на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 20 апреля 2024
Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая,...

статьи 69 и 70 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Сервис
Фотогалерея событий
30 июня 2016
XLVII заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



Римма Ратникова: "Готовимся к революции. В бюджетной сфере"

06 июля 2010

Интервью в газете "Республика Татарстан", № 135 (26772)

Бюджетную сферу Татарстана, как и России в целом, в ближайшие годы ждут существенные изменения. Обусловлены они совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в частности приданием им большей самостоятельности. 8 мая этого года принят соответствующий Федеральный закон №83, нормы которого будут вводиться поэтапно, для чего с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года в стране устанавливается переходный период.

На сессии Госсовета 9 июня первый вице-премьер Равиль Муратов доложил депутатам о работе Кабинета Министров по реализации этого федерального закона и в контексте документа представил республиканский законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты Татарстана. Этот закон был принят, но работа по сопровождению и самого федерального закона, и переходного периода на республиканском уровне предстоит еще большая. Важно, чтобы суть грядущих перемен уже сейчас уяснило как можно больше людей.

Наш сегодняшний собеседник - заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, курирующая в парламенте данное направление работы.

- Римма Атласовна, хорошо помню спор, разгоревшийся на заседании Госсовета 9 июня. Раз уж депутатов насторожили предстоящие перемены, нетрудно представить озабоченность тех, кто работает в учреждениях бюджетной сферы, и тех, кто так или иначе с ней соприкасается...

- Дискуссия, о которой вы говорите, напомнила мне споры в Госдуме в 90-е годы, когда изменившейся стране требовались новые, адекватные реалиям законы, а левое большинство пыталось их застопорить. Теперь ситуация аналогичная: нынешний принцип функционирования и финансирования бюджетных организаций нуждается в радикальном обновлении, что очевидно. Пора, наконец, принимать бюджет исходя не только из того, сколько в республике школ, больниц, библиотек, но и учитывать главное - эффективно ли эти деньги используются?

Вот смотрите: рядом находятся две школы, они одинаково финансируются и так же исправно отчитываются об исполнении сметы. Но одна из них готовит толковых, конкурентоспособных выпускников, потому что в ней работает творческий педколлектив, а в другой - и коллектив ниже среднего, и успехов почти не видно. Практически нет механизмов, которые бы позволяли финансировать не просто саму сеть учреждений, а качественно оказанные ими услуги, поощрять и стимулировать учреждения к лучшей работе. Конечной целью федерального закона, в рамках которого меняется и республиканское законодательство, является повышение качества услуг государственных и муниципальных учреждений, которые они оказывают населению.

Закон создает стимул и мотивацию учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и имущества, устанавливает новые нормы, которые обеспечат прозрачность их деятельности. Теперь учреждение будет отчитываться не об исполнении сметы, а о результатах деятельности. Понять это чрезвычайно важно.

- Чем вызвано разделение учреждений на бюджетные, автономные, казенные?

- Законом новым учреждениям дается определенная свобода. К примеру, самостоятельно перераспределять средства внутри выделенного объема сметы в целях более рационального их использования. Но учреждения ведь бывают разные: одни оказывают услуги, а другие выполняют государственные функции. И у вторых статьи расходов установлены очень жестко, как, например, в сети учреждений системы исполнения наказаний. Подобные учреждения, которые выполняют контрольные и надзорные функции, как раз и будут переведены в казенные. Бюджетные и автономные учреждения близки по характеру деятельности, но у автономных больше свободы в использовании доходов от оказания платных услуг... Одним словом, проведена инвентаризация всей бюджетной сети.

- Да, масштаб такой, что впору говорить о своего рода революции в бюджетной сфере. Вам не кажется, что она идет как-то незаметно?

- Ну почему же? Федеральный закон принимался в обычном регламенте, это довольно публичный процесс. Другое дело, не все в него вникали. Кстати, и название закона не привлекает особого внимания.

Напомню, что задача совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений была поставлена в послании Президента Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию еще в 2009 году. Законопроект в стадии обсуждения был размещен на думском сайте. Татарстан активно участвовал в этой работе, внес немало замечаний и предложений. Кстати, они в федеральном законе учтены. Важно отметить, что наша республика становится пилотным регионом по реализации этого непростого закона. Потому что Татарстан уже не первый год ведет работу по повышению качества предоставляемых услуг - более 80 процентов учреждений переведено на подушевое нормативное финансирование. И этот опыт ценен для всей страны.

Но вы правильно говорите, что бюджетную сферу ждут существенные изменения, которые невозможно провести одномоментно. Поэтому на территории страны с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года устанавливается переходный период. Татарстанским законодателям также потребуется принять соответствующий закон. А еще республике предстоит сложная работа по формированию государственных и муниципальных заданий, которые обязаны будут выполнять учреждения.

- Давайте проясним, что это за задания.

- Это и есть ключевой вопрос для учредителя - обозначить, какие услуги и с каким качеством должно выполнить учреждение. Необходимо четко прояснить: вот набор услуг, которые школы, больницы, дома культуры и другие учреждения оказывают бесплатно. А если вы, сверх того, хотите изучать китайский язык или получать какие-то дополнительные медицинские суперуслуги, то за это придется платить.

Кроме того, в задании, я думаю, будет определено, что для получения финансирования необходимы определенный уровень квалификации персонала, надлежащие условия работы и т.д. Не исполнив задание, учреждение не получает субсидирования...

Думаю, такие вопросы, как государственное задание, надо еще долго обсуждать - публично, в том числе и с участием депутатского корпуса. Для этого и предусмотрен переходный период.

- Я правильно поняла, что задания станут неким раз и навсегда сформированным "пакетом"?

- В определенной степени так и будет, я полагаю. В задания должны быть заложены обязательные стандарты, которые принимаются законом и не уменьшаются ни при каких обстоятельствах и кризисах.

Это обязательства государства перед гражданами, налогоплательщиками - в социальной сфере, здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике... Муниципалитеты таким же образом включают свои требования к муниципальным учреждениям. Поскольку руководителям учреждений дается право перераспределять средства внутри выделенной сметы, порядок этих действий тоже надо прописать честно. Чтобы не получилось так, что все средства использованы лишь на заработную плату, а на оказание услуг денег не осталось. Что касается рамок подвижности заданий. Не думаю, что есть цель застолбить их раз и навсегда. С ростом консолидированного бюджета Татарстана список оказываемых услуг может расширяться. Такова, как поняли депутаты, позиция рабочей группы Правительства республики, возглавляемой первым вице-премьером Равилем Фатыховичем Муратовым.

- Как будет замеряться качество оказываемых учреждениями услуг?

- Критерии качества также должны быть прописаны в госзаданиях, ведь связь между финан-совым обеспечением учреждения и результатом его работы - неразрывна. Удастся учреждению выполнить все порученное ему с высоким качеством, не растранжирив при этом деньги, - замечательно; не использованные до конца года остатки субсидий остаются в его распоряжении. То есть будет работать стимул. А когда бюджетное учреждение заинтересовано во что бы то ни стало потратить бюджетные деньги до конца финансового года, и только потому, что иначе смету на следующий год непременно срежут, это не дело... Но главный критерий качественной работы - оценка самих граждан, то есть тех, кто услуги получает.

- Римма Атласовна, говорят, что в будущем закон дает возможность сократить финансирование бюджетной сферы и оптимизировать затраты.

- Самых разных предположений звучит сегодня немало, ведь любое новое дело сначала необходимо разъяснить. На встрече с молодежью мне недавно задали вопрос: а что, у нас не будет больше бесплатного образования? Спрашиваю: с чего вы это взяли? Отвечают: молодежь в блогосфере это активно обсуждает...

Так вот, о сокращении финансирования бюджетной сферы речи вообще не идет! В СМИ время от времени появляется информация, что в каких-то регионах бесплатные услуги делают платными. Чтобы этого не случилось, как раз и необходимо утвердить весь объем услуг, которые государство предоставляет безвозмездно. Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания.

Также в рамках госзадания, если это прямо указано в Федеральном законе (например, не будут же бесплатными билеты в театры), на одинаковых - при оказании одних и тех же услуг - условиях. Госзадание для бюджетного учреждения должно содержать, в том числе, предельные тарифы на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе.

Очень важно уяснить и то, что наращивать платные услуги можно только сверх госзадания, но никак не в ущерб ему! И разговоры о том, что дети из простых семей не смогут получить аттестат зрелости без оплаты, лишены всякого основания.

Конечно, на местах единичные перегибы могут быть. Тогда их надо всем миром исправлять.

Что же касается платных услуг вообще, то они должны быть, и не стоит это подвергать сомнению. Ведь немало людей имеют высокие доходы и готовы платить за предоставление услуг не по минимальному объему, определенному государством, а по своим потребностям. Зачем же отдавать такую возможность кому-то, если услуги могут оказать квалифицированно и качественно те же муниципальные учреждения?

- На заседании Госсовета 9 июня депутаты подняли вопрос, не откроет ли введение норм 83-го Федерального закона лазейки для желающих приватизировать или распродать здания школ, больниц, спортсооружений? Не начнут ли их банкротить с целью завладения имуществом и земельными участками?

- В настоящее время собственником всего имущества бюджетных учреждений является либо Российская Федерация, либо ее субъект, либо муниципальное образование - так гласит статья 296 Гражданского кодекса. За бюджетным учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления - и не более того. То есть без решения собственника никто имущество приватизировать или продавать не сможет. К тому же бюджетное учреждение - по определению - не может быть признано несостоятельным, то есть банкротом.

Если идти еще глубже, можно задаться вопросом: а не будут ли новые бюджетные учреждения в обеспечение своих договоров закладывать земли, имущество, и соответственно отдавать недвижимость за долги? Отвечу: передача в залог недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, земельных участков без согласия собственника не будет законной. И совершаться крупные сделки могут только с согласия учредителей. На нынешнем этапе развития ситуация 90-х годов, когда массово были распроданы, например, детские сады, повториться просто не может! Потому что сегодня муниципалитеты сами же и страдают от их нехватки.

Думается, такого рода вопросы возникают в связи с тем, что доныне закон "О некоммерческих организациях" не распространялся на бюджетные и автономные учреждения. Но теперь они получают определенную свободу и будут осуществлять приносящую доход деятельность. При условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Значит, Закон "О некоммерческих организациях" станет для бюджетных и автономных учреждений в какой-то степени "базовым", и он будет ограничивать режим распоряжения имуществом.

- А смогут ли бюджетные учреждения эффективно распорядиться той свободой, которую получат? Вы говорите, что они будут меньше контролироваться. Выходит, использование средств станет вовсе непрозрачным?

- Напротив, закон вводит новые механизмы обеспечения прозрачности. Конечно, свободы становится больше, но и ответственность возрастает. Пока контроль за операциями бюджетного учреждения ведется по лимитам бюджетных обязательств, все бухгалтерские проводки санкционируются казначейством. И информация фактически закрыта для общественности. Теперь ситуация изменится. Счета по-прежнему будут открыты в казначействе или финансовом органе, но руководители получат право делать те затраты, которые сочтут необходимыми. Ведь содержание операций будет явным и видным. Потому что вся информация об учреждении, все финансовые документы, отчеты о деятельности будут размещены в сети Интернет. Таким образом, для общественности деятельность бюджетных организаций станет намного прозрачней. А нам с вами, потребителям услуг - пациентам больниц, родителям школьников - надо будет учиться следить, как тратятся деньги налогоплательщиков. Кстати, и на коррупциогенность закон проверен. Надо только четко соблюдать все административные процедуры.

И еще раз об ответственности. Чтобы голова ни у кого не закружилась от свободы, новый закон предусматривает жесткие меры: за просроченную кредиторскую задолженность - увольнение, за нанесенный убыток - взыскание в размере убытка. И учредители, конечно, должны быть начеку, постоянно мониторить финансовое состояние бюджетных учреждений.

- Хватит ли сил осуществить такие глобальные реформы?

- Если мы действительно хотим перемен в бюджетной сфере, думаю, хватит. Соглашусь, что до сих пор информация о предстоящих переменах была, скажем так, ненавязчивой. Хотя говорить об этом нужно чаще и более внятно. Ведь для того, чтобы идеи овладели массами... Ну, сами знаете. Успехов нам всем!

Ирина МУШКИНА


Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта