27 апреля отмечается День российского парламентаризма. Накануне этого праздника председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" о последних важных событиях в республике, поделился актуальными проблемами региональных законодателей, а также поведал о взаимоотношениях региональных законотворцев со своими федеральными коллегами.
- Фарид Хайруллович, пожалуй, главным событием последних дней в республике стал Съезд народов Татарстана. Ваша оценка итогов Съезда? Что вы считаете самым важным из того, что прозвучало от его делегатов?
- Я был председателем оргкомитета Съезда и, по оценке его делегатов, приглашенных гостей он прошел на самом высоком уровне, вновь подтвердив, что гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений - важнейший приоритет государственной политики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. В ходе Съезда были озвучены крайне актуальные вопросы. Самое важное - на нем были представлены все нации и народности, проживающие в Татарстане. Отмечу, что у нас это уже третий подобный Съезд. Я внимательно выслушал всех выступающих, и у меня появилось ощущение, что в Татарстане у представителей народов (а их более 173) повысился уровень ответственности и понимания того, что многоязычие и многокультурие - это великая ценность, но с другой стороны, это серьезные вызовы, которые требуют от властей и от самих граждан очень большой ответственности и каждодневного внимания. Ведь межнациональный и межконфессиональный мир и согласие - это не что-то данное раз и навсегда. Это ежедневная работа, направленная на укрепление единства. Все понимают ответственность за благополучие всех, кто живет в Татарстане одной дружной семьей братских народов. Делегаты высказали признательность властям РФ, федеральному центру и, безусловно, сегодняшнему руководству Татарстана за большую работу в сфере межнациональных отношений. По итогам Съезда принята достаточно актуальная резолюция для работы на ближайшие десять лет. Эта резолюция ориентирована на новые задачи, формулирует приоритеты для органов государственной, муниципальной власти и общественных организаций республики.
- На Съезде был поднят вопрос, связанный с договором о разграничении полномочий между Федерацией и Татарстаном, в частности, первый президент республики, государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев говорил об этом. Есть какое-то ответное движение со стороны Федерации по этому вопросу? Или заявление прозвучало, и на этом пока все?
- Этот вопрос, я думаю, не мог не прозвучать от представителей разных народов, живущих в Татарстане, ибо в непростые 90-е годы, когда появился первый договор, и позднее с этими документами связано благополучие и сегодняшнее развитие Татарстана. По большому счету, он стал универсальным инструментом согласования интересов республики и федерального центра, учета специфики Татарстана на основе Конституции РФ. Мы же и государственное двуязычие ввели, и поддерживаем все нации и народности, выпускаем газеты, журналы, это все в договорах было прописано, и никаких претензий из федерального центра в этой части нет. Я думаю, что федеральный центр услышит пожелания народов нашей республики в поддержку этого договора, в поддержку отношений, которые приводят к созиданию и взаимопониманию с федеральным центром и в самом регионе между людьми разных национальностей. Отмечу, что резолюция Съезда пока не опубликована. Она была проголосована с поправками, предложениями и замечаниями. Сейчас над ее формулировками работает редакционная комиссия, которая была образована Съездом. Я думаю, в ближайшее время мы ее подпишем, и, безусловно, этот документ станет достоянием общественности.
- Парламентарии Татарстана принимают достаточно много законодательных инициатив в адрес федерального центра. Некоторые из них принимаются, некоторые отклоняются Госдумой. Из последнего отвергнутого законопроекта - идея усложнения процедуры развода. На ваш взгляд, почему происходит так, что инициативы часто отклоняют? Из-за недоработок регионального законодателя, или есть сложности на уровне Федерации?
- Я исхожу из того, что мы живем в федеративном государстве, и мы - парламенты субъектов России - можем участвовать в выработке общегосударственных задач и целей, предлагая те или иные законопроекты по вопросам, которые мы считаем актуальными. Участвуя в этом процессе, мы часто добиваемся успеха. Но, к сожалению, бывает и так, что наши предложения не проходят. Причины этому разные. Есть ситуация, когда регионы, в том числе и Татарстан, не могут подготовить экономическое заключение. Предложение внесли, а оно требует финансовых расходов из федерального бюджета или софинансирования из региональных или местных бюджетов. Такие предложения не поддерживаются, поскольку бюджет текущего года уже сверстан, каких-то дополнительных поступлений не ожидается. Бывает - в этом нас обвиняет федеральный центр, Государственная Дума, - что законопроекты готовятся без тщательной правовой подготовки: они противоречат действующим нормам. Мы могли бы в таких ситуациях вместе проработать, но сходу эта законодательная инициатива не проходит. Например, по тому законопроекту, который вы вспомнили - про усложнение процедуры развода. Ведь мы упростили этот процесс настолько, что в электронном виде подаешь заявление на регистрацию брака, и тебя регистрируют. И разводят также быстро! И мы предложили увеличить время процедуры бракоразводного процесса - до трех месяцев в ЗАГСе, и шести - в суде. Но нам отклонили этот законопроект, хотя в целом его поддержали в профильных комитетах, из-за того, что там была прописана одна норма: муж и жена, подавшие документ на развод, должны вместе приходить на бракоразводную процедуру в ЗАГС. А нам говорят: "А если они уже фактически не живут друг с другом, они уже как кошка с собакой живут, друг другу руку не подают. Если она пришла в ЗАГС, а он не пришел - процедура останавливается?" Аргумент достаточно жизненный, и по этой причине наша инициатива была отклонена. Но мы все равно продолжаем работать над этой темой. Отмечу, что сейчас с новым руководством Государственной Думы, с новым парламентом седьмого созыва вопросы прохождения региональных законодательных инициатив стали предметом более тщательного рассмотрения: ни одна инициатива не остается без ответа - инициатор извещается Государственной Думой. Раньше просто писали: "В связи с тем, что правительство не поддержало, возвращаем вам на доработку, или законопроект отклоняется". Сейчас ответ аргументирован. Сообщается, по какой причине отклонен, на что нам обратить внимание. Кроме того, мы договариваемся, чтобы в регламент Госдумы записать норму нулевого чтения для проектов федеральных законов. Она позволит вместе с профильными комитетами Госдумы до внесения официально на первое чтение законопроекта проработать со всеми заинтересованными сторонами процесса. И тогда будет уверенность, что законопроект проработан, вычищен и будет удобен правоприменителям. В этом случае шансы на его прохождение в Государственной Думе и Совете Федераций будут значительно выше.
- На ваш взгляд, необходимо ли привлекать экспертов к обсуждению этих законопроектов?
- В Госсовете Татарстана мы при каждом комитете создали экспертный совет. Мы пришли к этому осмысленно и осознанно. Сейчас профильный комитет не может рассмотреть законопроект, пока экспертный совет не выскажет свое мнение. В такие советы входят представители различных общественных организаций, юристы, специалисты своего дела, социологи, экологи... Эксперты могут спрогнозировать, каковы будут последствия, если тот или иной законопроект будет принят.
- Насколько я знаю, подобный консультативный совет вскоре начнет работу и при председателе Госсовета Татарстана...
- Это идея, которую порекомендовала нам Валентина Ивановна Матвиенко. Она создала у себя при председателе Совета Федераций такой консультативный совет. Задача этого совета при председателе Госсовета Татарстана - вырабатывать стратегию законотворческой деятельности, определять, если хотите, законотворческие приоритеты в республике, предлагать, что и какими нормами необходимо отрегулировать. Мы же до сих пор живем в таком обществе, в котором есть законы, которые действуют с советского периода. Есть такие документы, которые не отменены, и надо бы в новых условиях рыночной экономики отрегулировать их законом. Также есть много нормативных документов правительства, президента Татарстана, которые носили временный характер, а сейчас наступило время принять на эту тему закон. Консультативный совет при председателе Государственного Совета еще не заработал - разработано только положение о нем, и сейчас идет формирование его состава.
- До этого мы с вами говорили о проблемах на этапе принятия законопроектов Госсоветом республики. А есть ли проблемы с исполнением законов?
- Меня беспокоит ситуация с подзаконными актами. Особенно в прошлом году пришлось приложить много усилий по этой теме, был разговор с президентом Татарстана. Бывают ситуации, когда закон принят, опубликован, но не может работать в силу того, что не отрегулирована какая-то статья, в которой есть отсылка на подзаконный акт, который долго не принимается. Мы поднимали вопрос, чтобы ко второму чтению исполнительный орган власти, заинтересованный в быстром принятии закона, прикладывал к нему и проект подзаконного акта, который бы без задержки принимался после подписания закона президентом. Кстати, это проблема не только Татарстана - этим страдают все субъекты Российской Федерации, да и федеральный центр. Важно, чтобы принятый, подписанный и опубликованный закон не пылился на полке, так как от этого теряется авторитет и закона, и власти.
- На Съезде народов Татарстана звучала тема мигрантов. Есть ли у вас идеи на этот счет?
- Вы знаете, Татарстан – регион, привлекательный для мигрантов тем, что республика успешно развивается, много инвестирует в свое развитие, у нас строится много новых объектов, а значит, нужна и рабочая сила. В прошлом году на миграционный учет было поставлено 250 тысяч иностранных граждан, что на 7 процентов больше, чем в 2015 году. По статистике, 40 процентов из них - трудовые мигранты. Республика не может закрываться: во-первых, нам нужны трудовые ресурсы, да и вообще мы не закрытый регион. За счет миграции к нам приезжает много толковых людей, носителей знаний, носителей культуры из других стран. Но, к сожалению, приезжают и те, у кого не сложилась жизнь на родине, и они здесь ищут легкой жизни. Мое предложение сводится к следующему. Сейчас есть территориальное квотирование мигрантов по согласованию с исполнительными органами власти субъекта. Теперь надо дальше пойти - квотировать численность трудовых мигрантов в разрезе их профессиональной принадлежности. Мы ведь знаем, в каких именно специалистах нуждаемся. В противном случае приезжают люди, которые не могут здесь найти работу, и приходится их переквалифицировать и переобучать. Но это только одна часть работы. Вторая и очень большая часть - это необходимость социальной адаптации мигрантов к нашим условиям жизни: к татарстанским и российским законам, к нашему образу жизни, к нашей ментальности. У нас в этих вопросах серьезную роль играет Ассамблея народов Татарстана, которая координирует свою работу с соответствующими министерствами и ведомствами. Не так давно при активном участии руководителей филиалов, представительств и местных национально-культурных объединений Ассамблеи аналогичную работу начали проводить и в муниципальных районах республики.
- Затрону тему выборов. Не так давно три думских фракции выступили за отмену так называемого муниципального фильтра на выборах глав регионов. Как вы полагаете, есть ли смысл в подобных фильтрах, учитывая особенности некоторых регионов? Например, в Татарстане и ряде других регионов оппозиция представлена слабо в представительных органах всех уровней, и преодолеть муниципальный фильтр оппозиционным партиям без помощи "Единой России" невозможно.
- Во-первых, хотел бы сказать о многопартийной системе. Больше 70 зарегистрированных политических партий - мне кажется, это слишком. Практика показала, что только с десяток партий участвуют в реальной политической жизни, остальные порой даже не способны выставить своего кандидата на выборах. Нужно, может быть, с десяток политических партий, но чтобы они были сильными, за ними стоял избиратель, который мог бы сказать свое веское слово во время выборов, они были способны продвинуть своих членов партии и активистов в парламенты того или иного уровня. Возможно, ранее было мнение, что такой фильтр надо создать, чтобы случайных людей на выборах не появилось. И я, кажется, тоже прихожу к мнению, что эту процедуру надо немного облегчить и упростить. Сейчас правящая партия за муниципальный фильтр критикуется, говоря, что очистили поле еще до голосования. В любом случае должны решать люди, не вот этот ценз или какая-то норма закона, а избиратели, которые пришли на участок для голосования.
- Сегодня День российского парламентаризма. С каким чувством вы его встречаете?
- Я недавно вернулся из Петербурга. Накануне Дня российского парламентаризма стало доброй традицией собираться в Таврическом дворце для проведения Совета законодателей. Состоялся очень интересный разговор. Вне всяких сомнений, авторитет парламентов всех уровней в системе органов государственной власти повышается. Это касается и парламента Республики Татарстан, который берет на себя все больше ответственности за положение дел в республике. Пользуясь возможностью, поздравляю депутатов всех уровней представительной власти и наших избирателей с Днем российского парламентаризма. Мира, добра и благополучия!