на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 19 апреля 2024
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

статья 68 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
10 апреля 2010
Фотографии здания Государственного Совета Республики Татарстан
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



Созидательный потенциал Основного Закона

27 ноября 2013

К 20-летию принятия Конституции Российской Федерации

(94кб)

Созидательный потенциал Основного Закона


К 20-летию принятия Конституции Российской Федерации


Шакир ЯГУДИН,
председатель Комитета Государственного Совета РТ
по законности и правопорядку, кандидат юридических наук


Очередной День Конституции россияне отметят с особым чувством. Ведь 12 декабря действующему Основному Закону государства исполнится 20 лет. Это важное событие в жизни страны и хороший повод осмыслить пройденный конституционный путь, проанализировать эффективность действия конституционных положений, задуматься над проблемами и перспективами дальнейшего конституционного развития.

Торжественные мероприятия, посвященные предстоящему двадцатилетию, в эти дни проводятся по всей стране. Тема Основного Закона значится в повестках дня международных и общероссийских форумов, региональных и вузовских научных конференций, рассматривается на заседаниях государственных и муниципальных представительных органов, общественными организациями. В Татарстане эта работа проводится в соответствии с планом, который утвержден Оргкомитетом по подготовке и проведению празднования в республике 20-летия Конституции Российской Федерации под руководством Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.


ПЯТАЯ В ИСТОРИИ И ПЕРВАЯ, ПРИНЯТАЯ ВСЕНАРОДНО


Действующая Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года и, что важно подчеркнуть, впервые в истории России всенародным голосованием. В тот же день одновременно с голосованием по новому Основному Закону проводились выборы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то есть формировался российский парламент.

Действующая Конституция – пятая в истории нашего государства. Первая Конституция была принята в 1918 году, вторая – в 1925-м, третья – в 1937-м, четвертая – в 1978 году. В конце прошлого столетия в связи с переходом к новому общественному строю и рыночной экономике в действующую тогда четвертую Конституцию только в 1992 году было внесено около 300 поправок. То было бурное время фундаментальных общественно­политических преобразований, даже конфликтов внутри самой власти. Все это в совокупности требовало разработки и принятия новой Конституции России.

И это было сделано. Два прошедших десятилетия показали, что для многонационального и многоконфессионального российского общества, для нашего государства всенародно принятая Конституция стала основой общественного согласия по ключевым вопросам развития страны через установление основных, объединяющих всех принципов, норм, идей о Конституции как Основном Законе и фундаменте всей правовой системы страны, как своде основных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, как декларации основополагающих ценностей общества и государства.

Как учит юридическая наука, Конституция Российской Федерации – учредительный документ, закрепляющий основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, устройство государства, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации 1993 года учреждает для страны новый порядок.

Конституция прежде всего, определяет сущность нашего государства. В статье 1 Основного Закона Россия характеризуется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее в статьях 7 и 14 она характеризуется еще как государство социальное и светское.

 
ПРОЧНОСТЬ ПРАВОВОГО КАРКАСА


Указанные основы конституционного строя раскрываются и детализируются в других положениях Основного Закона, как­то: о народовластии и его формах, суверенитете, устройстве и принципах функционирования государства, его экономических, социальных и идеологических основах. Политико­правовая природа основ конституционного строя такова, что это одновременно и действующие принципы, правила, нормы, и наши идеалы. Другими словами, наше настоящее и наше будущее. Вот почему все 16 статей первой главы Конституции Российской Федерации наделяются суперюридической силой. Если нормы Конституции обладают высшей юридической силой, то основам конституционного строя не могут противоречить никакие другие положения Конституции Российской Федерации, и они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, как, кстати, и глава 2 о правах и свободах человека и гражданина и глава 9 о конституционных поправках и пересмотре Конституции. Главы 1, 2 и 9 не пересматриваются, а, согласно статье 135 действующего Основного Закона, они остаются неизменными, либо принимается новая Конституция Российской Федерации. Вот такой запас прочности заложен в основы конституционного строя в целях обеспечения их стабильности!

Конституция 1993 года по-новому определила статус личности в нашем государстве, вобрав практически лучшее из общепризнанных принципов и норм международного права. Все эксперты, как отечественные, так и зарубежные, считают главу 2 о правах и свободах одной из сильнейших в действующей российской Конституции. Достаточно сказать, что уже во второй статье, сразу же после определения сущности Российского государства, устанавливается положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В главе 2 Конституции Российской Федерации впервые определяется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Эти и другие фундаментальные конституционные положения, образно говоря, могли бы быть высечены в камне на главных площадях российских городов, других поселений. Во всяком случае, совсем не лишним было бы вывешивать их на стенах кабинетов государственных и муниципальных должностных лиц. Тогда, возможно, жалоб и обращений граждан было бы меньше, а большинство из них разрешалось бы по существу. Вот почему нельзя не согласиться с предложением Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина о том, чтобы госслужащие сдавали экзамен на знание Конституции Российской Федерации.

Очень важной и весьма чувствительной конституционной материей является федеративное устройство России. Федерация тем и отличается от унитарного государства, что ее составные части, согласно теории и сложившейся практике, обладают политической властью. Сейчас в мире 24 федерации, и степень политической самостоятельности их составных частей и субъектов весьма различна: от признания до непризнания их государственности и суверенитета. Практика здесь разнообразная.


О РАВНОПРАВИИ И РАВЕНСТВЕ


Что касается нашей страны, то российский федерализм является национально­территориальным. В статье 5 действующего Основного Закона установлены основные принципы: это – государственная целостность России, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправие и самоопределение народов, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Из этих существенных конституционных положений порой делаются неправильные выводы. Возьмем принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Это – равные права и не больше, а равноправие не может быть тождественно равенству. Фактического равенства нет и быть не может. Поэтому некорректно утверждать, например, что если только у Татарстана с Россией есть Договор о разграничении предметов ведения и полномочий, то нарушается принцип равноправия субъектов.

В статье 65 Конституции перечислены 83 составные части Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 46 областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская), четыре автономных округа (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский). Всего шесть разновидностей. Но у каждой из них свой статус. Так, согласно статье 5 Конституции РФ, республика – это государство, а остальные – государственные образования, в том числе автономные. Вместе с тем все шесть разновидностей самых разных составных частей одновременно обладают и статусом равноправного субъекта Российской Федерации, то есть являются равноправными участниками федеративных отношений.

Особый конституционный статус и предназначение у республики-государства. Как и всякая составная часть, она, во-первых, выражает волю и интересы всего многонационального населения данной территории (многонационального народа), а во-вторых, и это ее особенность, республика является формой национально­государственного самоопределения конкретного народа России в соответствии со статьей 5 Конституции. Таким образом, у республик в России двойной статус, конкретная, высокая и весьма ответственная конституционная миссия, которую на современном этапе нельзя недооценивать.

В Основном Законе есть главы, посвященные механизмам осуществления государственной власти в лице Президента Российской Федерации – главы государства и верховного арбитра, обеспечивающего, согласно статье 80, «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти»; есть глава, посвященная парламенту России, являющемуся движущей силой набирающего вес и авторитет российского парламентаризма; есть глава о правительстве – высшем органе исполнительной власти и есть глава о судебной системе, в которую в настоящее время вносятся поправки.

Отдельная, восьмая, глава посвящена основам местного самоуправления, которое, согласно статье 12 Конституции, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Мест­ному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту.

Конституция РФ – не единственный учредительный документ на территории нашей страны. В силу федеративного устройства здесь действуют и такие учредительные документы, как конституции и уставы регионов. В органической совокупности с Основным Законом Российской Федерации они образуют единую конституционную систему государства. При этом местные конституции и уставы представляют, вернее, должны представлять собой не слепое копирование и воспроизведение норм федеральной Конституции и федеральных законов, а самостоятельное и творческое регулирование регионального развития, естественно, в рамках общих фундаментальных положений Основного Закона РФ. Например, его статья 66 определяет, что статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус других субъектов – Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта.

В плане конституционно-правовой самостоятельности наш Татарстан является одним из самых легитимно продвинутых субъектов Российской Федерации. К сожалению, некоторые политики, да и политические партии, их сегодня много, отказывают субъектам Федерации в конституционно-правовой самостоятельности. Считаю, необходимо преодолевать такие заблуждения.


УБЕРЕЧЬ ОТ НЕОПРАВДАННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА


Это тем более актуально на фоне возникающих сегодня новых вызовов и даже угроз стабильности Основного Закона и его конституционных основ. Так, зарегистрированные Министерством юстиции РФ политическая партия «Самодержавная Россия», Монархическая партия Российской Федерации ставят своей программной целью установление в нашей стране монархического строя. Но ведь это противоречит Конституции, определяющей Россию государством с республиканской формой правления! А в программе ЛДПР ставится задача перехода от федеративного устройства нашего государства к унитарному, ликвидации национальных республик. Что это, если не расшатывание устоев конституционного строя?

Основной Закон Российской Федерации, как и все общество, развивается. И всем нам необходимо еще много работать над реализацией конституционных положений. Нереализованный потенциал Конституции поистине огромен. Например, положение статьи 11 о договорном разграничении предметов ведения и полномочий. Как справедливо подчеркивает один из авторов действующей Конституции России Сергей Шахрай, выступивший в нынешнем апреле с лекцией в Государственной Думе, «У нас нет еще в реальности федеративного государства, так же, как и нет демократического, правового государства».

Основной Закон развивается через толкование его положений Конституционным Судом Российской Федерации, через поправки, вносимые в главы 3-8 Федеральным Собранием страны. Сейчас рассматривается вопрос о создании до конца года Конституционного совета при Президенте Российской Федерации, который займется конституционно-правовыми задачами, стоящими перед государством. При этом руководство страны единодушно в том, что к внесению изменений в Конституцию, к предложениям о принятии новой надо относиться крайне осторожно. Желающих заняться «ремонтом» Основного Закона, в том числе и капитальным, немало.

Однако одно из главных свойств Конституции – ее стабильность и устойчивость. Очень точное пожелание высказал Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин 7 ноября в Москве: наша Конституция должна оставаться актуальной не только на время принятия и не только через 20 лет, но и на более длительную перспективу.


Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:


13 декабря 2013 :: Лилия Сергеевна
К сожалению, некоторые Законы не соответствуют отдельным статьям Конституции РФ и РТ. Например, Жилищный кодекс вменяет жильцам-собственникам при решении каких-то спорных вопросов проводит голосование, где необходимо набрать не менее 70% для положительного решения. А в случаях, когда два дома на одной территории, и один дом против, а другой дом-за, то необходимо создавать независимую комиссию для решения спорного вопроса. Но "mnb в нашем городе не пользуются УК и местные органы самоуправления. Почему же нарушают ст.17 Конституции, когда нельзя улучшать жизнь одних граждан за счет ухудшения жизни других граждан. Так происходит в случаях установки контейнерной площадки со значительными нарушениями Снипов и качества жизни жильцов одного дома.

Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта