Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая,...
Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, творчески законодательствующий по вопросам своего ведения. Как известно, в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это - сильная конституционная формула самостоятельности субъектов Российской Федерации, и в частности, государственной самостоятельности республик в составе Российской Федерации.
Для субъектов Российской Федерации важно, чтобы обе составляющие этой сферы общественных отношений оставались постоянными, незыблемыми и стабильными. Так, предметы ведения Российской Федерации определены в статье 71 Конституции Российской Федерации, являются объектом конституционного регулирования, то есть стабильны. А вот полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения регулируются текущим федеральным законодательством, потому о стабильности этого круга общественных отношений говорить не приходится. Федеральный законодатель здесь ничем не ограничен и частенько вторгается в круг интересов субъектов Российской Федерации, порой подменяя их, детально регулируя вопросы регионального значения.
В целях обеспечения общепринятого в демократических государствах принципа субсидиарности, гармоничного развития российского федерализма статью 73 Конституции Российской Федерации целесообразно было бы дополнить положением, конституционно обеспечивающим полноту государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках указанной статьи 73 о том, что в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Российская Федерация осуществляет рамочное правовое регулирование, не вторгаясь в сферы интересов субъектов Российской Федерации. В этом случае полнота государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах статьи 73 Конституции Российской Федерации конституционно была бы гарантирована.
Республика Татарстан заинтересована в том, чтобы в полной мере использовать конституционно-правовой потенциал своей государственности. В этом, в принципе, заинтересована и Российская Федерация в целом.
Наглядным и убедительным примером реализации такой заинтересованности является учреждение в марте 2010 года должности Государственного Советника Республики Татарстан. Более того, Татарстан, придавая этой должности особое значение, сделал ее предметом конституционного регулирования, приняв одновременно два закона: Закон Республики Татарстан №10-ЗРТ от 30 марта 2010 года «О внесении изменений в статьи 75, 76, 94 Конституции Республики Татарстан» и Закон Республики Татарстан №11-ЗРТ от 30 марта 2010 года «О Государственном Советнике Республики Татарстан» (далее – Закон).
В Конституцию Республики Татарстан дополнительно включены положения о порядке назначения на должность Государственного Советника Республики Татарстан и наделении его правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан. Таким образом, должность Государственного Советника Республики Татарстан по статусу - конституционная. Вместе с тем, необходимо иметь в виду положения частей 5 и 6 статьи 1 Закона о том, что должность Государственного Советника Республики Татарстан не является государственной должностью Республики Татарстан и должностью государственной гражданской службы Республики Татарстан и что, Государственный Советник Республики Татарстан осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Будучи одним из разработчиков указанных законов хочу подчеркнуть, что такое сочетание государственных и общественных начал является уникальным, несет в себе огромный позитивный потенциал и нуждается в творческом осмыслении в целях его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
В соответствии с Законом на должность Государственного Советника Республики Татарстан назначается лицо, прекратившее исполнение полномочий Президента Республики Татарстан Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан. При этом необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, такое назначение является добровольным. Человек может и отказаться от него, например, в связи с выездом за пределы республики, по состоянию здоровья и т.д. Поэтому в части 2 статьи 1 Закона вместо «назначается» целесообразно написать «может быть назначено». Во-вторых, со временем, в республике может оказаться несколько лиц прекративших исполнение полномочий Президента Республики Татарстан. В этой связи статью 1 Закона целесообразно дополнить положением о том, что в Республике Татарстан может быть учреждено несколько должностей Государственного Советника Республики Татарстан.
Государственный Советник Республики Татарстан на основании его личного заявления освобождается от должности Государственным Советом по представлению Президента Республики Татарстан.
В связи с истечением срока полномочий первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева в 2010 году по представлению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в соответствии с действующим законодательством Государственный Совет Республики Татарстан постановлением от 4 февраля 2010 года №665-IV ГС наделил Минниханова Рустама Наргалиевича полномочиями Президента Республики Татарстан. Церемония вступления Р.Н.Минниханова в должность Президента Республики Татарстан состоялась 25 марта 2010 года.
Государственный Совет Республики Татарстан на очередном заседании постановлением от 22 апреля 2010 года №836-IV ГС по представлению Президента Республики Татарстан назначил Шаймиева Минтимера Шариповича на должность Государственного Советника Республики Татарстан.
В соответствии с Законом перед Государственным Советником Республики Татарстан стоят следующие основные задачи: содействие органам государственной власти Республики Татарстан в эффективном осуществлении их полномочий; подготовка предложений по защите прав и свобод граждан, совершенствованию федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, развитию системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, в том числе проживающих за пределами Республики Татарстан, а также представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан; выполнение отдельных миссий по обращению федеральных органов государственной власти, Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума.
В целях наиболее эффективной реализации своих основных задач Государственный Советник Республики Татарстан наделен Законом широкими полномочиями. В частности, он беспрепятственно посещает на территории Республики Татарстан государственные органы, органы местного самоуправления, принимает участие в работе их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещает предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Он также запрашивает и получает безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для подготовки соответствующих предложений и заключений, привлекает государственные органы и научные учреждения к проведению необходимых экспертных исследований, подготовке предложений и заключений, которые направляются соответствующим государственным органам и должностным лицам и подлежат обязательному рассмотрению ими.
Кроме того, Государственный Советник Республики Татарстан вправе осуществлять также иное взаимодействие с федеральными, республиканскими органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными объединениями, иными некоммерческими организациями.
Государственный Советник Республики Татарстан в соответствии с Законом вправе принимать участие в работе и мероприятиях, проводимых Президентом Республики Татарстан, Государственным Советом, Кабинетом Министров Республики, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также выступать по обсуждаемым вопросам.
Государственный Советник Республики Татарстан может входить в составы органов, образуемых Президентом Республики Татарстан, Государственным Советом и Правительством Республики Татарстан, возглавлять делегации или входить в их составы, а также принимать участие в переговорах, в том числе международных.
Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Конституционный суд Республики Татарстан, иные органы государственной власти республики, органы местного самоуправления и их должностные лица обеспечивают Государственного Советника Республики Татарстан законами и иными актами, а также официально распространяемыми информационными и справочными материалами.
Деятельность Государственного Советника Республики Татарстан обеспечивается секретариатом, входящим в структуру Аппарата Президента Республики Татарстан, за счет средств бюджета Республики Татарстан в пределах бюджетных расходов на содержание Аппарата Президента Республики Татарстан.
Законом установлен протокольный статус Государственного Советника Республики Татарстан, выражающийся в том, что при проведении в республике официальных мероприятий, Государственный Советник Республики Татарстан в соответствии с протокольным старшинством занимает позицию после Президента Республики Татарстан.
Закон определяет место постоянного нахождения Государственного Советника Республики Татарстан – город Казань, Кремль.
Минтимер Шарипович Шаймиев 23 января 2010 года, еще будучи Президентом Республики Татарстан, дал пресс-конференцию для журналистов российских и республиканских средств массовой информации, где прокомментировал свое решение и просьбу не рассматривать его кандидатуру на пост главы республики после истечения его полномочий 25 марта 2010 года, с которой он обратился накануне к Президенту Российской Федерации.
На вопрос о том, чем он займется после ухода из большой политики, ответил, что будет поддерживать нового Президента Республики Татарстан и те традиции, которые он разделяет, чтобы укрепить республику, сохранить и упрочить установившийся в ней межнациональный и межконфессиональный мир. И еще одним проектом займется обязательно: «У меня огромное желание возродить Болгарский музей-заповедник (место, где был принят ислам в 922 году) и Свияжский монастырь ХVI века».
За восстановление этих памятников истории и культуры взялся Республиканский фонд «Возрождение», основателем и Председателем Попечительского Совета которого является М.Ш. Шаймиев. 5 октября 2010 года на его заседании в Казанском Кремле под председательством Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева был утвержден комплексный проект «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний город Болгар» на 2010-2013 годы.
Государственный Советник Республики Татарстан в целях поиска источников финансирования и реализации грандиозного проекта неутомимо встречается с представителями бизнеса, федеральных органов государственной власти, иными должностными лицами, деятелями культуры. Так, 7 июня 2010 года в Представительском корпусе Казанского Кремля прошла встреча М.Ш.Шаймиева с президентом ОАО «Лукойл» Вагитом Алекперовым. Стороны подписали Меморандум об участии ОАО «Лукойл» в восстановлении памятников истории и культуры древнего города Болгар и остров-града Свияжск в Республике Татарстан. Аналогичный Меморандум подписан 7 июля 2010 года и с Президентом Совета директоров ОАО Банк Зенит Алексеем Соколовым.
Как отмечает в одном из интервью М.Ш. Шаймиев, достигнута договоренность о паритетном софинансировании проекта из бюджета Российской Федерации и Республики Татарстан. В Фонд поступают также добровольные взносы и пожертвования организаций и предприятий, иностранных предпринимателей, юридических и физических лиц.
В результате напряженных организаторских усилий, прежде всего, Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева, в 2010 году на работы по восстановлению и реставрации историко-архитектурных памятников, расположенных в древнем Болгаре и на остров-граде Свияжск, из всех источников финансирования было израсходовано 1 млрд. 157 млн. рублей, что дало основание М.Ш. Шаймиеву заявить, что «Проект по возрождению Болгар и Свияжска стал всенародным». Восстановление Болгара и Свияжска М. Ш. Шаймиев рассматривает как «новую ступень возрождения духовности» и утверждает, что у Болгара и Свияжска есть все шансы попасть в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И в этом направлении им проводится соответствующая работа.
Государственный Советник Республики Татарстан активно участвует в налаживании и реализации международных и внешнеэкономических связей Республики Татарстан. В частности, современный Татарстан можно было бы назвать воротами России в исламский мир. В этом направлении немало делается и Государственным Советником Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым. 20 октября 2010 года он встречается с Генеральным секретарем Организации Исламской конференции Экмеледдином Ихсаноглу, побывавшим в Болгарском городище и назвавшим великой идею Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева по возрождению древнего Болгара. В этом же месяце он встречается в Казанском Кремле с Советником Президента Исламской Республики Иран, главой Организации исламской культуры и связей этой страны доктором Мехди Мостафави. 24 ноября 2010 года в Казанском Кремле он встретился с управляющим директором консалтинговой компании «Dar AI Sharia Legal & Financial Consultancy LLC» Исламского банка Дубай доктором Хуссейном Хамедом Хассаном.
7 декабря 2010 года в Казанском Кремле М.Ш.Шаймиев встречался с Генеральным консулом Турецкой Республики в Казани Ахметом Тута, а 18 февраля 2011 года – со вновь назначенным на эту должность Ахметом Акынты, 8 февраля 2011 года - с Генеральным консулом Исламской Республики Иран в Казани Резой Багбаном Кондори. 3 марта 2011 года М.Ш.Шаймиев встречался с Министром энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики, сопредседателем Турецко-Российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Танером Йылдызом, прибывшим в Казань с рабочим визитом.
16-17 марта 2011 года Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев в Казанском Кремле встретился с Премьер-министром Турецкой Республики Реджепом Тайип Эрдоганом.
Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев активно участвует в работе международных организаций. Так, 12 октября 2010 года М.Ш.Шаймиев принял участие в 185-й сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО в Париже, в работе которой участвовали представители 58 стран мира.
Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев, реализуя свои функции, в 2010 году принял Чрезвычайных и Полномочных послов следующих иностранных государств в Российской Федерации: Турецкой Республики, Французской Республики, Японии.
В связи с тем, что Болгар и Свияжск имеют большое федеральное значение Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев постоянно встречается с федеральными министрами, представителями бизнеса и культуры.
Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев регулярно встречается с соотечественниками. Так, 27 августа 2010 года он принимал соотечественников из Башкортостана, 21 октября 2010 года в Казанском Кремле состоялась встреча с представителями делегации соотечественников из Китая.
Самое активное участие Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев принимает в общественно-политической, экономической, социальной жизни республики, участвует в заседаниях Государственного Совета Республики Татарстан и обсуждениях рассматриваемых парламентом вопросов. Он регулярно выступает в печати, дает интервью, поддерживает тесные связи с представителями средств массовой информации.
В соответствии с общепринятыми демократическими принципами организации и деятельности государственных и общественных институтов, на наш взгляд, целесообразно было бы дополнить Закон положением о том, что Государственный Советник Республики Татарстан не реже одного раза в год информирует о своей деятельности Государственный Совет Республики Татарстан. Парламент и многонациональный народ должны знать о многогранной и неутомимой деятельности Государственного Советника Республики Татарстан.
Изложенное позволяет сделать вывод: институт Государственного Советника Республики Татарстан состоялся и эффективно функционирует. Назначенный на эту должность первый Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев последовательно раскрывает неисчерпаемый творческий потенциал и перспективы развития Республики Татарстан, всего российского федерализма. Недаром глава ПАСЕ (Парламентской Ассамблеи Совета Европы) Мавлют Чавуш Оглу 12 февраля 2011 года на встрече в Казанском Кремле с Государственным Советником Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым заявил: «Татарстан – пример для многих в плане выстраивания отношений с федеральным центром, в которых есть полное согласие и взаимопомощь».