Состоялось четвертое заседание Государственного Совета РТ четвертого созыва
08 июля 2009, 14:14
|
На завершающее весеннюю сессию заседание Президиум внес 51 вопрос. По предложению ряда депутатов повестка дня была расширена. О необходимости рассмотрения дополнительных вопросов выступили депутаты Туфан Миннуллин, Валентина Липужина, Светлана Захарова, Валентин Кострин, Шакир Ягудин, Хафиз Миргалимов, Вадим Махеев, Разиль Валеев, Альберт Бикмуллин, Римма Ратникова.
Так, депутат Вадим Махеев предложил заслушать на заседании информацию об исполнении закона РТ «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан». «За последние два месяца мной было отправлено пять обращений: главам трех муниципальных образований, в Министерство сельского хозяйства и продовольствия и в Прокуратуру республики. Из двух муниципальных образований ответа я не дождался. Из министерства также не получил надлежащего ответа, сослались на слишком большой объем информации, - пояснил депутат. - Я считаю, что это неуважение к парламенту и нежелание работать вместе. В этой связи было бы целесообразно включить в повестку дня вопрос об исполнении соответствующего закона».
Согласившись с актуальностью поднятой проблемы, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин предложил внести данный вопрос на одно из ближайших заседаний Госсовета через профильный комитет. Депутаты поддержали мнение главы парламента.
В результате повестку дня утвердили с 58 вопросами.
Первым вопросом в повестке стал доклад Президента РТ Минтимера Шаймиева "О бюджетной и финансовой политике Республики Татарстан на 2010 – 2012 годы".
Поддержав бюджетно-финансовую политику Республики Татарстан на 2010-2012 годы, предложенную Президентом РТ, депутаты Органам государственной власти, органам местного самоуправления при исполнении соответствующих бюджетов предложено руководствоваться положениями и принципами, изложенными в докладе главы республики. Кабинету Министров РТ и органам местного самоуправления при формировании прогнозов социально-экономического развития и бюджетов на 2010-2012 годы рекомендовано исходить из положений данного доклада.
Далее были рассмотрены представленные Президентом РТ кандидатуры для избрания мировыми судьями. Сроком на пять лет на должности мировых судей РТ были избраны Раиля Хуснутдинова (по Ново-Савиновскому району города Казани, судебный участок № 1) и Яна Малкова (по Приволжскому району города Казани, судебный участок № 1).
Затем с представлением проекта закона "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 год" выступил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Исполнение бюджета республики по доходам за 2008 год составило 114 805,9 млн. рублей или 101,3 % от утвержденного планового назначения. Сумма перевыполнения составила 1 434,7 млн. рублей.
Фактические налоговые доходы бюджета за 2008 год составили 80 797,6 млн. руб. или 101,7 % от утвержденного планового назначения. Сумма перевыполнения составила 1 325,5 млн. рублей за счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и акцизов.
Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет составило 19 631,7 млн.рублей или 103,7 % от утвержденного планового назначения, сверх плана мобилизовано 700,2 млн.рублей. Налог на прибыль организаций поступил в сумме 39 560,7 млн.рублей, утвержденный план по данному источнику бюджета выполнен на 100,6%. Сверх уточненного плана поступило 244,4 млн.рублей.
Поступление акцизов составило 6 008,4 млн. рублей, утвержденный план по сбору акцизов исполнен на 103,3%. Сумма поступлений налога на имущество организаций составила 7 360,8 млн.рублей или 101,2% от планового назначения. Поступление налога на добычу полезных ископаемых в бюджет составило 5 136,8 млн.рублей или 100,9% от утвержденного планового назначения, сумма перевыполнения – 47,2 млн. рублей.
Исполнение по налогам на совокупный доход составило 1 583,7 млн.рублей или 102,0 % от утвержденного плана. Дополнительно поступило в бюджет 31,4 млн.рублей. Поступление транспортного налога в бюджет Республики Татарстан составило 1 433,1 млн.рублей или 101,1% от утвержденного планового назначения. Поступления по отмененным налогам сложились за счет погашения задолженности, возникшей в предыдущие отчетные периоды. По неналоговым доходам поступления в бюджет Республики Татарстан в 2008 году составили 9 019,9 млн.рублей, при плане 8 759,2 млн. рублей или 102,9%.
Исполнение бюджета Республики Татарстан по расходам за 2008 год составило 119 372,9 млн. руб. при плановом объеме 123 381,9 млн. рублей. Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» за истекший год составили 3 336,3 млн. рублей или 91,1% против годового плана.
По подразделу «Судебная система» финансировались расходы по обеспечению деятельности аппарата мировых судей и содержанию Конституционного суда Республики Татарстан. При плане в сумме 193,5 млн.рублей исполнение по данному подразделу составило 192,8 млн.рублей, что составляет 99,6%, в том числе: расходы по содержанию аппарата мировых судей –171,0 млн. рублей; расходы по содержанию Конституционного суда РТ – 21,8 млн. рублей.
За 2008 год исполнение бюджета Республики Татарстан по подразделам «Фундаментальные исследования» и «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» составило 265,7 млн.рублей, при плановом объеме ассигнований за отчетный период в сумме 289,8 млн.рублей: фундаментальные исследования – 232,6 млн.рублей; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов – 33,1 млн.рублей.
Кроме того, в 2008 году Академией наук Республики Татарстан были произведены расходы в рамках государственной программы по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы» на сумму 3,2 млн.рублей (на 100%); целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас – Наследи»" на 2007 - 2009 годы» - на сумму 7,0 млн.рублей (на 100%).
По разделу «Национальная оборона» при плане в размере 19,0 млн.рублей процент освоения составляет 100% от утвержденного объема ассигнований. Расходы на проведение мобилизационной подготовки экономики в Республике Татарстан составили 19,0 млн.рублей при плановых назначениях в сумме 19,0 млн.рублей.
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы бюджета Республики Татарстан составили 4 378,7 млн. рублей или 99,9 % к уточненным годовым назначениям. Исполнение бюджета по подразделу «Общеэкономические вопросы» составляет 320,0 млн.рублей или 98,3% от годового плана.
Расходы бюджета Республики Татарстан на сельское хозяйство за 2008 год при плане 16 926,0 млн.рублей составили 16 842,3 млн.рублей или 99,5%. Из выделенных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено: 5 096,0 млн.руб. на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений и возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретенным средствам химизации, в т.ч. 1 479,9 млн.руб. – по федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»; 5 268,5 млн.руб. на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях; 1 820,9 млн.руб. на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям расходов на приобретение техники.
Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Водные ресурсы» за 2008 год при плане 154,4 млн.руб. составили 146,9 млн.рублей или 95,2%. Расходы бюджета Республики Татарстан на лесное хозяйство за 2008 год при плане 409,6 млн.руб. составили 351,3 млн.рублей или 85,8%.
В бюджете РТ на 2008 год разделу «Транспорт» предусмотрены средства в объеме 5 011,0 млн. рублей. Кассовое исполнение по указанному разделу составило 5 010,3 млн. рублей.
Кассовое исполнение по расходам на дорожное хозяйство составило 15 649,7 млн. рублей или 97,6 % от предусмотренного объема, в том числе: по программе дорожных работ на 2008 год – 13 733,0 млн. рублей или 87,7%; по субсидиям из бюджета РФ – 1 854,0 млн.рублей или 82,7 %; по содержанию ГУ «Главтатдортранс» - 62,7 млн.рублей. На финансирование отрасли связи и информатики были предусмотрены средства в сумме 2 272,6 млн. рублей. Кассовое исполнение в целом по данному разделу составило 2 254,1 млн. рублей или 99,2 % от предусмотренного объема.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы бюджета Республики Татарстан на поддержку жилищно-коммунального хозяйства составили в сумме 4 817,9 млн. рублей. По подразделу «Жилищное хозяйство» выделено 3 481,8 млн. рублей, в том числе на реализацию Программы «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» – 3 290,3 млн. рублей.
В подразделе «Коммунальное хозяйство» отражены расходы на проведение экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги и технологический аудит – 15,0 млн. рублей, на ремонт и реконструкцию электрических сетей – 2,3 млн. рублей, на разработку Программы развития водопроводно-канализационного хозяйства Республики Татарстан – 4,0 млн. рублей, на организацию республиканского конкурса «Самый благоустроенный населенный пункт Республики Татарстан» – 0,1 млн.рублей, на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой – 65,1 млн. рублей, на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства по программе капитальных вложений – 922,8 млн. рублей, на реализацию Подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» – 141,2 млн. рублей и т.д.
В бюджете Республики Татарстан объем расходов по разделу «Образование» в 2008 году составил 6 055,8 млн.рублей, из них на выплату заработной платы с начислениями на оплату труда за отчетный период направлено 1 599 млн.рублей. На содержание 58 учреждений общего образования с общей численностью в количестве 4 739 штатных единиц направлено 1 785 млн. рублей. На содержание учреждений начального профессионального образования республики из бюджета РТ в 2008 году направлено всего средств в сумме 1 789,6 млн.рублей. За счет указанных средств содержалось 82 учреждения с общей численностью в количестве 8 376 штатных единиц. В 2008 году расходы бюджета Республики Татарстан по подразделу «Молодежная политика и оздоровление детей» составили 373,6 млн.рублей, или 99,1 процента к уточненному годовому плану. Расходы на содержание 22 учреждений молодежной политики, из которых 13 осуществляют организационно-воспитательную работу с молодежью и 9 обеспечивают услуги по оздоровлению детей, составили 65,1 млн. рублей. На проведение мероприятий с детьми и молодежью в 2008 году было выделено 74,8 млн. рублей, или 99,4 процента к уточненному годовому плану. Расходы на мероприятия по проведению оздоровительной кампании для детей и молодежи в Республике Татарстан составили 187,6 млн.рублей, что составляет 98,8 % к уточненным годовым назначениям.
Расходы по проведению мероприятий для детей и молодежи в рамках реализации Республиканских целевых программ «Дети Татарстана» на 2008-2010 годы, «Профилактика наркотизации населения в Республике Татарстан на 2008 год», «Профилактика правонарушений в Республике Татарстан» на 2007-2010 годы составили 23,1 млн.рублей. Расходы на строительство объектов молодежной политики составили 23,0 млн. рублей.
Исполнение бюджета Республики Татарстан по подразделу «Культура» составило 1 782,9 млн. рублей, т.е. 99,8 % к уточненным годовым назначениям.
В 2008 году расходы бюджета на содержание учреждений здравоохранения, проведение мероприятий в области здравоохранения и оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования составили 6 884,1 млн. рублей или 99,1 процента к уточненному годовому плану. В 2008 году на строительство объектов для нужд отрасли «Здравоохранение» направлено 531,9 млн. рублей или 99,4% к уточненному годовому назначению.
Расходы бюджета Республики Татарстан за 2008 год на развитие физической культуры и спорта исполнены в объеме 1 409,8 млн.рублей, что составляет 99,9 процентов к уточненным годовым назначениям.
В 2008 году расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» составили 10 213,5 млн. рублей.
За счет средств бюджета Республики Татарстан по подразделу «Социальное обслуживание населения» в 2008 году были произведены расходы в сумме 912,4 млн. рублей, при плане 924,6 млн. рублей или 98,7% от утвержденного годового объема.
В 2008 году проводится работа по оптимизации учреждений социального обслуживания населения, в связи с чем количество этих учреждений сократилось до 53, включая автономные государственные учреждения. За счет выделенных средств содержались: 40 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, а также малолетних инвалидов; 13 самостоятельных прочих учреждений социального обслуживания.
За счет средств бюджета Республики Татарстан в 2008 году по подразделу «Социальное обеспечение населения» были произведены расходы в сумме 7 546,4 млн. рублей при плане 8 123,7 млн.рублей, из них: на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 821,4 млн.рублей; на предоставление мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей - 326,3 млн. рублей; на оказание социальной помощи – 1 370,3 млн.рублей; на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан – 2 152,5 млн.рублей; на реализацию отдельных переданных полномочий в области социальной политики за счет средств федерального бюджета – 2 669,3 млн.рублей.
Расходы на реализацию полномочий Российской Федерации в области занятости населения составили 289,4 млн.рублей. Неосвоение выделенных средств обусловлено прекращением права у отдельных граждан на получение пособий по безработице и закрытием их лицевых счетов в банковских учреждениях.
По подразделу «Охрана семьи и детства» в отчетном году были произведены расходы в сумме 747,4 млн.рублей, из них: на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемного родителя – 531,0 млн.рублей; на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях – 202,0 млн.рублей; на финансирование деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений – 0,1 млн.рублей; на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью – 14,2 млн.рублей.
В 2008 году межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены в сумме 30 501,4 млн.рублей, что составляет 102% к объему, предусмотренному Законом Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2008 год» в редакции закона от 30.12.2008 № 148-ЗРТ.
Превышение фактически выделенных межбюджетных трансфертов объясняется предоставлением в конце 2008 года дополнительных средств из федерального бюджета, а также распределением по муниципальным образованиям централизованных в бюджете Республики Татарстан средств. Радик Гайзатуллин также ответил на вопросы депутатов Ильшата Аминова. Туфана Миннуллина, Александра Таркаева, Марата Галеева, Андрея Симакова, Роберта Миннуллина, Рафаила Нурутдинова, Татьяны Водопьяновой, Альберта Бикмуллина о финансировании книгоиздания в республике, доходах от производства алкогольной продукции, реализации льгот по уплате НДПИ, выполнении программы «Жилище» и обеспечении жильем молодых специалистов на селе, субсидировании сельхозтоваропроизводителей и др.
С содокладом по законопроекту выступил глава Комитета по бюджету, налогам и финансам Мурад Гадыльшин. В целом положительно оценив результаты исполнения бюджета республики за 2008 год, председатель комитета остановился на примерах нецелевого использования бюджетных средств отдельными бюджетополучателями. Так, при проверке бюджетных администраторов было установлено: нецелевое использование бюджетных средств на сумму 465,8 тыс. рублей, фонда ОМС на сумму 315,3 тыс. рублей; неэффективное использование бюджетных средств на сумму 18 млн. 164,5 тыс. рублей. В ходе проверок Счетной палатой РТ были выявлены факты перечисления средств без заключения контрактов, проведение торгов, когда работы уже фактически выполнены.При закупках для государственных нужд искусственно занижались цены на товары. Были установлены факты и завышения цен.
Подробней о данных нарушениях, также об основных итогах анализа исполнения бюджета за прошлый год рассказал в своем выступлении Председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов, который представил Заключение главного контрольно-счетного органа республики на законопроект.
Проект закона «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 год» был принят в первом, а после рассмотрения профильным комитетом в перерыве между заседаниями парламента (принято пять поправок редакционно-уточняющего характера), во втором и третьем чтениях.
Аналогичную процедуру принятия прошел представленный исполнительным директором Фонда ОМС РТ Исмагилом Низамовым законопроект "Об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2008 год".
Исполнение бюджета Фонда по доходам за отчетный период составило 16 727,24 млн. рублей с перевыполнением плана на 168,77 млн.рублей, в том числе: 73,52 млн.рублей - за счет дополнительных поступлений от работодателей; 65,48 млн.рублей - за счет дополнительных поступлений из Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в связи с изменением лимитов по средствам для участковых врачей и их медицинских сестер; 29,77 млн.рублей - по прочим неналоговым поступлениям, в том числе - 25,1 млн.рублей за счет дополнительных поступлений от территориальных фондов обязательного медицинского страхования за пролеченных граждан Российской Федерации в медицинских учреждениях Республики Татарстан.
Исполнение бюджета по расходам Фонда за отчетный период составило 17 434,36 млн.рублей. Недовыполнение составило 33,57 млн. рублей, в том числе: 21,32 млн.рублей - средства на завершение расчетов за декабрь 2008 года, которые предусмотрены к выплате в 1 квартале 2009 года, из них: на финансирование государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами -терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами соответствующих врачей - 11,56 млн.рублей; на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 2,57 млн.рублей; на реализацию программы по зубопротезированию и слухопротезированию - 7,19 млн.рублей; 11,7 млн.рублей - по Программе государственных гарантий (в том числе по оплате счетов – реестров незастрахованного контингента населения – 5,2 млн. рублей); 2,04 млн.рублей - за счет сокращения расходов по содержанию аппарата управления.
Дополнительно поступило 1,49 млн.рублей за ноябрь-декабрь 2008 года на финансирование расходов по фактически проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан.
На реализацию «пилотного проекта», оплату межтерриториальных взаиморасчетов, оплату персонифицированных адаптационных выплат, а также на межбюджетные трансферты по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами были направлены средства в соответствии с планом.
Уменьшение остатка средств за 2008 год составило 707,12 млн.рублей (при плановом уменьшении - 909,46 млн.рублей).
Правительственный проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О культуре" подготовлен в рамках реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ. Законопроектом закрепляется процесс стандартизации оказания государственных услуг в области культуры, обеспечения соответствия нормативов расходов установленным региональным минимальным стандартам государственных услуг. Кроме того, закрепляются полномочия по утверждению региональных минимальных стандартов государственных услуг в области культуры и формированию расходов на их оказание на основе утвержденных стандартов за уполномоченным органом исполнительной власти РТ.
Проект закона принят в первом, а после рассмотрения профильным комитетом (принято три поправки), во втором и третьем чтениях. Представленный в докладе первого заместителя министра экономики и торговли РТ Владимира Соловьева проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об утверждении Программы "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 – 2010 годы" депутаты приняли в первом, во втором и третьем чтениях.
В законопроекте отражены положения о полномочиях и функциях Министерства промышленности и торговли РТ в части реализации программы. В частности, изменениям и дополнениям подверглись статьи, регулирующие вопросы управления программой, реального сектора экономики, инвестиционной политики, научного сопровождения программы. С представлением законопроекта "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Татарстан "О порядке решения вопросов, связанных с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности" выступил первый заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ Нурутдинов. Документ разработан в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве и устанавливает единые требования по разграничению муниципального имущества в республике. Согласно проекту закона, в перечень субъектов, между которыми осуществляется разграничение имущества, попадают и муниципальные образования, созданные до дня вступления в силу главы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проект закона прошел первое чтение.
В целом были приняты законопроекты "О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Республики Татарстан", "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".
В начале вечернего заседания главой Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентиной Липужиной была представлена таблица поправок к проекту закона "О внесении изменения в статью 17 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан". Часть поправок носит редакционно-уточняющий характер, часть направлена на устранение замечаний Прокурора РТ и приведение закона в соответствие с федеральным законодательством. Одобрив поправки, парламентарии приняли законопроект во втором чтении.
После принятия поправок, второе и третье чтения прошел проект закона "О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закон Республики Татарстан "О муниципальной службе в Республике Татарстан". С двумя редакционно-уточняющими поправками депутаты приняли во втором чтении и в целом проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О преобразовании Новоникольского и Урсалинского сельских поселений Альметьевского муниципального района и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Затем парламентарии обсудили поправки к законопроекту "О профилактике наркомании и токсикомании". Большинство из них были внесены депутатами Альбертом Бикмуллиным и Рафаилом Нурутдиновым, а также Светланой Захаровой, фракцией КПРФ и профильным комитетом. Поправки, направленные на совершенствование содержания законопроекта, в частности, уточняющие статьи о целях и задачах закона, полномочиях органов внутренних дел, органов исполнительной власти в сфере образования и образовательных учреждений по профилактике наркомании и токсикомании, об антинаркотических программах, были поддержаны парламентариями. Ряд поправок были отклонены. Проект закона был принят во втором чтении.
Процедуру второго и третьего чтений прошли законопроекты "О внесении изменения в часть вторую статьи 5 Закона Республики Татарстан "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" и "О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях".
Глава Комитета по бюджету, налогам и финансам представил коллегам ко второму чтению проект закона "О внесении изменений в приложение 2 к Закону Республики Татарстан "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Республики Татарстан по расчету и предоставлению дотаций поселениям из регионального фонда финансовой поддержки поселений". Поправок к законопроекту не поступило, в связи с чем он был принят во втором чтении и в целом.
Заместителем председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Маратом Хайруллиным был представлен проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан". В связи с отсутствием поправок, парламентарии приняли его во втором чтении и в целом.
Одобрив поправки, направленные на приведение положений законопроекта в соответствие с федеральным законодательством, депутаты во втором чтении приняли проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О недрах".
Процедуру второго и третьего чтений прошли законопроекты "О внесении изменений в статью 14 Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" и "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан".
Госсоветом РТ в целом был принят проект закона "Об упразднении деревни Ирек Спасского района Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Спасский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе". Это связано с тем, что в настоящее время в данном населенном пункте нет жилых домов, хозяйственных построек, дорог, газа, электричества. Последние семьи переехали их деревни в конце девяностых годов.
