Новости Государственного Совета

Фото с события




























Добросовестное отношение к обращениям граждан должно стать стилем работы руководителей всех рангов, считает Фарид Мухаметшин

18 июня 2019, 15:00

Добросовестное отношение к обращениям граждан должно стать стилем работы руководителей всех рангов, считает Фарид Мухаметшин
Повысить уровень исполнительской дисциплины при работе с обращениями граждан призывают депутаты Государственного Совета. Об этом речь шла сегодня на выездном заседании Президиума парламента в Лаишево. Парламентарии уверены, что республиканский закон об обращении граждан работает и не содержит правовых коллизий, а недостатки, выявленные Прокуратурой республики, как правило, связаны с отсутствием контроля и низкой правовой грамотностью сотрудников, отвечающих за работу с населением.

Инициатором рассмотрения данного вопроса на Президиуме парламента стал Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин. Глава парламента республики считает, что закон об обращении граждан – важный элемент «обратной связи», прямой диалог с избирателями, который позволяет укрепить доверие татарстанцев к государственной и муниципальной власти. «Закон должен неукоснительно исполняться всеми, независимо от занимаемой должности, - сказал Фарид Мухаметшин, - это наша забота о людях. Система обязана работать без сбоев».

Рабочая поездка депутатов Государственного Совета в Лаишевский район началась с посещения Многофункционального центра, где парламентарии смогли оценить эффективность данной формы работы с населением. МФЦ в Лаишево работает с 2015 года, и сегодня уже оказывает 180 федеральных и региональных государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Речь идет об услугах Росреестра, Кадастровой палаты, Миграционной и Налоговой служб, МВД, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Роспотребнадзора, Службы судебных приставов, органов ЗАГС, ЕСИА, БТИ, ЦИК и т.д. Ежедневно в Лаишевский МФЦ обращается более 200 заявителей, в прошлом году здесь оказано 55 960 услуг, в этом – 24 922 услуг.

Перечень услуг, оказываемых в МФЦ, постоянно расширяется. С февраля этого года татарстанцы могут обратиться в МФЦ для получения индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), а с 13 апреля предоставляется услуга по выдаче разрешения на охоту в общедоступных угодьях. Самыми востребованными по-прежнему остаются замена или выдача паспорта, а также регистрация по месту жительства и месту пребывания.

Татарстан стал одним из первых регионов России, в котором в 2003 году был принят закон об обращениях граждан, утвержден порядок их рассмотрения, определен регламент приемов заявителей и другие организационные вопросы.

Работа с обращениями граждан – важная часть депутатской деятельности. В прошлом году депутатами Государственного Совета было рассмотрено 12 538 обращений. В этом году в адрес парламентариев поступило 5 180 обращений. Руководством Государственного Совета в прошлом году было рассмотрено 2936 обращений. В этом году поступило 1265 обращений, 68 из которых – коллективные. «Мы оцениваем это как доверие к Государственному Совету, депутатам, - подчеркнул Фарид Мухаметшин, -  обращаются, значит, верят. Мы установили очень жесткий контроль за каждым устным или письменным обращением, которое к нам поступает. На многие из них найдены положительные ответы, многим людям мы помогли по ряду вопросов. Но есть вопросы, которые не решены, и это нас беспокоит».

Большую озабоченность, по словам Фарида Мухметшина, вызывает «недоступность» власти. Люди жалуются на то, что не могут попасть к главам районов, вынуждены обивать пороги, пишут в министерства и ведомства, получают формальные отписки, повторяющиеся  из года в год. «Как будто «под трафарет» порой пишут ответы. Отрываться от населения категорически нельзя. Татарстан – один из немногих субъектов, который ввел в ранг закона организацию по вторникам приема граждан, - отметил глава парламента республики, - с людьми надо уметь работать. Сегодня во вторник не принял, убежал на неделю, а проблема осталась».

Фарид Мухаметшин обратился к главам районов республики с предложением рассмотреть работу с обращениями граждан на заседаниях Советов муниципальных образований, а Совету муниципальных образований - промониторить ситуацию с реализацией прав граждан в этой сфере. Министерствам и ведомствам республики следует провести коллегии с обсуждением данного вопроса, добавил глава парламента республики. Активную позицию, по словам Фарида Мухаметшина, должны занять и профсоюзы.

Вопросы исполнения республиканского закона об обращениях граждан неоднократно рассматривались на заседании Комитета по законности и правопорядку, стали предметом подробного изучения на расширенном заседании Комиссии по мониторингу законодательства и правоприменительной практики 15 ноября 2017 года.

«К сожалению, из года в год Прокуратурой республики выявляются все те же нарушения закона», - посетовал заместитель Председателя Государственного Совета, председатель Комиссии по мониторингу законодательства и правоприменительной практики Юрий Камалтынов. Среди наиболее характерных он назвал неполучение письменного ответа на обращение, несоблюдение сроков рассмотрения заявлений, их бесконечная «переадресация» и т.п. Наибольшее количество таких нарушений в этом году было выявлено в городах Набережные Челны, Казань, Азнакаево, Буинск, Заинск, Елабуга, а также в Апастовском и Мензелинском районах.

Ряд ведомств республики постоянно нарушает установленные законом сроки рассмотрения обращений. В частности, в прошлом году на 10 из 15 контрольных поручений  руководства парламента по обращениям граждан в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ ответы поступили с опозданием на 4 -  12 дней. С начала этого года из 9 контрольных обращений в 30-дневный срок судебными приставами было рассмотрено только два обращения. «Опоздание» по остальным составило 3 - 15 дней. Также сроки нарушались руководством Апастовского, Нурлатского,  Зеленодольского, Пестречинского, Тетюшского, Черемшанского, Высокогорского районов республики.

Есть замечания и к качеству рассмотрения обращений граждан. Например, в Бугульме на просьбу жителей отремонтировать дорогу местные власти на протяжении последних пяти лет ежегодно направляли письма с идентичным текстом и обещанием провести ремонт «в следующем году». Дорога не отремонтирована до сих пор. «Не единичны случаи, когда в ответах, представляемых по итогам рассмотрения обращений, нет конкретного ответа по существу изложенной в обращении проблемы, - посетовал Юрий Камалтынов, - вместо этого профильное ведомство ограничивается шаблонным разъяснением, расписыванием положений тех или иных нормативных актов».

Допускаются нарушения и при ведении приема граждан. Личные карточки порой даже не оформляются, не ведется учет граждан, обратившихся за помощью, в соответствующие журналы приема граждан вносятся недостоверные сведения. Такие факты выявлены прокурорами Агрызского, Апастовского, Балтасинского, Дрожжановского, Кайбицкого, Мамадышско-го, Сабинского и Тюлячинского районов республики.

За нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан к административной ответственности были привлечены руководители исполкомов Елабуги, Нурлат, Апастовского, Балтасинского районов, руководители исполкомов сельских поселений Агрызского, Актанышского, Мамадышского и Сабинского районов. По представлениям прокурора к дисциплинарной ответственности привлечены руководители исполнительных комитетов городов Альметьевск и Бугульма, поселка городского типа Алексеевское, Рыбнослободского и Спасского районов.

«Состояние законности в органах государственной и муниципальной власти по соблюдению закона об обращении граждан оставляет желать лучшего, - согласен  Прокурор Республики Татарстан Илдус Нафиков, - ежегодно более трехста государственных и муниципальных служащих привлекаются к дисциплинарной ответственности, более ста – к административной. Ситуация меняется к лучшему крайне медленно. Мы не будем просто штрафовать, перейдем к более жестким мерам. Ни один случай не должен остаться безнаказанным». Своих коллег в районах он призвал ставить вопрос о несоответствии чиновника занимаемой должности или даже привлечении к уголовной ответственности в случае его уклонения от исполнения закона.

«Не от хорошей жизни к нам люди идут, они не находят понимания у местной власти, - уверен заместитель председателя Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Хафиз Миргалимов, - закон понятен, четко описывает регламент работы с обращениями граждан. Но закон не исполняется – в этом беда. Нет человеческого отношения к людям».

Сегодняшнее заседание прошло в режиме видеоконференцсвязи, поэтому у глав и прокуроров всех муниципальных районов и городских округов республики была возможность стать участниками серьезного разговора.  

По итогам заседания Президиума было принято Постановление, в котором даны конкретные рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики реализации закона об обращении граждан.

Ольга Благодарова, Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан, фото Андрея Данилова