Доклады, выступления, публикации в СМИ

"Парламентаризм в Татарстане: опыт и перспективы."

23 октября 2009

Вестник актуальных прогнозов "Россия: третье тысячелетие": "Кадры будущего", 20' 2009

(672кб)

Построение подлинно демократического и правового федеративного государства без сильной представительной власти невозможно. Факт неоспоримый, поскольку именно парламент выступает как собиратель и выразитель интересов различных групп и структур, образующих гражданское общество, переплавляя эти интересы в государственную волю; признаёт народ сувереном и единственным источником власти. Парламентаризм — это многоликое, универсальное явление, имеющее особенные черты в различных странах, один из самых эффективных инструментов управления.

Российская Федерация в своём Основном Законе в начале 1990-х годов приняла общемировую концепцию государственного строительства на основе принципа разделения властей. За последние десятилетия произошла практическая апробация различных моделей организации и деятельности представительных органов власти, идёт интенсивный поиск оптимальной отечественной модели парламентаризма, причём не только на уровне Федерации (расширяются полномочия Государственной Думы, устанавливаются новые принципы формирования верхней палаты парламента — Совета Федерации и т. д.), но и на уровне регионов России.

Региональный парламентаризм, который стал исторической основой формирования общероссийского института народного представительства, и по сей день обладает мощным потенциалом, является стимулом для дальнейшего правового развития страны и субъектов Российской Федерации.

Одним из способов анализа политического процесса в познании явлений действительности выступает движение в историческом пространстве от следствия к причине, и потому целесообразно обратиться к социальному опыту, наработанному нашей республикой на сегодняшний день. Татарстан в начале XXI века — это политически и экономически развитый регион с прочными традициями демократии и многопартийности, мощной правовой базой, сильной промышленностью и по-граждански активным населением. Это единственный субъект Российской Федерации, который, в соответствии с федеральным законодательством, сохраняет по некоторым позициям конституционно-договорные отношения с органами государственной власти Федерального центра; регион, где проживают представители 115 национальностей, и в котором сформировалась особая модель полиэтнического и поликонфессионального общества.

Республика в течение последних лет уверенно занимает 5-е место в стране по объёмам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал; вошла в тройку лидеров по производству сельхозпродукции, является регионом, где сформирована стройная система адресной социальной защиты (успешно реализованы программы газификации и телефонизации, ликвидации ветхого жилья; сейчас реализуется уникальный проект татарстанской социальной ипотеки). Мы одними из первых в стране занялись созданием перерабатывающих производств, стабилизировали добычу нефти и модернизировали нефтехимический комплекс. В этом году, несмотря на экономические трудности, открылся ряд новых производств — полиэтилена и пластиков («Нижнекамскнефтехим»), экологически чистых моторных топлив (НПЗ «ТАИФ-НК»).

Татарстан известен и как спортивный регион, центр проведения предстоящей Всемирной универсиады 2013 года.

Государственный Совет — парламент республики стал локомотивом всех этих важнейших политических и социальных преобразований. В его стенах принимались исторические решения, определившие статус субъекта, современный облик Российской Федерации в целом, взаимоотношения с федеральным центром...

История представительной власти республики уходит своими корнями в 1920-й год, когда впервые на I съезде Советов Татарской АССР были сформированы Центральный Исполнительный Комитет и Совет народных комиссаров.

В 1937 году был образован Верховный Совет ТАССР. 26 июня 2008 года в нашей республике широко отмечалась историческая дата — 70-летие со дня проведения первых выборов в Высший представительный и законодательный орган республики.

В годы работы Верховного Совета Татарстан стал нефтедобывающей республикой, индустриальным регионом с развитой нефтехимией.

Реальный и дееспособный парламентаризм Татарстана возрождается в 1990-е годы и связан, прежде всего, с политическими трансформациями, произошедшими в России, а также — с приобретением республикой качественно нового статуса. Вопрос это непростой и имеет глубокие исторические корни — упоминания о древней государственности татар можно найти в архивных документах, народных преданиях и баитах. Проблема не раз обсуждалась 8 различные периоды политической истории России, впервые и достаточно остро — после февральской революции 1917 года.

В мае 1917 года на 1-ом Всероссийском мусульманском съезде получает распространение идея создания штата мусульман внутренней России, учреждения территориальной автономии — Волжско-Уральского штата. Позднее речь уже шла об образовании в рамках РСФСР через свободное волеизъявление народов, — а не по декрету «сверху», — многонационального образования с республиканской формой правления, способного оказывать содействие и влияние на проводимую федеральную политику. ВЦИК Советов и Совет Народных Комиссаров РСФСР по-своему интерпретировали эту идею, издав Декрет от 27 мая 1920 года об образовании Татарской автономии.

Новый политический курс страны конца 1980-х — начала 1990-х годов поставил на повестку дня возрождающейся Российской Федерации вопрос о политической реформе общества, была провозглашена политика гласности. В апреле 1990 года Верховный Совет СССР значительно расширил права автономий, предоставив им право на равных с союзными республиками участвовать в переговорном процессе по заключению Союзного договора. В национальных республиках, в том числе и в Татарстане, начался процесс повышения самостоятельности.

В последние десятилетия каждый созыв в «портфеле» Государственного Совета находится свыше 400 законопроектов в области государственного строительства, экономической и социально-культурной политики. Татарстан — один из первых субъектов Российской Федерации, который на региональном уровне начал формировать законодательную базу для реформы местного самоуправления. На сегодняшний день принято более 120 законов, регулирующих правоотношения в муниципальном сообществе. Республика входит в число регионов России, реализующих Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в полном объеме.

Раньше федерального законодательства нами был принят пакет республиканских документов по противодействию коррупции, создан отдел по реализации антикоррупционной политики при Президенте Республики Татарстан, утверждена Стратегия антикоррупционной политики и Республиканская программа по её реализации.

Государственный Совет в числе первых законодательных собраний РФ принял (в 2006 году) закон, ограничивающий деятельность игорного бизнеса в республике. Позже эта практика стала распространяться повсеместно.

Мы также взялись за комплексное решение проблем малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Программа по развитию малого предпринимательства была принята ещё в 2001 году. В надёжное правовое поле были трансформированы идеи снижения административного бремени на сферу предпринимательства, укрепления прав делового сообщества, создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Работа в опережающем режиме — не прихоть Парламента республики, а острая необходимость, вызванная некоторыми пробелами и несовершенством федерального законодательства. Целый ряд законов Татарстана, которые были приняты ранее федеральных, более прогрессивен и социально направлен. Этот факт подтвердился в начале 2000-х годов в процессе приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Тогда же родилась идея инвентаризации и кодификации действующих правовых актов республики. Реализовал её Государственный Совет третьего созыва (2005-2009 гг.). Приняты Бюджетный и Избирательный кодексы Татарстана, Кодекс об административных правонарушениях. Семейный и Экологический кодексы.

Действующие федеральные программы, как правило, сопровождаются республиканскими подпрограммами. К примеру, механизм «социальной ипотеки», разработанный в Татарстане, позволил гармонично интегрировать и осуществить исполнение всех жилищных программ, реализуемых в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Всего, начиная с 2005 года, на реализацию татарстанской ипотеки было направлено 30,8 млрд рублей, построено 24 806 квартир (1 млн. 568 тыс.кв.м.). В этом году, несмотря на экономические трудности, только по этой программе планируется построить 850 тыс. мг (более 12 тыс. квартир).

Сегодня региональным парламентам, в том числе и Госсовету Татарстана, приходится работать в непростых условиях мирового финансово-экономического кризиса. В сложнейшей ситуации безусловным приоритетом остаётся поддержка реального сектора экономики и обеспечение стабильности в социальной сфере. Главное — помочь людям пройти через финансовые трудности с минимальным ущербом, сделать все возможное, чтобы экономический кризис не перерос в социальный. Для этого при корректировке республиканского бюджета были сохранены все «защищенные» статьи.

В режиме немедленного реагирования в Татарстане был разработан комплекс антикризисных мер. Действует Комиссия по обеспечению развития экономики в условиях мирового финансового кризиса под руководством Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева, при Кабинете Министров создан Экономический совет. Благодаря предпринятым действиям удалось смягчить негативные тенденции на рынке труда. На финансирование программы содействия занятости населения в этом году направляется около 1 млрд. рублей, создаётся 25 тыс. временных рабочих мест, организуются общественные работы.

Экономический кризис, несомненно, скорректировал наши планы, однако текущие проблемы не отменяют стратегический курс на построение экономики инновационного типа и комплексную модернизацию общества.

1 марта 2009 года состоялись выборы парламента республики четвёртого созыва. Есть все основания утверждать, что татарстанский парламентаризм как базовый элемент в системе разделения властей в республике состоялся. В Татарстане действительно сформирован адекватный времени, дееспособный институт представительной власти, приобретается опыт законотворчества, нарабатывается уникальный массив Законов. Однако построение единой законодательной и правовой системы России усложняется определённой дисгармонией во взаимоотношениях федерального и региональных законодательных собраний.

Законодательные органы государственной власти субъектов Федерации ежегодно вносят в Государственную Думу множество инициатив, но законами из них становятся лишь единицы. Практика показывает, что одобрение в Госдуме получает менее 3% законодательных инициатив с мест. К примеру, из 44 законодательных инициатив, внесённых Госсоветом Татарстана третьего созыва (2004-2009 гг.) в Государственную Думу, только 4 стали федеральными законами, ещё 13 находятся на различных стадиях рассмотрения. И дело здесь вовсе не в том, что наши инициативы подготовлены с нарушением каких-либо регламентных норм Государственной Думы или не соответствуют требованиям действующего законодательства. Тем не менее, рассмотрение законопроектов с мест идёт очень тяжело. Возможность региональных парламентов влиять на процесс принятия федеральных законов в настоящее время существенно ограничена, что недопустимо в правовом федеративном государстве.

В заключение отмечу, сильная представительная власть всегда была фактором стабильности государственности страны. Только при сильном парламенте может быть сильное правительство, на которые опирается сильный Президент. И это сочетание является лучшей гарантией продолжения демократических преобразований и поступательного социально-экономического развития.


Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код: