество организаций в отношении имущества бюджетных (автономных) учреждений, финансируемых из бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов, на 2009 год. Законопроект подготовлен с учетом неравномерности поступления доходов в бюджеты разных уровней и необходимостью их направления в первую очередь на обеспечение социально значимых расходов, связанных с выплатой заработной платы и начислениями на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг и других расходов.

Как пояснил министр, отвечая на вопрос депутата Хафиза Миргалимова, предоставление льготы не приведет к выпадающим доходам бюджета, так как в закон о бюджете на текущий год будут внесены соответствующие изменения как в расходную, так и в доходную части на сумму 1 298 875,0 тыс. рублей.

Законопроект "О внесении изменений в приложение 2 к Закону Республики Татарстан "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Республики Татарстан по расчету и предоставлению дотаций поселениям из регионального фонда финансовой поддержки поселений", разработанный в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», прошел процедуру первого чтения.

Одобрив пять поправок, уточняющих статьи о расходных обязательствах муниципального образования, дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, также приложение о порядке образования и распределения дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений, парламентарии приняли во втором и третьем чтениях проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан".

Затем в целом были приняты законопроекты "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" и "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Татарстан "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков".

Далее перед депутатским корпусом с представлением проекта закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" выступил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.

Проект закона сформирован исходя из итогов социально-экономического развития республики за четыре месяца текущего года и с учетом внесенных изменений и дополнений в Бюджетные кодексы РФ и РТ.

В основу проекта закона с учетом уточненных параметров федерального бюджета заложены следующие показатели социально-экономического развития: экспортная цена на нефть марки «Urals» – 41 долларов за баррель (относительно первоначальных параметров – 95долларов за баррель нефти);  курс доллара - 35 рублей (относительно первоначальных параметров – 24,7 рублей).

Предлагается утвердить доходы в сумме 65 млрд. 886 млн. 936,1 тыс. рублей (по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2009 года меньше на 33,9%); расходы- в сумме 85 млрд. 833 млн. 702,9 тыс. рублей (по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2009 года меньше на 13,9%).

Дефицит бюджета Республики Татарстан по проекту закона составит 19 946,8 млн. рублей или 38,8% от общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 «В условиях замедления темпов экономического роста мы вынуждены уточнить показатели в сторону уменьшения по таким основным доходным источникам как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, налог на добычу полезных ископаемых и налоги на совокупный доход», - пояснил Радик Гайзатуллин.

По налогу на прибыль сумма платежей по уточненному прогнозу оценивается в размере 15 824,3 млн. рублей, сумма уменьшения составит 16 753,8 млн. рублей, что обусловлено изменением  финансовых результатов деятельности предприятий республики в сторону снижения  в условиях мирового финансового кризиса.

Прогноз налога на доходы физических лиц предлагается уточнить до 16 500 млн. рублей, со снижением к первоначальному плану на 7 499,6  млн.рублей. Уточнение произведено из оценки средней заработной платы и численности работающих на крупных предприятиях - налогоплательщиках, которые планируют снижение поступлений налога на 2 192,5 млн. рублей. Как отметил министр, негативное влияние на поступление налога оказывает уменьшение численности работающих, сокращение рабочего времени и предоставление отпусков без сохранения содержания, снижение фонда оплаты труда и ухудшение финансового состояния предприятий.

По налогу на добычу полезных ископаемых уточненная сумма оценивается в 2050,9 млн.рублей, что на 2 441,8 млн.рублей ниже первоначального назначения за счет изменения сценарных условий с 95 долларов за баррель нефти марки  «Urals» до 41 доллара.

Уточненный прогноз налога на имущество организаций составляет 6 251,1 млн. рублей, что ниже утвержденного плана на 2 944,9 млн. рублей.
Уточненный прогноз налогов на совокупный доход составил 1 432 млн. рублей, что на 506,5 млн. рублей меньше первоначального планового назначения. «Это обусловлена как общим ухудшением экономической ситуации на предприятиях малого бизнеса, так и планируемым уменьшением  поступлений налога по упрощенной системе налогообложения в связи с установлением дифференцированных ставок по налогу на 2009 год», - сказал министр.

Общая сумма уменьшения объема планируемых неналоговых доходов на 2009 год в результате вносимых корректировок составляет 5 198, 0 млн. рублей.

Объем безвозмездных поступлений увеличивается на сумму 1 115,7 млн. рублей в связи с включением в закон средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

«В сложившейся сложной экономической ситуации, влекущей за собой сокращение доходов, вносятся предложения по оптимизации расходов бюджета Республики Татарстан по отраслям социально-культурной сферы», - подчеркнул Радик Гайзатуллин и перешел к представлению расходных статей проекта бюджета.

В рамках общего подхода к оптимизации расходов социально-культурной сферы предлагается оптимизация фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений на основе проверки смет в условиях отсроченного перехода на отраслевые системы оплаты труда; сокращение расходов на проведение капитального ремонта учреждений; уменьшение расходов на приобретение оборудования,  предусмотренного в сметах учреждений и в централизованном порядке в сводных сметах министерств; исключение расходов на реализацию мероприятий отдельных республиканских целевых программ; уменьшение непервоочередных расходов на 20%; исключение новых расходных обязательств, впервые принятых на 2009 год.
«Основной принципиальной позицией при проведении оптимизационных мероприятий являлось сохранение в неизменном объеме социально значимых статей расходов и программ», - заявил Радик Гайзатуллин.

В целом, сокращение расходов предлагается на 13 915 млн.рублей, включая следующие крупные позиции: дорожное строительство – 5 904 млн.рублей;  расходы жилищного фонда – 4 145 млн.рублей; межбюджетные трансферты районам и городам с связи с ведением льгот по налогу на имущество (-246 млн.рублей) и оптимизацией расходов местных бюджетов (-1 360 млн.рублей); оптимизация расходов на содержание аппаратов министерств их подведомственных учреждений и взносов в систему обязательного медицинского страхования – 2 324 млн.рублей; строительство метро – 1 000 млн.рублей; республиканские целевые программы – 473 млн.рублей; капитальные вложения – 234 млн.рублей.

Одновременно предлагается увеличить расходную часть бюджета за счет дополнительных федеральных средств на 1 116 млн.рублей.

Законопроектом предусматривается уменьшение объема межбюджетных трансфертов, например, субвенций местным бюджетам на реализацию отдельных государственных полномочий, а данные субвенции были распределены между всеми муниципальными образованиями в соответствии с едиными методиками расчета субвенций, утвержденными законами Республики Татарстан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые не претерпели изменений.

С учетом обстоятельств, законопроектом предлагается положения Закона «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» в части, касающейся планового периода 2010 и 2011 годов, признать утратившим силу. Так поступил и федеральный законодатель».

Министр также ответил на вопросы депутатов. Депутат Ильшат Аминов получил утвердительный ответ на вопрос о том, получат ли учителя свои отпускные деньги вовремя.

Депутат Марат Галеев поинтересовался причинами увеличения акцизов. По словам министра, это  обусловлено повышением норматива зачисления по нефтепродуктам с 60% до 100% в результате изменения бюджетного законодательства, с одновременным снижением акцизов на алкогольную продукцию от налогоплательщиков республики и уменьшением поступлений доходов с единого счета Российской Федерации.

На вопрос депутата Талгата Абдуллина об объемах финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Радик Гайзатуллин ответил, что все запланированные на эти цели средства в сумме 3,4 млрд. рублей в этом году будут использованы.

«Есть ли ясность в части привлечения федеральных средств на подготовку и проведение Универсиады?», - поинтересовался депутат Андрей Симаков. По словам министра,  в текущем году на эти цели из федерального центра планируется выделить 7,2 млрд. рублей, большая часть из которых  пойдет на строительство и реконструкцию объектов. «В настоящее время разрабатывается порядок перечисления этих средств, думаю, в июне республика их получит», - пояснил Радик Гайзатуллин.

«Можно ли надеяться на то, что программа поддержки талантливой молодежи в текущем году будет финансироваться?», - спросил депутат Роберт Миннуллин. «Данная программа не подверглась сокращению, она будет профинансирована полностью», - заверил Радик Гайзатуллин.

Министр также ответил на вопросы главы парламента Фарида Мухаметшина, депутатов Валентина Кострина, Николая Рыбушкина, Татьяны Водопьяновой, Рустяма Бакирова, Светланы Захаровой, касающиеся финансирования программ профилактики наркотизации и правонарушений,  выделения средств на лицензирование лечебных учреждений, на содержание детских домов и др.

Далее отдельные депутаты в своих выступлениях высказали свою позицию по вопросу принятия изменений в бюджет.

Лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов в своем выступлении заявил о необходимости закрепления Договора между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан отдельными соглашениями по вопросам экологии. По мнению депутата, необходимо добиваться, чтобы средства на решение экологических проблем на юго-востоке республики прежде всего выделялись из федерального центра, ибо нефть работает на всю страну.

Хафиз Миргалимов также остановился на проблемах поддержки  ветеранов. «Для обеспечения ветеранов войны собственным транспортом нужно всего 4,5 млн. рублей, - сказал он. – Это небольшие средства можно было бы найти и решить вопрос».

По мнению руководителя фракции КПРФ, приостановление реализации программ профилактики наркотизации и правонарушений приведет к весьма негативным последствиям. «Сегодня молодежь в своем большинстве пьет и веселится, если мы перестанем принимать профилактические меры, еще больше усугубим ситуацию», - подчеркнул депутат.

Глава Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев выразил обеспокоенность ухудшением положения в издательской деятельности. «Расходы на периодическую печать сокращаются с 517 млн. рублей до 490 млн. рублей, то есть, всего на 27 млн. При этом 20 млн. из этих 27 млн. коснулось книгоиздания, - отметил глава комитета. – Это трудно понять. История показывает, что последствия духовного кризиса оказываются намного плачевней экономических кризисов. А книги – это способ сохранения  нашей духовности!».

Председатель Общественной организации "Федерация профсоюзов Республики Татарстан", депутат Татьяна Водопьянова сообщила о сокращении темпов роста зарплаты в бюджетных учреждениях  в разы. Сокращение первоначально запланированных объемов фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений на шесть процентов лишит возможности дифференцированного подхода в выплате зарплаты бюдженикам, считает Татьяна Водопьянова. «Средства будут использоваться только на доведение зарплаты до установленных 4330 рублей, - сказала депутат. - Таким образом, зарплаты санитарки и медсестры в больнице сравнялись, а начинающий врач с высшим образованием получает на 800 рублей больше чем уборщица. Ибо денег квалифакационные выплаты нет. Такая ситуация  уже привела к возникновению недовольства в коллективах. Это создаст социальные конфликты. Оптимизируя фонд оплаты труда работникам бюджетных учреждений, мы берем на себя социальный грех».

Между тем, Президент РТ Минтимер Шаймиев подчеркнул, что работники бюджетных учреждений на сегодняшний день оказались более защищенными. «Воздействиям кризиса сегодня более подвержены работники производственной сферы, - пояснил он. -  В крупных предприятиях происходят увольнения, люди переходят на неполный рабочий день. Именно на эти проблемы профсоюзы должны обращать сегодня особое внимание. Вот где фронт работы!».

Депутат Александр Таркаев призвал коллег поддержать предложенный законопроект. Вместе с тем, он указал на необходимость стимулирования инвестиционной деятельности, принятия мер по поддержке малого бизнеса  в условиях кризиса. «Если мы хотим выйти из кризиса, мы не должны забывать об этих важнейших составляющих экономики», - отметил он.

В итоге обсуждения проект закона был принят в первом чтении.

Далее для проведения тайного голосования по избранию члена Совета Федерации ФС РФ – представителя Государственного Совета РТ была образована Счетная комиссия. Согласно законодательству о порядке формирования Совета Федерации ФС РФ, член верхней палаты ФС РФ от регионального парламента должен быть избран не позднее трех месяцев со дня формирования законодательного органа субъекта РФ. В этой связи глава парламента Фарид Мухаметшин предложил для избрания представителем Совета Федерации ФС РФ от Государственного Совета РТ кандидатуру Алексея Пахомова.

На вечернем заседании по представлению Василия Логинова, председателя Счетной комиссии по избранию члена Совета Федерации ФС РФ, были утверждены протокол об избрании члена Совета Федерации ФС РФ, форма и количество бюллетеней для голосования.

Заместитель Председателя Государственного Совета РТ Александр Гусев  доложил об итогах работы согласительной комиссии, созданной в связи с отклонением Президентом РТ закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан", принятого 22 апреля. Замечания Президента РТ касаются положений об ограничениях, связанных с пребыванием в должностях заместителя Председателя Счетной палаты РТ и ее аудиторов.

Доработанный с учетом замечаний и предложений главы республики закон был принят повторно.

Глава Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев представил поправки к проекту закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об образовании". Поправками уточняются статьи о государственной политике Республики Татарстан в области образования, государственных образовательных стандартах, компетенциях органов государственной власти и полномочиях органов местного самоуправления в области образования. Вернувшись к процедуре второго чтения, депутаты одобрили поправки и приняли законопроект в целом.

Далее по представлению председателя Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентиной Липужиной парламентарии приняли во втором и третьем чтениях проект закона "Об упразднении деревни Зирекле-Каран Бавлинского района Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Бавлинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".

Затем, одобрив поправки профильного комитета и депутата Шафагата Тахаутдинова, касающиеся статей об исполнителях программы реформирования и модернизации ЖКХ, тарифном регулировании пассажирских перевозок, депутаты приняли во втором  и третьем чтениях чтении проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан в связи с образованием Комитета Республики Татарстан по тарифам".

Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев представил коллегам 39 поправок к законопроекту  "Об автомобильных дорогах и   дорожной деятельности на территории Республики Татарстан". Большинство поправок было подготовлено депутатом Илсуром Сафиуллиным и касается уточнения положений о целях закона, квалификации автомобильных дорог, полномочиях уполномоченного органа исполнительной власти республики в области дорожной деятельности и т.д.

Депутаты приняли одобренные комитетом поправки. Проект закона прошел процедуру второго чтения.

В числе принятых во втором чтении – проект закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан".

Законопроекты  "О молодежи и государственной молодежной полити¬ке в Республике Татарстан" и "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об обязательном бесплатном экземпляре документов Республики Татарстан" были приняты во втором и третьем чтениях.

Далее по представлению министра юстиции РТ Мидхата Курманова процедуру первого чтения прошел законопроект "О внесении изменения в статью 17 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", разработанный в целях приведения республиканского закона в соответствие с изменившимися требованиями федерального законодательства в части определения порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,

В первом чтении был принят проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О муниципальной службе в Республике Татарстан", который предусматривает гарантии в части пенсионного обеспечения муниципальным служащим за выслугу лет. На реализацию проекта закона на 2009 год около 4,5 млн. рублей, которые уже предусмотрены в законе о бюджете Республики Татарстан.

Парламентарии рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", внесенный в порядке законодательной инициативы депутатами Валентиной Липужиной, Владимиром Кондратовым и Дмитрием Самаренкиным. Законопроект приводит действующий республиканский  закон в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство. Предусматривается совершенствование организации местного самоуправления, уточнение отдельных полномочий органов местного самоуправления. Изменения, в частности, касаются положений о территориальной организации, организационной и экономической основах местного самоуправления, также об осуществлении муниципального лесного контроля и надзора,

Внесенный депутатом Валентиной Липужиной законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О преобразовании Новоникольского и Урсалинского сельских поселений Альметьевского муниципального района и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" приводит в соответствие республиканские законы в соответствие с федеральным законодательством.  Как отметила автор законопроекта, изменения, в частности, касаются порядка и сроков  проведения выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования (предусматривается избрание главы объединенного муниципального образования представительным органом из своего состава на первом заседании). Признается утратившим силу положение, определяющее дату проведения выборов депутатов представительного органа первого созыва объединенного муниципального образования "Новоникольское сельское поселение" либо выборных органов и выборных должностных лиц данного муниципального образования.

Затем уполномоченный по правам человека в РТ Рашит Вагизов выступил с докладом по представлению проекта закона "О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях".

Законопроект предусматривает изменение порядка составления протокола об административном правонарушении за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в РТ с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан», а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в РТ в иной форме. 

«Аналогичный порядок установлен и в других субъектах Российской Федерации, - сообщил Рашит Вагизов. - В частности в Республике Коми, Карачаево-Черкесской Республике, Архангельской, Астраханской, Волгоградской,  Пензенской, Ростовской, Тверской областях, Алтайском, Краснодарском, Красноярском краях протоколы за  воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека составляют уполномоченные по правам человека и должностные лица аппарата уполномоченного по правам человека».

В поддержку законопроекта высказался Прокурор РТ Кафиль Амиров. По его словам, наделение Уполномоченного по правам человека РТ правом на составление протоколов по отдельным статьям сделает работу данного института  более действенным.

Проект закона прошел процедуру первого чтения.

Далее в первом чтении был принят проект закона "О внесении изменений в Закон Республики   Татарстан  "Об   охране здоровья граждан", разработанный в целях приведения законодательства Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством.

В первом чтении парламентарии приняли проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и  коммунальных услуг в Республике Татарстан", представленный руководителем Комитета РТ по тарифам Мариной Файрушиной.

 Докладчик напомнила, что полномочиями по утверждению размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг наделен Комитет РТ по тарифам. Однако законом полномочие по установлению региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг республиканским законом возложено на Кабинет Министров РТ.
Таким образом, предлагается узаконить полномочия Комитета Республики Татарстан по тарифам.
Марина Файрушина также ответила на вопросы депутатов Валентины Липужиной, Альберта Бикмуллина и Валентина Кострина, касающиеся установления индивидуальных приборов учета, тарифов на услуги  организаций «Татэнерго» и «Казэнерго», порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В итоге обсуждения проект закона был принят в первом  чтении.
Далее парламент принял постановление о внесении изменений в Регламент Государственного Совета Республики Татарстан.
По словам заместителя Председателя Государственного Совета РТ Александра Гусева, особое внимание в проекте уделено вопросам деятельности парламента и его органов на двух государственных языках. В частности, предлагается норма о том, что на заседаниях Государственного Совета, Президиума Государственного Совета, его комитетов и комиссий, депутатских объединений, при проведении парламентских слушаний работа ведется на государственных языках республики. При этом на заседаниях при необходимости обеспечивается синхронный перевод с татарского на русский и с русского на татарский языки.

Предлагается внести изменения в порядок представления законопроектов в Государственный Совет РТ, а именно: субъекту права законодательной инициативы предоставляется право представить дополнительные документы, аналитические, справочные, информационные и другие материалы, обосновывающие необходимость принятия и содержание законопроекта. Вместе с тем,  текст законопроекта, пояснительная записка, иные документы и материалы должны быть представлены на обоих государственных языках Республики Татарстан, за исключением решений, заключений, отзывов и иных документов, которые в соответствии с установленными в соответствующем органе правилами делопроизводства принимаются на одном из государственных языков Республики Татарстан.

Форма деятельности Государственного Совета РТ  закрепляется в виде  весенней и осенней сессий. Период между сессиями является парламентскими каникулами. В связи с этим изменяется порядок образования рабочих органов сессии: секретариата,  регламентной группы,  комиссии по контролю за голосованием и  редакционной комиссии.
В Регламенте закрепляется норма о том, что при рассмотрении законопроекта на заседании Государственного Совета РТ заслушиваются предложения и замечания также Общественной палаты Республики Татарстан.
Проект состоит из семи разделов, 36 глав и 205 статей.

Выступая по данному вопросу, лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов указал на необходимость повышения роли фракций в деятельности парламента. В частности, по его словам, фракции нужно наделить правом инициирования и организации парламентских слушаний. «Чтобы реализоваться, фракции, независимо от количественного состава, должны иметь равные условия и равные права. На сегодняшний день у нас практически отсутствует фракционная работа – это не потому, что депутаты и фракции инертны, а потому, что права фракций виртуальны, а вся работа ведется в комитетах», - подчеркнул Хафиз Миргалимов. - Регламенте не предусмотрено право фракций на предложение о включении вопросов в повестку дня сессии».

Глава парламента Фарид Мухаметшин рекомендовал депутатам внести свои предложения и замечания к проекту постановления. «Это внутренний закон Государственного Совета республики. Для того, чтобы учесть все нюансы в работе депутатского корпуса и аппарата парламента, думаю, данный проект постановления нужно принимать не сразу, а в трех чтениях, чтобы у депутатов было время поработать над ним», - пояснил Фарид Мухаметшин.
Проект постановления был принят в первом чтении.

Заместитель руководителя Исполкома Рыбно-Слободского муниципального района Рамис Гаянов представил парламентариям проект постановления об образовании населенного пункта – поселка Наратлы на территории Рыбно-Слободского района республики. Напомним, вопрос был рассмотрен на прошедшем заседании Госсовета РТ, на котором была образована рабочая группа в составе депутатов для изучения вопроса.
В итоге повторного рассмотрения было принято решение об образовании поселка Наратлы.
Далее с представления главы Комитета по законности и правопорядку Шакира Ягудина был принят Примерный план законопроектной работы в Государственном Совете РТ на 2009 год. Субъектам права законодательной инициативы рекомендовано обеспечить своевременную разработку и внесение в парламент законопроектов в соответствии с указанны Примерным планом.
В связи с необходимостью уточнения состава Республиканской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, депутаты внесли изменения в пункт 1 постановления Государственного Совета РТ о данной комиссии.

Далее председатель Счетной комиссии Василий Логинов представил итоги тайного голосования по избранию члена Совета Федерации ФС РФ - представителя от Государственного Совета РТ. В голосовании приняли участие 87 депутатов. 86 из них проголосовали «за» кандидатуру Алексея Пахомова (86,9 процентов от установленного числа депутатов Госсовета РТ), «против» проголосовал один депутат (1 процент от установленного числа депутатов Госсовета РТ).

Таким образом, Алексей Пахомов вновь был избран  представителем Государственного Совета РТ в Совете Федерации ФС РФ. Поблагодарив  парламентариев за оказанное доверие, он выразил надежду «на совместную дружную работу, которая очень важна и нужна нашей республики».

Далее было внесено изменение в пункт 2 постановления Государственного Совета РТ "Об утверждении Правил этики депутата Государственного Совета Республики Татарстан». таким образом, контроль за исполнением Правил этики депутата возложили на Председателя Госсовета РТ.

Парламент направил в Госдуму две законодательные инициативы. Первая из них касается внесения изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", связанных с уточнением условий предоставления финансовой поддержки за счет средств указанного фонда. Законопроектом предлагается при определении муниципальных образований, удовлетворяющих условиям предоставления финансовой поддержки, не учитывать дома блокированной застройки, вместе с тем, учитывать многоквартирные дома, управляемые ЖК и ЖСК.

Второй проект федерального закона, направленный татарстанским парламентом в Госдуму ФС РФ предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О связи", направленные на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи.
Глава Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев выступил перед депутатами с представлением проекта обращения Государственного Совета РТ к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации ФС РФ, Председателю Государственной Думы ФС РФ о ратификации Европейской Хартии региональных языков или языковых меньшинств.

«В последнее время, по мнению многих  российских и зарубежных социологов и обществоведов, у федерального центра наблюдается устойчивая тенденция отхода от федеративных принципов многонациональной страны, которая бумерангом отражается на всех уровнях государственной власти, - подчеркнул Разиль Валеев. - Серьезную обеспокоенность вызывает у многих субъектов Российской Федерации позиция федерального центра в вопросах образования, особенно по сохранению национальных школ, учебных заведений с региональным компонентом обучения. Данная проблема еще более обострилась с принятием Федерального закона, который отменил национально-региональный компонент в федеральном государственном образовательном стандарте».

Напомним, депутаты Государственного Совета РТ прошлого созыва предприняли несколько важных инициатив по урегулированию возникшей проблемы. В сентябре 2007 года было принято обращение Государственного Совета к федеральным органам власти об отклонении проекта закона об изменении структуры государственного образовательного стандарта в ущерб национальным школам. В апреле 2008 года направили законодательную инициативу в Государственную Думу о восстановлении национально-регионального компонента в федеральный государственный образовательный стандарт. «Рассмотрение нашей законодательной инициативы откладывается и, по всей видимости, затягивается намеренно, а новые стандарты вступят в законную силу уже с 1 сентября будущего года, - заявил депутат. - Такова ситуация, которая тянется уже два года. В этих условиях, по нашему убеждению, настало время аппелировать к международным актам, в которых участвует Российская Федерация».
В связи с этим депутаты профильного комитета видят одним из эффективных путей решения сложившейся ситуации в сфере национального образования, сохранения родных языков народов ратификацию «Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств».

«Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств» 1992 года и «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» 1995 года  являются основополагающими документами Совета Европы по языковым правам. Хартия призвана содействовать защите и развитию исторических региональных языков или языков меньшинств.

Хартия устанавливает ряд конкретных мер для продвижения региональных языков или языков меньшинств в жизни общества. Эти меры относятся к следующим областям: образование, юстиция, административная власть, культурная, экономическая, социальная, общественная деятельность, средства массовой информации. Каждая страна обязуется выполнять как минимум 35 пунктов или подпунктов, выбрав их из перечисленных мер, включая ряд обязательных мер. Кроме того, каждая страна в своих грамотах о ратификации должна указать к какому региональному языку или языкам меньшинств или официальному языку, который не столь широко используется на всей территории, будут применяться вышеназванные пункты. Выполнение Хартии контролируется комитетом экспертов, который периодически рассматривает отчетные доклады, представляемые странами.
На сегодняшний день Хартию подписали 35 европейских стран, из них 23 уже ратифицировали и строят свою языковую политику в соответствии с этим международным документом.
«Российская Федерация подписала Хартию в мае 2001 года. Вопрос ратификации затянулся в силу, как объективных условий, так и  субъективных причин, - пояснил Разиль Валеев. - Конечно, для такой многонациональной и многоязычной страны, как Россия, это непростой вопрос, но у нас нет иного пути. Если мы действительно стремимся стать цивилизованной страной и  уважаемой в мире, мы обязаны присоединяться и соблюдать подобные международные акты, важные для всего мирового сообщества».

Затягивание решения вопроса ратификации Хартии начинает восприниматься отдельными федеральными и региональными ведомствами как сигнал к игнорированию конституционных прав многонационального народа Российской Федерации по реализации их культурных и языковых запросов.
Скорейшая ратификация Хартии повысит международный авторитет нашей страны и упрочит ее политические позиции в Европе и мире, станет серьезным фактором консолидации российского сообщества и послужит укреплению межнационального согласия народов нашей Федерации, считают депутаты.

В обращении отмечается, что Республике Татарстан создаются все возможные условия для сохранения национальных традиций и культур, родных языков граждан разных национальностей. «Однако усилия и достижения лишь отдельных субъектов Российской Федерации по сохранению национальной самобытности, языков и культур недостаточны для улучшения ситуации в этой сфере по всей стране, - говорится в документе. - В частности, одним из тревожных последствий недооценки национальных интересов в сфере языка является массовое закрытие в Российской Федерации национальных школ. К примеру, если в 2004-2005 годах в регионах Российской Федерации функционировало 712 школ с родным татарским языком обучения, то в  этом году таких школ осталось всего 490!»

«Одним из наиболее ценных элементов европейского культурного наследия является языковое многообразие, подчеркивают татарстанские парламентарии. - Культурная самобытность Европы невозможно строить на основе языковой стандартизации. Скорее наоборот, защита и укрепление её традиционных региональных языков и языков меньшинств служат вкладом в строительство Европы». Этот фундаментальный вывод европейского сообщества применительно к нашей стране является весомым обоснованием для ратификации Хартии Российской Федерацией».   
 
Депутаты приняли данное обращение. Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин проинформировал депутатов, что работа по поиску решения проблем развития региональных языков идет и на федеральном уровне. «Есть понимание, что решение вопроса откладывать нельзя, - подчеркнул глава парламента. - Наше  обращение станет своего рода сигналом и еще раз обратит внимание руководства федеральной власти на необходимость ускорения принятия решения».

Еще одно обращение татарстанского парламента адресовано к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину. Речь идет о необходимости урегулирования вопроса о размере ежемесячного пособия по уходу за вторым или последующим ребенком, право на получение которого наступило  в период отпуска по уходу за первым (предыдущим) ребенком.

По словам председателя Комитета по социальной политике Светланы Захаровой, обращение было подготовлено на основании многочисленных обращений граждан. В настоящее время в случае если женщина в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имела заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ей разряда, должностного оклада или денежного содержания. Следовательно, женщина будет получать  ежемесячное пособие по уходу за вторым  и последующим ребенком в меньшем размере, чем это  предусмотрено Федеральным законом  «О государственных  пособиях  гражданам, имеющим детей». 

На заседании был рассмотрен ряд протестов и представлений Прокурора РТ. Депутаты согласились протестом на отдельные положения Закона "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", с  представлением об устранении нарушений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В представлении Прокурора РТ на отдельные положения Закона Республики Татарстан "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" говорится, что республиканский закон не учитывает постановления Правительства РФ «О расширении территории Волжско-Камского государственного природного заповедника», согласно которому территория заповедника расширена за счет отнесения к его территории земель (в том числе ряда лесных кварталов) в Зеленодольском районе.

Глава Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентина Липужина сообщила, что комитет направил по данному представлению запросы во все профильные ведомства. «Мы рассматривали данный вопрос на заседании комитета дважды, - сказала Валентина Липужина. -  Безусловно, нужно сохранять красоту заповедника, Но на момент рассмотрения нами представления не было ни кадастрового  номера этих земель, ни иных документов об отнесении земель к заповеднику». 

В этой связи представление Прокурора РТ депутаты приняли к сведению. Правительству РТ поручено рассмотреть вопрос и после того, как будут получены все нормативные акты по отнесению земель к территориям заповедника, внести необходимые документы на рассмотрение Госсовета РТ.
Депутаты также приняли к сведению протесты Прокурора РТ на отдельные положения Закона "О противодействии коррупции в Республике Татарстан", на отдельные положения Закона "О Конституционном суде Республики Татарстан", на отдельные положения постановления Государственного Совета РТ "Об утверждении порядка принесения присяги судьей Конституционного суда Республики Татарстан".

С протестом Прокурора РТ на отдельные положения Семейного кодекса РТ, за исключением ряда замечаний к пунктам об установлении дополнительных вознаграждений приемным родителям, депутаты согласились.
Далее депутаты рассмотрели и поддержали 10 проектов федеральных законов, 4  законодательных инициативы и 3 обращения региональных парламентов.

В «Разном» руководитель Комитета РТ по тарифам Марианн Файрушина выступила с  информацией о практике применения тарифов при начислении платы за электрическую энергию гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и мерах, направленных на стабилизацию цен за электроэнергию. Она рассказала о нормативных основах и порядке формирования тарифов на потребление электроэнергии, также о новом порядке расчета оплаты за использование электроэнергии в многоквартирных домах, установленном постановлением Правительства РТ.
На увеличение потребления энергии в многоквартирных домах, по словам Марины Файрушиной, в настоящее влияет нарушение технологий теплоизоляции в домах, нагрев контактных соединений, несанкционированные подключения к электросетям и др.

Вместе с тем, руководитель Комитета РТ по тарифам завила, что управляющие компании и ТСЖ самоустраняются от решения проблем в этой части. «В тех домах, управляющие компании которых активно занимаются выявлением причин увеличения потребления электроэнергии, положительные результаты не заставляют себя ждать. В таких домах быстро выявляются несанкционированные подключения, заменятся счетчики, ремонтируются сети, проводятся систематические анализы потребления электроэнергии в квартирах», - отметила она.  

Депутат Николай Рыбушкин, ставший инициатором рассмотрения вопроса на заседании парламента, заявил, что выступление Марины Файрушиной не дает ответа вопросам граждан, которым именно в последние месяцы стали приходить счета-фактуры с огромными суммами для оплаты. Он также отметил, что управляющие компании ищут пути решения проблемы: пытаются заключать соглашения по установлению двухставочных тарифов (по дневному и ночному потреблению). Поставщики абсолютно необоснованно отказываются принимать в расчеты такие тарифы, считает депутат.

В свою очередь, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, согласившись с необходимостью принципиального решения данных вопросов, отметил, что все эти проблемы нужно рассмотреть отдельно с участием профильных ведомств.

Глава парламента Фарид Мухаметшин поддержал позицию Рустама Минниханова и предложил образовать рабочую группу в составе  депутатов и представителей Правительства РТ для изучения предмета. «Вопросов много, здесь требуется управленческие решения исполнительной власти, - заявил он. – Депутаты же должны предложить и подсказать Правительству свои мысли и идеи в этой части. К решению вопроса надо привлечь и органы местного самоуправления. Понятно, что на сегодня данная система не выстроена, нет точек ответственности. Если же совместная работа Правительства и депутатского корпуса не даст результатов, мы вернемся к этой проблеме на следующем заседании Госсовета».

Далее парламентарии направили ряд обращений и запросов в адрес Президента РТ, Премьер-министра РТ и отдельных министров.

Затем депутаты вернулись к рассмотрению законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов». Глава профильного комитета Мурад Гадыльшин сообщил, что проекту закона поступило 46 поправок, большинство которых подготовлено фракцией КПРФ. Поправки также поступили от Комитета по бюджету, налогам и финансам,  Комитета по законности и правопорядку депутатов Марата Галеева и Илсура Сафиуллина.

К принятию профильный комитет рекомендовал 25 поправок. В частности, меняется наименование закона: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов» и признании утратившими силу отдельных положений Закона Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов».
Поправкой от профильного комитета утверждаются субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение  автомобильными дорогами новых микрорайонов в сумме 20 млн. рублей.
Оной из поправок восстанавливается финансирование в объеме 12 млн. рублей отдельных статей республиканской целевой программы профилактики наркотизации. 

В числе отклоненных – поправки фракции КПРФ по увеличению финансирования детских домов, увеличению расходов на школьное питание, также предусматривающие уменьшение расходов на общегосударственные вопросы и др.

В итоге проект закона был принят во втором и третьем чтениях. Таким образом, бюджет Республики Татарстан был утвержден по доходам  в сумме 65 млрд. 886 млн. 936 тыс.100 рублей, по расходам – в сумме 85 млрд.  908 млн. 902 тыс.900 рублей. Дефицит бюджета составляет 20 млрд. 21 млн.  966 тыс. 800 рублей.

 На этом работа третьего заседания Государственного Совета РТ четвертого созыва завершилась. Вел заседание глава парламента Фарид Мухаметшин.

Гульнар Залялова, пресс-служба



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта