на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 5 мая 2024
Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая,...

статьи 69 и 70 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
30 июня 2016
XLVII заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



«Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется»

26 июля 2018

Источник: Газета Республика Татарстан 26 июля

В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов.

– Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано?

– Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии.

За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами.

Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний.

– У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей.

– Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями.

Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно.

– То есть прикладной результат налицо?

– Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами.

– Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета…

– Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии…

– Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу?

– Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены. Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас.

– Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный.

– Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки.

– Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме?

– Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми.

– На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве?

– Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности. И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех.

– По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка?

– Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи.

– Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства?

– Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики.

 

Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ

Источник: http://rt-online.ru/yurij-kamaltynov-korrektirovka-zakona-ne-samotsel-vazhno-kak-on-primenyaetsya/© Газета Республика Татарстан

Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов.

Источник: http://rt-online.ru/yurij-kamaltynov-korrektirovka-zakona-ne-samotsel-vazhno-kak-on-primenyaetsya/
© Газета Республика Татарстан

В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики.

Источник: http://rt-online.ru/yurij-kamaltynov-korrektirovka-zakona-ne-samotsel-vazhno-kak-on-primenyaetsya/
© Газета Республика Татарстан

Юрий Камалтынов: «Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется» Пресс-служба Госсовета_2 В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики. Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов. – Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано? – Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний. – У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей. – Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями. Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство. Пресс-служба Госсовета Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно. – То есть прикладной результат налицо? – Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами. – Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета… – Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии… – Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу? – Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены. Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас. – Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный. – Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки. – Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме? – Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми. – На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве? – Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности. И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех. – По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка? – Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи. – Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства? – Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики. Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ

Источник: http://rt-online.ru/yurij-kamaltynov-korrektirovka-zakona-ne-samotsel-vazhno-kak-on-primenyaetsya/
© Газета Республика Татарстан

Юрий Камалтынов: «Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется» Пресс-служба Госсовета_2 В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для жизни республики. Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов. – Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано? – Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний. – У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей. – Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями. Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство. Пресс-служба Госсовета Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно. – То есть прикладной результат налицо? – Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами. – Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета… – Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии… – Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу? – Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены. Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас. – Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный. – Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки. – Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме? – Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми. – На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве? – Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности. И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех. – По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка? – Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи. – Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства? – Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики. Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ

Источник: http://rt-online.ru/yurij-kamaltynov-korrektirovka-zakona-ne-samotsel-vazhno-kak-on-primenyaetsya/
© Газета Республика Татарстан

Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта