"В ДРУЖБЕ НАРОДОВ – СИЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЗАЛОГ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"
01 июня 2008
Журнал «Наш дом – Татарстан», №1 (001)
«На территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов», – подчеркивается в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Однако национальный вопрос остается одним из центральных в современной многонациональной России. Каким образом проводится государственная национальная политика в Татарстане? Каковы ее актуальные задачи и перспективы? Об этом интервью с Председателем Совета Ассамблеи народов Татарстана, Председателем Государственного Совета Республики Татарстан, доктором политических наук Фаридом МУХАМЕТШИНЫМ.
Богатая межнациональная палитра России
– Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более 160 народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, – говорит Фарид Хайруллович. – Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле все они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Национальные отношения в современной России традиционно рассматриваются как часть федеративных. Регулирование межнациональных отношений, защита прав коренных малочисленных народов и сохранение национально-культурного многообразия всегда были неотъемлемой составляющей государственной политики России. Поэтому вполне закономерно – проведение демократической общегосударственной этнополитики приобретает в нынешних условиях особое значение. Практика общественного развития доказывает, что национальных проблем в «чистом» виде никогда не существовало и не существует. Они тесно переплетаются с социально-экономической сферой. Вместе с тем межнациональные контакты, как чрезвычайно сложная, многогранная сфера социальных отношений, нуждаются в систематическом отслеживании со стороны государства и целенаправленном регулировании.
– Насколько известно, в СССР был накоплен богатый опыт по взаимодействию союзных и автономных республик, в гимне даже были такие слова: «Союз нерушимых республик свободных»…
– Увы, исторический опыт свидетельствует: СССР распался в немалой мере потому, что те, кто отвечал за его судьбу в течение десятилетий, не задавались вопросом: куда ведет страну национальный вопрос. Вместо этого делался поспешный политизированный вывод о том, что «национальный вопрос» в том виде, в каком он был унаследован от прошлого, «решен полностью и окончательно». При этом мало кого интересовало: в каком состоянии находятся национальные школы, учреждения национальной культуры, система обучения на родном языке. Более того, считалось, что национальные языки со временем вообще должны исчезнуть. И они исчезали. Исчезала самобытность народов страны, которая являлась важнейшим фактором сохранения ее единства. Как следствие, выросло несколько поколений россиян, не знающих родного языка, не интересующихся национальной культурой. Все это и считалось «решением национального вопроса».
– Именно поэтому национальный вопрос был и остается одной из центральных задач современной многонациональной России, без решения которой не может быть построена полноценная Федерация?
– В данном случае процесс строительства демократической Федерации имманентно имеет два основания. С одной стороны, его развитие зависит от цивилизованности форм решения национального вопроса, а с другой – он невозможен без своевременного преодоления возникающих противоречий как на национально-государственном, так и на административно-территориальном уровнях. Обе тенденции только в единстве могут стать прочным фундаментом динамичного развития Федерации в целом. Как следствие, эффективность функционирования федеральных органов власти и управления во многом будет зависеть от степени учета ими и полноты гармонизации интересов субъектов Федерации.
В этом смысле важнейшим системообразующим фактором становления Российской Федерации выступает полиэтнический характер ее государственности. Россия исторически формировалась как многонациональное государство, в основе которого лежит исторический опыт народов, их самобытных культур и традиций. Отсюда важнейшая задача власти любого уровня – сохранять и приумножать все ценное и созидательное, что накоплено веками, независимо от численности и статусности того или иного народа, усиливать интеграционные процессы как на уровне регионов, так и Федерации в целом, обеспечивая равноправное участие в них представителей всех национальностей страны.
В настоящее время многие отечественные и зарубежные теоретики и практики рассматривают принцип мультикультурализма как наиболее адекватный ответ на глобальные вызовы этнического сепаратизма и этнонационализма. В 1991 году ОБСЕ приняла базовые документы о правах европейских национальных меньшинств, в 1992 году была учреждена должность Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств и принята Европейская хартия о региональных языках или языках меньшинств, а в 1995 году – Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств.
Конституция РФ гарантирует права человека, в том числе и лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (статья 26). «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства» (статья 29). Есть в Основном Законе и положения, касающиеся права на сохранение родного языка (статья 68) и прав малочисленных народов (статья 69). Суверенитет Российской Федерации был провозглашен от имени многонационального народа (статья 3). Тем самым Конституция страны закрепляет мультиэтническую модель российского общества.
– В 1996 году были приняты Закон РФ «О национально-культурной автономии» и Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Какое значение это имело для формирования институционального пространства России?
– Принципиальное. Это означало признание того, что национальная политика охватывает все народы, в том числе не имеющие своих административно-политических образований, и возможность самоопределения народов без изменения сложившегося государственного устройства. Более того, появление в последнее десятилетие многих этнокультурных общественных объединений, центров, национально-культурных автономий (НКА) расширило пространство для формирования гражданского полинационального российского общества.
– В Российской Федерации многое сделано для гармонизации межнациональных отношений. Государством пресекаются проявления национальной розни, пропагандируются идеи взаимоуважения народов. И в этом смысле Концепция сыграла чрезвычайно важную роль – была создана правовая и идейно-политическая основа для деятельности разных ветвей власти, политических сил и общественных организаций. Но можно ли говорить о том, что из состояния фрустрации и «этнополитической агонии» общество неумолимо движется к оздоровлению межнационального климата на принципах законодательно обеспеченного равноправия народов?
– Дело в том, что Концепция как система принципов и приоритетов в сфере межнационального взаимодействия требует подкрепления и уточнения в федеральном законодательстве. В целом, проводимой в Российской Федерации национальной политике пока недостает фундаментального, научно обоснованного подхода, целостного видения этнонациональной составляющей многонационального государства в условиях глобализации. Примеров подобного положения достаточно много. Но наиболее поразительным и тревожащим является то, что в стране, где исторически бок о бок проживают сотни народов и национальностей, так и не воссоздано Министерство по делам федерации и национальностей. Отсутствует реальное представительство интересов наций на уровне Совета Федерации – нет Палаты национальностей. Также отсутствует единый научный центр, который бы анализировал процессы федеративного и национального развития. А ведь к настоящему времени в Российской Федерации зарегистрированы и действуют более тысячи национальных объединений, в том числе 17 федеральных и более 500 региональных и местных национально-культурных автономий. Их деятельность охватывает почти 70 регионов. Как следствие, федеральные, региональные и местные национально-культурные автономии и объединения не в полной мере могут реализовать свой потенциал по консолидации общества и сохранению общественного согласия.
– Вы считаете, что Положения Федеральной концепции государственной национальной политики во многом утратили свою актуальность и нуждаются в доработке? России нужен другой, качественный, основополагающий документ, отвечающий современным запросам общества?
– Важнейшая задача нынешнего этапа в развитии национального движения – это совершенствование и модернизация государственной национальной политики. Этот процесс синхронно должен идти как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Любая социальная проблема – как болезнь: ее легче предотвратить, чем лечить. Поэтому взаимодействие государства и этносов необходимо переориентировать с «аварийного», как это нередко происходит, на планово-предупредительный «профилактический», стратегический режим работы.
Национальная политика сейчас уже не может ограничиваться лишь комплексом мероприятий по поддержке культур, языковых программ или самобытности народов. Речь нужно вести о консолидации этносов, проживающих на одной территории. При этом работа должна идти в двух направлениях. С одной стороны, принятие единой рамочной Федеральной концепции, с другой – реализация поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями образа жизни народов республик, краев и областей.
В этом смысле важнейшими задачами в сфере совершенствования межнациональных отношений в стране в настоящее время выступает необходимость возобновления совместно с Федеральными органами власти обсуждения законопроекта об Основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации. В свое время Президент Татарстана и Государственный Совет республики дали отрицательный отзыв на проект этого документа. В своих замечаниях мы рекомендовали уйти от каких-либо оценочных позиций, не отделять русский народ от других народов страны. Каждый народ сам по себе и государствообразующий, и самоопределившийся. И каждый одинаков в своих правах. Россия не укладывается в классическую категорию нация – государство, как это принято в странах западной демократии. Для обществ, где население различается по языку, конфессии, культуре, нужны иные принципы и подходы.
Требует своего рассмотрения на правительственном уровне вопрос о включении в сетку федерального телевещания передач на национальных языках народов Российской Федерации. Давно нужен специальный канал, который регулярно рассказывал бы о жизни и проблемах народов, проживающих на территории нашей страны. Следует также ускорить ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, которую Россия подписала согласно распоряжению Президента России от 22 февраля 2001 года. Необходимо разработать комплекс показателей системы раннего предупреждения и урегулирования противоречий в межнациональной сфере, а также ускорить проектирование самой этой системы.
– Фарид Хайруллович, Вы сказали, что национальная политика должна развиваться в двух направлениях – федеральном и региональном. Предусматривает ли это разграничение полномочий между Центром и регионами?
– Я считаю, что необходимо внести в федеральное законодательство изменения, предусматривающие разграничение полномочий по реализации государственной национальной политики между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Внести изменения в законодательство в части создания финансовой основы реализации государственной национальной политики, включающие введение в федеральной бюджетной классификации отдельной строки – «государственная национальная политика». Органы власти всех уровней должны принять организационные и правовые меры, направленные на усиление контроля и надзора в сфере межнациональных отношений. Необходимо организовать профессиональную переподготовку специалистов органов власти в регионах страны, осуществляющих взаимодействие с национальными объединениями и религиозными организациями. Также нужно разработать и утвердить решением Правительства РФ Федеральную целевую программу по вопросам этнокультурного развития регионов России.
Необходимо переходить от политики дотаций к политике проектно-целевого и инфраструктурного финансирования этнокультурного развития регионов; формированию региональных стратегий этнокультурного развития; к поддержке межрегиональных инициатив, направленных на усиление этнокультурной и информационной связанности страны. Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики предполагает также включение в федеральную целевую программу проектов и комплексов мероприятий, направленных на решение системных проблем в этой области. Речь идет о формировании единого этнокультурного пространства страны, дальнейшей гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений, внедрении новых технологий создания и распространения этнокультурных благ и повышении уровня удовлетворения духовных потребностей граждан.
Татарстанская модель этнокультурного развития
– Что касается полиэтнического по составу населения Татарстана, то вопросы национального строительства, сохранения и приумножения традиций межэтнического согласия, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии, единства народов традиционно являются для республики ключевыми, – продолжает Фарид Хайруллович. – Их можно назвать основой государственной безопасности Татарстана в прямом смысле слова. Мир на нашей земле – это весомый залог продолжения демократических преобразований, экономических и социальных реформ, культурного и духовного развития наций и народов. Республика всегда отличалась стабильностью добрых отношений между населяющими его народами. Эти традиции берут свое начало в глубине веков. История последних столетий не знает глубоких конфликтов на межэтнической основе. А совокупность исторических и социальных факторов придают Татарстану неповторимый полинациональный колорит. Очевидно, что при такой этнической специфике республики межнациональные отношения приобретают доминантную социальную роль, придавая политике государства в этой сфере первостепенное значение.
– Как известно, в начале 90-х национальный вопрос в Татарстане стал предметом особого внимания и заботы. Что было сделано в республике для достижения межнационального мира и согласия?
– Первый Съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, сыграл исключительную роль в жизни народов республики. Татарстан, избрав курс на самостоятельность в проведении социально-экономических реформ, стал первопроходцем в освоении и развитии договорной практики, отстаивании принципов федерализма и межэтнической толерантности – в целом создания новой Российской государственности.
Важнейшими этапами того периода стали Декларация о государственном суверенитете республики, Референдум 1992 года и принятая на его основе Конституция Республики Татарстан. Особую роль в стабилизации обстановки сыграл Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Договор стал важнейшим шагом к упрочению межнационального мира как внутри республики, так и в отношениях с Федеральным центром, выступил идеологией доверия и взаимопонимания, своеобразной общенациональной идеей, объединившей все народы Татарстана.
По сути, именно в тот период начался новый этап в развитии национальных движений. Особое внимание стало уделяться разработке и реализации Государственных программ поддержки культуры. Многое было сделано в области внедрения системы национального образования. Создан и успешно прошел апробацию татарстанский вариант национально-регионального стандарта образования, потребность в котором и сейчас остро ощущается как в республике, так и за ее пределами.
В Татарстане накоплен уникальный опыт взаимодействия религиозных и государственных структур, направленный на сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. Есть много примеров конструктивного развития отношений между нашими народами, которые стали возможны благодаря стабильной социально-политической обстановке в республике.
Как и в любой семье – только в обустроенном доме живет мир, согласие и достаток. За все эти годы ни при каких обстоятельствах не было создано ни одного прецедента ущемления прав граждан по национальному или религиозному признаку. Твердая позиция Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева, Парламента и Правительства республики, четкое следование курсу центризма в национальном вопросе повысили доверие граждан к институтам власти. Все это позволило успешно реализовывать важнейшие стратегические социально-экономические решения по развитию республики.
Сегодня Татарстан – один из самых предсказуемых и социально устойчивых субъектов Российской Федерации.
– Фарид Хайруллович, изменился ли за последние годы национальный состав Татарстана? Если да, то с чем это связано?
– В республике сейчас проживают представители 115 национальностей. 52,9% населения составляют татары, 39,5% – русские. Численность остальных народов – около 300 тысяч человек. Издавна в Татарстане живут чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры, украинцы, белорусы, евреи, немцы. Есть в республике этнические группы, представленные несколькими сотнями человек – это аварцы, кумыки, ассирийцы, даргинцы, осетины, калмыки и многие другие.
В последние годы, в основном за счет миграции, происходит рост представительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличилась таджикская диаспора (около 4 тысяч), в 3 раза – армянская (около 6 тысяч), в 2 раза – азербайджанская (более 10 тысяч).
Колорита многонациональной палитре добавляют вьетнамская и турецкая диаспоры, относительно недавно появившиеся в республике. Сегодня все чаще этнологи и политики называют Татарстан регионом высокой культуры межнационального общения, крепких, проверенных временем традиций взаимопонимания и уважения. Говорят об особых механизмах, «рецептах» уникальной толерантности в рамках Татарстанской модели этнокультурного развития.
– Сколько в республике национально-культурных организаций? Какую деятельность они осуществляют?
– В Татарстане зарегистрирована 81 национально-культурная общественная организация, около 70 участвуют в деятельности Ассамблеи народов Татарстана. При Ассамблее работают Агентство социально-правовой защиты иностранных граждан, многонациональная воскресная школа, Дома дружбы в Казани и Набережных Челнах, Немецкий дом Республики Татарстан. Вклад национально-культурных объединений в социальное развитие республики трудно переоценить. При активном участии Ассамблеи и ее структурных подразделений, совместно с Министерством внутренних дел и Управлением Федеральной миграционной службы решаются миграционные проблемы граждан СНГ в Татарстане.
Активно занимается вопросами сохранения и развития родной культуры Чувашская национально-культурная автономия, она является одной из самых крупных в составе Ассамблеи. Более 10 лет в республике проводится старинный чувашский праздник хоровода «Уяв», фестиваль «Чувашский соловей», издается газета «Сувар». Во многом благодаря деятельности Общества русской культуры была поднята и успешно решается проблема русского национального образования, созданы школы и классы русского филологического профиля. Возрожден древний красочный праздник «Каравон». Восстанавливаются православно-духовные центры русского народа, вернулись из небытия концерты духовной музыки. С XVII века значимую роль в культурной жизни Казани играют представители немецкой общины. Сегодня Немецкий дом Татарстана – это многочисленные культурные связи с Германией, регулярные выставки, более 40 курсов немецкого языка. Большим успехом индийской общины стало установление прочных культурных связей между Татарстаном и Индией. Работает школа индийского классического танца «Сангита», а город Хайдарабада стал побратимом Казани. Активизировали в последнее время свою работу еврейская, азербайджанская, вьетнамская, корейская, марийская и другие диаспоры.
– На состоявшемся в декабре прошлого года Съезде народов Татарстана была принята Концепция национальной политики Республики Татарстан. Станет ли в дальнейшем этот документ основой Государственной национальной политики в Татарстане?
– Да, Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений, профилактике экстремизма, созданию условий для удовлетворения татарстанцами своих этнокультурных потребностей. Сквозной идеей документа проходит положение, что, с одной стороны, все народы, безусловно, уникальны и различны. У каждого этноса свой язык, традиции и менталитет. Но с другой стороны, мы все равны и едины. Все мы – татарстанцы и россияне. И это нас объединяет. В Концепции используются понятия «российской нации», «татарстанского согражданства» как части общероссийского согражданства. Обосновывается формула национального строительства – «Гражданское единство в этническом многообразии».
В документе прописаны подходы к решению целого ряда практических вопросов, говорится о необходимости регулярного мониторинга этнической ситуации на государственном уровне, укрепления заслона любым видам экстремизма на национальной почве. Все это станет хорошим подспорьем для подготовки Правительством Татарстана Государственной программы по реализации Концепции национальной политики и представления законопроекта в Государственный Совет республики.
– На съезде народов Татарстана Ассоциация национально-культурных объединений (АНКО) была преобразована в Ассамблею народов Татарстана. Чем было вызвано такое решение?
– За прошедший период деятельности круг задач АНКО Республики Татарстан значительно расширился, повысилась степень ее участия в различных сферах жизнедеятельности республики, а численность коллективных членов Ассоциации увеличилась почти в четыре раза – до 35 объединений. Многие из них достигли высокого уровня самодостаточности, развернув работу по строительству этнокультурных центров, открытию воскресных школ и установлению культурных и деловых контактов с соотечественниками в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.
АНКО наладила конструктивное взаимодействие с органами государственной власти различного уровня, органами местного самоуправления, культурными и научными учреждениями, активно взаимодействовала с правоохранительными органами по решению миграционных проблем. Постоянно развивались и обновлялись методы и формы работы Ассоциации, расширялся масштаб ее деятельности. Все это способствовало совершенствованию механизмов развития этнокультурного движения, внесению соответствующих изменений в общественный и организационно-правовой статус Ассоциации. Появилась потребность в расширении состава членов объединения (как юридических, так физических лиц), его более полного представительства на всей территории республики. В связи с этим IX Конференция АНКО Республики Татарстан приняла решение обратиться к Съезду народов Татарстана с предложением – преобразовать Ассоциацию в Ассамблею представителей народов, проживающих на территории Татарстана.
Перед Ассамблеей народов Татарстана стоит задача более эффективной реализации потенциала этнокультурного движения республики, расширения полномочий и географии. В отличие от АНКО в составе Ассамблеи предполагается членство не только юридических лиц – общественных организаций, но и физических лиц из числа жителей республики. Это позволит усилить взаимодействие Ассамблеи с органами государственной и муниципальной власти. Станет шире география национального движения – в него включится весь Татарстан. Появляется реальная возможность услышать запросы представителей абсолютно всех этнических групп республики, независимо от их численности. Для решения возникающих проблем Ассамблея уже сейчас может обращаться к властям любого уровня, и те обязаны соответствующим образом реагировать на наши обращения.
– С высоких трибун не раз говорилось, что безусловным достижением Татарстана за последнее десятилетие стало формирование целостной системы национального образования. Не могли бы Вы уточнить основные аспекты этой системы?
– У нас созданы детские сады, в которых процесс воспитания строится на родном языке. Открыты подобные группы и в обычных дошкольных учреждениях. Сейчас в Татарстане около 2 тысяч дошкольных образовательных учреждений, из них – 889 с татарским языком воспитания; 53 – чувашских, 15 – удмуртских детских садов, 10 марийских групп. В республике оптимальным вариантом государственной языковой политики выступает национально-русско-татарское трехязычие. Такой подход предполагает одинаково свободное, грамотное владение двумя государственными языками (русским и татарским) и родным языком. Сегодня для этого созданы необходимые условия, отработаны школьные программы. В Татарстане функционируют более 1,5 тысячи школ с татарским языком обучения, 148 – чувашских, 45 – удмуртских, 22 – марийских, 5 – мордовских. 34 школы – с русским этнокультурным компонентом. Представители народов изучают родные языки в 34 воскресных школах. Хорошо зарекомендовали себя учебные заведения с еврейским и кряшенским этнокультурными компонентами.
Традиционно высоким остается уровень преподавания русского языка. На Всероссийской олимпиаде по русскому языку ребята из Татарстана ежегодно занимают по 2 – 3 призовых места. Реализуется программа «Русский язык в Татарстане». Стала традиционной филологическая конференция школьников им. Льва Толстого.
Конечно, в такой сложнейшей сфере, как полилингвизм, нужны добротные методические разработки. В последние годы Академией наук Татарстана подготовлено и издано более 30 научных трудов, посвященных методике преподавания языков и истории народов республики. В школы направлено 15 программ и около 500 наименований учебников. Установлены регулярные контакты с национальными книжными издательствами ряда регионов Российской Федерации.
Понятно, что тяга к изучению родного языка формируется, прежде всего, в семье. Однако и органы власти всех уровней, система образования не должны быть сторонними наблюдателями происходящих процессов. Незнание родного языка разрывает преемственность поколений, обедняет духовность народа, порождает трудности в общении с представителями своей национальности. Наконец, родной язык является ретранслятором национальной культуры, и его утрата оказывает разрушительное воздействие на все сферы образа жизни этносов. В связи с этим весьма опасным является переход от трехкомпонентной структуры государственных образовательных стандартов к однокомпонентному, который предусматривается в рамках Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данное положение лишает субъекты Российской Федерации соответствующих полномочий правового регулирования и фактически отменяет региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Указанная новация объективно влечет за собой не только сокращение объемов преподавания родного языка и литературы, краеведения в школах, но и существенное ограничение прав народов Российской Федерации на полноценное национально-культурное развитие. Закон, таким образом, содержит потенциальную угрозу всей системе национального образования в России.
– Для любого народа всегда актуальны и проблемы сохранения и развития его культуры. Насколько известно, у нас в республике многое делается для возрождения национальных праздников и обрядов, восстановления традиционных промыслов и ремесел.
– О чем речь, в республике сегодня работает 132 национально-культурных центра. Традиционными стали фестивали тюркских народов «Науруз», татарской песни имени Вагапова, мусульманского кинематографа «Золотой минбар». Возродились многие народные праздники с многовековой историей. Это татарский Сабантуй, русская Масленица, чувашский «Раштуа», марийский «Семык, мордовский «Балтай», татар-кряшен «Питрау» и другие. Традиционными стали ярмарки и фестивали искусств: «Татарстан – наш общий дом», «Радужное многоцветие Татарстана», праздник народного творчества «Играй, гармонь», который проводится уже более 20 лет.
В Татарстане работает более тысячи фольклорных коллективов (татарские, русские, чувашские, удмуртские, марийские, мордовские и другие), около 2 тысяч народных театральных студий. Большой популярностью пользуются национальные библиотеки. Наряду с русскими и татарскими, в республике действуют238 чувашских книгохранилищ, 111 – марийских, 71 – удмуртское, 54 – башкирских, 50 – мордовских. 15 лет назад мы могли только мечтать о таком многообразии сокровищницы духовной культуры народов.
Пропагандой традиций и прикладного творчества этносов занимаются около 100 музеев. Без преувеличения можно сказать, они собирают золотой фонд наций. Вступление наших музеев в Союз музеев России, российские и международные ассоциации позволили Татарстану не только заявить о себе, но и установить тесные контакты с музеями мира, наладить общение с татарскими общинами в регионах России.
– В Татарстане накоплен большой потенциал для развития традиционных народных промыслов, наработана надежная законодательная база. В 2005 году Парламент республики одним из первых в стране принял Закон о народных художественных промыслах и ремеслах. В результате были созданы Центр развития художественных промыслов, Палата ремесел, Художественно-экспертный совет по народным промыслам. Сформирован банк данных о предприятиях и мастерах декоративно-прикладного искусства. Есть ли подобная практика в других регионах России?
– Думаю, что наша практика должна бытьраспространена на федеральном уровне. Следует составить реестр традиционных художественных промыслов, принять федеральную программу по их сохранению, возрождению и поддержке. Пока же эту проблему Татарстан решает исключительно своими силами. Сейчас разрабатывается вторая республиканская программа поддержки ремесел на 2008 – 2012 годы.