Разиль Валеев: "Мы должны обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всем детям, в том числе и тем, кто не может посещать образовательные учреждения"
13 апреля 2011, 18:07
13 апреля в Выставочном центре «Казанская Ярмарка» состоялось совместное заседание Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и Комиссии по контролю за реализацией приоритетного национального проекта "Образование", на котором депутатам была представлена информация Министерства образовании и науки РТ о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Как подчеркнул глава Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, реализация прав детей-инвалидов на образование – одна из приоритетных задач руководства республики. «Мы должны обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всем детям, в том числе и тем, кто не может посещать образовательные учреждения. В связи с этим особая роль отводится компьютерным технологиям, которые позволяют организовать дистанционное обучение», - подчеркнул он.
Доклад «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части организации дистанционного образования детей-инвалидов» представил заместитель Министра образования и науки РТ Андрей Поминов. По его словам, в рамках нацпроекта «Образование» проект по дистанционному обучению детей-инвалидов осуществляется с 2009 года, в Татарстане эта работа ведется с 2006 года.
Как сообщил Андрей Поминов, в Татарстане, по данным на 1 сентября 2010 года, 1252 детей-инвалидов обучаются на дому. Из них 862 по медицинским показаниям могут получать образование с помощью дистанционных технологий. Более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечены компьютерной техникой для обучения на дому. Еще 250 детям до 1 сентября поставят эти комплексы.
В 2009 году в республике был создан Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. На его базе проводится обучение педагогов и родителей. За это время было подготовлено 350 учителей. Их работа оплачивается так же, как и работа обычных преподавателей. По словам докладчика, в ближайшее время на создание системы дистанционного обучения детей-инвалидов будет направлено дополнительно 260 млн. рублей.
Согласно федеральному нормативу, в 2012 году должны быть созданы условия для дистанционного обучения не менее 90% детей-инвалидов по России в целом. Доля детей-инвалидов РТ, получающих общее образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в 2011 году должна составить 75%, в 2012 году – 90% от общего количества детей, которые нуждаются в данной форме обучения.
Андрей Поминов рассказал также о планах по созданию собственного образовательного контента для дистанционного обучения инвалидов, который будет учитывать региональные особенности.
Он сообщил, что в четырех районах Татарстана сейчас ведется дистанционное обучение учащихся малокомплектных школ. По его словам, в 87% школ республики созданы возможности для дистанционного обучения (соответствующая скорость Интернета).
Директор Республиканского центра информационно-методического обеспечения и контроля в области образования (Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов) Азат Габитов обозначил ряд проблемных вопросов в этой сфере. В частности, оборудование для дистанционного обучения, предоставляемое детям-инвалидам, после окончания школы должно быть изъято. При этом не учитывается возможность дальнейшего обучения инвалидов на следующем уровне образования и потребность в этой технике.
После обсуждения данного вопроса, члены Комитета информацию заместителя министра образования и науки Республики Татарстан А.И. Поминова «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части организации дистанционного образования детей-инвалидов» приняли к сведению. Кабинету Министров РТ рекомендовано:
- обеспечить своевременное выделение средств из бюджета Республики Татарстан на софинансирование мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 и 2012 годах;
- разработать и утвердить порядок передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам во временное безвозмездное пользование, с последующей передачей в собственность после истечения определенного срока пользования.
Министерству образования и науки РТ рекомендовано разработать предложения о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «Об образовании» в части регулирования организации дистанционного обучения детей-инвалидов и других категорий учащихся; обеспечивать подготовку педагогических кадров для организации дистанционного образования детей-инвалидов и формирования навыков использования электронных образовательных ресурсов; организовать работу по созданию и развитию дистанционного образовательного контента, учитывающего национально-региональные особенности.
Депутаты также одобрили проект «Концепции развития Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан до 2030 года». Кроме того, проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об образовании» направлен на рассмотрение сессии на втором чтении. Члены Комитета обсудили проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и в статью 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в части обязательности изучения иного языка народов Российской Федерации).
Законопроект предполагает изучение языка народов РФ сделать обязательным только для тех граждан, для которых он является родным. Глава комитета Разиль Валеев подчеркнул, что в Конституции РФ говорится о том, что национальные республики могут устанавливать свои государственные языки. «В законе «Об образовании» закреплено положение, согласно которому преподавание родных языков регулируется законодательством субъектов РФ, значит это право нашей республики – и мы им воспользовались. В законе РТ «Об образовании» указано, что татарский и русский языки как государственные языки Татарстана преподаются в равных объемах», - заявил он.
«Проект федерального закона ограничивает круг лиц, которые могут изучать языки народов РФ, тем самым создавая определенные препятствия для тех, кто желает его изучать, несмотря на то, что, возможно, для них он не является родным», - говорится в заключении, подписанном главой Минобрнауки РТ Альбертом Гильмутдиновым.
Члены Комитета рекомендовали депутатам не поддерживать данный законопроект. До начала заседание депутаты посетили выставку «Образование. Карьера».
По материалам ИА «Татар-информ», фото Ильдара Мухаметзянова
|