Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...
Газета «Республика Татарстан» № 137-138 (26254-26255)
Законодательному органу Татарстана исторически была предписана нелегкая судьба, насыщенная кульминационными событиями — политические репрессии 1930-40-х годов, Великая Отечественная война, послевоенное лихолетье, сложнейшие годы пятилеток, перестройка, распад СССР, принятие Декларации о государственном суверенитете Татарстана… Круглая дата в истории татарстанского парламентаризма — хороший повод для анализа достижений и накопившихся проблем, оценки обретенного опыта, построения дальнейших перспектив развития. Это также повод для осмысления роли и места высшего представительного и законодательного органа в политической системе республики. Редакция газеты «Республика Татарстан» обратилась в связи с этим к Председателю Государственного Совета РТ, доктору политических наук Фариду Мухаметшину с просьбой ответить на ряд вопросов. С руководителем республиканского парламента встретился главный редактор Александр Латышев. — Фарид Хайруллович, без ретроспективы, учитывая, какая отмечается дата, в нашем случае не обойтись. Как бы вы оценили с позиций уже сегодняшнего дня время, когда в обиходе только-только начало применяться это необычное, может быть, для обывателя тех лет название «Верховный Совет ТАССР»? — Напомню: новый орган народного представительства начал свою деятельность согласно Конституции ТАССР 1937 года, которая, в свою очередь, была принята в соответствии с правовыми нормами Советской Конституции от 5 декабря 1936 года. Ее еще называют «сталинской» — самой демократичной по содержанию и лицемерной по исполнению. С одной стороны, в ней были закреплены такие обширные права и свободы, каких не было во многих европейских документах подобного рода. С другой, не секрет, что самая мощная волна репрессивной вакханалии 1937-1938 годов прокатилась с безмолвного одобрения этого Основного Закона. В течение 1936-1938 годов в стране по различным мотивам арестовали 1,4 миллиона человек, казнили около 700 тысяч, то есть каждого второго. В лагерях и тюрьмах побывало более 18 миллионов человек. В нашей республике репрессивная кампания была в некотором роде даже более жестокой, чем в других регионах. Сказались тут и субъективные факторы. Сталин хорошо помнил многих татарских деятелей по Гражданской войне. Татарстан был в его глазах центром крамольной «султан-галиевщины», в свое время доставившей немало хлопот при выстраивании советской «вертикали власти». Кроме того, нарком внутренних дел Николай Ежов в годы Гражданской войны находился на партийной работе в Казани. И у него были свои счеты с рядом местных работников. В делах тех лет содержались надуманные обвинения в пантюркизме, стремлении восстановить государство «Идель — Урал», связи с татарской эмиграцией и даже в создании «Всесоюзной татарской фашистской партии». В числе репрессированных оказались многие выдающиеся писатели, ученые, организаторы производства нашей республики — Ф.Бурнаш, Д.Валиди, А.Ганеев, Г.Ибрагимов, Г.Камай, Ф.Карим, В.Слепков, К.Тинчурин, Г.Тулумбайский, Х.Туфан, Н.Эльвов, И.Яковлев. Многие кадровые партийные и советские работники, рядовые коммунисты, стоявшие у истоков основания республики, были объявлены «врагами народа». Репрессиям по политическим мотивам подвергались рабочие, колхозники, служащие. Только по приговору «троек» в 1937-1938 годах в Татарстане были расстреляны около трех тысяч человек, приговорены к различным срокам заключения (от 10 до 25 лет) более десяти тысяч татарстанцев. Конституция ТАССР 1937 года закрепляла и гарантировала многие демократические права и свободы (право на труд и отдых, свобода слова, собраний и митингов и др.). Впервые были уравнены в правах мужчины и женщины. За гражданами республики признавалось право пользования родным языком в школах, государственных, культурных и других учреждениях. Система съездов Советов была заменена новым органом народного представительства — Верховным Советом. Сам этот факт имел огромное историческое значение для укрепления политической основы республики и усиления ее организационного единства. Выборы народных депутатов теперь проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Верховный Совет стал обладать большими по тем временам полномочиями: утверждал народнохозяйственный план и бюджет республики, образовывал и контролировал работу высших органов государственной власти, управления и правосудия автономии. Татарская автономная республика могла в какой-то степени самостоятельно решать вопросы, связанные с национально-культурными и местными историческими традициями населения. Однако вся эта деятельность проходила под бдительным партийно-государственным контролем центральных органов власти. — В какой мере это политическое новшество — образование Верховного Совета — затронуло жизнь простых людей? — Первые выборы в Верховный Совет ТАССР дали мощный импульс повышению гражданской активности населения. Впервые в истории развернулась большая агитационно-пропагандистская работа — в республике было создано более 30 тысяч кружков, в которых занималось свыше 840 тысяч избирателей, образовано 143 избирательных округа и 2 590 избирательных участков. В голосовании приняли участие около полутора миллионов избирателей. Явка была рекордной и составила 98,75 процента. Были избраны 143 депутата (41 рабочий, 52 колхозника, 50 представителей интеллигенции и служащих). Среди первых депутатов были 77 татар, 48 русских, 7 чувашей, 11 человек других национальностей. Характерно, что депутатами стали 25 женщин. Первая сессия была созвана 26 июля 1938 года. Был избран Президиум Верховного Совета, утверждены три постоянные комиссии, сформирован Совет Народных Комиссаров. Председателем Президиума Верховного Совета ТАССР стал Гали Афзалетдинович Динмухаметов. Он занимал этот пост до 1951 года, то есть фактически до конца своей жизни. — Сегодня, конечно, даже представить сложно, как в одночасье поломала налаженную работу, быт народа огромной страны война. Как сказалась военная ситуация на деятельности молодого парламента республики? — Безусловно, на первый план в те годы выдвинулись вопросы обороны страны, перестройки промышленности на военный лад, организации системы снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, военной мобилизации. Активно включился в эту нечеловеческую по напряжению работу парламент Татарстана. За годы войны Верховный Совет дважды собирался на заседания (10 июля 1943 года и 20 июня 1944 года). Понятно, что организовывать сессии было достаточно сложно, ведь многие депутаты находились на фронте. За годы войны в республику были эвакуированы десятки крупных промышленных предприятий из Ленинграда, Москвы, Одессы, Киева, Херсона и других городов страны. Это привело к возникновению новых для нашего региона отраслей производства — приборостроения, часовой, хлопчатобумажной промышленности. В 1945 году республика произвела промышленной продукции на треть больше, чем в 1940 году. Несмотря на огромные трудности, Татарская АССР по-братски приняла более 270 тысяч жителей из временно оккупированных районов страны. Наши госпитали спасли жизнь 340 тысячам солдат и офицеров, 200 тысяч из них вновь встали в строй. В решении всех этих задач участвовали и депутаты Верховного Совета ТАССР. — Что можно сказать о парламентаризме послевоенных лет? Применимо ли к этому этапу определение: надежды и разочарования? — Наверное, применимо. Завершение Великой Отечественной войны воспринималось нашими людьми как начало новой жизни. Народ-победитель осознал свою силу. Большие надежды связывались с первой послевоенной пятилеткой. Давайте вспомним: именно в эти годы Татарстан стал нефтедобывающей республикой. 17 сентября 1946 года из скважины №1 в Бавлинском районе забил мощный фонтан девонской нефти, а открытие Ромашкинского месторождения вывело республику по добыче нефти на первое место в СССР. За годы четвертой пятилетки объем валовой продукции промышленности республики возрос в 2,2 раза. В 1951 году вступил в строй компрессорный завод, в 1952 году — «Теплоконтроль». Выросли новые города Альметьевск и Лениногорск. Были пущены первые установки объединения «Органический синтез», которое соединило нефтяные промыслы республики и заводы Нижнекамского нефтехимического комплекса в единый технологический конвейер. Выпуск химической и нефтехимической продукции в конце 60-х годов увеличился вдвое. В летописи республики особое место занимает КамАЗ, с созданием которого Татарстан стал ведущим регионом автомобилестроения. Республика стала выпускать реактивные межконтинентальные пассажирские самолеты, вертолеты и автомобили, электронно-вычислительные машины, компрессоры, нефтяную аппаратуру, измерительные приборы, часы, медицинские инструменты. В 1957 году промышленность Татарской автономии каждые три дня производила столько продукции, сколько ее выпускалось в крае за весь 1913 год. Что касается духовной жизни, то «хрущевская оттепель» второй половины 50-х и начала 60-х годов, с одной стороны, действительно давала определенные надежды на будущее, вселяла уверенность в необратимости демократических перемен. Был развенчан культ личности Сталина, началась работа по реабилитации жертв политических репрессий. В нашей республике Комиссию по рассмотрению дел отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления возглавлял Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Салих Гилимханович Батыев. Во многом именно с его деятельностью связано возвращение доброго имени многим деятелям культуры, ученым, производственникам, невинно осужденным по «политическим» статьям. С другой стороны, некоторые преобразования того времени, основанные на субъективных, необдуманных подходах, наносили ощутимые удары по социально-экономическому развитию. Яркий пример тому — создание на территории ТАССР совнархоза, который позднее вошел в Средневолжский совнархоз с центром в Куйбышеве. Республика тем самым потеряла контроль над решением важнейших проблем народного хозяйства. Одна из старейших железных дорог страны — Казанская — была ликвидирована и объединена с Горьковской железной дорогой. Управление Волжским речным пароходством перешло в Горький. Село, как и город, также переживало последствия поспешных решений. Оказывалось давление на частный сектор, основной упор делался на коллективные формы хозяйствования. Преобразования районов, укрупнения колхозов производились без учета национальных особенностей и традиций проживания. В один колхоз искусственно, а порой и насильственно объединялись чувашские и мордовские, татарские и русские деревни. Постепенно происходило сужение функционирования татарского языка, в Казани в шестидесятые годы были закрыты последние школы, где обучение велось на родном языке. Существенно сократилось количество книг, издаваемых на татарском языке. Многие представители национальной интеллигенции — Г.Кашшаф, Н.Фаттах, Г.Баширов, А.Еники, С.Хаким, С.Баттал, Н.Исанбет — активно выступали в это время за возрождение культуры татарского народа, восстановление системы национальных школ. Деятельно занимался этим вопросом и Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР Камиль Фатыхович Фасеев. В практике государственного строительства республиканские властные структуры окончательно стали выполнять чисто декоративную роль, лишившись возможности принимать самостоятельные управленческие решения. И хотя в семидесятые годы Татарстан по уровню экономического развития стал одним из наиболее развитых регионов страны, республика, по сути, не имела собственного органа государственного управления развитием промышленности. 80 процентов предприятий были союзного подчинения, 18 — российского и лишь два процента — республиканского. — Но ведь была, мы знаем, в этот период попытка республики повысить свой государственный статус. Имею в виду Конституцию ТАССР 1978 года. — Да, еще в 1977 году, перед принятием союзной Конституции «развитого социализма», Республикой был поставлен вопрос о непосредственном вхождении в состав СССР на правах союзной республики. Причем такие предложения шли не только из Татарстана и не только от татар. Вопиющая несправедливость к одной из самых мощных в экономическом отношении республик была для всех очевидной. Однако и на этот раз проблема повышения государственного статуса Татарстана решена не была. В Конституции ТАССР 1978 года удалось записать лишь положение, согласно которому последующее утверждение Основного Закона автономии Верховным Советом РСФСР не обязательно. — Фарид Хайруллович, раз уж зашел разговор о проблеме определения статуса республики… Давайте еще раз бросим взгляд в прошлое, ведь вопрос об административно-государственном статусе Республики имеет глубокие исторические корни. — Не заглядывая в очень далекое прошлое, скажу, что впервые достаточно остро этот вопрос был поставлен после февральской революции 1917 года, которая ознаменовала начало демократических перемен в стране. В среде национальной интеллигенции стали активно обсуждаться проекты восстановления государственности татар. В мае 1917 года на Первом всероссийском мусульманском съезде произошло объединение реформаторских сил, был создан Временный всероссийский мусульманский совет (Шуро), получила распространение идея создания штата мусульман внутренней России. Для ее реализации в Уфе было созвано Национальное собрание мусульман внутренней России и Сибири, на котором в практическую плоскость поставили вопрос об учреждении территориальной автономии — Волжско-Уральского штата (Идел-Урал штаты). Предполагалось, что штат будет провозглашен решением II Всероссийского съезда воинов-мусульман. Речь шла об образовании через свободное волеизъявление народов, а не по декрету «сверху» многонационального государства с демократической формой правления, способного оказывать влияние на проводимую политику, стать примером для других нерусских народов России при создании их государственности. Однако 22 марта 1918 года ВЦИК Советов принимает положение о Татаро-Башкирской республике. По существу, это был большевистский вариант Волжско-Уральского штата. Позднее появилось еще несколько вариантов создания Татарской республики. Итогом сложившейся ситуации стал известный декрет ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 мая 1920 года об образовании Татарской автономии. Он предусматривал административное закрепление татар на минимально возможной территории их компактного проживания, оставив большую часть этноса вне административных границ республики. — Можно ли назвать это хотя и небольшим, но шагом вперед в воссоздании государственности татарского народа? — Нет, я так не думаю! Автономия, безусловно, несла некоторый позитивный потенциал в этом смысле, однако реальной самостоятельности у Республики не было. Если на первых порах Республика обладала хоть какими-то правами — в ее юрисдикции находились правоохранительные органы; на двух языках велось судопроизводство; относительной независимостью обладали учреждения культуры и просвещения, развивалась национальная система среднего и высшего образования; до середины тридцатых годов было свое представительство в Москве, — то затем этих прав становилось все меньше. Уже в 1922 году Татарстан вместе с республиками Кавказа и Средней Азии открыто выступил за предоставление права быть соучредителем Союза ССР. Согласно первому проекту Конституции СССР 1936 года, Татарстан (а также Казахстан и Киргизия) должны были быть союзными республиками, однако в окончательной редакции, вынесенной на всенародное обсуждение, Татария в качестве союзной республики уже отсутствовала. — Однако стремление к самостоятельности никуда не исчезло. Одним из ярких эпизодов его реализации стала знаменитая фраза Бориса Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите…» — Да, но не забывайте: ей предшествовали многие непростые события. Новый политический курс страны конца 80-х — начала 90-х годов послужил мощным катализатором духовного раскрепощения народов, роста их национального самосознания. Общественное движение политизировалось. В Татарстане были созданы Инициативный центр Народного фронта, Татарский общественный центр, партия национальной независимости «Иттифак». Республику захлестнули волны митингов и демонстраций. Среди множества лозунгов преобладали — «Позор безальтернативным кандидатам», «Татарстану — статус союзной республики», «Татарскому языку — статус государственного». М.Ш. Шаймиев, тогда еще первый секретарь обкома КПСС, оценил сложившуюся политическую ситуацию в стране как «трагический этап перестройки». В такой обстановке началась в 1990 году работа Верховного Совета республики двенадцатого созыва. Его Председателем был избран М.Ш. Шаймиев. В апреле 1990 года Верховный Совет СССР значительно расширил права автономий, предоставив им право на равных с союзными республиками участвовать в переговорном процессе по заключению нового Союзного договора. В национальных республиках, в том числе и в Татарстане, начался процесс суверенизации, к которому, надо сказать, федеральная власть относилась неоднозначно. Некоторая благосклонность была вызвана стремлением заручиться поддержкой автономии и хоть как-то нейтрализовать сложившийся политический кризис. И вот в июле 1990 года во время визита в Казань тогда еще Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и произнес: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить. Не хочу вставать на позицию Горбачева и быть тормозом в развитии национального самосознания каждой республики». С другой стороны, не стоит забывать, что чуть позже Татарстан стали называть «флагманом сепаратизма», а когда республика готовилась к референдуму, который должен был подкрепить провозглашенный ранее государственный суверенитет, Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов в интервью газете «Известия Татарстана» пообещал доставить руководителей республики и Президента Минтимера Шаймиева в Москву «в железной клетке». Действительно, парадокс: глава государства «раздавал» суверенитет, а второе лицо страны, выворачивая руки, отбирало отданное. Ситуация накалялась до предела. Федеральные власти агитировали людей игнорировать референдум, голосовать «против». Этому было посвящено телеобращение Президента России Б.Н.Ельцина. В субботу, за день до проведения референдума, прокурор Татарстана лично принес Председателю Верховного Совета республики уведомление о том, что если всенародное голосование все-таки состоится, то руководитель парламента будет нести уголовную ответственность на основании решения Конституционного Суда РФ. Тем не менее нам удалось решить этот вопрос в рамках закона. Это все на нашей памяти. 24 августа 1990 года в Казани прошел многолюдный митинг с требованием принять Декларацию о государственном суверенитете Татарстана. Через пять дней сессия Верховного Совета ТАССР приступила к рассмотрению этого вопроса. Разгорелась бурная дискуссия. Пришлось организовывать согласительную комиссию и голосовать за документ постатейно. 30 августа 1990 года знаковый правовой акт был принят. Председатель Верховного Совета республики М.Ш.Шаймиев тогда сказал, цитирую: «Сделав этот важный исторический шаг в жизни многонационального народа Татарстана, мы взяли на себя ту ответственность, которую никому еще не доводилось испытать в истории нашей республики. Если это факт зрелости, то мы должны с ходу стать мудрыми, чтобы через самостоятельность, о которой заявили, поднять духовный, материальный уровень жизни населения республики, а главное — сохранить и приумножить дружбу народов, которая веками сложилась на нашей земле. Такова высокая цена суверенитета». В марте 1992 года был проведен референдум, на котором многонациональный народ поддержал стремление к повышению статуса республики и закрепил положения Декларации. Избранный курс на повышение самостоятельности республики поддержали 61,4 процента избирателей Татарстана. 6 ноября 1992 года Верховный Совет Татарстана на основе волеизъявления народа принял новую Конституцию республики. — Фарид Хайруллович, а какое значение вы придаете договорному процессу между Россией и Татарстаном? Спрашиваю еще и потому, что вы были активным его участником. — Значение договоров 1994 и 2007 годов трудно переоценить. Как известно, в договорах учитываются особенности того или иного субъекта РФ. Обе стороны — и федеральный центр, и республика — продемонстрировали политическую волю и мудрость. С учетом особенностей Татарстана была выработана особая татарстанская модель социально-экономического развития, реализованы уникальные программы адресной социальной защиты, газификации, ликвидации ветхого жилья, фактически с нуля сформирован позитивный международный имидж Татарстана. После заключения договора республика заняла и по сей день прочно удерживает лидирующие позиции в стране по всем основным экономическим и социальным показателям. У Татарстана пятое место среди регионов России по объемам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал, он входит в тройку лидеров по объему производства сельскохозяйственной продукции. Дивиденды экономических успехов республика вкладывает в развитие социальной сферы. По объему ввода жилья Татарстан занимает четвертое место среди субъектов России и первое — среди регионов ПФО. Растет средняя заработная плата. На сегодняшний день она составляет 14231 рубль. При этом в республике наиболее низкие темпы инфляции. Впервые за последние десятилетия зафиксирован рост рождаемости населения. — В России и в мире наша республика позиционируется как один из самых предсказуемых и социально устойчивых субъектов Российской Федерации. Все приезжающие в Татарстан подчеркивают, что здесь сформировалась особая атмосфера взаимопонимания и толерантности между народами. На чем, на ваш взгляд, базируется эта устойчивость? — Безусловно, основные события новейшей истории, во главе которых вместе с Президентом Татарстана стоял Верховный Совет республики, — Декларация о государственном суверенитете, референдум 1992 года и принятая на его основе Конституция, Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными и республиканскими органами государственной власти — и стали той самой идеологией доверия и взаимопонимания, в какой-то мере национальной идеей, которая объединила представителей 115 национальностей, проживающих на территории Татарстана. За все эти годы ни при каких обстоятельствах не было создано ни одного прецедента ущемления прав татарстанцев по национальному или религиозному признаку. И сегодня национальная политика в республике является одним из государственных приоритетов. Создана Ассамблея народов Татарстана, под эгидой которой работают 66 национально-культурных общественных организаций. Утверждена Концепция национальной политики Республики Татарстан, направленная на объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений, профилактике экстремизма, созданию условий для удовлетворения татарстанцами своих этнокультурных потребностей. Ведется большая работа по сохранению и развитию культурного и духовного наследия народов республики. — Согласитесь ли вы с утверждением, что парламент республики — это зеркало татарстанского общества? — Хорошо известна политологическая максима — общество «творит» парламент, а парламент «творит» общество. Этот тезис отчетливо подтверждается деятельностью Верховного Совета республики и его исторического преемника — Государственного Совета. В непростые периоды отечественной истории Татарстан избежал серьезных конфликтов благодаря скоординированной работе различных органов государственной власти, партий и общественных организаций, средств массовой информации. Трудно переоценить роль нашего парламента как коренника в этом процессе. Велико его значение и на современном этапе. Руководство Татарстана всегда придерживалось концептуального подхода триполитического единства: парламентаризм — демократия — подлинный федерализм. Политические отношения, которые строятся на этих принципах, гармонично объединяют различные интересы. Российская Федерация — это огромная страна, находящаяся в одиннадцати часовых поясах, для нее характерно исключительное климатическое, географическое, экономическое, этническое и религиозное разнообразие. В такой стране каждому субъекту следует учитывать свои особенности в местном законодательстве. И это ни в коем случае не ослабляет, а, напротив, укрепляет страну. Федерализм в России — это территориальный каркас демократии. Отстаивая федеративные принципы, мы одновременно выступаем за сохранение демократии, которая и сегодня нуждается в защите. А лучшим защитником демократии, в свою очередь, является парламент — выразитель воли народа, избирателей. — Фарид Хайруллович, а что бы вы определили в качестве приоритетов дальнейшего развития парламентаризма в республике? — Это прежде всего формирование демократического государства с высокими стандартами качества жизни, опирающегося на гражданское общество и динамично развивающуюся многоотраслевую экономику с многочисленным средним классом. Республика должна выйти на устойчивую траекторию экономического роста, основанную на использовании новейших технологий и накопленного научно-технического потенциала. Мы имеем все возможности для того, чтобы Татарстан занял достойное место своей конкурентоспособной продукцией на мировом рынке. Подчеркну еще вот что. Решение этой масштабной задачи зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов, однако локомотивом здесь во многом должно стать местное самоуправление — фундамент российской системы народовластия. Сегодня в Татарстане 999 муниципальных образований, работают более 8 тысяч депутатов местных Советов. Вопросы управления жизнью населения на местах и в целом в республике решаются гласно, открыто и коллегиально. Без преувеличения можно сказать: муниципалитеты — вслед за государственным уровнем представительства интересов различных социальных групп — все больше сегодня становятся мощным рычагом политического развития страны и новым инструментом овладения нормами демократического общежития. И это вполне закономерно, поскольку только органы представительной власти в качестве основы своей правовой и политической деятельности имеют такую незыблемую опору, каковой выступает признание народа сувереном и единственным источником власти. Современный этап развития федеративного Российского государства характеризуется укреплением парламентаризма как системы демократического управления обществом. Именно этому институту исторически отведена важнейшая роль по формированию правового каркаса гражданского общества, укрепления многопартийности, определения стратегии и ориентиров социального и политического развития общества. И от того, насколько эффективна и ответственна будет работа парламента, зависит настоящее и будущее России и Татарстана. В народе говорят: «Крепкий фундамент — надежный дом». Политические и законодательные основы в республике заложены перспективные, а уж что будет построено, зависит только от каждого из нас. — Спасибо вам за беседу.