Новости Государственного Совета

Фото с события










Марат Галеев: «Последние разработки в области машиностроения Татарстана – это, по сути, возрождение отрасли»

20 апреля 2011, 16:45

Марат Галеев: «Последние разработки в области машиностроения Татарстана – это, по сути, возрождение отрасли»
Сегодня состоялось выездное заседание Комитета Государственного Совета по экономике, инвестициям и предпринимательству, главным в повестке дня которого стал вопрос о ходе реализации республиканского закона «Об инновационной деятельности».

Этот нормативно-правовой акт, принятый в прошлом году, дал четкую правовую регламентацию инновационной деятельности, определил формы и методы государственного регулирования этих процессов, ввел перечень видов и условий поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Безусловно, как отметил Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, «закон не может давать разовый эффект», прошло еще совсем немного времени, однако первые результаты реализации закона имеются. И они ощутимы. «На сегодняшний день в техническое перевооружение машиностроительной отрасли вложено около 6 млрд. рублей, показатели инновационной составляющей в промышленности республики значительно улучшились, в ближайшие два-три года мы хотим поднять долю инновационной продукции в машиностроении до 16 - 18%», - доложил депутатам начальник Отдела машиностроительного комплекса Министерства промышленности и торговли Татарстана Алексей Тайбинский.

Реальность намеченных планов депутаты смогли оценить непосредственно на одном из производств машиностроительной отрасли. Члены Комитета посетили цеха фирмы МВЕН, которая занимается разработкой и производством быстродействующих парашютных систем спасения и легких летательных аппаратов, в том числе специализированных сельскохозяйственных самолетов. МВЕН - первое и пока единственное предприятие в России по производству быстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. Есть разработки БСП, выдерживающие вес до трех тонн.

Компания активно работает и в сфере малой авиации. Внедряется самолет сельскохозяйственного назначения (в конце года налаживается его производство на заводе в Казахстане, ведутся переговоры с Португальскими компаниями о продвижении в Европе), в работе находится легкий самолет вип-класса. Татарстанские компании к этим проектам интереса пока не проявляют. «Потребность республики в подобных летательных аппаратах – около 50 самолетов, конечно, нужно ориентироваться на российский рынок, особенно юг России, и экспортные поставки, поэтому продукция изначально должна соответствовать мировым стандартам», - заметил Председатель Комитета Марат Галеев.

«Развитие авиационной отрасли можно рассматривать как пирамиду, в основе которой – малая авиация, - в свою очередь подчеркнул генеральный директор фирмы МВЕН Виктор Ермоленко, - и чем прочнее основание, тем устойчивее отрасль и тем выше ее достижения». Сейчас картина искажена – производство легких самолетов сходит на нет, и вместе с этим все более явными становятся проблемы «большого» авиапрома. Малая авиация держится в основном на энтузиастах. «Для развития нам сегодня нужна, прежде всего, политическая воля, необходимы комплексные меры для решения сложившихся проблем», - отметил Виктор Ермоленко.

Фирма МВЕН – лишь один из партнеров инновационно-технологического центра ОАО «КНИАТ», с работой которого депутаты также ознакомились в рамках выездного заседания. Члены Комитета посетили выставку образцов продукции, выпускаемой подразделениями Технопарка ИТЦ ОАО «КНИАТ». КНИАТ активно сотрудничает с промышленными предприятиями республики, высшими учебными заведениями (казанским техническим и технологическим университетами).

«Татарстан когда-то был мощным центром российского машиностроения, многое утрачено, что-то - на грани исчезновения», - посетовал Марат Галеев. «Я помню те времена, когда КНИАТ был некой виртуальной якобы инновационной структурой, а на самом деле производил мебель, - поделился впечатлениями Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, - разработки последних лет, уже внедренные в производство и те, которые находятся в проектах, позволяют говорить о том, что мы наблюдаем возрождение отрасли в новом конкурентоспособном качестве, способным удовлетворить запросы рынка. Есть первые результаты совместных усилий. Среди членов Комитета немало специалистов авиационной отрасли, я вижу, как они на это реагируют…».

Депутаты обещали оказать содействие ОАО КНИАТ в привлечении стратегического партнера для совместной реализации долгосрочных проектов. Также в Постановлении Комитета рекомендовано преобразовать КНИАТ в Технопарк промышленных технологий.

Комитету по развитию среднего и малого предпринимательства Татарстана поручено выработать меры поддержки компании ООО «Фирма «МВЕН»», в том числе в части финансирования работ по завершению сертификации самолетов. Самому же научно-исследовательскому институту посоветовали усилить взаимодействие с ведущими техническими вузами республики, придать этой работе системный характер.

На заседании Комитета были рассмотрены законопроекты «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан Республики Татарстан» и законопроект о внесении изменений в закон Татарстана о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области жилищно-коммунального хозяйства. Данные документы - результат совместной работы правительственной Комиссии по защите прав и законных интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, органов исполнительной власти и депутатов всех уровней. 8 февраля этого года прошло расширенное заседание Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по контролю за реализацией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках «круглого стола». Тогда поднимались многие вопросы, которые сегодня нашли свое отражение в законопроектах.

Законопроект о защите жилищных прав призван сделать обязательными те нормы и стандарты в сфере предоставления ЖКХ-услуг, которые до этого носили лишь рекомендательный характер, и которыми нередко пренебрегали. Кроме того, 8 статья законопроекта предусматривает возможности предоставления бюджетных ассигнований управляющим компаниям (софинансирование капитального ремонта, содержания общего имущества многоквартирных домов, в которых имеется муниципальная доля и т.п.) лишь тогда, когда они имеют счета в Казначействе. Де-факто, становясь бюджетополучателями и проходя через процедуру казначейского исполнения, управляющие компании становятся подконтрольными государству.

Второй законопроект расширяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. Нередко, когда управляющая компания уходит с рынка, зачастую вместе с ней пропадают и техпаспорта многоквартирных домов, акты межевания и т.п. Теперь муниципалитеты смогут контролировать этот процесс и должны будут обеспечивать сохранность технической документации.

Кроме того, депутаты рассмотрели законопроект «Об участии Республики Татарстан в государственно-частных партнерствах», который предусматривает создание постоянно действующего совещательного органа по государственно-частному партнерству.

Все рассмотренные на заседании Комитета законопроекты депутаты рекомендовали внести в повестку дня ближайшего заседания Государственного Совета, которое состоится 28 апреля, для рассмотрения в первом чтении.

Ольга Благодарова, отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ,
фото Ильдара Мухаметзянова,

20.04.2011