на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 20 апреля 2024
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...

статья 87 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
14 апреля 2010
Липужина Валентина Николаевна
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



Там, где пишутся законы

11 сентября 2015

Газета "Республика Татарстан" №109, 06.08.2015

(41кб)


Кто помогает людям, разрабатывающим и пишущим законы, например, депутатам региональных парламентов? Как с этой обязанностью справляются народные избранники в Татарстане? Можно ли написать закон, не имея юридического образования? В практическом законотворчестве много аспектов. О них мы и беседуем с председателем Комитета Госсовета по законности и правопорядку Шакиром Ягудиным.

– Шакир Шахмедович, я правильно понимаю, что деятельность постоянных комиссий и комитетов Госсовета ведется по специальному плану законопроектной работы? С чем это связано?

– Как постоянно действующему представительному органу власти, парламенту необходимо планировать свою работу. В том числе и по «производству» законопроектов. Такой план на очередной год называется примерным и включает тот минимум будущих законов, которые разработают и внесут на рассмотрение Госсовета субъекты права законодательной инициативы. Но кроме этого минимума, в парламент вносится большое количество внеплановых, инициативных законопроектов. В основном они направлены на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным, которое постоянно меняется.

Председатель Государственного Совета Фарид Хайруллович Мухаметшин настойчиво ориентирует наш депутатский корпус на переход от «ситуативного» планирования к системному законотворчеству. То есть законопроектная работа должна вестись опережающим темпом, законодательно регулируя все процессы в Татарстане. И это стратегическая задача.

Как формируется примерный план? Прежде всего, в соответствии с Регламентом Госсовета – исходя из предложений субъектов права законодательной инициативы и не позднее чем за три месяца до окончания текущего года. План традиционно состоит из четырех разделов: государственное строительство, экономическая политика, социальная политика и законодательные инициативы Государственного Совета в Государственной Думе России. Сводить и формировать примерный план, следить за его выполнением поручено нашему комитету. Кроме того, Председатель Госсовета лично контролирует его выполнение.

– Большинство избирателей думают, что законы «пишут» непосредственно депутаты. Но на самом деле субъектов, имеющих право разработать и внести закон, намного больше. Кто они?


– Всего в республике 1071 субъект права законодательной инициативы. Они определены в статье 76 Конституции РТ. Попробую перечислить, а вы внимательно следите, это важно. Итак, это – Президент Республики Татарстан, депутаты Госсовета, Президиум и комитеты Госсовета, Кабинет Министров, Государственный Советник РТ. Далее – прокурор республики, представительные органы местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду, Центральной избирательной комиссии, Уполномоченному по правам человека в РТ – по вопросам их ведения.

Обращаю внимание на ключевой момент: право законодательной инициативы на внесение изменений в Конституцию Татарстана принадлежит Президенту республики, не менее одной трети от установленного числа депутатов Госсовета, его Президиуму, а также Конституционному суду Татарстана. По примерному плану законопроектной работы в 2015 году в Госсовет должно быть внесено 50 законопроектов. Из них за первое полугодие внесено 17. Пятнадцать стали законами, два находятся в работе. Должен сказать, что часть законопроектов своевременно не была внесена. Причина? Например, в процессе разработки выявилось, что необходимо дополнительно проанализировать документ…

Предвидя ваш вопрос, поясню: подготовка законопроекта – очень сложная, трудоемкая работа. И она требует в целом скрупулезного анализа, юридических и других профессиональных знаний и навыков по «предмету» будущего закона.

– То есть без юридического образования закон не напишешь?

– В этом деле помощь субъектам права законодательной инициативы в нашем парламенте оказывают профильные комитеты, их семь, и правовое управление Аппарата Госсовета. Повторюсь, желательны юридическая подготовка и знание положения дел по той проблеме, которую предполагается законодательно отрегулировать, а еще знание действующего федерального и республиканского законодательства, судебной практики. Необходимо выявить, к чьему ведению – федеральному или региональному – относится правовое регулирование. Кроме того, при подготовке законопроекта необходимо соблюдать соответствующие требования Регламента Госсовета и Правил подготовки проектов законов, утвержденных постановлением Президиума татарстанского парламента. То есть необходим комплексный подход и анализ. Но в любом случае необходимо советоваться с юристами. Без них не обойтись.

– Получается, что правом законодательной инициативы обладают в том числе непосредственные исполнители закона, например, Кабинет Министров. Как вы считаете, не возникает ли у разработчиков соблазна пролоббировать в ходе работы над законопроектом какие-либо частные интересы?

– Я понимаю ваш профессиональный интерес. Но вопрос этот не на засыпку. Ничего «жареного» тут нет. В зарубежной практике именно правительства, как правило, и являются основными разработчиками законопроектов. Они вносят в парламенты государств до 80 и более процентов законопроектов. Что касается лоббистских частных интересов, то при подготовке законопроекта, как ни крути, прежде всего учитывается действующее законодательство, то есть уже существуют определенные ограничения. Кроме того, при рассмотрении в Госсовете, например, документ проходит немало экспертиз, в том числе на коррупционную составляющую. И должен сказать, это «сито» работает.

– Как вы оцениваете активность законотворческой работы в нынешнем созыве Госсовета? Кто, на ваш взгляд, наиболее инициативен в этом плане – депутаты, парламентские фракции?

– Заниматься законопроектной работой парламентарии обязаны в соответствии с Законом «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан», это одна из форм их деятельности. В Государственной Думе такая же практика. Но сейчас для развернутой оценки времени мало прошло, созыв ведь фактически только начался. Могу сказать, что наиболее активными по законопроектной работе пока являются Правительство Татарстана, комитеты Госсовета, отдельные депутаты. Правда, бывает и так, что парламентарии заявляют о своем намерении разработать проект закона и даже включают его в примерный план работы. А потом без видимых причин отзывают инициативу. Это, считаю, вопрос личной дисциплинированности человека, поскольку юридической ответственности за такой отказ депутат не несет.

– Что вы скажете о реализации права законодательной инициативы на уровне представительных органов власти муниципальных образований республики? Фарид Хайруллович Мухаметшин всегда достаточно критично высказывается о том, что депутаты муниципалитетов не слишком активно пользуются предоставленной им возможностью выразить свое видение той или иной ситуации через ее законодательное урегулирование. Почему, как вы считаете?

– Да, объективный повод для критики, на мой взгляд, тут есть. В настоящее время в республике 956 представительных органов
местного самоуправления разного уровня – от сельских до районных и два городских округа. Законопроекты, вносимые представительными органами, затрагивают в основном вопросы образования новых населенных пунктов, изменения границ муниципальных образований, преобразование муниципалитетов. Думаю, невысокая законотворческая активность депутатов представительных органов власти на местах связана с недостатком необходимой квалификации.

Считаю, для депутатов муниципального уровня необходимо проводить специальную учебу по подготовке законопроектов. Но есть и другие примеры. В настоящее время Совет Дрожжановского муниципального района и лично его глава Александр Валерьевич Шадриков настойчиво занимаются подготовкой заявленного проекта республиканского закона «Об особых экономических зонах регионального уровня». Законопроект прошел предварительную экспертизу, дорабатывается и готовится к внесению на рассмотрение Госсовета. Он, кстати, значится в примерном плане законопроектной работы.

Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта