на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 20 апреля 2024
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

статья 68 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
30 июня 2016
XLVII заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



ДОКЛАД Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина на Республиканском собрании общественности, посвященном 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР первого созыва

20 ноября 2018

20 ноября 2018 года

(147кб)

Хөрмәтле Татарстан Республикасы Президенты!

Хөрмәтле Дәүләт Киңәшчесе!

Мөхтәрәм тантаналы җыелышта катнашучылар һәм чакырылган затлар!

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемый Минтимер Шарипович!

Уважаемые коллеги и приглашенные!

 

Искренне рад приветствовать участников республиканского собрания общественности, посвященного значимому событию в политическом развитии нашей республики: 80-летию со дня проведения первых выборов в Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (26 июня 1938 г.).

Вы знаете, Республика живет в ритме больших событий, связанных с подготовкой к 100-летнему юбилею образования ТАССР в 2020 году. Убеждены, осмысление векового опыта не будет полным без анализа роли и места, которое в становлении Татарстана занял институт представительной власти.

Примечательно, что бурное формирование властных структур молодой республики – Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров – в сентябре 1920 года шло в этих самых стенах тогда еще Красноармейского дворца (сейчас носящего имя выдающегося татарского драматурга Карима Тинчурина).

Сегодня именно эти дни считаются датой рождения собственно татарстанского парламентаризма.

Поскольку тогда к ведению делегатов съездов были отнесены законотворческая работа, общее руководство национальной политикой, экономикой, социально-культурной сферой, вопросы административно-территориального устройства…

Системе съездов Советов, ТатЦИКу удалось мобилизовать энергию и энтузиазм масс, что дало результат в виде довольно быстрого преодоления последствий послевоенной разрухи, голода и социальных экспериментов.

В течение первых пятилеток в ТАССР была осуществлена масштабная индустриализация (количество крупных предприятий увеличилось почти в 6 раз), в разы возросла доля рабочих. Одновременно с коллективизацией шло техническое перевооружение села.

Пользуясь статусом автономии, руководство Татарстана тех лет успешно реализовало ряд мер, направленных на развитие национального образования, культуры и искусства.

Хакимият органнарында, суд эшләрендә, иҗтимагый тормышта татар теле күбрәк кулланыла башлады.

К сожалению, после разгрома в 1923-24 гг. сторонников бóльшего учета национального фактора в политике, выразителем идей которых выступал Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев, многие завоевания в этой сфере были свернуты.

К 1930-м годам государственные и партийные органы республики, как и по всей стране, подверглись тотальной чистке, перешли под строгий контроль центра.

Достаточно сказать, что к высшей мере наказания были приговорены 4 из 7 председателей Президиума ТатЦИКа: Рауф Сабиров (1921-24), Шайгардан Шаймарданов (1924-27), Миннегарей Ахметшин (1927-29), Гумер Байчурин (1934-37). Еще один, Харис Мратхузин (1929-33) отбыл срок в лагерях, затем воевал в штрафбате. Все они были реабилитированы позже – посмертно…

Несмотря на это эволюция конституционно-правовой системы молодого советского государства выразилась в принятии новой Конституции СССР 1936 г. – по общему признанию, одной из самых демократичных для Европы того времени.

Так, помимо декларируемых обширных прав и свобод, в созданных на её основе конституциях союзных и автономных республик юридическое закрепление получила единообразная парламентская форма правления.

80 лет назад весной-летом 1938 г. в регионах страны практически одновременно состоялись выборы депутатов Верховных Советов.

Надо понимать, что несмотря на репрессии и перегибы коллективизации, формирование новых органов народного представительства проходило на волне общественного энтузиазма, подкрепленного успехами «большого рывка» в экономике, ростом авторитета СССР на международной арене.

Эти обстоятельства в совокупности с передовым тогда принципом всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании дали импульс к повышению гражданской активности, и, во многом, обеспечили рекордную явку порядка 99%.

В Верховный Совет нашей республики I созыва на этих выборах было избрано 143 депутата, из них 41 человек – рабочие, 52 – колхозники, 50 – интеллигенция и служащие. По национальному составу: 77 – татар (53,8%), 48 – русских (33,6%), 7 – чуваш (4,9%), 11 – иных национальностей (7,7%). В числе депутатов было 25 женщин (17,5%).

Первая сессия Верховного Совета ТАССР прошла с 26 по 29 июля 1938 года. На ней был избран Президиум; сформированы три постоянных комиссии, образовано Правительство республики – Совет народных комиссаров.

Председателем Президиума Верховного Совета стал Гали Афзалетдинович Динмухаметов, занимавший этот пост до 1951 года, фактически до конца жизни.

Высший орган государственной власти получил весьма большие по тем временам полномочия: право принимать Конституцию и законы, утверждать народнохозяйственные планы и бюджет республики, контролировать соблюдение законности.

Несмотря на то, что в рамках однопартийной советской системы возможности депутатов по формированию собственной законотворческой повестки, принятию актуальных управленческих решений были более чем скромными, даже в этих условиях Парламент относительно самостоятельно решал вопросы, связанные с национально-культурными традициями и особенностями местного населения. Активно пользовался правом избирать, учреждать и контролировать работу органов исполнительной власти и правосудия.

Другое дело, что претворялось в жизнь все это под бдительным надзором коммунистической партии и центральных органов власти...

Тем не менее, в качестве института представительной власти Верховный Совет ТАССР стал новой, важной вехой в развитии отечественной традиции народовластия.

Долгие годы являлся кузницей профессиональных управленческих кадров. Здесь приобретались политические навыки государственного администрирования, отрабатывались основные парламентские практики и процедуры, формировалась правовая культура общества.

Президиум Верховного Совета возглавляли знаковые для республики фигуры: уже названный Гали Афзалетдинович Динмухаметов (1938 – 1951), Салях Низамович Низамов (1951 – 1959), Камиль Фатыхович Фасеев (1959 – 1960), Салих Гилимханович Батыев (1960 – 1983), Анвар Бадретдинович Багаутдинов (1983 – 1986), Шамиль Асгатович Мустаев (1986 – 1990), Минтимер Шарипович Шаймиев (1990 – 1991).

Должен заметить, – каждый из перечисленных не только внес свой весомый вклад в оформление татарстанской модели парламентаризма, – их усилиями заложен фундамент многих судьбоносных для республики свершений, результатами которых все мы гордимся и поныне.

Многоликий социальный портрет депутатов Верховного Совета в полной мере соотносился со структурой советского общества.

Среди них были рабочие и колхозники, директора предприятий и служащие, представители научно-технической интеллигенции, деятели науки и культуры, учителя и врачи, видные общественники…

Эти люди имели большой моральный авторитет в глазах населения, всегда были в гуще событий, активной работой оправдывая доверие своих избирателей.

Безусловно, летопись Верховного Совета вобрала в себя множество сложных и противоречивых реалий отечественной истории конца 30-х – начала 90-х годов ХХ века: начиная от политических репрессий той эпохи и до распада Советского Союза.

Её особой вехой, примером беззаветного служения Отчизне, стала работа Верховного Совета в тяжелейшие годы войны 1941-45 года.

Из 143 депутатов 44 добровольцами ушли на фронт. За время войны в действующую армию были призваны 12 тысяч из 27 тысяч депутатов Советов республики всех уровней…

Парламент республики активно включился в решение задач по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации, приему эвакуированных граждан, целых организаций и предприятий.

Важнейшим в сплочении народа был идеологический фронт: поездки депутатов в действующие части Красной армии (с вооружением, продовольствием), встречи с бойцами, а по возвращении – отчеты перед трудящимися республики.

Примечателен тот факт, что личное знакомство и активная переписка Председателя Президиума ВС ТАССР Г.А. Динмухаметова со многими красноармейцами - представителями творческой элиты позволила даже организовать выпуск фронтовых газет на татарском языке!

Архивларда Гали Афзалетдин улына (Динмөхәммәтовка) герой шагыйребез Муса Җәлилнең тоткынлыкка кадәр язган искиткеч җылы хатлары саклана.

Значительную роль в нормативно-правовом обеспечении стратегических решений партии и правительства, направленных на восстановление народного хозяйства, масштабное индустриальное перевооружение ТАССР, сохранение и возрождение национального образования, культуры и искусства, – сыграли депутаты последующих созывов Верховного Совета нашей республики.

Уважаемые коллеги, мы пригласили на Собрание некоторых участников тех исторических событий, в том числе народных избранников Верховного Совета ТАССР разных созывов. Среди них: Давлетшина Дания Салиховна – депутат Верховного Совета VIII, IX созывов, Секретарь Президиума ВС ТАССР X, XI созывов, Кадников Борис Александрович – депутат ВС ТАССР 4-х созывов – с VIII по XI, Исхаков Камиль Шамильевич – Помощник Президента РТ, депутат Верховного Совета VIII, затем XII-го созыва, а также Государственного Совета II созыва, Ермакова Ольга Михайловна – депутат ВС ТАССР XI, XII созывов, Государственного Совета РТ I созыва, Юрий Сергеевич Решетов – доктор юридических наук, заслуженный профессор Казанского университета, депутат ВС ТАССР XII созыва, Борис Леонидович Железнов – профессор Казанского университета, член Конституционной комиссии при ВС ТАССР XII созыва, а также Демидов Юрий Иванович, Кобелев Гелий Васильевич, Липужина Валентина Николаевна, Сираев Марат Ашрапович, Сафиуллин Фандас Шакирович, Тагиров Индус Ризакович и многие-многие другие.

В том числе, на их плечи легла ответственность за нелегкие решения и преобразования, направленные на организацию всесоюзных ударных строек, появление новых производств, отраслей экономики и целых городов.

Перестройку общественного мышления в сторону реального народовластия и национального самосознания.

Уверен, кто-то из присутствующих сегодня перед нами еще выступит…

Позвольте выразить слова огромной признательности депутатам разных лет – вам, уважаемые ветераны, – за профессиональный и самоотверженный труд на благо родной республики! Олы рәхмәтебез сезгә!

В итоге, за 12 созывов – или без малого шесть десятилетий (57 лет) c 1938 по 1995 годы – Верховным Советом фактически были заложены основы республиканского законодательства, сформирован правовой фундамент будущего развития Татарстана.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Без сомнения, новая, яркая страница в истории нашего парламентаризма связана с избранием в 1990 году депутатов последнего, ХII-го созыва Верховного Совета на базе Конституции ТАССР, принятой в 1978 г.

С учетом поправок в Основной закон и электоральное законодательство, эти выборы впервые за долгое время прошли на альтернативной основе. А вновь сформированный состав высшего законодательного органа власти заявил о себе как о влиятельной политической силе.

Я напомню: в то время на фоне слома советской политико-идеологической системы небывалое развитие в стране получили общественно-политические и национально-культурные процессы.

Новый курс страны конца 1980-х - начала 90-х годов послужил мощным катализатором гражданской активности, реализации идей суверенитета и повышения ответственности, политики гласности.

Эти годы отличались параличом союзных властей, вызванным, в т.ч. отменой руководящей роли КПСС (ст.6 Конституции СССР), центробежными тенденциями в союзных республиках, «политическим клинчем», противостоянием руководства Союза и РСФСР. Вы помните эти годы…

В таких условиях, оставаясь практически единственным эффективно работающим государственным органом, парламент смог стать локомотивом и гарантом демократического транзита в Татарстане.

Своевременно организовать процесс формирования мощной правовой базы, адекватной коренным преобразованиям во всех сферах жизни.

Депутатларның сәяси яктан көчле булуын һәм нәтиҗәле эшчәнлеген билгеләп үтәргә кирәк.  Аларга күп төрле милли, икътисадый, социаль мәсьәләләрне  хәл итәргә туры килде.

Народные избранники тех лет на ходу осваивали искусство политического диалога, дискуссий и компромисса. В пылу горячих споров знакомились с неведомыми доселе «плюрализмом» и многопартийностью.

Вместе закладывали прочный фундамент действующей модели парламентаризма, основанной на высоком профессионализме, ответственности, служении интересам общества, ставших сегодня неотъемлемым условием деятельности всей вертикали представительных органов власти в республике.

Безусловно, значительную роль в становлении подобного типа парламентской культуры, гибкости общественно-политического мышления, восприимчивости к новациям, терпимости сыграл Минтимер Шарипович Шаймиев, возглавлявший Верховный Совет в кипучие 1990-91 годы.

Неслучайно на церемонии вручения М.Ш. Шаймиеву медали Героя Труда РФ в Кремле 28 апреля 2017 г. Президент России В.В. Путин заметил, цитирую: «…в том, что Россия выстояла на крутом историческом переломе, сберегла суверенитет и единство своего многонационального народа, стала мощной, открытой миру державой, есть и его большая заслуга. Неоценим вклад Минтимера Шариповича в развитие и Татарстана – одного из самых успешных и самых динамичных регионов нашей страны, а также в сохранение культурного наследия России, возрождение таких духовных исторических центров, как Свияжск и Болгар».

Значимыми приоритетами деятельности обновленного Верховного Совета стали достижение гражданского согласия, выработка новой системы ценностей и мировоззрения, без которых было немыслимо поступательное движение республики во всех областях социально-экономической и духовной жизни.

В условиях резкого, взрывного роста национального самосознания Республике удалось реализовать уникальную модель полиэтничного многоконфессионального общества.

Верховным Советом XII-го созыва были приняты многие судьбоносные решения и основополагающие документы, определившие архитектуру политического устройства современного Татарстана.

Впервые в нашей истории была самостоятельно разработана и утверждена новая Конституция, в основу которой легли Декларация о государственном суверенитете РТ (ст.5) и итоги впервые же проведенного в России референдума по государственному статусу Республики. Годом ранее (в 1991 г.) был учрежден институт президентства.

Ратуя за упрочение самостоятельности, мы всегда последовательно отстаивали принципы демократического государственного устройства и федерализма. Защищая целостность Российской Федерации, – выступили первопроходцами в освоении конституционно-договорной практики.

Бесконфликтный, договорный подход, избранный Татарстаном для решения политических, экономических, национально-культурных проблем, сыграл позитивную роль в более точном и выверенном распределении полномочий между двумя уровнями государственной власти – федеральным и республиканским, оказал влияние на становление местного самоуправления.

Прошу заметить, за всеми этими стратегическими шагами – масштабная аналитическая, законодательная, организационная работа татарстанских депутатов.

И, как результат, – доверие, основанное на широкой поддержке населением политики, проводимой органами власти и руководством республики.

Уважаемые участники собрания!

В середине 90-х годов общественно-политическая ситуация в Татарстане и Российской Федерации потребовала внесения изменений в правовые основы деятельности Верховного Совета.

Был уточнен конституционный статус, сменились название и механизм формирования института представительной власти. В 1995 году парламент был преобразован в Государственный Совет.

С этого начался новый этап в развитии парламентаризма, жизни республики и ее многонационального народа…

Впервые практическое воплощение получил базовый принцип правового государства – конституционное разделение и баланс властей (в формате общепринятой «системы сдержек и противовесов»).

Первый созыв обновленного Парламента, избранного в 1995 году, 3 года возглавлял бывший вице-президент РТ Василий Николаевич ЛИХАЧЕВ.

На сегодняшний день Государственный Совет занимает достойное место в политической системе Татарстана. У нас наработан уникальный массив законов. Эффективно действуют комитеты, комиссии, экспертные советы.

Депутатами образованы либо заложены правовые основы формирования целого ряда публичных институтов, присущих развитой парламентской форме организации власти.

Среди них: Контрольный орган – Счетная палата республики; Конституционный суд Татарстана; институты Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка, омбудсмен по делам предпринимателей; институт мировых судей, Общественная палата и Общественная молодежная палата при Госсовете РТ.

В соответствии с конституционным положением об идеологическом многообразии (ст.12), в нынешнем созыве Госсовета образованы 2 фракции и одна депутатская группа. Ежегодно депутатская трибуна предоставляется для выступлений членам партий, не представленных в парламенте РТ.

По данным Минюста России на ноябрь, в стране зарегистрированы 64 партии. 53 из них имеют свои отделения в Татарстане.

Но главное, что хотелось бы отметить, – за стремлением к формальным стандартам не утерян дух и смысл общей работы во имя единой цели – роста благосостояния республики и её жителей.

Залог наших успехов – во многом, в тесном, взаимосогласованном сотрудничестве с Президентом и Правительством Татарстана, всеми субъектами права законодательной инициативы.

За поддержку такого формата, активное участие в каждом заседании парламента – особые слова благодарности Вам, уважаемый Рустам Нургалиевич!

Развивая традицию, заложенную Первым Президентом Татарстана, Вы всегда оперативно реагируете на происходящее, зачастую кардинально влияя на процессы обсуждения и принятия решений.

 От неупорядоченного, во многом стихийного законотворчества мы перешли к системному изучению законодательного оформления всех сфер жизни общества: в экономике, культуре, образовании, социальной сфере – в рамках полномочий, определенных нашей Конституцией.

Программно-целевыми ориентирами для депутатов являются Ежегодные послания Президента Государственному Совету.

По устоявшейся традиции, Президиумом Госсовета и Правительством РТ разрабатывается и утверждается комплекс мер по реализации ежегодного Послания. Органы госвласти, местного самоуправления, весь депутатский корпус активно включаются в работу по исполнению его положений.

За последние годы при поддержке федерального руководства наработана солидная база конструктивного взаимодействия с парламентариями российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья.

Узнаваемость бренда «Татарстан» повышалась, в т.ч. и визитами в нашу республику председателей Парламентской Ассамблеи и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, руководителей и делегаций парламентов целого ряда иностранных государств.

Их выступления с высокой трибуны Государственного Совета, знакомство с региональным опытом парламентской работы на примере нашей республики были высоко оценены как широкой общественностью здесь, так и на политическом уровне в федеральном центре.

У нас заключены соглашения о сотрудничестве с законодательными собраниями 34 субъектов Федерации, 2 соглашения в рамках взаимодействия с Федеральным Собранием; 8 соглашений и протоколов с зарубежными партнерами.

Как справедливо отметил в своем приветственном слове Рустам Нургалиевич, тем самым «мы вносим свой вклад в совершенствование основ отечественного федерализма».

Россия Федерациясе регионнары белән төзелгән килешүләрдә аларда яшәүче милләттәшләребезгә ярдәм итүнең конкрет чараларын күрсәтәбез.

Успешно апробируем новые форматы взаимодействия с коллегами в регионах Европы, Азии, Северной Америки. Принимаем делегации, выезжаем сами…

Осуществляем анализ мирового опыта парламентской работы, в т.ч. на площадках межгосударственных институций (Конгресс местных и региональных властей Совета Европы), в форматах групп БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

За 15 лет моей работы в Совете Европы, а это в истории Республики было впервые (с 2001 по 2016 гг., в т.ч. 2 срока во главе ключевого Комитета по актуальным вопросам), – мы провели многочисленные дискуссии по самым животрепещущим, а порой и неоднозначным вопросам, внесли целый ряд тематических докладов на рассмотрение пленарных заседаний палат и Конгресса в целом. Значимость докладов подтверждается выработкой специальных программ, хартий и проектов Совета Европы.

Высшее руководство страны высоко оценило, что в самое непростое время мы сохранили сам механизм подобного сотрудничества. Место для обмена мнениями, донесения до европейских политиков регионального и муниципального уровня подходов и позиций российского государства и нашей республики.

Как мне кажется, удалось выйти на оптимальные в нынешних условиях формы взаимодействия с федеральным центром и институтами гражданского общества.

В контакте с депутатами Госдумы от Татарстана наши парламентарии успешно отстаивают интересы бюджето-образующих предприятий и целых отраслей экономики в рамках формирования и исполнения федеральных инвестиционных программ.

Последнее такое совещание состоялось 30 октября т.г. на базе Казанского авиационного завода им.С.П. Горбунова.

Кроме того, как Председатель ГС РТ, я принимаю самое деятельное участие в работе Совета законодателей РФ и его Президиума, членом которого я являюсь, а также Ассоциации законодателей ПФО.

Опираясь на актуальные общественные интересы, Государственный Совет инициировал проект «Пишем законы вместе!».

Через депутатов, парламентскую почту собирая пожелания, мнения населения по разработке законопроектов, совершенствованию действующего законодательства, мы становимся ближе к своим избирателям, расширяем круг участников законотворчества, повышаем правовую культуру общества.

Уважаемые коллеги! Хөрмәтле коллегалар!

Обращаю ваше внимание на то, что памятные вехи политической жизни, к числу которых относится и 80-летие Верховного Совета ТАССР, – не просто «красная дата» или очередной повод для праздника.

Как я сказал в начале своего выступления, юбилей Верховного Совета мы рассматриваем в контексте более масштабного события – 100-летия образования ТАССР, которое предстоит отметить в 2020 году.

Убеждены, – подобный подход призван способствовать более глубокой оценке векового периода развития республики. Позволит актуализировать неизвестные страницы, незаслуженно забытые имена общественно-политической летописи Татарстана.

Так, по инициативе Госсовета в этом году проведена большая изыскательная работа по установлению мест захоронений руководителей ВС ТАССР разных лет. Нашими силами там произведено благоустройство, депутатами возложены цветы. В настоящее время продолжается поиск могил руководства ТатЦИКа. В определенной мере – это наш «священный» долг памяти…

Возможно, удастся иначе, под другим углом взглянуть на знаковые события и процессы, к которым в обществе и по сей день сохраняется противоречивое отношение. Попытаться извлечь уроки, найти объединительные и примирительные начала, провести исторические параллели.

По моему глубокому убеждению, исторические даты – это еще и повод по-новому посмотреть на настоящее. Беспристрастно проанализировать состояние республики на нынешнем этапе развития.

По крайней мере, перед собой мы честно и открыто ставим вопросы:

какие еще резервы и новые формы работы могут повысить эффективность парламентской деятельности?

действительно ли уникален опыт, накопленный Госсоветом по системному законотворческому сопровождению самых разных сфер жизнедеятельности?

отвечает ли нынешний формат регионального парламентаризма задачам опережающего социально-экономического развития, поддержания динамики в международных контактах?

обеспечивает ли он на должном уровне сохранение и развитие самобытных культур, родных языков обычаев и традиций народов, проживающих в Татарстане?

Татарстанда яшәүче халыкларның мәдәниятен, туган телләрен һәм гореф-гадәтләрен тиешле дәрәҗәдә саклап калуны һәм үстерүне тәэмин итә аламы?

Шуны да әйтәсем килә... Мне кажется, и всей практикой это подтверждено, – действующая модель, вправе считаться жизнеспособной адекватной потребностям времени и интересам дальнейшего общественного развития.

Нам есть, что предъявить и стране, и республике, и, прежде всего, своим избирателям.

Это касается модельных подходов Госсовета РТ к реализации инновационного, инвестиционного, промышленного и человеческого потенциалов. Инфраструктурных преобразований, межнационального согласия и многого другого.

Без напряженной, системной и взаимосогласованной работы законотворческого корпуса подобные достижения вряд ли были бы возможны.

Не менее важно видеть в прошедшем основу для будущего, на базе богатого опыта дискутировать о горизонтах и целях грядущего.

Как вы знаете, наше торжественное собрание проходит в преддверии 25-летнего юбилея Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания страны.

Учитывая уже весьма насыщенную историю отечественного Основного закона (средний срок жизни конституций в мире составляет 12 лет), считаю, об этом свидетельствует и возрождение общественной дискуссии вокруг вопросов, поднятых в статье Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина «Буква и дух Конституции».

Перечисляя известные недостатки, в т.ч. в части разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, глава высшего органа конституционного правосудия, тем не менее, призывает бережно относиться к правке документа, закрепляющего основы общественного, экономического и государственного строя.

Но это не значит, что сохранение Конституции в неизменном виде – какая-то самоцель. По мнению Валерия Дмитриевича, вызовы и интересы развития страны вполне могут потребовать внесения новаций, в том числе, конституционно-правового характера.

Важно, что механизм подобной донастройки закреплен в самой Конституции и однозначно гарантирует учет мнений регионов, а также самых широких слоев граждан Российской Федерации…

Дорогие друзья!

Хотел бы подчеркнуть, – более двух десятилетий в политическом поле республики плодотворно и ответственно трудится преемник Верховного Совета – Государственный Совет Республики Татарстан

Результаты этой работы дают основание полагать, что мы и впредь будем настойчиво продвигаться курсом на укрепление парламентской демократии, создание качественной правовой среды для поступательного социально-экономического развития, сохранения единства и согласия в нашем многонациональном доме, обеспечения достойных условий жизни граждан.

Очередной электоральный тест на соответствие этого курса интересам Татарстана и насущным потребностям избирателей нам предстоит пройти совсем скоро, в сентябре наступающего 2019 года в ходе выборов депутатов Государственного Совета республики 6 созыва.

Әлеге җаваплы эштә барыбызга да сәламәтлек һәм иминлек, рух күтәренкелеге, күпмиллләтле илебез хакына яңа казанышлар телим!

Уверен: сегодня в зале многие участники разных, порой – не самых простых лет в развитии нашей республики, носители большой истории, которые дополнят мой доклад.

Мне остается пожелать всем здоровья и благополучия на непростом и очень ответственном пути. Бодрости духа и новых свершений вам во имя и на благо нашей многонациональной Родины!


Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта