Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...
«Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется»
26 июля 2018
Источник: Газета Республика Татарстан
26 июля
В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики.
Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов.
– Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано?
– Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии.
За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами.
Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний.
– У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей.
– Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями.
Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство.
Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно.
– То есть прикладной результат налицо?
– Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами.
– Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета…
– Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии…
– Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу?
– Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены. Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас.
– Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный.
– Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки.
– Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме?
– Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми.
– На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве?
– Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности. И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех.
– По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка?
– Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи.
– Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства?
– Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики.
Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ
Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов.
В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики.
Юрий Камалтынов: «Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется» Пресс-служба Госсовета_2 В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики. Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов. – Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано? – Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний. – У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей. – Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями. Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство. Пресс-служба Госсовета Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно. – То есть прикладной результат налицо? – Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами. – Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета… – Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии… – Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу? – Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены. Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас. – Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный. – Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки. – Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме? – Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми. – На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве? – Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности. И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех. – По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка? – Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи. – Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства? – Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики. Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ
Юрий Камалтынов: «Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется» Пресс-служба Госсовета_2 В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики. Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов. – Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано? – Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний. – У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей. – Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями. Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство. Пресс-служба Госсовета Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно. – То есть прикладной результат налицо? – Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами. – Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета… – Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии… – Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу? – Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены. Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас. – Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный. – Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки. – Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме? – Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми. – На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве? – Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности. И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех. – По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка? – Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи. – Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства? – Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики. Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