– Фарид Хайруллович, как республика справляется с последствиями мирового финансового кризиса?
– Особенность экономической ситуации в Татарстане состоит в том, что ещё в докризисное время мы определили государственные приоритеты развития республики. Главный из них – опережающее развитие с опорой на инновационные принципы. В традиционной для нас отрасли – нефтехимии – мы ставим цель: добиться большой глубины переработки (до 97 процентов) высокосернистой нефти. В Нижнекамске уже идёт строительство наиболее высокотехнологичного в Российской Федерации комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов.
Мы в Татарстане исходим из того, что все планируемые и осуществляемые в республике проекты должны удовлетворять двум требованиям: служить модернизации социально-экономической сферы и одновременно решать антикризисные задачи. Этим целям служат действующая программа социальной ипотеки и создание в Набережных Челнах нового совместного предприятия FIAT – «Соллерс» мощностью до 500 тысяч автомобилей в год. Победа Казани в борьбе за право проведения в 2013 году Всемирной универсиады позволила поддержать строительную сферу, создать новые рабочие места.
Безусловным приоритетом для всех ветвей власти остаётся поддержка реального сектора экономики и обеспечение социальной стабильности.
– В марте исполнился год работы нового созыва Государственного совета. Чем он вам запомнился?
– Парламент значительно обновился: почти наполовину сменился депутатский корпус, сформирован новый состав комитетов, произошли замены в руководстве.
Особое внимание обращено на развитие фракционной работы, в связи с этим разрабатывается новая редакция Регламента Госсовета. Я часто присутствую на заседаниях фракции КПРФ и, будучи членом партии «Единая Россия», должен сохранять беспристрастность, в равной степени способствовать работе всех партийных сил в стенах парламента.
Большинство принятых в последнее время законов напрямую связано с реализацией антикризисных мер. Принят бюджет республики на 2010 год и плановый период 2011–2012 годов, в котором при заложенном предельном дефиците удалось сохранить все социальные гарантии. Утверждена льгота по налогу на имущество организаций, финансируемых из бюджета Татарстана. Для предпринимателей, работающих по упрощённой системе, налоговая ставка снижена до 5 процентов.
Наиболее острый вопрос – реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Сложность проблемы в том, что методологическое и методическое регулирование тарифной политики происходит в Центре, а все недостатки этого процесса острее всего чувствуются именно в регионах. В Госсовете Татарстана вопросы ЖКХ – одни из самых рассматриваемых на заседаниях фракций, комитетов, «круглых столах». Наше мнение: вопрос методологии и методики регулирования тарифов на федеральном уровне требует скорейшего совершенствования.
– Какие партии представлены в Государственном совете? Не сложно ли вам, как председателю, выстраивать конструктивный диалог между коллегами?
– В Госсовете действуют две фракции – «Единая Россия» и КПРФ, а также депутатская группа «Татарстан – новый век». Все они ведут активную политическую и законотворческую деятельность, выстраивая продуктивное сотрудничество. В этом отношении у меня, как спикера парламента, особых проблем нет. В рамках своего объединения «единороссы» создали экспертный совет, который до общего обсуждения анализирует все законодательные инициативы Государственного совета и выносит своё решение на заседание фракции, а затем на президиум. В свою очередь депутаты от КПРФ чаще всего обращаются с различного рода заявлениями и депутатскими запросами, традиционно разрабатывают альтернативный бюджет.
– Как часто Госсовет, обладающий правом законодательной инициативы, выходит на федеральный уровень?
– Как показывает практика, одобрение в Государственной Думе получает менее двух процентов законодательных инициатив с мест. К примеру, из 44 законодательных инициатив, внесённых нашим парламентом в 2004–2010 годах в Государственную Думу, только 4 стали федеральными законами, ещё 17 находятся на различных стадиях рассмотрения. Возможность региональных парламентов влиять на процесс принятия федеральных законов сегодня существенно ограничена.
Даже если признать, что региональные инициативы могут содержать юридические погрешности или отражать лишь частный аспект общей проблемы, они, тем не менее, всегда содержат здравое рациональное зерно, которое следует сохранить и использовать. Необходимо хорошо отработать взаимодействие федерального Центра и субъектов Федерации в этом вопросе.
Представляется желательным пересмотр Регламента работы Государственной Думы в части работы с законодательными инициативами в сторону упрощения процедуры рассмотрения, которая в силу излишней обюрокраченности сковывает возможность широкого участия регионов в общероссийском законодательном процессе.
– Госсовет республики подписал соглашение с Советом Федерации о взаимодействии в законотворческом процессе. Как это повлияло на работу парламента республики?
– Соглашение о взаимодействии было подписано только в декабре 2009 года, так что говорить о каких-либо результатах преждевременно. Мы надеемся, что оно поднимет на новый уровень наше сотрудничество и покончит с излишним формализмом – ведь при современной динамике жизни необходимы мобильность и оперативность в законодательной работе.
– Как в республике осуществляется принцип разделения властей? Каких перемен вы ждёте в связи с переменой руководства республики?
– Впервые в современной истории Татарстана кандидатура на пост президента Татарстана предлагалась партией, победившей на региональных выборах. Показательно, что предложенная кандидатура поддержана всеми политическими силами республики, в том числе и парламентской оппозицией.
Наделённый полномочиями президента республики Рустам Минниханов – человек исключительно динамичный в принятии ответственных решений. С его именем связано углубление инновационной направленности нашей экономики, государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Он вступил в должность в непростое время, но я уверен, Рустам Нургалиевич станет достойным продолжателем взвешенной центристской политики и курса на модернизацию в Татарстане.
Смена главы республики, естественно, требует отставки правительства. Для Татарстана не характерно противостояние исполнительной и законодательной властей, разделение которых предусмотрено Конституцией республики. Все ветви власти всегда работали согласованно, принимали консолидированные решения. Надеюсь, конструктивное взаимодействие парламента и правительства сохранится и впредь.
Республика Татарстан
Столица Казань
Образована 27 мая 1920 г.
Президент Рустам Минниханов
Председатель Государственного совета Фарид Мухаметшин
Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртией, Чувашией.
Площадь
Всего 68 000 кв. км
% водной поверхности 6,4
Площадь края составляет 0,398% территории России
Население
Всего (на 1 января 2010 г.) 3,779 млн чел.
Плотность 55,6 чел. на кв. км
Удельный вес городского населения 74,9%
Демографическая ситуация характеризуется приростом населения
Муниципальное устройство и крупнейшие города
Территория Татарстана включает в себя 57 административно-территориальных единиц: 43 района и 14 городов республиканского значения. Крупнейшие города (население в тыс. чел.): Казань (1130,7), Набережные Челны (507,9), Нижнекамск (226,7), Альметьевск (141,9), Зеленодольск (99,1), Бугульма (90,2), Елабуга (70,0), Лениногорск (65,5), Чистополь (61,1).
Валовой региональный продукт
Всего, в текущих ценах 770,7 млрд руб.
На душу населения 204,8 тыс. руб.
Полезные ископаемые
Нефть (республика располагает 800 млн тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 млрд тонн), каменный уголь (выявлено 108 залежей). Имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа, а также перспективные запасы нефтебитумов, бурого угля, горючих сланцев, цеолитов, меди, бокситов.
Промышленность
Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжёлые грузовики, вертолёты, самолёты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение.
В республике добывается около 32 млн тонн нефти в год. По итогам 2009 г. компания «КамАЗ» занимала 56,5% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Каждый второй произведённый в России и СНГ грузовик – это автомобиль КамАЗ. В Татарстане производится 24% российских тракторов.
Транспорт
Транспортный комплекс Татарстана объединяет шесть видов транспорта (автомобильный, городской электрический, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный) и дорожное хозяйство.
Сельское хозяйство
Татарстан специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свёклы и картофеля, а также на производстве мяса, молока и яиц. В структуре производства по итогам 2009 года 51% составила продукция животноводства и 49% – растениеводства.