Далее был представлен проект закона "О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях", направленный на установление административной ответственности за нарушение установленного Кабинетом Министров РТ порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции и предоставление права рассмотрения административных дел за совершение данного административного правонарушения органу, осуществляющему государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Татарстан.
В настоящее время меры административного воздействия за нарушение установленного порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции отсутствуют, притом, что такие правонарушения посягают в первую очередь на порядок государственного управления.
Законопроект направлен на реализацию охранительной и воспитательной функций административной ответственности, так как им предлагается установить низшие пределы санкций в отношении должностных и юридических лиц - втрое меньшие, чем предусмотрены статьей 15.13 КоАП РФ за аналогичные правонарушения. Законопроект принят в первом чтении.
Проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", представленный главой Комитета по законности и правопорядку Шакиром Ягудиным и принятый в первом чтении, был разработан в целях устранения замечаний Прокурора РТ и предусматривает расширение перечня требований, предъявляемых к кандидату на должности судьи Конституционного суда РТ, к судье Конституционного суда РТ. Текст присяги судьи Конституционного суда РТ приводится в соответствие с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Кроме того, расширяются основания для прекращения полномочий судьи Конституционного суда РТ. Проект закона состоит из двух статей.
В целях устранения замечаний Прокурора РТ, Госсовет решил внести изменение в постановление Государственного Совета "Об утверждении порядка принесения присяги судьей Конституционного суда Республики Татарстан".
Предусматривающий приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным, законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об использовании лесов в Республике Татарстан" уточняет статьи о полномочиях исполнительных органов государственной власти РТ в области лесных отношений; порядке предоставления лесных насаждений в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд и т.д. В частности, вводится новая статься об исключительных случаях заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.
Обсудив проект закона, парламентарии приняли его в первом чтении. Разработанный депутатами Риммой Ратниковой и Светланой Захаровой в целях приведения республиканского законодательства с федеральным проект закона "О внесении изменения в статью 10 Семейного кодекса Республики Татарстан" был рассмотрен и принят в первом чтении. Законопроект предусматривает ограничение перечня обстоятельства, которые дают право вступить в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, беременностью и рождением общего ребенка у данных граждан, а также непосредственной угрозой жизни одной из сторон. Кроме того, определяются конкретные сроки рассмотрения заявления от таких граждан о разрешении на вступление в брак.
Далее процедуру первого чтения прошел проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", представленный главой Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разилем Валеевым. Необходимость его принятия возникла в связи с решением Верховного суда РТ по заявлению Прокурора РТ о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений указанного закона, а также с определением Верховного Суда РФ по кассационному представлению Прокурора РТ. Изменения касаются положений о порядке изготовления бюллетеней для голосования на референдуме, языке оформления наглядной информации.
Далее парламент принял постановление об образовании населенного пункта – деревни Никошновка на территории Тукаевского района Республики Татарстан. Деревня существовала издавна, после укрупнения малых деревень, ее стали использовать только под дачи в летнее время. В 1992 году деревню Никошновка из учетных данных исключили. Но со временем прежние жители начали возвращаться в деревню. В настоящее время здесь построено 15 домов, где проживает 77 человек. Учитывая пожелания жителей деревни, Совет Биклянского сельского поселения Тукаевкого муниципального района внес предложение об образовании на территории поселения вновь возникшего населенного пункта. Государственный Совет РТ принял решение направить в федеральный парламент две законодательные инициативы.
Одна из них предусматривает внесение изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации. В Законе РФ «О недрах» предусмотрено, что земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В совокупности с положениями Земельного кодекса РФ данная норма призвана обеспечивать возможность доступа заинтересованных лиц, в том числе нефтяных компаний, к земельным участкам для последующего осуществления на них работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.
Однако, по словам первого заместителя министра юстиции РТ Сергея Столярова, на практике возникают значительные трудности, связанные с пониманием и применением уполномоченными органами вышеуказанных положений Закона «О недрах» и Земельного кодекса РФ.
Так, в Законе РФ «О недрах» трактуется уполномоченными органами как норма, устанавливающая, что земельные участки, которые уже используются для геологического изучения недр, то есть необходимы для соответствующих целей, могут быть изъяты из владения недропользователя для государственных или муниципальных нужд. При данном подходе утрачивается взаимосвязь между соответствующими положениями закона и статьей 49 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в большинстве случаев понятие «государственные и муниципальные нужды» трактуется уполномоченными органами весьма узко, что не позволяет осуществлять изъятие земельных участков в соответствии с положениями Закона РФ «О недрах» и Земельного кодекса РФ в целях последующего предоставления их инвестору – частной организации для осуществления работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Вместе с тем, осуществление разведки и добычи полезных ископаемых, проведение работ по обустройству месторождений имеют важное значение для экономики в масштабе всего государства и могут рассматриваться в качестве одной из самостоятельных государственных задач.
Предлагаемые татарстанскими парламентариями изменения направлены на обеспечение единообразного понимания и применения положений законодательства Российской Федерации, касающихся изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в исключительных случаях, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и иному использованию лицензионных участков недр углеводородного сырья, в том числе с целью поиска, оценки, разведки и (или) добычи углеводородного сырья.
Вторая законодательная инициатива касается внесения изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предусмотренные изменения направлены на конкретизацию, совершенствование и повышение прозрачности процедуры государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство.
Как пояснил Сергей Столяров, Градостроительным кодексом РФ повторное направление проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу предполагается только в случае, если ранее по ним было получено отрицательное заключение государственной экспертизы, и с учетом такого заключения в проектную документацию и результаты инженерных изысканий были внесены необходимые изменения. «Вместе с тем, на практике часто возникает необходимость внесения изменений в утвержденную проектную документацию, в отношении которой было ранее получено положительное заключение государственной экспертизы, - отметил заместитель министра. - В настоящее время проведение повторной государственной экспертизы, при отсутствии основополагающих норм по соответствующему вопросу на законодательном уровне, урегулировано Правительством России специальным постановлением. Однако, следуя внутренней логике соответствующей статьи кодекса, случаи, когда проектная документация подлежит или не подлежит представлению на государственную экспертизу, не могут устанавливаться подзаконным актом».
В этой связи установление законодательных основ для дальнейшего подзаконного регулирования вопросов проведения повторной государственной экспертизы проектной документации является необходимым.
В случае отсутствия соответствующего специального регулирования, выдача разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, должна осуществляться в общем порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Однако общий порядок выдачи разрешений на строительство, предусмотренный данной статьей, не во всех случаях применим для целей выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты. Так, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что при осуществлении строительства на таких земельных участках получение разрешения не требуется, если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, определенные проектом. По мнению разработчиков, принятие проекта закона позволит снять имеющиеся противоречия и пробелы правового регулирования проведения государственной экспертизы проектной документации и выдачи разрешений на строительство, ускорить и упростить процесс оформления исходно- разрешительной документации.
Далее с докладом о состоянии законодательства Республики Татарстан выступил председатель Комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин.
Впервые работа по систематизации законов Республики Татарстан была проведена в 2006 году. Был проведен анализ принятых более чем за 15 летний срок законов Республики Татарстан и дано краткое описание и предмет регулирования всех татарстанских законов, действовавших на тот момент.
Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан на 2009 год представляет собой не только переработанную и актуализированную редакцию предыдущего Доклада, в которой учитываются все изменения, произошедшие в законах Республики Татарстан за эти годы, но и содержит ряд новых разделов, способствующих раскрытию и пониманию дальнейших перспектив развития законотворчества в республике. Доклад был подготовлен широкой группой высококвалифицированных специалистов и носит не только информационный, но и аналитический характер. Впервые данная работа была официально предложена на одобрение парламента.
Доклад содержит раздел «Законодательство в области государственного строительства», состоящий из подразделов «Законодательство о государственном устройстве Республики Татарстан», «Законодательство о государственном управлении», «Законодательство о судебной системе, безопасности и охране общественного порядка», «Законодательство о местном самоуправлении»; раздел «Законодательство в области экономического развития», состоящий из подразделов «Общие вопросы государственного управления в сфере экономики», «Законодательство в области налогов и сборов», «Законодательство в области бюджетного устройства и бюджетного процесса», «Законодательство в области энергетики», «Жилищное законодательство», «Законодательство в области земельных отношений», «Законодательство в области охраны окружающей среды»; раздел «Законодательство в области социального развития, состоящий из подразделов «Законодательство об охране здоровья граждан, физической культуре и спорте», «Законодательство о труде и социальной защите», «Законодательство о семейной и молодежной политике», «Законодательство о культуре, науке и образовании».
Кроме того, в Доклад включены новые разделы о законодательных инициативах, внесенных в Государственную Думу ФС РФ татарстанским парламентом, в которых дана информация о законодательных инициативах, принятых в качестве федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ, а также раздел о проектах законов Республики Татарстан, находящихся на рассмотрении Государственного Совета РТ, планируемых к внесению в Государственный Совет РТ. Основываясь на опыте своих предшественников, парламентарии третьего созыва одним из главных приоритетов в своей работе обозначили повышение качества законотворчества. В целях повышения эффективности взаимодействия и формирования согласованной позиции органов государственной власти Республики Татарстан, федеральных органов государственной власти, надзорных органов, органов местного самоуправления Указом Президента Республики Татарстан от 19 июля 2004 года № УП–490 «Об образовании Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам» был образован Межведомственный координационный комитет по правовым вопросам. Создание такого экспертно-совещательного органа, безусловно, положительно отражается на качестве принимаемых Государственным Советом Республики Татарстан законов.
В 2007 году в целях проведения анализа и оценки эффективности действия законов Республики Татарстан в Государственном Совете РТ была образована Комиссия Государственного Совета РТ по оценке эффективности действия законов Республики Татарстан.
В 2007 – 2009 годах в Государственном Совете РТ была продолжена работа по кодификации. На данном этапе были приняты Избирательный кодекс РТ, Семейный кодекс РТ и Экологический кодекс РТ. Комиссия провела значительную работу, по итогам которой принят ряд законов Республики Татарстан, направленных на совершенствование законодательной базы Республики Татарстан.
По словам Шакира Ягудина, в дальнейшем Доклады о состоянии законодательства Республики Татарстан будут готовиться регулярно: за один созыв будет представляться два доклада. Очередной доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан планируется разработать до 1 января 2010 года.
Одобрив Доклад, парламент решил направить его в федеральные органы государственной власти, в законодательные органы субъектов РФ, субъектам права законодательной инициативы в Госсовете РТ, в органы государственной власти Республики Татарстан.
Парламентским комитетам предложено учесть рекомендации Доклада при формировании Примерного плана законопроектной работы в Госсовете РТ. Принято решение об издании Доклада в виде брошюры и размещении его электронной версии на официальном сайте Государственного Совета РТ.
Затем парламент внес изменения в постановление "О совершенствовании деятельности и повышении эффективности работы газет "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Внесение изменений связано с преобразованием Указом Президента РТ государственного учреждения «Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» в Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».
Далее парламентарии поддержали 15 проектов федеральных законов, 7 законодательных инициатив и 2 обращения региональных парламентов к руководителям федеральных органов государственной власти. В «Разном» начальник Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по РТ Дауфит Хамадишин выступил с информацией о работе исправительных учреждений на территории Республики Татарстан и социальной адаптации осужденных.
Депутат Валентин Кострин выступил с обращением по вопросу обеспечения жильем ветеранов ВОВ. В частности, он предложил парламенту обратиться к Президенту РФ Д.Медведеву о необходимости внесения изменений в Указ Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Предлагается снять ограничения по срокам (до 1 марта 2005 года) постановки ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предложение депутата было поддержано. Вместе с тем, заместитель Председателя Государственного Совета РТ Александр Гусев напомнил о том, что аналогичное обращение от фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ было направлено заместителю Председателя Госдумы ФС РФ Олегу Морозову.
Приняты решения о направлении обращений и депутатских запросов депутатов Валентина Кострина, Хафиза Миргалимова, Альберта Бикмуллина в адрес Президента РТ, Премьер-министра РТ, мэра г.Казани. Затем глава парламента Фарид Мухаметшин остановился на некоторых итогах работы парламента в первом полугодии и обозначил основные задачи на осеннюю сессию. В целом, по мнению Фарида Мухаметшина, депутатский корпус четвертого созыва активно включился в законотворческую работу. Подробная информация об итогах деятельности татарстанского парламента в первом полугодии текущего года была роздана всем участникам заседания. На этом последнее перед парламентскими каникулами заседание Госсовета завершило свою работу. Вел его Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин.
Гульнар Залялова, пресс-служба
|