Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...
В этом году исполнилось 80 лет со дня проведения первых выборов в Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, высшего законодательного органа государственной власти, который заложил традиции современного татарстанского парламентаризма и основы республиканского законодательства. 20 ноября в Татарском государственном театре им. К. Тинчурина пройдет торжественное собрание общественности, посвященное этому знаковому событию. Именно здесь прошел I съезд Советов автономной ТССР. Восьмидесятилетие Верховного Совета отмечается в рамках мероприятий, приуроченных к столетию ТАССР, которое состоится в 2020 году. Накануне парламентского юбилея интервью газете «Республика Татарстан» дал Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, который без малого четверть века стоит у руля татарстанского парламента.
– Фарид Хайруллович, парламентаризм востребован во все времена. Однако надо согласиться с тем, что сегодня роль парламента в жизни общества и решении политических вопросов значительно усиливается. С чем, как вы полагаете, это связано?
– Во всем мире парламенты играют знаковую роль в совершенствовании национальных законодательств, поиске адекватных ответов на современные вызовы и угрозы. Поэтому в нынешних условиях, когда начинает преобладать политика односторонних санкций и рушатся межгосударственные отношения, парламентарии способны сохранить доверие и связь между народами, оказать позитивное влияние на решение наиболее острых международных и региональных проблем. Сегодня, когда многие страны отказываются слышать друг друга, очень важны парламентская дипломатия и диалог, ведь доверие возникает только на этой основе.
Парламентаризм – огромное завоевание общества. Во все времена он достаточно часто был очень неудобным, но, тем не менее, необходимым инструментом для развития цивилизованного демократического государства. Наш Верховный Совет ТАССР стал ярким образцом института народовластия, вобрал в себя лучшее наследие Советов рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов, ТатЦика и, существенно обогатив, передал накопленный опыт своему историческому правопреемнику – Государственному Совету Республики Татарстан.
И как бы мы сегодня ни оценивали события тех времен, работу органов государственной власти, какие бы суждения и исторические оценки ей ни выносили, факт остается фактом: Верховный Совет стал хорошей школой жизни и во многом взрастил ростки гражданского общества республики. Здесь приобретались знания государственного управления, формировалась правовая культура общества…
Парламентаризм – огромное завоевание общества. Во все времена он достаточно часто был очень неудобным, но, тем не менее, необходимым инструментом для развития цивилизованного демократического государства Среди депутатов Верховного Совета были деятели науки и культуры, военные и министры, рабочие и колхозники, учителя и врачи, руководители предприятий и общественные деятели, научно-техническая интеллигенция и журналисты, трактористы, комбайнеры, доярки, прядильщицы… Социальный портрет более чем 2440 депутатов, избранных за все время работы Верховного Совета, был весьма многоликим.
– В одном из интервью вы говорили, что Верховному Совету Татарстана была предписана нелегкая судьба, насыщенная кульминационными событиями. С позиции сегодняшнего дня многие решения республиканского парламента тех лет кажутся революционными. Можете ли вы дать такую оценку работе Верховного Совета?
– То, что Верховный Совет был символом своего времени – факт бесспорный. Верховный Совет дважды принимал Конституцию Татарстана – 31 мая 1978 года и 6 ноября 1992 года, пережил период военного лихолетья, сложнейшие годы послевоенных пятилеток, перестройку, сформировал правовой фундамент Татарстана, приняв Декларацию о государственном суверенитете и Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти.
Парламент республики начал свою работу в соответствии с Конституцией ТАССР 1937 года. Некоторые исследователи называли ее самой демократичной по содержанию, поскольку в ней были закреплены такие обширные права и свободы, каких не было в большинстве европейских документов подобного рода. Согласно Конституции ТАССР система съездов Советов была заменена новым органом народного представительства – Верховным Советом. Выборы народных депутатов теперь проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Да и первые выборы в Верховный Совет прошли при небывалой гражданской активности. Явка была рекордной – 98,75 процента. Были избраны 143 депутата (41 человек – рабочие, 52 – колхозники, 50 – интеллигенция и служащие). По национальному составу: 77 – татар, 48 – русских, 7 – чуваш, 11 депутатов представляли другие национальности. В числе народных избранников были 25 женщин.
Верховный Совет стал обладать большими по тем временам полномочиями: утверждал народнохозяйственный план и бюджет республики, образовывал и контролировал работу высших органов государственной власти, управления и правосудия (Совета Народных Комиссаров, Верховного суда).
Многие решения, которые принимались депутатами в то время, были прогрессивными. Например, при первом Председателе Президиума Верховного Совета ТАССР Гали Динмухаметове впервые принято решение о наказании виновных за «верхоглядство, бюрократическое и безответственное отношение к жалобам трудящихся», а в годы войны он создал и возглавил Республиканскую комиссию по оказанию поддержки бойцам и командирам Красной Армии. Помогал выпускать военные газеты на татарском языке, немало сделал для последующего восстановления народного хозяйства республики.
Многие знаковые изменения послевоенных лет связаны с именем Председателя Президиума Верховного Совета Саляха Низамова. Именно в эти годы Татарстан стал нефтедобывающим регионом, а открытие Ромашкинского месторождения вывело республику на первое место в СССР по добыче нефти. Появились новые мощности: в 1951 году вступил в строй компрессорный завод, в 1952 году – «Теплоконтроль», два завода сборных и железобетонных конструкций, более 50 крупных промышленных и энергетических объектов в нефтяных районах. Несколько позднее вошли в строй «Оргсинтез», нефтехимкомбинат и шинный завод в Нижнекамске, КамАЗ. В 1957 году промышленность Татарской автономии каждые три дня производила столько продукции, сколько ее выпускалось за весь 1913 год. Выпуск химической и нефтехимической продукции в конце 60-х годов увеличился вдвое. Выросли новые города Альметьевск и Лениногорск, ряд рабочих поселков.
С деятельностью Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР Салиха Батыева связано возвращение в период хрущевской оттепели доброго имени многим деятелям культуры, ученым, производственникам, невинно осужденным по «политическим» статьям.
Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Камиль Фасеев активно выступал за возрождение культуры татарского народа, восстановление системы национальных школ. Позднее, работая заведующим кафедрой в Казанском университете, он внес большой вклад в развитие теории межнациональных отношений.
Кульминационным моментом в работе Верховного Совета стало начало 90-х годов, когда определялся статус республики. Это было время мощной гражданской активности и роста национального самосознания. В такой непростой социально-политической обстановке началась в 1990 году работа Верховного Совета республики двенадцатого созыва, возглавлял который Минтимер Шаймиев.
– Да, этот период с легкой руки журналистов иногда называют «парадом суверенитетов»…
– Знаете, никакого «парада» ни в Татарстане, ни в других субъектах Российской Федерации не было бы, если бы проблема повышения самостоятельности не существовала в регионах объективно. Поэтому данный социально-политический феномен стал лучшим индикатором требования качественных перемен в стране.
– Тем не менее, данное решение принималось непросто. И, главное, при оценке этих событий не было единого мнения у федерального центра.
– Да. В начале девяностых годов общественное движение в республике основательно политизировалось. В Татарстане были созданы Инициативный центр Народного фронта, который объединил наиболее непримиримых оппонентов существующей власти, Татарский общественный центр (в те годы лидер татарского национального движения), татарская партия национальной независимости «Иттифак», союз татарской молодежи «Азатлык». Татарстан захлестнули волны митингов, пикетов и демонстраций. Минтимер Шаймиев оценил создавшуюся политическую ситуацию как «трагический этап перестройки».
В апреле 1990 года Верховный Совет СССР значительно расширил права автономий, предоставив им право на равных с союзными республиками участвовать в переговорном процессе по заключению нового Союзного договора. В национальных республиках, в том числе и в Татарстане, начался процесс суверенизации, к которому, надо сказать, федеральная власть относилась неоднозначно. С одной стороны – историческая фраза Бориса Ельцина «берите суверенитета столько, сколько его сможете проглотить», с другой – обещание Председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова «доставить руководителей республики в Москву в железной клетке».
Ситуация накалялась до предела. За день до проведения референдума прокурор Татарстана лично принес мне уведомление о том, что если всенародное голосование по определению статуса республики все-таки состоится, то я, как Председатель Верховного Совета республики, понесу уголовную ответственность.
Помню, как выступил на эту тему перед депутатами Верховного Совета Российской Федерации. В самолете написал выступление на трех листах, а потом один лист потерялся. В итоге я отложил бумаги в сторону и с трибуны говорил, глядя в зал. Хотел, чтобы слушавшие меня депутаты поверили в искренность наших целей. Татарстан бурлил, потому что хотел видеть новую Россию, с сильными регионами, которые могли бы самостоятельно решать многие свои вопросы. Донести этот посыл было непросто. Выступал на всех трибунах, которые были доступны. И сегодня всем своим коллегам, собирающимся в Москву, говорю, чтобы использовали любую возможность выступить, донести мнение республики. В силе аргументов и есть действенность парламентаризма.
Поэтому и в девяностые годы нам удалось решить непростой вопрос статуса республики в рамках закона. Когда 30 августа 1990 года Декларация о государственном суверенитете Татарстана была принята, Председатель Верховного Совета республики Минтимер Шаймиев сказал: «Сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому еще не доводилось испытать. Если это факт зрелости, то мы должны с ходу стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками складывалась на нашей земле».
В марте 1992 года был проведен референдум, на котором многонациональный народ поддержал стремление к повышению государственного статуса республики и закрепил положения Декларации, а 6 ноября 1992 года Верховный Совет Татарстана принял новую Конституцию республики. Договор, который был подписан позднее, внес ясность в отношения между республикой и федеральным центром и был тогда универсальным инструментом согласования интересов сторон.
– Согласитесь ли вы с утверждением, что Верховный Совет в условиях сложного переходного периода сыграл огромную роль в становлении высокого статуса Татарстана?
– За ключевыми государственными решениями стоит масштабная аналитическая, законодательная, организационная работа татарстанских депутатов и, безусловно, Правительства республики. Для всеобъемлющего обеспечения демократических преобразований Татарстан крайне нуждался в мощной правовой базе, которая бы обеспечила реформирование государственного устройства республики во всех сферах жизни.
Одновременно парламенту приходилось с чистого листа осваивать сложное искусство политического диалога и компромисса, ведь депутатами Верховного Совета в начале девяностых годов стали люди самых разных политических убеждений и взглядов. Впервые возникшие депутатские группы и фракции порой находились на противоположенных позициях при решении ключевых вопросов развития нашей республики.
Была создана особая, я бы даже сказал уникальная, татарстанская модель социально-экономического развития. Мы стали первопроходцами в реализации программ адресной социальной защиты, газификации, ликвидации ветхого жилья. Нам удалось стабилизировать добычу нефти, значительно повысить эффективность нефтехимии, большим достижением стало сохранение предприятий военно-промышленного комплекса. Даже в самые кризисные для российской экономики годы уровень безработицы в Татарстане оставался ниже, чем в целом по стране.
Фактически с нуля мы начали формировать позитивный международный имидж Татарстана. Сегодня о республике знают на всех континентах.
В настоящее время Татарстан – один из самых предсказуемых и социально-устойчивых регионов России, занимает лидирующие позиции по многим показателям. В законодательном сопровождении парламент Татарстана никогда не занимал выжидательных позиций. Некоторые законодательные акты стали не только «пионерами» на правовом поле России, но и получили статус модельных в федеральном законодательстве.
– Фарид Хайруллович, еще одна традиция татарстанского парламентаризма – слаженная работа всех ветвей власти в единой команде.
– Без такого взаимодействия были бы невозможны наши успехи. В непростые периоды отечественной истории Татарстан избежал серьезных конфликтов благодаря скоординированной работе Президента республики, других органов государственной власти, партий и общественных организаций, средств массовой информации.
Президент Татарстана Рустам Минниханов регулярно принимает участие в работе заседаний Государственного Совета, ни в одном регионе такого больше нет. Ежегодно парламент республики разрабатывает план реализации положений Послания Президента республики Государственному Совету. Идет активная работа депутатов в рамках предоставления отчета Правительства. В этом созыве депутаты начали заслушивать и доклады руководителей территориальных отделений федеральных ведомств. Самое правильное решение может быть найдено только совместно. В этом я уверен.
– Фарид Хайруллович, есть страны, которые хвалятся «столетними» законами. А у нас в Татарстане принимаемые законы нередко корректируются, признаются недействительными. Это вызвано объективными условиями или все-таки иной раз некачественной законопроектной работой?
– Если закон изменяется, это еще не говорит об отсутствии его качества. Причиной внесения изменений в действующий закон может явиться изменение федерального закона, в том числе признание его утратившим силу. В этом случае Государственный Совет обязан учитывать данное обстоятельство. Другой причиной может стать наработанный опыт правоприменительной практики, учет которой ведет к совершенствованию законодательства.
Несколько лет назад депутатским корпусом была проделана огромная работа по «расчистке» законодательного поля республики. Сквозь систему мониторинга прошло более 300 законов, принятых парламентом в течение нескольких созывов. В республике принят закон о порядке проведения такого мониторинга. В Государственном Совете работает Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, основной задачей которой как раз является анализ законодательства Республики Татарстан, то есть фактически исследование законов на предмет их актуальности и эффективности. Комиссия также занимается мониторингом федерального законодательства и его правоприменительной практики.
Мониторинг действующего законодательства – одно из приоритетных направлений деятельности парламента, поскольку позволяет определить степень урегулированности законами вопросов, отнесенных к предметам ведения республики или предметам совместного ведения, выявить противоречия и причины, препятствующие исполнению законов, а также обеспечить контроль за их реализацией. Например, резонансным в прошлом году стало обсуждение вопросов правоприменения республиканского закона об обращениях граждан. Результатом стало внесение изменений в данный закон.
Также по итогам анализа правоприменительной практики в прошлом году были внесены изменения в республиканский закон о промышленной политике, о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси и еще в восемь законов.
В целом такая система работы позволяет переходить от ситуативного планирования к системному законотворчеству с опережающим темпом законодательного регулирования всех процессов в Республике Татарстан.
– Одной из новаций в работе татарстанского парламента является тесное взаимодействие с экспертным сообществом при разработке законов. Такая практика оправдала себя?
– Конечно. Сегодня экспертные советы созданы и активно работают во всех семи парламентских комитетах. В их составе – представители органов государственной власти, общественных объединений и научных учреждений, профильные специалисты. Члены экспертных советов представляют экспертное заключение по рассматриваемым законопроектам на заседаниях комитетов, а также на заседаниях Государственного Совета. Практика показала, что это был верный шаг, и законотворческий процесс сегодня уже невозможен без взаимодействия с экспертным сообществом. Когда к обсуждению законопроектов привлекается максимальное количество экспертов, специалистов и правоприменителей, из-под пера депутатов выходят наиболее выверенные правовые акты. С одной стороны, создается площадка для обсуждения, с другой – они несут эти правовые знания в свои трудовые коллективы.
– То есть объективно в процесс законотворчества вовлечена солидная часть общества и граждан республики?
– Да, более того, в этом году мы запустили новый парламентский проект «Пишем законы вместе!», который позволяет любому гражданину республики стать участником законодательного процесса, направить свои предложения по разработке нового законопроекта или внесению изменений в действующее законодательство. Для этого необязательно облекать их в правильную юридическую форму. И, надо отметить, парламентский проект вдохновил татарстанцев на законотворчество. Письма с предложениями внести изменения в законодательство или принять новый закон приходят из разных районов Татарстана – Альметьевского, Тукаевского, Агрызского; городов Казань и Набережные Челны. На данный момент в парламент республики поступило более сотни обращений и откликов. Все они переданы в комитеты Государственного Совета для обсуждения и принятия решения.
– Фарид Хайруллович, в сентябре этого года пройдут выборы депутатов Государственного Совета. Каким вы видите новый парламент?
– Действительно, в следующем году Татарстан вступает в новый избирательный цикл. В сентябре пройдут выборы депутатов Государственного Совета, а в 2020 году – Президента Татарстана и муниципальные выборы. Уже сегодня можно предположить, что предстоящая избирательная кампания будет активной, а дискуссии – принципиальными и жаркими. Считаю, новый состав Государственного Совета должен сочетать в себе, с одной стороны, необходимое обновление, а с другой – преемственность. Можно с уверенностью сказать, что парламент всегда будет стоять на страже интересов граждан, потому что это его историческая миссия на все времена.