Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...
28 февраля исполняется двадцать лет со дня вступления России в Совет Европы – одну из наиболее авторитетных и представительных международных межправительственных организаций. Позиции нашей страны в этом общеевропейском форуме довольно серьезные - Россия является одной из шести основных стран-плательщиков, во многом формирующих бюджет Совета Европы.
Свои позиции в отношении деятельности нашей страны на этой международной площадке недавно высказали в Совете Федерации РФ, где состоялся «круглый стол» на тему «20 лет России в Совете Европы: итоги и перспективы». В работе «круглого стола» принял участие Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, который в течение 15 лет вместе с другими делегатами регионального и муниципального уровней представляет Российскую Федерацию в одном из органов Совета Европы – Конгрессе местных и региональных властей.
- Фарид Хайруллович, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации, вы подчеркнули, что Россия должна сохранить Совет Европы как площадку для взаимодействия. Каким образом, на ваш взгляд, это можно сделать?
- Как я уже подчеркивал, за двадцать лет работы в Совете Европы нашей стране удалось накопить богатый опыт взаимодействия с европейскими партнерами. Зачастую мы имеем свои подходы и позиции по наиболее важным вопросам, и коллегам приходится с нами считаться… Вследствие неоднозначной реакции некоторых государств на способы разрешения внутриукраинской кризисной ситуации, против российской делегации в ПАСЕ были введены санкции – ее лишили права голоса, права участия в работе руководящих органов и в мониторинговой деятельности. Выражая решительный протест, наша делегация отказалась участвовать в работе ассамблеи. Считаю отказ от работы в ПАСЕ необходимым шагом, но временным. Кому-то выход России из состава Совета Европы мог бы стать отличным подарком, но нужно ли это нашей стране? Благо, Совет Европы – многоструктурная организация, в которую помимо Парламентской ассамблеи, входят Комитет министров, Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Европейский суд по правам человека и другие организации.
Со вступлением России в Совет Европы субъекты Федерации впервые получили площадку Конгресса местных и региональных властей для представления своих позиций. За эти годы мы наработали целый ряд важных контактов, установили связи с коллегами из 46 европейских стран, что во многом способствует дальнейшему развитию гуманитарных связей по самым разным вопросам. Нельзя забывать и о том, что за последние годы по инициативе российской делегации Конгресс принял около полутора десятков документов, было организовано десять презентаций российских городов и регионов в Страсбурге в рамках сессий КМРВСЕ. В их числе была и Казань, в 2013 году ставшая местом проведения Всемирной летней Универсиады. Это прибавило узнаваемости нашей республики и ее столицы в Европе. Европейцы видят наши возможности и высокий уровень развития. А это является стимулом для инвестиций.
Считаю, что Россия, сотрудничая с Советом Европы, в том числе и на межрегиональном уровне, должна использовать весь арсенал своих возможностей. При этом именно Конгресс – консультативный орган СЕ, в нынешних реалиях стал для России той площадкой, где мы сохраняем свои позиции, можем доносить до европейцев свое мнение по тем или иным вопросам.
- В чем именно заключается политическая и общественная роль Конгресса местных и региональных властей Совета Европы?
- Уникальность этого органа в том, что здесь представлены более 300 парламентариев муниципального и субъектового уровней. Это подтверждает важность активного взаимодействия в рамках Конгресса как регионального измерения межгосударственного сотрудничества в Совете Европы. А значит, именно здесь обсуждаются конкретные проблемы развития местного самоуправления, совместными усилиями идет поиск решений самых сложных задач. Среди вопросов, на которые Конгресс регулярно обращает внимание, – территориальная автономия национальных меньшинств, проблемы миграции, культуры и образования, социальной сплоченности в городах и финансовое обеспечение местных органов власти. То есть все то, что и наши российские регионы волнует ежедневно.
- Как делегатам Конгресса в сложных процессах недопонимания по отношению к России удается сохранить наши позиции в Совете Европы?
- 24 марта 2014 года, через несколько дней после референдума в Крыму, на котором жители этой республики провозгласили свою независимость, я после заседания Бюро Конгресса местных и региональных властей в Страсбурге обсудил с зарубежными коллегами сложившуюся ситуацию. У нас было немало сторонников, но открыто свою позицию они выразить не могли. На следующий день на заседании Комитета по актуальным вопросам я от имени российских регионов и муниципалитетов призвал членов Конгресса принять участие в процессе стабилизации социально-политической обстановки на Украине, направив группы наблюдателей для дальнейшей выработки взвешенной и выверенной позиции Конгресса и Совета Европы в целом.
Кроме того, в нарушение всех уставных процедур, по настоянию отдельных представителей так называемой «старой демократии» Бюро Конгресса своим решением заблокировало проведение выездных заседаний в Российской Федерации. И это несмотря на высокую организационную и содержательную готовность заседаний Комитета по актуальным вопросам и Комитета по мониторингу, которые планировалось провести в Казани и Ульяновске.
Конечно, в непростой внешнеполитической ситуации представителям российских регионов в Совете Европы приходится сталкиваться с объективными трудностями. Однако, и это мое неизменное мнение, нельзя прекращать начатый диалог, важно сохранить возможности взаимодействия, информирования европейских коллег о позиции нашей страны по ключевым вопросам.
Медленно, но верно в Конгрессе «градус напряженности» по всему спектру российско-украинской проблематики снижается. Свой вклад в настроение наших европейских партнеров внесла и объективная потребность работы с беженцами из Северной Африки и Ближнего Востока, ставшая «зонтичной» темой Конгресса в прошлом году. Эта проблема нашла свое отражение в целом ряде принятых резолюций и рекомендаций как на Бюро КМРВСЕ, так и в масштабах Конгресса в целом и его обеих палат.
- То есть Конгресс местных и региональных властей можно назвать площадкой, где еще удается действовать не «на эмоциях», а использовать конструктивные подходы к решению актуальных вопросов?
- Несмотря на то, что Конгресс не может оставаться в стороне от политической повестки дня, и здесь, как и на других площадках Совета Европы, безусловно, ведутся разговоры на «острые» темы. Однако все же в центре внимания этой организации всегда остается решение конкретных муниципальных и региональных проблем.
О хороших отношениях и взаимоуважении говорят и визиты наших европейских коллег-парламентариев в Татарстан. Так, за последние пять лет мы неоднократно принимали в Казани председателей Парламентской ассамблеи и Конгресса. В октябре 2015 года мы провели крупное молодежное мероприятие – VII российско-германскую конференцию лидеров, где молодые лидеры двух стран выступили за поиск компромисса, за диалог, за Европу без разделительных линий и границ для общения. Если говорить о последних встречах, то недавно в Казань для участия в Международном конгрессе практиков инклюзивного образования прибыл мой заместитель в Комитете по актуальным вопросам КМРВСЕ, депутат парламента земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ) Йозеф Нойман. Наш университет ТИСБИ уже на протяжении двух десятков лет способствует формированию доступной образовательной среды в республике, и европейцам интересен этот опыт.
- Ближайшая сессия Конгресса состоится этой весной. Какие вопросы в повестке дня?
- Традиционно европейцы организуют сессионные заседания в марте. Мы с российскими коллегами ожидаем повестку дня XXX Юбилейной сессии весьма насыщенной.
Рамочной темой 2016 года стали «Этические стандарты и прозрачность на местном и региональном уровнях». Это вопрос, которым в Российской Федерации плотно и серьезно занимаются. Думаю, мы будем участвовать в дебатах и в прениях и донесем тот опыт, который был наработан и систематизирован нами «на местах».
На предстоящую сессию вынесен анализ принятой в прошлом году, что называется, «по горячим следам» трагедий в Европе стратегии Конгресса по борьбе с радикализацией на местном уровне, в целом решение актуальных задач формирования поликультурных сообществ в Европе. Этой проблематике уделим один из дней сессии.
Европейские делегаты обсудят борьбу с коррупцией, проанализируют некоторые аспекты местной и региональной демократии в ряде европейских государств.
- Спасибо, Фарид Хайруллович. Желаем дальнейшей плодотворной работы на площадках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.
Газета «Республика Татарстан», 25 февраля 2016 года