на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 28 марта 2024
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...

статья 87 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
14 января 2011
Захарова Светлана Михайловна
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



Фарид Мухаметшин: "Альтернативы федерализму у нас просто нет"

03 сентября 2012

Журнал «Татарстан», №8, август 2012 г.

(57кб)

Так уж сложилась новейшая история России – страны, проходящей за последние 20 с лишним лет непростой эволюционный путь развития, – что одной из движущих сил ее становления как многонационального и федеративного государства стала Республика Татарстан. Именно Татарстан одним из первых субъектов федерации принял свою Конституцию, первым вступил в договорный процесс с Москвой и первым заключил Договор о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром. Напомним, что этот документ был подписан в 1994 году. Второй Договор был заключен 26 июня 2007 года на совершенно новом этапе развития страны, характеризовавшемся централизацией полномочий федеральной властью (утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 года и вступил в силу 11 августа после его подписания Президентом РФ).

Нужно признать, что идеи федерализма не слишком активно обсуждаются в политических кругах, несколько ослабло внимание к ним и со стороны научного и экспертного сообществ. Однако в политической практике федерализм так или иначе получает свое развитие. Проявляется он в постепенном повышении роли субъектов федерации. Что касается Татарстана, то помимо политического статуса региона, который обладает договором с федеральным центром, регулирующим сферы компетенции и зоны ответственности федеральных и республиканских властей, Татарстан достаточно успешно наполняет идеологию этого документа реальным экономическим содержанием. Что немаловажно – при этом ни у кого не возникает упреков в каком-либо сепаратизме, стремлении к обеспечению особых условий экономического благоприятствования для развития отдельно взятого региона.

С просьбой ответить на вопросы, касающиеся значения Договора и в целом перспектив развития федерализма в России, мы обратились к Председателю Государственного Совета РТ Фариду Мухаметшину.

– Фарид Хайруллович, в августе исполняется пять лет второму Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Какова политическая значимость этого документа?

– Пять лет назад республика вновь подтвердила свой статус первопроходца в освоении и развитии норм, предусмотренных 11-й статьей Конституции Российской Федерации, отстаивании принципов федерализма. Несмотря на определенную попытку политизации в ходе голосования по проекту Договора в Совете Федерации, сейчас у нас практически нет таких вопросов, которые мы не могли бы решить на основе диалога и права. Ответственность и самостоятельность – такова формула современного этапа развития Татарстана.

Хотелось бы напомнить, что в этом году нам предстоит отметить еще одну знаковую дату – 20-летие Конституции Татарстана. Именно Основной закон республики послужил одной из базовых опор конфигурации наших взаимоотношений с федеральным центром в рамках действующей Конституции Российской Федерации в интересах дальнейшего поступательного социально-экономического, политического и культурного развития Татарстана.

Благодаря ситуации политической стабильности и межэтнического согласия, сейчас больше известной как «модель Татарстана», были достигнуты значимые успехи в экономической сфере, проведении социально ответственной политики. Республика по многим параметрам развития вышла в лидеры среди субъектов Российской Федерации.

Подписанный документ стал закономерным итогом большой и вдумчивой работы по закреплению изменившихся реалий развития федерации и республики. Особо подчеркну, что в этом процессе участвовали многие ученые, специалисты, юристы, практики. Немалую политическую волю проявили первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Государственный Совет и, одновременно, руководители Российской Федерации. Договор 2007 года дополнил идеи, заложенные в 1994 году. Поскольку с политической точки зрения первый Договор стал не только важным звеном в выстраивании здания российского федерализма, но и, по сути, национальной идеей, объединившей народы Татарстана на основе доверия и взаимопонимания.

– В какой мере наличие Договора служит задачам развития республики?

– Все эти годы в тесном контакте с федеральным центром и органами власти российских регионов шла и продолжается практическая работа по реализации Договора 2007 года, раскрытию заложенного в нем потенциала. Заключены двусторонние соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан по вопросам использования природных ресурсов. В соответствии с Договором Татарстан реализует свое право осуществлять международные и внешнеэкономические связи. На государственном уровне оказывается поддержка соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка. Закреплен правовой статус двух государственных языков республики – татарского и русского.

Вне всякого сомнения, договор способствовал дальнейшему укреплению федеративного устройства страны, повышению международного авторитета России как демократической федерации. На фоне фактического провала политики мультикультурализма в Европе вырос интерес к Татарстану как удачному примеру толерантности, мирного и процветающего сосуществования культур и религий в многонациональной стране. Подтверждение тому – визиты в республику и прозвучавшие оценки Государственного Секретаря США Хиллари Клинтон, Председателя ПАСЕ Мевлюта Чавушоглу и многих других высокопоставленных руководителей и представителей международных организаций.

– Находят ли федералистские принципы свое отражение в современной российской политике? Насколько они вписываются в нынешнюю политическую повестку дня?

– Одной из последних инициатив Дмитрия Медведева на посту Президента России было перераспределение полномочий и ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Предполагается, что объем дополнительных источников финансирования составит порядка одного триллиона рублей ежегодно. Кстати, работа в этом направлении нами уже ведется. Речь идет о создании условий для развития местного самоуправления в первую очередь.

По поручению Президента республики я регулярно провожу совещания в Москве и Казани с депутатами Государственной Думы от Татарстана по реализации федеральных целевых программ на территории республики. Возвращается принцип выборности глав субъектов Российской Федерации. На последних заседаниях Госсовета перед парламентскими каникулами эта важная демократическая норма была «разморожена» в Конституции Татарстана.

Принимая во внимание тот факт, что исторически наша федерация складывалась по национально-территориальному принципу, значимым сигналом считаю формирование Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

– Что можно сказать о потенциале договорной практики и в целом федерализма в России?

– Срок действия Договора определен в 10 лет. Сегодня мы, образно выражаясь, пересекли экватор. Проделана, безусловно, большая работа и сделано немало. В то же время остается ряд проблемных вопросов, которые требуют решения как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Отмечаемую дату я считаю хорошим поводом для анализа состояния и перспектив развития федерализма в нашей стране. Тем более, в последнее время научная, да и общественная мысль республики весьма скромно позиционируют себя в отношении этого непростого феномена политической жизни.

У меня, например, нет никаких сомнений, что и спустя годы историки, юристы, политологи, социологи будут изучать роль и значение федералистских практик, договорных отношений в сохранении стабильности в условиях трансформации сложного, многоукладного, полиэтничного общества. В этом контексте уникальный опыт Татарстана по-прежнему нуждается в адекватном социально-философском, социально-экономическом, политико-правовом осмыслении.

Сегодня, как мне представляется, начинается новый этап в развитии российского федерализма. И хочется думать, что взвешенная и ответственная позиция Татарстана сыграла в этом процессе свою позитивную роль. Потому что для нас федерализм – это не ширма, прикрывающая жесткий каркас централизованного унитарного государства, а одна из важнейших основ конституционного строя.

Мы твердо убеждены, что Россия как сложное многонациональное государственное образование может гармонично развиваться только на условиях сохранения и развития демократических федеративных принципов. Альтернативы федерализму у нас просто нет.


Нияз АХМАДУЛЛИН


Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
26
27
28
29
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта