В августе этого года истек срок действия Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госвласти России и Татарстана, подписанного в 2007 году Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.
Напомним: этот документ, утвержденный федеральным законом, дает республике право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана, право на особое оформление паспортов с вкладышем на татарском языке. Кроме того, в документе прописано, что кандидаты на должность Президента РТ должны владеть обоими государственными языками – русским и татарским.
11 июля нынешнего года на последнем перед парламентскими каникулами заседании Госсовета РТ депутаты единогласно приняли обращение к Президенту России, в котором говорится, что «сегодня основные положения договора фактически получили закрепление в действующем законодательстве, вошли в практику взаимоотношений между федеральным центром и регионами». Значение договора трудно переоценить. Благодаря этому документу укрепились федеративные отношения в России в целом, считает инициативная группа по подготовке обращения, куда вошли 26 депутатов Госсовета. Вместе с тем с истечением срока действия договора возникают определенные проблемы реализации ряда действующих норм Конституции РТ. По мнению парламентариев, прекращение этого договора влечет за собой целый ряд правовых последствий, например, придется вносить изменения в законодательные акты России и Татарстана. Только в действующей Конституции РТ таких статей четырнадцать.
Тема Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном была также поднята в ходе недавнего VI съезда Всемирного конгресса татар. Тогда первый Президент Татарстана, Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев выразил надежду на то, что федеральный центр и республика найдут общий язык в этом вопросе
Один из тех, кто высказывается в поддержку уникальной практики взаимодействия центра и регионов, – депутат Госсовета, заместитель председателя парламентского Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. К слову, в свое время известный политик возглавлял группу экспертов по подготовке договора о разграничении полномочий в редакции 2007 года. Депутат придерживается точки зрения, что «критерием истины является практика, а практика такова, что постепенно стихли голоса, которые каким-то образом расценивали договор как элемент сепаратизма». По словам Марата Галеева, Татарстан никогда не ставил цель любой ценой заключить договор: «Мы думали тогда о том, какой быть России. И этот вопрос активно обсуждался с конца восьмидесятых годов, столкновение мнений было достаточно острым. Настолько, что это закончилось стрельбой по Белому дому 4 октября 1993 года. Там, по сути, решался вопрос, по какому пути идти России, быть ей унитарной или выбрать федерализм. Ответ на этот вопрос искали давно. В середине XIX века историк Николай Костомаров написал докторскую диссертацию о необходимости федеративного устройства страны в условиях царской России. Вердикт Академии наук был более чем эмоциональным: казнить эту докторскую диссертацию путем публичного сожжения. Что и было сделано…» С момента заседания Госсовета прошло почти два месяца, но общественный резонанс, вызванный обращением республиканского парламента, не затухает. Мы побеседовали на эту актуальную тему с Маратом Галеевым.
– Марат Гадыевич, может быть, нужно напомнить читателям, что Конституция Татарстана была принята в 1992 году, практически на год раньше, чем российская? Какой была тогда политическая ситуация в стране?
– В начале девяностых годов речь зашла о переформатировании Российской Федерации на новых принципах. Остро встали вопросы: какой быть Конституции России, как разграничивать полномочия между субъектами Федерации и центром. Было созвано конституционное совещание, в котором участвовали и представители Татарстана. Шел 1991 год. Мы выдвинули ряд предложений, опираясь на международное право, которое определяет, кому принадлежат земля и недра субъекта Федерации, кто является правообладателем и, соответственно, формирует законодательство региона. Тогда о договоре речь еще не шла.
– О каком конкретно документе вы говорите?
– Я имею в виду Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Там прописано в первой статье, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Документ большинство стран восприняли, ратифицировали. В СССР пакт был ратифицирован указом Президиума Верховного Совета 18 сентября 1973 года. Опираясь на это, мы предложили соответствующую модель федерации. Нас поддержал целый ряд субъектов, но эти предложения не стали даже рассматривать, и мы вышли, как говорится, из процесса. Борис Ельцин, который являлся тогда Президентом России, пообещал решить вопрос, образно говоря, в индивидуальном порядке, и тогда появилась идея выстраивать отношения на договорных началах. Подготовка принятия Конституции Российской Федерации затянулась, мы в промежутке переговоров разработали свой Основной Закон. И поскольку была принципиальная договоренность с центром о выстраивании договорных начал, включили идею о взаимном делегировании полномочий в Конституцию Республики Татарстан. В марте 1992 года провели референдум, который прошел в спокойной обстановке, и получили всенародную поддержку.
– Почему так важно сегодня наличие договора?
– Я уже неоднократно говорил, что вопрос заключения договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном остается актуальным и для республики, и для России по нескольким причинам. Прежде всего, наличие такого договора напрямую касается легитимности действия Конституции России на территории Татарстана. Напомню, как происходило принятие Основного Закона страны. Тогда, в декабре 1993 года, голосование за российскую Конституцию в Татарстане не состоялось. Ее легитимность оказалась под большим вопросом, ведь по закону полагалась поддержка субъектов страны. И вот тогда, чтобы Татарстан мог войти в правовое поле России, в Москве начали ускоренно работать над первым договором. На удивление быстро договорились и быстро его подписали. Поэтому Конституция Российской Федерации на территории Татарстана до сегодняшнего дня была признана договором. И это факт, даже если это кому-то не нравится.
По мнению парламентариев, прекращение этого договора влечет за собой целый ряд правовых последствий, например, придется вносить изменения в законодательные акты России и Татарстана. Только в действующей Конституции РТ таких статей четырнадцать
– Какой выход из этой ситуации вы видите?
– Самый простой: не продлевать договор, а сделать постоянным и более без крайней нужды не возвращаться к этому документу. Причем необходимо закрепить в нем положение о том, что расторжение договора возможно только при согласии обеих сторон. – Предположим, сроки подготовки нового договора будут отложены, чем это обернется, как вы считаете? – Не хотел бы гадать на кофейной гуще, но нужно понимать, что рано или поздно к этому вопросу придется вернуться. Мы себя позиционируем как федеративное государство, но оно в этом качестве может строиться только при условии юридической чистоты государствообразующих документов. Если следовать этому принципу, при отсутствии договора в республике придется проводить всенародный референдум, чтобы внести необходимые изменения в действующую Конституцию Татарстана. Не думаю, что кто-то возьмется с точностью предсказать его итоги. Это настолько очевидно, что меня удивляет позиция некоторых известных российских политиков, высказывающих мысль, что договор себя изжил. Ценность первого и второго договоров в том, что они юридически обеспечивают присутствие Татарстана в правовом поле России и, с другой стороны, являются фактором признания Конституции РТ. Договор выгоден обеим сторонам, об этом свидетельствует весь четвертьвековой опыт взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. И этот факт уже невозможно ревизовать.
МУШКИНА Ирина
31.08.2017 Выпуск: №128 (28316) Газета Республика Татарстан