на главную | карта сайта | rss | язык: рус тат
Сегодня 26 ноября 2024
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия...

статья 87 Конституции Республики Татарстан
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фотоколлаж посвященный 25-летию становления парламентаризма в современной истории Татарстана
Сервис «Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов»
Фотогалерея событий
29 мая 2015
XLIII заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа
Все события
Депутатский корпус
Сотрудничество
Официальный сайт Московской городской ДумыГоссовет Республики Коми
Государственное Собрание - Курултай Республики БашкортостанЗаконодательная Дума Хабаровского края

Доклады, выступления, публикации в СМИ



Шакир Ягудин: "КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"

12 октября 2010

Журнал «Правосудие в Татарстане», №2(42), 2010

Государственная власть в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждая ее разновидность осуществляется специально созданными на то государственными органами. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, суды Республики Татарстан. Конституцией Республики Татарстан устанавливается, что органы государственной власти в целях сохранения и развития республиканской идентичности при осуществлении своих полномочий призваны учитывать исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан.

Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, осуществляющая правосудие в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Конституция Российской Федерации не допускает создания чрезвычайных судов. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Комплекс конституционных норм, регламентирующих деятельность судебной власти, содержится в главе 4 Конституции Республики Татарстан, именуемой «Судебная власть. Прокуратура». Положения этой главы, как следует из ее наименования, регламентируют функционирование в Республике Татарстан органов прокуратуры, а также оказание юридической помощи гражданам и организациям коллегиями адвокатов, другими юридическими организациями и отдельными гражданами. Полномочия, порядок организации и деятельности указанных органов устанавливаются федеральными законами.

В силу федеративного устройства России и в соответствии с Федераль-ным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» судебную власть в Республике Татарстан осуществляют федеральные суды и суды Республики Татарстан. К федеральным судам относятся федеральные суды общей и арбитражной юрисдикции, а к судам Республики Татарстан – Конституционный суд Республики Татарстан и мировые судьи Республики Татарстан.

Федеральными судами общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Татарстан, районные (городские) и военные суды.

Арбитражный суд Республики Татарстан является федеральным судебным органом, осуществляющим правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Судебную систему Республики Татарстан составляют Конституционный суд Республики Татарстан и мировые судьи Республики Татарстан.

О том, что на уровне субъектов Российской Федерации также могут быть системы государственных органов, говорится в части первой статьи 77 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «Система государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно…»

В этой связи не совсем логично и даже противоречиво определение Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года № 103-0. В нем в одном случае говорится о том, что «Конституция Российской Федерации предусматривает существование единой федеральной судебной системы Российской Федерации, в которую входят суды, действующие в субъектах Российской Федерации, и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации», а в другом случае утверждается, что «конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации». Как видим, последнее положение анализируемого определения, в отличие от предыдущего, допускает существование в субъекте Российской Федерации самостоятельной системы судебной власти, но только входящей в судебную систему Российской Федерации. На наш взгляд, последний подход наиболее адекватный и правильный, в полной мере отвечающий сути принципа федерализма, лежащего в основе организации и дея-тельности Российского государства и его органов.

Конституционный суд Республики Татарстан, учрежденный в 2000 году, является особым органом государственной власти в системе разделения властей Республики Татарстан, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Он призван защищать конституционный строй Республики Татарстан, основные права и свободы человека, поддерживать верховенство в правовой системе республики и непосредственное действие Конституции Республики Татарстан на всей ее территории. Соответствующими средствами, следовательно, он призван отстаивать государственность Республики Татарстан, обеспечивать ее полноту, способствовать ее сохранению и развитию.

Конституционный суд своей деятельностью способствует стабильности конституционного развития республики, устойчивости ее правовой системы, укреплению единства ветвей государственной власти, а в итоге - укреплению законности и единства правового пространства на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов их органов государственной власти, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

В статье 109 Конституции Республики Татарстан этот перечень вопросов значительно расширен. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает также дела о конституционности не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях республики; споры о компетенции между органами государственной власти республики, споры между этими органами и органами местного самоуправления, а также споры между органами самоуправления.

Конституционный суд республики по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность республиканских законов или их отдельных положений, иных нормативных и правовых актов республики и др. В последующем такое расширительное толкование положения части первой статьи 27 указанного Федерального конституционного закона Определением Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года № 103-0 было признано правомерным.

Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного суда, устанавливается законом Республики Татарстан. Установлено также, что финансирование Конституционного суда производится за счет бюджета Республики Татарстан.

Для реализации положений части второй статьи 75, частей четвертой и шестой статьи 77 Конституции Российской Федерации, взятых в их совокупности и взаимосвязи, чрезвычайно важным является положение части четвертой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» о том, что «решение Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом». Аналогичное положение воспроизводится и в статье 109 Конституции Республики Татарстан.

Конституционный суд Республики Татарстан состоит из 6 судей, из-бранных Государственным Советом Республики Татарстан по представле-нию Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве. В июне 2010 года истекает срок полномочий четырех судей. Вопрос об избрании новых судей Конституционного суда Республики Татарстан будет рассматриваться на очередном заседании Государственного Совета Республики Татарстан. Судьи Конституционного суда вносят на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан предложения по кандидатурам на должности Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда.
Компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, статус его судей определяются федеральными законами, Законом Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года «О Конституционном суде Республики Татарстан» (с последующими изменениями).

В целях реализации своих полномочий Конституционный суд Республики Татарстан тесно взаимодействует с иными органами государственной власти республики, органами судейского сообщества, общественными объединениями, средствами массовой информации, работает с обращениями граждан и информирует их о своей деятельности.

Важен вклад Конституционного суда Республики Татарстан в дело укрепления конституционной законности в республике. За период своего существования им вынесено 80 решений, половина из которых – постановления.

Мировые судьи, как известно, являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Они были учреждены взамен изъятых из судебной системы республики Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» судов общей юрисдикции - районных, городских, Верховного суда республики.

В настоящее время в Республике Татарстан установлены 182 должности мирового судьи и соответствующее ему количество судебных участков. Действуют мировые судьи на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» и закона Республики Татарстан от 17 ноября 1999 года «О мировых судьях Республики Татарстан».
Общее число мировых судей и количество судебных участков Республики Татарстан определяются федеральным законом по законодательной инициативе Государственного Совета Республики Татарстан, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с Государственным Советом Республики Татарстан. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами Республики Татарстан.

Конституционно установлено, что судопроизводство и делопроизводство в судах в Республике Татарстан ведутся в соответствии с федеральным законом.

Прокурор Республики Татарстан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан.

Прокурор Республики Татарстан и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов, законов Республики Татарстан.
Мной, как депутатом Государственного Совета Республики Татарстан в настоящее время подготовлен и вносится в парламент республики проект закона Республики Татарстан «О порядке согласования кандидатуры для назначения на должность Прокурора Республики Татарстан». Мной готовится также проект закона Республики Татарстан о наделении Прокурора Республики Татарстан правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан. Такое право в региональных парламентах предоставлено прокурорам многих субъектов Российской Федерации.

Слаженное функционирование в республике в соответствии с Конституцией Республики Татарстан судебной власти, органов прокуратуры, адвокатуры способствуют более эффективной защите прав и свобод человека и гражданина, сохранению и развитию самобытной государственности многонационального народа Республики Татарстан.

Добавить отзыв:

Ваше имя:
Ваш отзыв:
Введите код:



Назад


Трибуна депутата
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович
Опыт Татарстана по информированию о нацпроектах распространят на всю страну
Парламентская газета Татарстан, №26 от 12 июля 2019 г.
Ссылки
Празднование 100-летия Татарской АССР
Календарь событий
пнвтсрчтптсбвс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
Новое на сайте
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
24 октября 2019
Подписка на новости
Опрос на сайте
Чего на Ваш взгляд не хватает на новом сайте?
интерактивности, обратной связи
официальных документов
фото и видео материалов
затрудняюсь ответить
Ссылки
http://www.pfo.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Государственная автоматизированная система
<!-- __tat__  -->
Официальный портал Республики Татарстан<!-- __tat__ татарстан - государство -->
Счетная палата Республики Татарстан
Общественная палата Республики Татарстан
Портал муниципальных образований Республики Татарстан
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Общероссийский Народный Фронт
 

Об использовании информации официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан

Официальный сайт Государственного Совета Республики Татарстан, 2008 - 2018 гг.
Администратор сайта