Информация
о работе Комитета Государственного Совета Республики Татарстан
по законности и правопорядку с января по декабрь 2015 года

Работа Комитета за отчетный период строилась на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности и широкой инициативы членов Комитета.
Важнейшим направлением деятельности Комитета является законотворческая работа, которая осуществляется в соответствии с ежегодными примерными планами законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан и планами работами Комитета.
За период с января по настоящее время проведено 16 заседаний Комитета, в т.ч. 2 выездных заседания в муниципальное образование города Казани и Лаишевский муниципальный район, на которых рассмотрены 101 вопрос, приняты 96 постановления и 5 заключений.
В соответствии с предметами ведения, установленными Законом Республики Татарстан «О комитетах Государственного Совета Республики Татарстан» и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан, Комитет осуществляет свою деятельность по следующим направлениям.

Первое направление - разработка законопроектов, проектов постановлений Государственного Совета Республики Татарстан, предварительное рассмотрение проектов законов Республики Татарстан в сфере законности и правопорядка, внесенных другими субъектами права законодательной инициативы, проектов постановлений Государственного Совета Республики Татарстан и подготовка их к рассмотрению Государственным Советом Республики Татарстан.
В течение указанного периода рассмотрены 16 проектов законов Республики Татарстан и 167 проектов постановлений Государственного Совета Республики Татарстан. Комитетом и членами Комитета разработаны и внесены в Государственный Совет 6 проектов законов Республики Татарстан и 166 проекта постановлений Государственного Совета Республики Татарстан.
Наиболее значимыми являются рассмотренные законы Республики Татарстан «Об общественных пунктах охраны порядка в Республике Татарстан», «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об Общественной палате Республики Татарстан», «О парламентском контроле в Республике Татарстан» и др.
За отчетный период Комитетом были также рассмотрены 2 проекта постановления Государственного Совета Республики Татарстан о внесении соответствующих изменений в Регламент Государственного Совета Республики Татарстан.
При рассмотрении законопроектов Комитет осуществляет сотрудничество с другими комитетами Государственного Совета Республики Татарстан, субъектами права законодательной инициативы и Общественной палатой Республики Татарстан. На заседаниях Комитета постоянно принимают участие и активно работают член фракции КПРФ, депутат Государственного Совета Республики Татарстан А.В. Комиссаров, член Общественной палатой Республики Татарстан В.Б. Паймухин, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан С.Х. Сабурская.
За отчетный период Комитетом и его членами внесены следующие проекты законов Республики Татарстан: «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об Общественной палате в Республике Татарстан», «О парламентском контроле в Республике Татарстан», «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Татарстан «О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан», «О внесении изменений в статьи 15 и 19 Закона Республики Татарстан «О пожарной безопасности», «О внесении изменений в статью 8.2 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях».
Членом Комитета И. А. Шамиловым в порядке законодательной инициативы внесены проекты законов Республики Татарстан «О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях» в части конкретизации мер ответственности за отсутствие освещения наземных пешеходных переходов или содержание его в неисправном состоянии, в части дополнения мерами ответственности за несоблюдение правил и требований к безопасности оборудования и покрытий детских игровых площадок; в части дополнения мерами ответственности за неисполнение требований нормативных актов по отлову безнадзорных животных.

В результате законодательной деятельности Комитета приняты 15 законов Республики Татарстан.
В течение 2015 года по законопроектам, рассмотренным Комитетом, депутатами Государственного Совета Республики Татарстан вносилась 1 поправка, рекомендованная к отклонению.

Второе направление работы Комитета затрагивает контроль за реализацией Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан. Комитет, являясь профильным комитетом по формированию указанного плана, проводит объемную работу. На 2016 год Примерный план сформирован из 49 законопроектов. Комитет в течение отслеживает выполнение плана.

