Государственный Совет Татарстана пользуется заслуженным авторитетом как внутри страны, так и далеко за ее пределами, демонстрируя открытость, профессионализм, тесное взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и институтами гражданского общества. Более 20 лет высшим законодательным органом республики руководит Фарид Мухаметшин — один из самых известных и авторитетных политиков Республики Татарстан и Приволжского федерального округа, отмечающий в мае 70-летний юбилей. В эксклюзивном интервью нашему журналу Фарид Хайруллович рассказал о месте и роли Государственного Совета в политической, экономической, социальной жизни Татарстана, Поволжья и России в целом.
- Как происходило становление татарстанского парламентаризма? Какие законы, принятые Госсоветом Татарстана, на ваш взгляд, способствовали сегодняшним успехам республики?
Система представительной власти в Татарстане имеет более чем 90-летнюю историю (формально с 1920 года — I съезда Советов автономной ТССР в Казани). Современный парламентаризм Татарстана берет свое начало весной 1990 года с избранием на демократической основе Верховного Совета ТАССР ХII созыва. Именно в те годы были заложены основы действующего республиканского законодательства, была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, подписан Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти. В 1994 году был уточнен конституционный статус, изменилось наименование высшего законодательного органа - отныне это Государственный Совет Республики Татарстан, который стал локомотивом важнейших политических и социальных преобразований. Ежегодно мы принимаем порядка 100 - 150 законов. На начало 2017 года Госсовет РТ V созыва принял 292 закона, из них 73 - базовых. Среди наиболее значимых, принятых в 2016 году на территории республики: «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств», «О парламентском контроле», «О промышленной политике», «О театрах и театральном деле» и «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов» и многие другие. От хаотичного и во многом стихийного принятия законов парламент Татарстана перешел к системному законотворчеству, к принятию программ развития на десятилетия. Практикой стали кодификация законов и их мониторинг, парламентские слушания, общественная экспертиза законопроектов, в том числе антикоррупционная. В законодательном сопровождении Государственный Совет Татарстана никогда не занимал выжидательных позиций. Инновационные подходы в законотворчестве способствовали поддержанию в республике высокого уровня жизни населения, наращиванию темпов экономического развития. Безусловным достижением прошедших лет стало укрепление межэтнического согласия, дружбы и единства многонационального народа Татарстана. Некоторые законодательные акты Государственного Совета стали не только «пионерами» на правовом поле России, но и получили статус модельных в федеральном законодательстве.
- Что представляет собой Госсовет РТ сегодня? Какое место он занимает среди законодательных органов власти России? Узнаваем ли на мировой арене?
Государственный Совет узнаваем как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Заключены и работают соглашения о сотрудничестве с законодательными собраниями 33 субъектов, два соглашения с Федеральным Собранием, 8 соглашений и протоколов с зарубежными партнерами. На протяжении 15 лет я представлял Российскую Федерацию в Конгрессе местных региональных властей Совета Европы, два срока подряд возглавлял Комитет по актуальным вопросам. На этой площадке мы высказывали позицию России по самым важным вопросам, делились опытом решения вопросов укрепления народовластия на местах, развития федеративных начал государственности, построения полиэтнического и мультиконфессионального общества.
- Государственный Совет Татарстана можно назвать важной коммуникационной площадкой, на которой происходит регулярный конструктивный диалог с органами государственной власти различных уровней. Насколько эффективно подобное взаимодействие?
Безусловно, залогом успешной работы парламента стал конституционно выверенный баланс властей. И сегодня Государственный Совет развивает самое тесное взаимодействие с Президентом и Правительством Татарстана, субъектами права законодательной инициативы. Наглядным примером такого сотрудничества является участие в работе сессий Президента Татарстана, регулярные правительственные часы и отчеты органов исполнительной власти республики. Кроме того, в Татарстане выстроена четкая парламентская вертикаль, налажено взаимодействие депутатов различных уровней – Государственной Думы ФС РФ, избранных от республики, Государственного Совета, районных советов. Одними из первых в стране мы перешли к трехлетнему бюджетному планированию. Несмотря на непростые порой обстоятельства выдерживали максимально полное исполнение социальных обязательств государства. А чтобы бюджет не превращался в «зарплатную ведомость», депутаты совместно с Президентом, Правительством и бизнес-сообществом участвовали в конструировании современной инновационной инфраструктуры и формировании благоприятного инвестклимата. Наиболее близким примером такого сознательного планирования выступает Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 года. Этот документ был утвержден в статусе закона в июне 2015 года. В прошлом году все муниципальные районы завершили разработку своих стратегий и утвердили их на заседаниях районных советов. Работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года велась в течение двух лет по поручению Президента республики Рустама Минниханова. В Стратегии-2030 сформулированы четкие стратегические задачи развития Татарстана, предполагающие лидерство региона в условиях новой экономики ближайшего будущего. В качестве главного приоритета определен человеческий капитал – основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции.
- Вы являетесь координатором Ассоциации руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа. Как бы вы оценили место и роль данной структуры?
Ассоциация законодательных органов государственной власти субъектов РФ ПФО, созданная в декабре 2001 года, способствует распространению положительного опыта законотворческой деятельности регионов, а также продвижению законодательных инициатив на федеральном уровне. Динамичная жизнь российского общества выдвигает перед парламентариями регионов новые ответственные задачи, требует постоянного диалога с федеральным законодателем. Поэтому законодатели нашего округа в рамках Ассоциации объединили усилия в продвижении своих инициатив для эффективного воздействия на законотворческий процесс России в целом. Весомый вклад в решение этой проблемы вносит взаимодействие Ассоциации с Полномочным представителем Президента РФ в ПФО. Совместная работа позволяет отслеживать большой круг законотворческих задач, организовывать работу по совершенствованию регионального законодательства, готовить предложения по проблемам, требующим решения на окружном или федеральном уровнях.
- Расскажите о наиболее важных и резонансных вопросах, обсуждавшихся при участии членов Ассоциации. Какие решения были в итоге приняты по этим вопросам?
За 15 лет своей деятельности парламентарии Поволжья рассмотрели более 120 вопросов законотворческой деятельности и правоприменительной практики, стали инициаторами принятия ряда федеральных законов и подзаконных актов. Так, в 2013 году удалось реализовать законодательную инициативу Республики Татарстан по противодействию радикальным религиозным течениям и проявлению экстремизма. В 2015 году проведена большая работа по совершенствованию федерального законодательства в сфере взаимодействия местного самоуправления с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, прокуратурой.
- Что лично для вас значит работа в Ассоциации? Насколько громко звучит в ней голос парламента Татарстана?
Ассоциация — это политическая площадка, где возможно непосредственное общение, обмен мнениями, живая дискуссия по насущным вопросам. Именно здесь вырабатываются общие взгляды, вычленяются проблемы и возможные пути их решения. Это возможность для региональных парламентов быть услышанным и получить мнение коллег, как говорится, из «первых рук». Созидательная, конструктивная работа возможна лишь в коллективе единомышленников. Учитывается мнение каждого, опыт регионов внимательно изучается и используется в других субъектах округа. Так что голос Татарстана звучит в нашей работе на равных. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить моих коллег — членов Ассоциации — за профессионализм, компетентность и неравнодушие, которые они в полной мере проявляют в нашей общей работе. Без их активной и заинтересованной позиции наши успехи и достижения были бы невозможны.