|
|
На пике Первой российской революции 1905-1907 годов император Николай II подписал 6 августа 1905 Манифест «Об учреждении Государственной Думы» и 17 октября 1905 года Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест), в соответствии с которыми прошли первые выборы, а 23 апреля 1906 года состоялась торжественная церемония открытия первого российского представительного учреждения парламентского типа (в новейшем понимании этого термина). C самого начала депутатский корпус Государственной Думы был всесословным, многонациональным и поликонфессиональным. Активно проявляли себя в работе и депутаты, избранные от Казани и Казанской губернии. Именно в стенах Таврического дворца Санкт-Петербурга впервые прозвучали речи татарских депутатов – представителей мусульманской фракции Государственной Думы. В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал"). Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа. Обратимся к хронологии событий тех дней: 2 марта 1917 года состоялось ОБЪЕДИНЕННОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ.
14 марта 1917 года создан первый орган представительной власти народа в Казанской губернии - ГОРОДСКОЙ СОВЕТ.
6 мая 1917 года в обстановке нарастания революционной борьбы в Казани начал работу ПЕРВЫЙ ГУБЕРНСКИЙ СЪЕЗД крестьянских депутатов. На нем был избран ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ.
8 мая 1917 года на ОБЪЕДИНЕННОМ СОБРАНИИ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ произошло слияние обоих СОВЕТОВ. Вслед за губернским центром Советы стали создаваться в уездах и волостях. Правом избирать и быть избранными пользовались все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, национальной принадлежности и вероисповедания.
После острых дискуссий и споров вокруг создания Татаро-Башкирской Советской республики 27 мая 1920 года Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании ТАТАРСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР.
26 сентября 1920 года в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР. В его работе участвовало 348 делегатов. Эта дата может считаться формальным днем рождения собственно татарстанского парламентаризма. Съезд сформировал систему постоянно действующих высших органов власти республики - Центральный Исполнительный Комитет ТАССР в составе 56 членов. На первом пленарном заседании ТатЦИКа был избран его президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым и образовано правительство республики - Совет народных комиссаров. До 1929 года съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов ТАССР созывался ежегодно, а с 1929 года - раз в два года. За период с 1920 по 1937 годы состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имели съезды 1926 и 1937 годов: на них были приняты Конституции ТАССР. В период между сессиями ЦИК Татарской АССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся его президиум. Он избирался из состава ЦИК и был ему подотчетен. В 1937 году на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической республики. 26 - 29 июня 1938 года в Казани состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР первого созыва. На ней были избраны: С 1957 года на сессиях Верховного Совета стали рассматриваться годовые народнохозяйственные планы. Увеличилось число постоянных комиссий - к трем существующим добавилось еще четыре новые: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению. В 60 - 70-е годы ХХ века Верховный Совет интенсивно развивал законодательную базу республики. Именно в этот период были приняты законы:
В 1978 году на основе Конституции республики были приняты: Следующий этап в реформировании представительных органов власти связан с началом перестройки. 30 августа 1990 года, - исходя из неотъемлемого права народа на самоопределение, закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, - Верховным Советом республики была принята ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ. Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР. Спустя четырнадцать лет, 26 августа 2004 года, на встрече с парламентскими корреспондентами Председатель Государственного Совета Ф.Х. Мухаметшин, говоря об историческом значении нашей Декларации, отметил: "Сегодня, с высоты прожитых лет, многим нашим политическим оппонентам, пытавшимся дискредитировать политику суверенизации, стало ясно, что Татарстан, как и другие национальные республики, не взломали стены Федерации. Напротив, своими последовательными, конструктивными шагами республики лишь укрепляли основы Российской государственности. Сила и могущество России должны прирастать через соблюдение прав народов, обеспечение интересов регионов. Любые реформы, направленные на возрождение и процветание Российской Федерации, должны быть, прежде всего, продуктом общественного согласия. Опыт устройства и функционирования российского государства, накопленный за прошедшее десятилетие, свидетельствует о необходимости последовательной реализации принципов федерализма, закрепленных в Конституции РФ. Россия может вновь стать сильной только тогда, когда сильными и самодостаточными станут регионы". Важным этапом в укреплении государственного суверенитета стало учреждение в 1991 году ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА в Татарстане. С 1991 года ряд депутатов, в том числе председатели четырнадцати постоянных комиссий Верховного Совета, стали заниматься законодательной деятельностью на постоянной основе. В Верховном Совете впервые появились депутатские группы и фракции: "Народовластие", "Суверенитет", "Татарстан", "Согласие" и другие. В марте 1992 года по решению Верховного Совета был проведен РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ о государственном статусе Татарстана. "Оглядываясь на прошедшее десятилетие, я еще и еще раз убеждаюсь в правильности государственного и политического выбора, сделанного республикой, и горжусь тем доверием, той поддержкой, которые оказал нам многонациональный народ Татарстана". 6 ноября 1992 года ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ Татарстана принял НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ. Это событие открыло новый этап в политической истории нашей республики. Текст Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года. Значение принятой Конституции, прежде всего, заключалось в том, что она: закрепила основополагающие идеи и принципы Декларации о государственном суверенитете;
сформулировала такие важные принципы правового государства как верховенство законов, их неуклонное соблюдение, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
впервые законодательно оформила основные права и свободы личности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека;
закрепила взаимную ответственность гражданина и государства при приоритете прав человека как высшей социальной ценности;
стала надежным гарантом стабильности, гражданского согласия и доверия между людьми разных национальностей и вероисповедания, возрождения культур, языков и традиций народов республики;
позволила сформировать собственные органы власти, новые институты демократии и рыночной экономики;
установила принципиально новые подходы к экономической системе, в соответствии с которыми обеспечивается свобода хозяйственной деятельности и многообразия форм собственности.
|
|
Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
|