Третье направление работы Комитета затрагивает рассмотрение и подготовку замечаний, предложений и поправок по проектам федеральных законов по вопросам ведения Комитета. За отчетный период Комитетом рассмотрены 88 проект федеральных законов и 25 законодательных инициатив.
За отчетный период Государственным Советом Республики Татарстан на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по предметам ведения Комитета внесены две законодательные инициативы: проекты федеральных законов № 777760-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и № 777749-6 «О внесении изменений в статьи 20.4 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также Обращение Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время».

Четвертое направление работы Комитета затрагивает предварительное обсуждение установленных Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами кандидатур, представляемых в Государственный Совет Республики Татарстан для избрания, назначения, согласования или утверждения, и дача заключений по обсуждаемым кандидатурам. В 2015 году по предложению Комитета избраны 56 мировых судьи Республики Татарстан и на 9 мировых судей Республики Татарстан в отставке возложено исполнение обязанностей мировых судей Республики Татарстан. Кроме того, Комитет предварительно рассмотрел кандидатуры на должности Премьер-министра Республики Татарcтан, заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, кандидаты в члены Общественной палаты Республики Татарстан.
17 сентября 2015 года председатель Комитета Ш.Ш. Ягудин принял участие и выступил на заседании Коллегии Министерства юстиции РТ «Об организационном, в том числе материально-техническом, обеспечении деятельности мировых судей».

Пятое направление работы Комитета: осуществление контроля за исполнением законодательства по вопросам, отнесенным к его ведению. В этих целях Комитет осуществляет проверки по исполнению законодательства министерствами и ведомствами, иными государственными органами Республики Татарстан и заслушивал по ним информации.
За период с января по декабрь 2015 года рассмотрено 9 контрольных вопросов и 1 контрольное сообщение:
«О ходе выполнения постановления Комитета по законности и правопорядку от 20 мая 2011 года № 53 «Об организационном и материально-техническом обеспечении деятельности мировых судей Республики Татарстан» (10 февраля);
«О ходе реализации законов Республики Татарстан об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Татарстан и об общественных воспитателях несовершеннолетних и постановлений Комитета от 17 апреля 2012 года № 40 и от 27 мая 2014 года № 93 в муниципальном образовании города Казани» (11 марта);
«О ходе реализации законов Республики Татарстан «О пожарной безопасности» и «О добровольной пожарной охране в Республике Татарстан» (7 апреля);
«О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан и органах местного самоуправления» (2 июня);
«О ходе реализации Закона Республики Татарстан «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан» (2 июня);
«О проведении воспитательной работы в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних» (7 апреля);
«О ходе реализации Закона Республики Татарстан «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» (2 октября);
«О ходе реализации законов Республики Татарстан об обеспечении правопорядка и профилактике правонарушений в Лаишевском муниципальном районе» (3 ноября);
«О ходе реализации законов Республики Татарстан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан по вопросам ведения Комитета по законности и правопорядку в Верхнеуслонском и Чистопольском муниципальных районах» (11 декабря).

7 апреля 2015 года на заседании Комитета рассмотрен Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан, в котором проведен анализ законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Татарстан с 1990 года по сентябрь 2014 года.
При анализе законодательной деятельности за указанный период констатируется возрастание интенсивности законодательного процесса. В среднем количество ежегодно принимаемых парламентом Республики Татарстан законов возрастало из созыва в созыв: 25 в первом созыве (1995 – 1999), 55 во втором созыве (1999 – 2004), 75 в третьем созыве (2004 – 2009) и 100 в четвертом созыве (2009 – 2014).
В период с 1990 по 1999 годы шло становление законодательства Республики Татарстан. В это время принимались законы, закрепляющие новый государственно-правовой статус Республики Татарстан, в первую очередь это Конституция Республики Татарстан, принятая в 1992 году. Данный период характеризуется принятием преимущественно базовых законов, которые составляют 72 % от числа принятых законов.
Другой особенностью законотворческой деятельности этого периода является принятие актов опережающего по сравнению с федеральным законодательством правового регулирования. К числу таковых относятся Земельный кодекс Республики Татарстан (1998 г.), Закон Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» (1998 г.), Закон Республики Татарстан «О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья» (1996 г.), Закон Республики Татарстан «О государственной службе» (1994 г.) и другие законы по предметам ведения Республики Татарстан и совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан (в сфере государственного устройства, экономики, образования, культуры, здравоохранения, экологии и природопользования).
Законотворческая деятельность Государственного Совета II созыва в Республике Татарстан с марта 1999 годов осуществлялась под влиянием общероссийского процесса приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
На развитие законодательства Республики Татарстан за последние 10 лет оказывало влияние несколько факторов, имеющих также федеральное значение.
Первое, с конца девяностых годов федеральный законодатель постепенно от принятия рамочных законов переходит к принятию федеральных законов прямого действия, зачастую отбирая полномочия субъектов Российской Федерации. На современном этапе прослеживается тенденция сокращения количества законов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, что свидетельствует, в том числе, о высокой степени урегулированности общественных отношений на законодательном уровне в республике в условиях ограничения законодательных полномочий регионов со стороны Российской Федерации.
Второе, в первой половине 2000-х годов проводятся полномасштабные административная и муниципальная реформы. Приняты федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003), о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием данных федеральных законов, которые потребовали принятия многочисленных актов республиканского законодательства. Только в развитие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» парламентом Республики Татарстан было принято 108 законов.
Третье, на первый план в законотворческой деятельности выходят полнота правового регулирования (т.е. достаточное законодательное регулирование и если необходимо регулирование на подзаконном уровне), актуальное состояние нормативного правового акта (т.е. своевременное приведение закона в соответствие в федеральным законодательством), его качество (непротиворечивость, ясность и определенность правовых норм, отсутствие коррупциогенных факторов).

Шестое направление - осуществление сотрудничества с Комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции; по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В течение всего периода Комитет осуществляет также тесное сотрудничество с Правовым управлением Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан, Государственно-правовым управлением Президента Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан, Прокуратурой Республики Татарстан, Министерством юстиции Республики Татарстан, Общественной палатой Республики Татарстан. Представители указанных государственных органов и Общественной палаты Республики Татарстан постоянно принимают активное участие в заседаниях Комитета. Все проекты законов Республики Татарстан направляются им на заключение, а полученные предложения и замечания учитываются в работе Комитета над законопроектами. Комитет также тесно сотрудничал с Межведомственным координационным комитетом по правовым вопросам Республики Татарстан, членом которого является председатель Комитета Ш.Ш. Ягудин, а также Правительственной комиссией Республики Татарстан по профилактике правонарушений и Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, членами которых является Р.Г. Нугуманов.
Являясь членом Комиссии по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, 29 июня 2015 года председатель Комитета Ш.Ш. Ягудин принял участие в заседании в заседании данной Комиссии.

Седьмое направление работы Комитета касается проведения мероприятий в Государственном Совете Республики Татарстан по вопросам ведения Комитета: конференции, «круглые столы», семинары:
председатель Комитета Ш.Ш. Ягудин принял участие и выступил:
на выездном заседании слушателей курсов повышения квалификации Высшей школы государственного и муниципального управления К(П)ФУ – 3 февраля;
на заседании «круглого стола» на тему: «Государственность Республики Татарстан: история и современность» – 13 мая;
на заседании III Международной летней школы по правам человека «Международная защита экономических, социальных и культурных прав» - 22 мая;
на торжественном мероприятии, посвященном Дню Конституции Республики Татарстан и 15-летию Конституционного суда Республики Татарстан - 5 ноября);
на брифинге, посвященном Международному дню борьбы с коррупцией (12 ноября);
на V Всероссийской научно-практической конференции «Диалектика противодействия коррупции» - 20 ноября;
в праздновании 10-летия Ассоциации юристов России и вручении Премии «Юрист года» - 3 декабря;
на встрече, посвященной Международному дню прав человека - 4 декабря;
на встрече со слушателями Малой академии государственного управления в Республике Татарстан – 26 декабря.
18 декабря 2015 года принял участие в совещании по вопросам повышения деловой активности сельского населения, поддержки частных подворий и развития малых форм хозяйствования.
В период визита в Республику Татарстан Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью 29 октября 2015 года проводил соответствующую работу по программе визита;

заместитель председателя Комитета Р.Г. Нугуманов принял участие и выступил:
в ФКУ «Казанская воспитательно-трудовая колония» совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Татарстан – 23 января;
в зональном семинаре по межведомственному взаимодействию в профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних – 24 марта;
на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних» – 27 марта;
в месячнике «Экстремизму – Нет!»;
на Республиканской молодежной антикоррупционной школе «Фронт противодействия коррупции» - 22 ноября;
в работе Х Слета молодежных, студенческих формирований по охране общественного порядка «Форпост» - 9 декабря;

член Комитета Р.Г. Садыкова приняла участие:
в работе «круглого стола» на тему «Взаимодействие общественных и религиозных организаций с государственными структурами в сфере реабилитации наркозависимых» - 31 марта;
на заседании Межфракционной депутатской рабочей группы по вопросам наркомании и ВИЧ-инфекции – 29 апреля;
на заседании «круглого стола» на тему «Семья и семейные ценности» - 25 ноября;
на встречах с участниками международной конференции «Доказательственная медицина: достижения и барьеры» - 8 декабря;

член Комитета И.А. Шамилов провел:
совещание с привлечением исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны», прокуратуры города, следственного отдела по г. Набережные Челны следственного управления Следственного комитета по Республике Татарстан в части выработки законодательных мер по пресечению незаконного оборота пива, парфюмерно-косметической продукции и иные нормативно-правовые акты, инициирование обсуждения в комитетах Государственного Совета Республики Татарстан законодательной инициативы Федеральной антимонопольной службы РФ по снятию запрета по продаже пива и табака в нестационарных точках (ларьки и киоски);
выездную проверку детских лагерей на территории муниципального образования «город Набережные Челны» с целью проверки организации летнего отдыха детей. Проведена выездная проверка ценообразования в средне-образовательных и дошкольных учреждениях муниципального образования «город Набережные Челны»;
парламентский урок для учеников 9-10 классов на тему «Экстремизму – Нет!».

Восьмое направление- это взаимодействие со средствами массовой информации и специализированными юридическими изданиями. За отчетный период Комитет активно взаимодействовал со средствами массовой информации и специализированными юридическими изданиями. Это были информационные сообщения о своей работе, газетные и телевизионные репортажи с заседаний, а также участие членов Комитета в радио- и телевизионных передачах. Работа многих депутатов была освещена с выездом в избирательные округа, дан подробный анализ принятых Государственным Советом по инициативе Комитета законов Республики Татарстан и механизм их действия.
Заместитель председателя Комитета Р.Г. Нугуманов принял участие в пресс-конференции на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в период весенних каникул».
2 апреля 2015 года состоялась пресс-конференция «Современная государственность Республики Татарстан» с участием председателя Комитета Ш.Ш. Ягудина.
10 декабря 2015 года проведена пресс-конференция об итогах работы Комитета по законности и правопорядку в текущем созыве.
В течение отчетного периода члены Комитета регулярно принимали участие в работе сессий представительных органов муниципальных образований, коллегий министерств и ведомств, при необходимости давали разъяснения по действующему законодательству. В частности, председатель Комитета Ш.Ш. Ягудин участвовал на заседаниях советов Дрожжановского и Буинского муниципальных районов, заместитель председателя Комитета Р.Г. Нугуманов – Совета Чистопольского муниципального района.
21 июля 2015 года Ш.Ш. Ягудин принял участие в торжественном открытии детского сада «Светофорик» и убойного цеха с холодильной обработ¬кой хранения мясной продукции в городе Буинске с участием временно ис¬полняющего обязанно¬сти Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниха¬нова. 30 декабря 2015 года принял участие в торжественном открытии Больше-Фроловской основной общеобразовательной школы Буинского муниципального района.
Особое внимание уделялось работе с избирателями и обращениями граж¬дан. За данный период Комитетом было рассмотрено 98 пись¬менных обращений граждан, члены Комитета по установленному графику в своих из¬бирательных окру¬гах осуществляли прием избирателей.
Членами Комитета А.А. Демидовым, Р.Ш. Зиганшиным, А.А. Мухамет¬шиным, С.Г. Рачковым, Р.Р. Абдулхаковым, В.Е. Махеевым, Л.Н. Шафигулли¬ным, А.Х. Ша¬риповым проводятся благотворительные акции,
Членом Комитета И.А. Шамиловы в рамках акции «Дорогой наш Ветеран» оказана благотворительная помощь в организации торжественных мероприятий для ветеранов Великой Отечественной войны, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., по открытию мемориальной доски солдатам, погибшим в Республике Афганистан, оказана помощь в замене сантехнического оборудования в квартире одиноко проживающего ветерана Великой Отечественной войны, организован медицинский осмотр на дому (в связи с не транспортабельностью ветерана Великой Отечественной войны), а также обеспечено оформление направления на реабилитацию в «Госпиталь для ветеранов войн». Оказано содействие в предоставлении инвалиду по зрению инвалидного кресла, организован прием ветеранов ВОВ и членов их семей в рамках единого дня юридической помощи.
Член Комитета Р.Г. Садыкова в рамках деятельности объединения женщин-депутатов Государственного Совета Республики Татарстан «Мэрхэмэт – Милосердие» принимала участие в 4 заседаниях объединения, осуществляла патрионирование участницы республиканского конкурса среди женщин – инвалидов «Жемчужина Татарстана» из Арского района. Являясь председателем Попечительского совета ГАУСО «Верхне-Отарский дом-интернат для умственно-отсталых детей» провела 4 заседания Совета, приняла участие в мероприятиях, проведенных в данном учреждении в День защиты детей. Как член Общественного Совета Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков приняла участие в работе 4 его заседаний. Принимала участие во встречах с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проводила проверку организации и качества питания в детских дошкольных и общеобразовательных учрежднниях, организацию отдыха детей в летний период.
Член Комитета Л.Н. Шафигуллин инициирует и реализует в Республике Татарстан крупные благотворительные и меценатские проекты. В частности, в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войны в деревне Иске-Кишит Арского района открыт музейный комплекс, посвященный Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту Г. Сафиуллину, открыт памятник «Воину-связисту» у главного здания ПАО «Таттелеком» в Советском районе г. Казани, в с. Гремячка Рыбно-Слободского района установлен памятник герою крейсера «Варяг» Сидору Алексееву. По инициативе и при поддержке Л.Н. Шафигуллина было восстановлено старинное мусульманское кладбище в д. Старый Менгер Атнинского района. В год парков и скверов была проведена реконструкция сквера на Советской площади г. Казани.
В 2015 году начаты работы по реконструкции территории усадьбы приемного отца Г. Тукая С. Салихова в д. Кырлай Арского района к 130-летию со дня рождения поэта; проведены масштабные работы по созданию дома-музея писателя, драматурга, видного общественного деятеля, депутата Государственного Совета Республики Татарстан Т.А. Миннулина в д. Мереткузино Камско-Устьинского района. Л.Н. Шафигуллиным в рамках работы в избирательном округе оказана помощь в организации мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий, оказана финансовая поддержка Республиканскому фестивалю для людей с ограниченными возможностями «Возьмемся руки, друзья», седьмой год проводимого на территории Советского района г. Казани, оказана адресная материальная помощь семьям, воспитывающих детей-инвалидов. Под руководством Л.Н. Шафигуллина собран и доставлен значительный объем гуманитарной помощи для жителей Донецкой области.
Таким образом, следует констатировать, что за отчетный период проде¬лана большая работа. Вместе с тем необходимо продолжить работу по мони¬торингу за¬конов Республики Татарстан по предметам ведения Комитета, осу¬ществлению кон¬троля за исполнением принятых законов Республики Татар¬стан, повышению эффек¬тивности выездных заседаний, а также уделить вни¬мание участию членов Комитета в работе Комитета и Государственного Со¬вета Республики Татарстан.