Новости Государственного Совета
Депутаты ознакомились с условиями обучения, воспитания и лечения детей с ограниченными возможностями здоровья
20 апреля 2011, 18:49
Выполнение законодательства по созданию условий для воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в РТ для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество рассмотрели сегодня в ходе выездного заседания члены Комитета Госсовета по социальной политике. Предметом изучения парламентарии выбрали казанскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №4.
В спецшколе одновременно учатся, воспитываются и лечатся детишки не только из Казани, но и из других городов и сел республики. Основная задача учреждения – педагогическая, психологическая, медицинская и социальная реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В интернате осуществляется коррекция нарушенных функций с использованием индивидуального психолого-педагогического подхода, создаются оптимальные условия для социальной адаптации детей, выявления и развития творческих способностей, профессионального самоопределения. Девиз школы: «Сердце отдаем детям».
Посещая школу-интернат, руководитель парламентского комитета Светлана Захарова вместе с коллегами осмотрели сенсорную комнату (помещение, оборудованное предметами для развития слуховых, осязательных, зрительных, тактильных ощущений), массажный кабинет, кабинеты ЛФК, парафинолечения и электролечения, логопедический кабинет, бассейн. Как рассказала директор школы-интерната Люция Саматова, за последние годы в школе произошли большие изменения: был закончен ремонт учебного корпуса, капитально отремонтированы спальный и лечебный корпуса, кухня, столовая и бассейн, обновлена мебель, приобретено медицинское оборудование и мультимедийная техника. Причем все эти изменения, как отметила она, были бы невозможны без личного участия и активной помощи депутата Госсовета Гульнары Табакчи.
В ходе пленарной части выездного заседания с докладом выступил заместитель министра образования и науки РТ Айрат Зиннуров. По его словам, в республике стабильно функционирует система специального (коррекционного) образования. В учреждениях созданы условия для дифференцированного и индивидуального обучения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой ориентации, адаптации и интеграции в общество, создана основа для осознанного выбора и продолжения обучения в учреждениях профессионального образования. В 51 учреждении в текущем году обучаются 5664 ребенка с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и умственного развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность посещать школы по месту жительства, учатся в массовых школах (в настоящее время их число составляет более 7 тысяч человек – половина от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста). Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательное учреждение, организовано обучение на дому. Такой формой обучения охвачено 1 710 детей (в т.ч. 1232 ребенка-инвалида). В процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья активно внедряются дистанционные технологии: 308 детей-инвалидов обеспечены компьютерной техникой для дистанционного обучения, организовано повышение квалификации 490 педагогических работников по дистанционному обучению детей-инвалидов, аппаратно-программными комплексами оснащены рабочие места учителя дистанционного обучения в 34 школах республики. В текущем году из республиканского бюджета выделено 28,7 млн. руб. на реализацию мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. При организации обучения учитывается, прежде всего, выбор родителей (законных представителей) плюс желание и возможности самого ребенка.
На заседании выступила и директор школы-интерната Люция Саматова. По ее словам, благодаря поддержке республиканской власти за последние годы в учреждении было обновлено оборудование, за счет чего наблюдается положительная динамика улучшения здоровья детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. С 2004 года в школу поступило 37 детей с тяжелыми патологиями, в результате проведенной лечебной и коррекционно-развивающей работы дети начали самостоятельно передвигаться. Несмотря на то, что казанскую коррекционную школу по многим показателям можно назвать образцовой, к сожалению, и у нее есть немало проблем. Отсутствие лифтового оборудования или подъемников, протекающая крыша, заставившая во время обильных осадков и таяния снега переселить детей с верхнего третьего этажа на второй, неотремонтированный фасад – таковы суровые реалии, с которыми сталкивается медико-педагогической персонал учреждения.
Достаточно эмоциональным стало выступление доцента кафедры спортивной медицины и реабилитологии КГМА Ларисы Выговской. Благодаря ее усилиям, в казанской школе-интернате разработаны и реализуются индивидуальные программы реабилитации для каждого воспитанника. Обеспокоенность врача вызывает чрезвычайно низкий уровень заработной платы среднего медицинского звена: инструкторы и массажисты ежемесячно получают порядка 3 тысяч рублей. «Этим людям надо при жизни ставить памятники. Я до сих пор не могу их понять», – призналась Лариса Выговская. По ее словам, в кардинальном обновлении нуждается и материально-техническая база – современное реабилитационное оборудование шагнуло далеко вперед, но в отечественных детских коррекционных учреждениях оно практически отсутствует.
В ходе обсуждений члены парламентского комитета проанализировали и тот факт, что за последние годы динамика выявления различных отклонений у детей дошкольного возраста неизменно увеличивается. По мнению депутата Растяма Бакирова, данная проблема имеет более серьезные масштабы и характеризует в целом ухудшение морального и физического состояния нашего общества. Как правило, отклонения выявляются у детей, чьи родители употребляют никотин, алкоголь и наркотики.
Своим мнением поделился и член парламентского комитета, председатель Общества инвалидов Татарстана, в прошлом, кстати, выпускник казанской школы-интерната №4 Рифат Ганибаев. Он отметил, что адаптация детей с физическими отклонениями должна происходить с самого раннего возраста. «Мы были бесконечно благодарны нашим педагогам, которые оберегали нас, обучали и воспитывали, но мы были под неким «розовым колпаком». За порогом родного интерната нас встретил внешний агрессивный мир», – рассказал депутат. На его взгляд, коррекционное образовательное учреждение должно принимать ребенка только в том случае, если невозможно обеспечить нормальное обучение и воспитание в обычной массовой школе.
После рассмотрения первого вопроса повестки дня депутаты переместились в здание Госсовета, где продолжили работу.
Руслан Мухамедшин, отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ Фото Алексея Насырова
20.04.2011
|
|
|